Напоминание

"Удивительное имя существительное"


Автор: Иваненко Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "ЛСШ № 45"
Населённый пункт: город Луганск. ЛНР
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Удивительное имя существительное"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема «Удивительное имя существительное»

Цель: закрепление и обобщение сведений об имени существительном как

части речи.

Задачи:

Обучающие:

- обобщение, систематизация материала по теме «Имя существительное»;

- формирование навыков правильного написания имен существительных;

- выработка умений нахождения и употребления имен существительных в

тексте, правильного использования их в устной и письменной речи.

Развивающие:

- развитие речи учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и

творческих способностей;

- развитие умений видеть красоту в природе.

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явление культуры,

основному средству общения;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по закреплению и

обобщению знаний и умений по теме «Имя существительное»;

- воспитание любви к русскому языку.

Тип

урока:

обобщение

и

систематизация

знаний

Форма

урока:

нетрадиционная (путешествие) Оборудование: презентация, карточки для

индивидуальной работы, учебник

Ход урока

1.

Организационный момент. Слово учителя :

-Здравствуйте, ребята! К вам на урок я пришла с хорошим настроением,

которое похоже на солнышко. Им я хочу поделиться с вами. Пусть это

солнышко освещает нам путь к новым знаниям, которые вы добудете сегодня

на уроке. На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их

пожалуйста. Здравствуйте все, кто к нам пришел сегодня Здравствуйте все,

кто верит в чудеса Здравствуйте все, кто не жалея сил Делится счастьем

своим Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок –

урок-путешествие. Мы отправимся в плавание по стране «Удивительное имя

существительное». Этой страны вы не найдете на географической карте.

Путешествуют по этой стране на корабле знаний. Я надеюсь, что ваши

знания,

полученные

при

изучении

имени

существительного

помогут

преодолеть препятствия, которые встретятся во время путешествия. А

путешествовать мы с вами будем на нашем символичном корабле знаний.

Как у настоящих путешественников у нас с вами есть маршрутная карта. На

островах, выделенных коричневым цветом, безжизненных и пустынных, к

концу нашего урока, я надеюсь, появятся зеленые ростки ваших знаний.

Запишите дату и тему урока. Наш дружный экипаж отправляется в путь!

Попутного ветра! 7 футов под килем!

2. Постановка цели и темы урока. Цель нашей экспедиции – закрепить

знания и навыки, полученные при изучении темы «Имя существительное» Но

чтобы отправиться в путь нам нужно приобрести билеты. Билеты считаются

купленными, если команда сможет справиться с заданием.

3. Работа над темой урока

ЗАДАНИЕ 1 Выпишите только те слова, которые являются именами

существительными:

добрый, доброта,

знания,

уметь, умения,

дружный, дружба,

привыкать, навыки,

выручать, взаимовыручка.

Какие же слова вы выписали? Я думаю именно эти качества нам

пригодятся во время нашей экспедиции. Ну что ж, билеты куплены, пора

отправляться в путь. Отдать швартовы!

Право по курсу ПРОЛИВ ЭРУДИТОВ.

Для того чтобы преодолеть его и не сесть на мель нам нужно ответить на

следующие вопросы:

1. Дать определение имени существительного?

2. Какие постоянные признаки существительных вам известны?

3. Что вам известно о непостоянных признаках?

4. Назвать начальную форму имени существительного.

5. Какова синтаксическая роль существительного в предложении?

6.Как образуются имена существительные?

Молодцы, ребята, пролив благополучно преодолели.

Впереди бухта «ЗАГАДОЧНАЯ»

Послушайте стихотворение:

Как-тот рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее я и ты

Без кашна и без пальты

- Какую особенность вы заметили?

-Что это за существительные?

-Что вы о них знаете?

-Как правильно должны звучать слова? Обратите внимание на экран:

Пересекая океан, плыл к нам корабль из дальних стран. Но страшный шторм

его настиг, И затонул он в тот же миг. Но пассажиров капитан спас всех,

конечно спасся сам. На этом корабле нам навстречу плыли 2 команды слов с

НЕ, теперь они все перепутались и мы должны помочь им разобраться по

группам.( на экран выводятся слова)

1 вариант выписывает существительные, которые пишутся с НЕ слитно,

2 – которые пишутся с НЕ раздельно: (Не)везение преследовало меня. Это

(не)правда, а откровенная ложь. Мне сегодня (не)здоровится. (Не)счастье, а

горе постигло нас.

Что же у нас получилось?

Молодцы, справились и с этим заданием!

Попутный ветер нас несет в порт «ЧИК-ЩИК»

Перед вами смешной, но « коварный» рассказ.

Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов -чик-, -щик- :

Однажды развед.ик получил ответственное задание: внедриться в группу

опасных заговор.иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и

времени пришлость затратить ему для выполнения задания: он побывал и

бетон.иком,

и

камен.иком,

и

свар.иком,

и

экскаватор.иком,

и

водопровод.иком, и паркет.иком, и электросвар.иком, и даже кровель.иком,

когда выяснилось, что заговор.ики были просто строителями, а в их тайные

планы входило строительство новой школы.

Взаимопроверка.

Сверьте написанное с экраном и объясните постановку суффиксов.

Что ж дорога долгая, устали ?

Давайте немного отдохнем

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Право по борту полуостров «КОКОС» Живет на полуострове по имени

Кокос Людей там племя взрослое, их путь по жизни прост. У каждого на

темени, как пламя, клок волос. Совсем не знают времени все те, кто там

подрос. Со знаменем на лошади, вдев ноги в стремена. Они вполне хорошие

вершат свои дела. Там каждый хлебом кормится: семян полно кругом.

Коровье вымя полнится полезным молоком. И не считают бременем заботы.

Любят труд. И быстро все со временем здоровыми растут .

Выписать из текста разносклоняемые имена существительные, определить

падеж, выделить суффикс.

А сейчас наш корабль знаний пришвартуется в ГАВАНИ ЕК-ИК

Достаньте свои сигнальные кораблики. Сейчас они послужат нам маячками.

При суффиксе ЕК поднимаем красный кораблик, при суффиксе ИК –

зеленый Лучик, кружочек, пароходик, сыночек, звоночек, кораблик, билетик,

полушубочек, орешек, голубочек, дождичек, пакетик, диктантик, ножичек,

молоточек, манежик, кролик, носик.

Умнички! Справились и с этим заданием!

Посмотрите какой удивительный остров прямо по курсу! Кого там только

нет! Вот обжора-бегемот – он неряха, злюка, жмот: Нашу белку-непоседу Он

оставил без обеда Вот милашка-стрекоза, все порхает, егоза. А медведь,

такой растяпа! Да к тому же косолапый! Был енот такой зануда- доняла его

простуда. Дятел – умница, трудяга: дуб долбить нужна отвага .Какие слова в

данном стихотворении могут обозначать как лиц мужского, так и лиц

женского рода?А как называются эти существительные? А что это за

удивительный форт на пути нашей экспедиции ? О, здесь нам придется

немного потрудиться. Приготовили свои ладошки.

Хлопок, когда суффикс ОК и тишина, когда суффикс ЕК : пенеч.к,

шаж.к,огонеч.к, флаж. к, мешоч.к, дождич. к, тенеч.к, снеж.к, береж. к.

Обоснуйте ваш выбор. Наконец мы приближаемся к конечному пункту

нашего путешествия.

Впереди страна «Удивительное имя существительное». А чем же оно

удивительно? Ключом к ответу на этот вопрос послужит следующее задание:

Сделать морфологический разбор существительных у доски ( 2 чел.) Юнга

впервые ушел в плавание. Морской круиз близился к концу. Справившись со

всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берем курс в порт

приписки. 4. Подведение итогов урока Путешествие подошло к концу и мы

опять дома.Обратите внимание на нашу карту: из мрачной и пустынной

благодаря вашим знаниям и навыкам она превратилась в яркую и

насыщенную. Что вам понравилось в нашем путешествии? Чем мы

занимались? Что было интересно? А что помогло на преодолеть все

препятствия? В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко-

доброта. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, поможет

рассеять плохое настроение, в нашей ситуации оно помогло нам сплотиться и

выстоять перед бурями, ветрами и штормами. Но добрыми у нас должны

быть не только слова, но и поступки. Идите дорогой добра и пусть ваши

солнышки освещают ваш путь всегда.

5. Оценивание

6. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.

Благодарю всех за урок



В раздел образования