Автор: Иваненко Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "ЛСШ № 45"
Населённый пункт: город Луганск. ЛНР
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Удивительное имя существительное"
Раздел: среднее образование
Тема «Удивительное имя существительное»
Цель: закрепление и обобщение сведений об имени существительном как
части речи.
Задачи:
Обучающие:
- обобщение, систематизация материала по теме «Имя существительное»;
- формирование навыков правильного написания имен существительных;
- выработка умений нахождения и употребления имен существительных в
тексте, правильного использования их в устной и письменной речи.
Развивающие:
- развитие речи учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей;
- развитие умений видеть красоту в природе.
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явление культуры,
основному средству общения;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по закреплению и
обобщению знаний и умений по теме «Имя существительное»;
- воспитание любви к русскому языку.
Тип
урока:
обобщение
и
систематизация
знаний
Форма
урока:
нетрадиционная (путешествие) Оборудование: презентация, карточки для
индивидуальной работы, учебник
Ход урока
1.
Организационный момент. Слово учителя :
-Здравствуйте, ребята! К вам на урок я пришла с хорошим настроением,
которое похоже на солнышко. Им я хочу поделиться с вами. Пусть это
солнышко освещает нам путь к новым знаниям, которые вы добудете сегодня
на уроке. На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их
пожалуйста. Здравствуйте все, кто к нам пришел сегодня Здравствуйте все,
кто верит в чудеса Здравствуйте все, кто не жалея сил Делится счастьем
своим Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок –
урок-путешествие. Мы отправимся в плавание по стране «Удивительное имя
существительное». Этой страны вы не найдете на географической карте.
Путешествуют по этой стране на корабле знаний. Я надеюсь, что ваши
знания,
полученные
при
изучении
имени
существительного
помогут
преодолеть препятствия, которые встретятся во время путешествия. А
путешествовать мы с вами будем на нашем символичном корабле знаний.
Как у настоящих путешественников у нас с вами есть маршрутная карта. На
островах, выделенных коричневым цветом, безжизненных и пустынных, к
концу нашего урока, я надеюсь, появятся зеленые ростки ваших знаний.
Запишите дату и тему урока. Наш дружный экипаж отправляется в путь!
Попутного ветра! 7 футов под килем!
2. Постановка цели и темы урока. Цель нашей экспедиции – закрепить
знания и навыки, полученные при изучении темы «Имя существительное» Но
чтобы отправиться в путь нам нужно приобрести билеты. Билеты считаются
купленными, если команда сможет справиться с заданием.
3. Работа над темой урока
ЗАДАНИЕ 1 Выпишите только те слова, которые являются именами
существительными:
добрый, доброта,
знания,
уметь, умения,
дружный, дружба,
привыкать, навыки,
выручать, взаимовыручка.
Какие же слова вы выписали? Я думаю именно эти качества нам
пригодятся во время нашей экспедиции. Ну что ж, билеты куплены, пора
отправляться в путь. Отдать швартовы!
Право по курсу ПРОЛИВ ЭРУДИТОВ.
Для того чтобы преодолеть его и не сесть на мель нам нужно ответить на
следующие вопросы:
1. Дать определение имени существительного?
2. Какие постоянные признаки существительных вам известны?
3. Что вам известно о непостоянных признаках?
4. Назвать начальную форму имени существительного.
5. Какова синтаксическая роль существительного в предложении?
6.Как образуются имена существительные?
Молодцы, ребята, пролив благополучно преодолели.
Впереди бухта «ЗАГАДОЧНАЯ»
Послушайте стихотворение:
Как-тот рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты
- Какую особенность вы заметили?
-Что это за существительные?
-Что вы о них знаете?
-Как правильно должны звучать слова? Обратите внимание на экран:
Пересекая океан, плыл к нам корабль из дальних стран. Но страшный шторм
его настиг, И затонул он в тот же миг. Но пассажиров капитан спас всех,
конечно спасся сам. На этом корабле нам навстречу плыли 2 команды слов с
НЕ, теперь они все перепутались и мы должны помочь им разобраться по
группам.( на экран выводятся слова)
1 вариант выписывает существительные, которые пишутся с НЕ слитно,
2 – которые пишутся с НЕ раздельно: (Не)везение преследовало меня. Это
(не)правда, а откровенная ложь. Мне сегодня (не)здоровится. (Не)счастье, а
горе постигло нас.
Что же у нас получилось?
Молодцы, справились и с этим заданием!
Попутный ветер нас несет в порт «ЧИК-ЩИК»
Перед вами смешной, но « коварный» рассказ.
Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов -чик-, -щик- :
Однажды развед.ик получил ответственное задание: внедриться в группу
опасных заговор.иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и
времени пришлость затратить ему для выполнения задания: он побывал и
бетон.иком,
и
камен.иком,
и
свар.иком,
и
экскаватор.иком,
и
водопровод.иком, и паркет.иком, и электросвар.иком, и даже кровель.иком,
когда выяснилось, что заговор.ики были просто строителями, а в их тайные
планы входило строительство новой школы.
Взаимопроверка.
Сверьте написанное с экраном и объясните постановку суффиксов.
Что ж дорога долгая, устали ?
Давайте немного отдохнем
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Право по борту полуостров «КОКОС» Живет на полуострове по имени
Кокос Людей там племя взрослое, их путь по жизни прост. У каждого на
темени, как пламя, клок волос. Совсем не знают времени все те, кто там
подрос. Со знаменем на лошади, вдев ноги в стремена. Они вполне хорошие
вершат свои дела. Там каждый хлебом кормится: семян полно кругом.
Коровье вымя полнится полезным молоком. И не считают бременем заботы.
Любят труд. И быстро все со временем здоровыми растут .
Выписать из текста разносклоняемые имена существительные, определить
падеж, выделить суффикс.
А сейчас наш корабль знаний пришвартуется в ГАВАНИ ЕК-ИК
Достаньте свои сигнальные кораблики. Сейчас они послужат нам маячками.
При суффиксе ЕК поднимаем красный кораблик, при суффиксе ИК –
зеленый Лучик, кружочек, пароходик, сыночек, звоночек, кораблик, билетик,
полушубочек, орешек, голубочек, дождичек, пакетик, диктантик, ножичек,
молоточек, манежик, кролик, носик.
Умнички! Справились и с этим заданием!
Посмотрите какой удивительный остров прямо по курсу! Кого там только
нет! Вот обжора-бегемот – он неряха, злюка, жмот: Нашу белку-непоседу Он
оставил без обеда Вот милашка-стрекоза, все порхает, егоза. А медведь,
такой растяпа! Да к тому же косолапый! Был енот такой зануда- доняла его
простуда. Дятел – умница, трудяга: дуб долбить нужна отвага .Какие слова в
данном стихотворении могут обозначать как лиц мужского, так и лиц
женского рода?А как называются эти существительные? А что это за
удивительный форт на пути нашей экспедиции ? О, здесь нам придется
немного потрудиться. Приготовили свои ладошки.
Хлопок, когда суффикс ОК и тишина, когда суффикс ЕК : пенеч.к,
шаж.к,огонеч.к, флаж. к, мешоч.к, дождич. к, тенеч.к, снеж.к, береж. к.
Обоснуйте ваш выбор. Наконец мы приближаемся к конечному пункту
нашего путешествия.
Впереди страна «Удивительное имя существительное». А чем же оно
удивительно? Ключом к ответу на этот вопрос послужит следующее задание:
Сделать морфологический разбор существительных у доски ( 2 чел.) Юнга
впервые ушел в плавание. Морской круиз близился к концу. Справившись со
всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берем курс в порт
приписки. 4. Подведение итогов урока Путешествие подошло к концу и мы
опять дома.Обратите внимание на нашу карту: из мрачной и пустынной
благодаря вашим знаниям и навыкам она превратилась в яркую и
насыщенную. Что вам понравилось в нашем путешествии? Чем мы
занимались? Что было интересно? А что помогло на преодолеть все
препятствия? В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко-
доброта. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, поможет
рассеять плохое настроение, в нашей ситуации оно помогло нам сплотиться и
выстоять перед бурями, ветрами и штормами. Но добрыми у нас должны
быть не только слова, но и поступки. Идите дорогой добра и пусть ваши
солнышки освещают ваш путь всегда.
5. Оценивание
6. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.
Благодарю всех за урок