Напоминание

Реализация профессионального образовательного стандарта по профессии "Повар, кондитер" через педагогическую технологию "Учебная фирма "Бизнес- ланч"


Автор: Тимовкина Ирина Петровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ ПУ-18
Населённый пункт: с. Аскиз
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация профессионального образовательного стандарта по профессии "Повар, кондитер" через педагогическую технологию "Учебная фирма "Бизнес- ланч"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тимовкина Ирина Петровна, мастер производственного обучения, ГБПОУ РХ ПУ-18

Реализация профессионального образовательного стандарта по

профессии «Повар, кондитер» через педагогическую технологию «Учебная

фирма «Бизнес- ланч».
Профессиональные образовательные стандарты нового поколения диктуют нам принципиально новый подход в подготовке обучающихся, а именно формирование профессиональных и ключевых компетенций, направленных на результат - успешное трудоустройство выпускников. Не секрет, что все профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования находятся в условиях конкуренции для того что бы качественно удовлетворить требования рыночной экономики Республики Хакасия в части качественной подготовки своего специалиста. На протяжении последних пяти лет наше училище активно работало по укреплению деловых связей с работодателями, в том числе с предприятиями общественного питания Аскизкого района. Так в период с 2011-2014 года была реализована инновационная программа БПИ «Социальное партнерство как фактор формирования общих, профессиональных и ключевых компетенций выпускника сельского училища», где я являлась разработчиком и участником по профессии «Повар, кондитер». Итогами реализации программы стало внедрение деятельностных педагогических технологий в учебный процесс таких как: решение производственных ситуаций, кейс- технология, деловая игра и т.д. Но вся деятельность направленная только на конкретного работодателя несет в себе не только преимущество, но и риски. Например, банкротство предприятия, сокращение численности работающих, смена деятельности. Таким образом, возникла новая проблема, необходимость подготовки специалиста нового качества, а именно универсала, обладающего такими качествами личности как гибкость, мобильность, предприимчивость, креативность. То есть, работник должен не только обладать необходимыми профессиональными компетенциями, но и быть заинтересован в успешной работе предприятия в целом. Все эти проблемы успешно решает педагогическая технология «Учебная фирма», где происходит «погружение» обучающихся в условиях реального предприятия, в соответствии со всеми должностными обязанностями и документооборотом. Непосредственно по профессии «Повар, кондитер» нами разработан проект реализации программы на 2015-2016 учебный год «Учебная фирма «Бизнес-ланч». Суть проекта состоит в создании имитационного предприятия общественного питания «Бизнес- ланч», конкурентоспособность которого гарантирована за счет приготовления не дорогих комплексных обедов стоимостью не более 100 рублей. Для реализации проекта, обучающиеся должны преодолеть несколько этапов: 1.Создание учебной фирмы (рассматриваются виды деятельности, исследование спроса и предложений, конкурентные преимущества). 2. Функционирование учебной фирмы (распределение ролей и обязанностей, разработка технологических карт, составление меню, расчет себестоимости услуг, организационные мероприятия). 3. Организация работы предприятия общественного питания «Бизнес-ланч» под руководством мастера производственного обучения в учебной мастерской училища (работа в бригадах, исследование удовлетворенности клиентов, анализ прибылей и убытков, определение меры участия и ответственности каждого работника предприятия). В учебной фирме обучающиеся осуществляют основные коммерческо- административные и хозяйственные виды деятельности, начиная от анализа имеющихся ресурсов, оформления документации до предоставления услуг, выпуска и реализации блюд. Обучающиеся составляют меню, оформляют заявку на продукты и рассчитывают калькуляционную карточку на блюдо. При этом вся деятельность фирмы должна проводится с учетом законодательства и правовых норм. Как в реальном предприятии
обучающиеся «работают» директорами, заведующими производства, поварами, экспедиторами, менеджерами по отпуску сырья, используя в работе современные информационные и коммуникационные технологии и осваивая все виды деятельности, работая по очереди в разных должностях. Исходя, из ФГОС формируются общие компетенции, такие как: 1. Понимание сущности и социально значимой своей будущей профессии; 2. Организация собственной деятельности, исходя из цели; 3. Использование информационно-коммуникативных технологий; 4. Работа в команде, эффективное обращение к руководителям и клиентами; 5. Подготовка места к работе и поддержание его санитарного состояния. Обучающиеся в период учебной практики производят подготовку сырья простых полуфабрикатов для приготовления блюд, приготавливают и оформляют простые и основные блюда, что соответствует профессиональным компетенциям. Кроме этого, последние два года наблюдаются положительные изменения в поведении обучающихся, растет их адаптационный потенциал, пассивное накопление знаний заменяется активным их использованием и развитием в процессе практической деятельности. Таким образом, внедрение педагогической технологии «Учебная фирма «Бизнес- ланч», направлена на получение следующих результатов: - качественное освоение обучающимися основной образовательной программы по профессии «Повар, кондитер» в соответствии с Федеральными образовательными стандартами 3-го поколения; - укрепление и обновление материально- технической базы училища за счет привлечения средств от приносящей доход деятельности; -обобщение передового педагогического опыта на уровне училища по внедрении образовательной технологии «Учебная фирма», создание методической базы по проектно- исследовательской деятельности. Кроме этого, анализ и систематизация результатов реализации проекта с целью дальнейшего применения технологии к другим профессиям, например «Станция технического обслуживания», «Комиссионный магазин», «Цех полуфабрикатов» и т.д. Полученная финансовая прибыль будет направлена на другие перспективные проекты, на организацию досуга и отдых обучающихся группы, которые участвовали в реализации проекта, на поддержку одаренных и талантливых обучающихся для их подготовки и участия в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, творческих мероприятиях.
Список литературы
1. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. М.: Academia, 2008. 2. Сергеева М.Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. М.: ИТИП РАО, 2007 3. Сергеева М.Г. Педагогическая технология «Учебная фирма» и ее роль в профессиональном становлении учащихся: Монография. М.: ИТИП РАО, 2007


В раздел образования