Реализация профессионального образовательного стандарта по профессии "Повар, кондитер" через педагогическую технологию "Учебная фирма "Бизнес- ланч"
Автор: Тимовкина Ирина Петровна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГБПОУ РХ ПУ-18 Населённый пункт: с. Аскиз Наименование материала: Статья Тема: Реализация профессионального образовательного стандарта по профессии "Повар, кондитер" через педагогическую технологию "Учебная фирма "Бизнес- ланч" Раздел: среднее профессиональное
Тимовкина Ирина Петровна, мастер производственного обучения, ГБПОУ РХ ПУ-18
Реализация профессионального образовательного стандарта по
профессии «Повар, кондитер» через педагогическую технологию «Учебная
фирма «Бизнес- ланч».
Профессиональные образовательные стандарты нового поколения диктуют нам
принципиально новый подход
в подготовке обучающихся, а именно формирование
профессиональных и ключевых компетенций, направленных на результат - успешное
трудоустройство выпускников.
Не секрет, что все профессиональные образовательные
организации
среднего
профессионального
образования
находятся
в
условиях
конкуренции для того что бы качественно удовлетворить требования рыночной экономики
Республики Хакасия в части качественной подготовки своего специалиста.
На
протяжении
последних
пяти
лет
наше
училище
активно
работало
по
укреплению
деловых
связей
с
работодателями,
в
том
числе
с
предприятиями
общественного
питания
Аскизкого
района.
Так
в
период
с
2011-2014
года
была
реализована
инновационная
программа
БПИ
«Социальное
партнерство
как
фактор
формирования общих, профессиональных и ключевых компетенций выпускника сельского
училища», где я являлась разработчиком и участником по профессии «Повар, кондитер».
Итогами реализации программы
стало внедрение
деятельностных педагогических
технологий в учебный процесс таких как: решение производственных ситуаций, кейс-
технология, деловая игра и т.д. Но вся деятельность направленная только на конкретного
работодателя несет в себе не только преимущество, но и риски. Например, банкротство
предприятия, сокращение численности работающих, смена деятельности. Таким образом,
возникла
новая
проблема,
необходимость
подготовки
специалиста
нового
качества,
а
именно
универсала,
обладающего
такими
качествами
личности
как
гибкость,
мобильность,
предприимчивость,
креативность.
То
есть,
работник
должен
не
только
обладать необходимыми профессиональными компетенциями, но и быть заинтересован в
успешной
работе
предприятия
в
целом.
Все
эти
проблемы
успешно
решает
педагогическая
технология
«Учебная
фирма»,
где
происходит
«погружение»
обучающихся в условиях реального предприятия, в соответствии со всеми должностными
обязанностями и документооборотом.
Непосредственно по профессии «Повар, кондитер» нами разработан проект
реализации программы на 2015-2016 учебный год «Учебная фирма «Бизнес-ланч». Суть
проекта состоит в создании имитационного предприятия общественного питания «Бизнес-
ланч», конкурентоспособность которого гарантирована за счет приготовления не дорогих
комплексных
обедов
стоимостью
не
более
100
рублей.
Для
реализации
проекта,
обучающиеся должны преодолеть несколько этапов:
1.Создание учебной фирмы (рассматриваются виды деятельности, исследование
спроса и предложений, конкурентные преимущества).
2.
Функционирование
учебной
фирмы
(распределение
ролей
и
обязанностей,
разработка
технологических
карт,
составление
меню,
расчет
себестоимости
услуг,
организационные мероприятия).
3. Организация работы предприятия общественного питания «Бизнес-ланч» под
руководством
мастера
производственного
обучения
в
учебной
мастерской
училища
(работа
в
бригадах,
исследование
удовлетворенности
клиентов,
анализ
прибылей
и
убытков, определение меры участия и ответственности каждого работника предприятия).
В
учебной
фирме
обучающиеся
осуществляют
основные
коммерческо-
административные и хозяйственные виды деятельности, начиная от анализа имеющихся
ресурсов, оформления документации
до предоставления услуг, выпуска и реализации
блюд. Обучающиеся составляют меню, оформляют заявку на продукты и рассчитывают
калькуляционную
карточку
на
блюдо.
При
этом
вся
деятельность
фирмы
должна
проводится с учетом законодательства и правовых норм. Как в реальном предприятии
обучающиеся
«работают»
директорами,
заведующими
производства,
поварами,
экспедиторами,
менеджерами
по
отпуску
сырья,
используя
в
работе
современные
информационные и коммуникационные технологии и осваивая все виды деятельности,
работая по очереди в разных должностях.
Исходя, из ФГОС формируются общие компетенции, такие как:
1.
Понимание сущности и социально значимой своей будущей профессии;
2.
Организация собственной деятельности, исходя из цели;
3.
Использование информационно-коммуникативных технологий;
4.
Работа в команде, эффективное обращение к руководителям и клиентами;
5.
Подготовка места к работе и поддержание его санитарного состояния.
Обучающиеся в период учебной практики производят подготовку сырья простых
полуфабрикатов
для
приготовления
блюд,
приготавливают
и
оформляют
простые
и
основные
блюда,
что
соответствует
профессиональным
компетенциям.
Кроме
этого,
последние два года наблюдаются положительные изменения в поведении обучающихся,
растет их адаптационный потенциал, пассивное накопление знаний заменяется активным
их использованием и развитием в процессе практической деятельности.
Таким образом, внедрение педагогической технологии «Учебная фирма «Бизнес-
ланч», направлена на получение следующих результатов:
- качественное освоение обучающимися основной образовательной программы по
профессии
«Повар,
кондитер»
в
соответствии
с
Федеральными
образовательными
стандартами 3-го поколения;
- укрепление и обновление
материально- технической базы училища за счет
привлечения средств от приносящей доход деятельности;
-обобщение передового педагогического опыта на уровне училища по внедрении
образовательной технологии «Учебная фирма», создание методической базы по проектно-
исследовательской деятельности.
Кроме этого, анализ и систематизация результатов реализации проекта с целью
дальнейшего
применения
технологии
к
другим
профессиям,
например
«Станция
технического обслуживания», «Комиссионный магазин», «Цех полуфабрикатов» и т.д.
Полученная
финансовая прибыль будет направлена на
другие перспективные
проекты, на организацию досуга и отдых обучающихся группы, которые участвовали в
реализации проекта,
на поддержку одаренных и талантливых обучающихся для
их
подготовки
и
участия
в
олимпиадах,
конкурсах
профессионального
мастерства,
творческих мероприятиях.
Список литературы
1.
Ломакина
Т.Ю.,
Сергеева
М.Г.
Педагогические
технологии
в
профессиональных
учебных заведениях. М.: Academia, 2008.
2. Сергеева М.Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. М.:
ИТИП РАО, 2007
3.
Сергеева
М.Г.
Педагогическая
технология
«Учебная
фирма»
и
ее
роль
в
профессиональном становлении учащихся: Монография. М.: ИТИП РАО, 2007