Автор: Пирмагомедова Регина Келбялиевна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "Дербентский медицинский колледж им.Г.А.Илизарова"
Населённый пункт: г.Дербент
Наименование материала: научная статья
Тема: ИНТЕГРАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее профессиональное
ИНТЕГРАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Пирмагомедова Р.К.
ЧОО ВО «Социально- педагогический институт», г. Дербент
Аннотация:
В
статье
рассмотрены
вопросы
развития
системы
дошкольного образования направленные на создание оптимальных условий
для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих
признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе.
Ключевые слова: система дошкольного образования, нетрадиционные
формы работы с родителями.
INTEGRATION OF FAMILY EDUCATION AND PRESCHOOL
EDUCATION
Pirmagomedova R.K.
CHOO VO «Social and Pedagogical Institute», the city of Derbent
Abstract: The paper deals with the development of pre-school education
aimed at creating optimal conditions for the physical and psychological
development of the child, for the recognition of the intrinsic value of childhood, a
successful transition to schooling.
Keywords: pre-school education system, non-traditional forms of work with
parents.
Развитие системы дошкольного образования направлено на создание
оптимальных условий для физического и психологического развития
ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, благополучный
переход к обучению в школе.
Модернизацией российского образования предполагается отведение
семье главной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления
ребенка. В 12 главе Семейного кодекса РФ, статьях 38 и 43 Конституции
РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании», определены права и
обязанности родителей.
Для создания благоприятных условий жизни, развития и воспитания
ребенка, для формирования основ полноценной, гармоничной личности,
необходимо укрепление и развитие процесса взаимодействия детского сада и
семьи.
Идеи
взаимодействия
семейного
и
общественного
воспитания
изучались в работах В.А. Сухомлинского. В своей книге «Родительская
педагогика»,
он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью
идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей
большей частью через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому,
подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том
случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей,
взаимодействие между воспитателями и родителями являются необходимым
условием для установления отношения доверия и сотрудничества.
Большое внимание начало уделяться интеграции общественного и
семейного воспитания с середины XX столетия. Исследования прошедшего
столетия
позволили
конкретизировать
содержание,
формы
и
методы
педагогического просвещения родителей, а также позволили выработать
ценные рекомендации для педагогов.
В конце XX в. начинает, уделяется большое внимание взаимодействию
дошкольного учреждения и семьи. Постоянно ведётся поиск новых,
нетрадиционных форм сотрудничества с родителями.
Уде не один год идет перестройка системы дошкольного воспитания, и
в
центре
этой
перестройки
стоят
гуманизация
и
идеологизация
педагогического процесса. Целью его
признается не воспитание члена
общества, а свободное развитие личности.
Семья становится для ребенка первым коллективом, где успех
воспитания
во
многом
зависит
от
атмосферы
в
ней,
от
закладки
представлений о жизненных ценностях и соблюдения исторической и
культурной преемственности поколений.
На воспитательные функции семьи отрицательно влияют социальная
напряженность и нестабильность общества. Все это отодвигается на второй
план, а порой и на третий, в то время как у детского сада они всегда на
первом месте. Именно в детском возрасте закладывается основа личности
человека.
В семье подрастает ребенок, а значит, у родителей появляются первые
вопросы,
связанные
с
его
развитием
и
воспитанием.
Современные
исследования обнаруживают, интересный факт, что на сегодняшний день
родители, и в частности, молодые родители
все больше нуждаются в
помощи специалистов, педагогов.
Сегодня
детский
сад
становится
центром,
где
предлагается
возможность получения психологической и психотерапевтической помощи
являющейся доступной всем.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого
образовательного пространства развития и воспитания ребенка.
Сотрудничество дошкольного
и семейного воспитания является
важной предпосылкой повышения его эффективности, а задача родителей -
развивать у детей здоровые и духовные потребности и интересы.
Именно в детском саду ребенок - равноправный член социальной
группы, а в семье - объект обожания, всепрощения.
В детском саду характер воспитания является целенаправленным, а в
семье воспитание зачастую является стихийным.
В этой непохожести
заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Условия для
полноценного развития личности могут создаваться лишь во взаимодействии
детского сада и семьи.
При соблюдении определенных условий, взаимодействие
детского
сада с родителями можно назвать дружным сообществом, содружеством
педагогов, детей и родителей.
Такое
содружество
своей
целью
считает
организацию
нового
культурно - образовательного пространства, где главной ценностью является
личность ребенка и благополучная семья.
Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и
дошкольного образования, переход к качественно новому содержанию
образования,
изменение
стиля
и
форм
взаимодействия
дошкольного
учреждения и семьи. Для решения данных задач будет эффективным:
-активное включение родителей в воспитательно-образовательный
процесс и деятельность дошкольного учреждения, деловое сотрудничество;
-формирование
общего
образовательного
пространства
ребенка
дошкольного возраста;
-повышение
педагогической
компетентности
и
воспитательной
культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания в
интерактивных формах;
-гармонизация
детско-родительских
взаимоотношений,
оказание
помощи в организации семейного досуга;
-выработка
общей
стратегии
действий
по
развитию
личности
дошкольника.
Для
реализации
этих
задач
требуются
соответствующие
новые
подходы, интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей
воспитанников,
которые
могут
сформировать
дружеское
сообщество
педагогов, детей и родителей, это могут быть семейные клубы, детско-
родительские проекты, проведение совместных мероприятий, мастер -
классов и т.д.
В дошкольных учреждениях педагоги используют разнообразные
нетрадиционные формы работы с родителями. Это такие формы, как:
- информационно – аналитические формы, к которым можно отнести
анкетирование, опрос, «почтовый ящик»;
- наглядно-информационные формы, подразумевающие под собой
выпуск газет, паспорт здоровья, открытые занятия для родителей, мини-
библиотека, дни открытых дверей, семейный клуб.
Но все, же на сегодня одной из самых эффективных и познавательных
форм работы с семьями остаются родительские собрания.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его
проведения.
Важную
роль
и
немаловажную
помощь
оказывает
анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и
обзорный материал по темам.
К
предварительной
подготовке
относятся
также
межсемейные
конкурсы, запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон,
изготовление
памяток,
приглашение
на
собрание,
оформление
благодарностей.
Наряду с умственным и физическим развитием, уделяется внимание
формированию положительного отношения к труду.
Труд - основной источник материального и духовного богатства. Труд
благоприятно влияет на физическое развитие, он развивает умственные
способности.
В
нём
дети
проявляют
активность,
смекалку,
настойчивость,
стремление достичь результата, у них воспитывается стремление оказать
посильную
помощь
взрослым.
Особенность
трудовой
деятельности
дошкольника в том, что она находится в стадии развития и обязательно
предполагает участие взрослого.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и
дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации
ребенка.
И
хотя
их
воспитательные
функции
различны,
положительные
результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм
сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов
коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в
возможности
и
необходимости
согласованных
действий
семьи
и
дошкольного учреждения.
Без участия родителей процесс воспитания невозможен или, по
крайней мере, является неполноценным. Поэтому индивидуальная работа с
семьей требует особого внимания, и оно должно уделяться организации
воспитания, дифференцированному подходу к семьям разного типа.
Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических
консультаций родителей и дачи им практических советов по улучшению
семейного воспитания.
Литература
1.
Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Т.Ц.
«Учитель» Воронеж 2005 г.
2.
Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ.
– М., 2005.
3.
Зверева О.Л. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Творческий Центр Сфера Москва 2007 г.
4.
Майер А.А. Давыдова О.И. Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения
родителей в жизнь д/с. Творческий Центр Сфера Москва 2011 г.
5.
Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. ООО «Линка-
Пресс» 2007 г.
6.
Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьёй. Издательство Аркти
Москва 2004 г.
7.
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М., 2008. 4.
Зверева О.Л., Кротова Т.В.