Напоминание

ИНТЕГРАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Пирмагомедова Регина Келбялиевна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "Дербентский медицинский колледж им.Г.А.Илизарова"
Населённый пункт: г.Дербент
Наименование материала: научная статья
Тема: ИНТЕГРАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИНТЕГРАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Пирмагомедова Р.К.

ЧОО ВО «Социально- педагогический институт», г. Дербент

Аннотация:

В

статье

рассмотрены

вопросы

развития

системы

дошкольного образования направленные на создание оптимальных условий

для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих

признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе.

Ключевые слова: система дошкольного образования, нетрадиционные

формы работы с родителями.

INTEGRATION OF FAMILY EDUCATION AND PRESCHOOL

EDUCATION

Pirmagomedova R.K.

CHOO VO «Social and Pedagogical Institute», the city of Derbent

Abstract: The paper deals with the development of pre-school education

aimed at creating optimal conditions for the physical and psychological

development of the child, for the recognition of the intrinsic value of childhood, a

successful transition to schooling.

Keywords: pre-school education system, non-traditional forms of work with

parents.

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание

оптимальных условий для физического и психологического развития

ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, благополучный

переход к обучению в школе.

Модернизацией российского образования предполагается отведение

семье главной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления

ребенка. В 12 главе Семейного кодекса РФ, статьях 38 и 43 Конституции

РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании», определены права и

обязанности родителей.

Для создания благоприятных условий жизни, развития и воспитания

ребенка, для формирования основ полноценной, гармоничной личности,

необходимо укрепление и развитие процесса взаимодействия детского сада и

семьи.

Идеи

взаимодействия

семейного

и

общественного

воспитания

изучались в работах В.А. Сухомлинского. В своей книге «Родительская

педагогика»,

он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью

идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей

большей частью через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому,

подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том

случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей,

взаимодействие между воспитателями и родителями являются необходимым

условием для установления отношения доверия и сотрудничества.

Большое внимание начало уделяться интеграции общественного и

семейного воспитания с середины XX столетия. Исследования прошедшего

столетия

позволили

конкретизировать

содержание,

формы

и

методы

педагогического просвещения родителей, а также позволили выработать

ценные рекомендации для педагогов.

В конце XX в. начинает, уделяется большое внимание взаимодействию

дошкольного учреждения и семьи. Постоянно ведётся поиск новых,

нетрадиционных форм сотрудничества с родителями.

Уде не один год идет перестройка системы дошкольного воспитания, и

в

центре

этой

перестройки

стоят

гуманизация

и

идеологизация

педагогического процесса. Целью его

признается не воспитание члена

общества, а свободное развитие личности.

Семья становится для ребенка первым коллективом, где успех

воспитания

во

многом

зависит

от

атмосферы

в

ней,

от

закладки

представлений о жизненных ценностях и соблюдения исторической и

культурной преемственности поколений.

На воспитательные функции семьи отрицательно влияют социальная

напряженность и нестабильность общества. Все это отодвигается на второй

план, а порой и на третий, в то время как у детского сада они всегда на

первом месте. Именно в детском возрасте закладывается основа личности

человека.

В семье подрастает ребенок, а значит, у родителей появляются первые

вопросы,

связанные

с

его

развитием

и

воспитанием.

Современные

исследования обнаруживают, интересный факт, что на сегодняшний день

родители, и в частности, молодые родители

все больше нуждаются в

помощи специалистов, педагогов.

Сегодня

детский

сад

становится

центром,

где

предлагается

возможность получения психологической и психотерапевтической помощи

являющейся доступной всем.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого

образовательного пространства развития и воспитания ребенка.

Сотрудничество дошкольного

и семейного воспитания является

важной предпосылкой повышения его эффективности, а задача родителей -

развивать у детей здоровые и духовные потребности и интересы.

Именно в детском саду ребенок - равноправный член социальной

группы, а в семье - объект обожания, всепрощения.

В детском саду характер воспитания является целенаправленным, а в

семье воспитание зачастую является стихийным.

В этой непохожести

заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Условия для

полноценного развития личности могут создаваться лишь во взаимодействии

детского сада и семьи.

При соблюдении определенных условий, взаимодействие

детского

сада с родителями можно назвать дружным сообществом, содружеством

педагогов, детей и родителей.

Такое

содружество

своей

целью

считает

организацию

нового

культурно - образовательного пространства, где главной ценностью является

личность ребенка и благополучная семья.

Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и

дошкольного образования, переход к качественно новому содержанию

образования,

изменение

стиля

и

форм

взаимодействия

дошкольного

учреждения и семьи. Для решения данных задач будет эффективным:

-активное включение родителей в воспитательно-образовательный

процесс и деятельность дошкольного учреждения, деловое сотрудничество;

-формирование

общего

образовательного

пространства

ребенка

дошкольного возраста;

-повышение

педагогической

компетентности

и

воспитательной

культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания в

интерактивных формах;

-гармонизация

детско-родительских

взаимоотношений,

оказание

помощи в организации семейного досуга;

-выработка

общей

стратегии

действий

по

развитию

личности

дошкольника.

Для

реализации

этих

задач

требуются

соответствующие

новые

подходы, интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей

воспитанников,

которые

могут

сформировать

дружеское

сообщество

педагогов, детей и родителей, это могут быть семейные клубы, детско-

родительские проекты, проведение совместных мероприятий, мастер -

классов и т.д.

В дошкольных учреждениях педагоги используют разнообразные

нетрадиционные формы работы с родителями. Это такие формы, как:

- информационно – аналитические формы, к которым можно отнести

анкетирование, опрос, «почтовый ящик»;

- наглядно-информационные формы, подразумевающие под собой

выпуск газет, паспорт здоровья, открытые занятия для родителей, мини-

библиотека, дни открытых дверей, семейный клуб.

Но все, же на сегодня одной из самых эффективных и познавательных

форм работы с семьями остаются родительские собрания.

Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его

проведения.

Важную

роль

и

немаловажную

помощь

оказывает

анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и

обзорный материал по темам.

К

предварительной

подготовке

относятся

также

межсемейные

конкурсы, запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон,

изготовление

памяток,

приглашение

на

собрание,

оформление

благодарностей.

Наряду с умственным и физическим развитием, уделяется внимание

формированию положительного отношения к труду.

Труд - основной источник материального и духовного богатства. Труд

благоприятно влияет на физическое развитие, он развивает умственные

способности.

В

нём

дети

проявляют

активность,

смекалку,

настойчивость,

стремление достичь результата, у них воспитывается стремление оказать

посильную

помощь

взрослым.

Особенность

трудовой

деятельности

дошкольника в том, что она находится в стадии развития и обязательно

предполагает участие взрослого.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и

дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации

ребенка.

И

хотя

их

воспитательные

функции

различны,

положительные

результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм

сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов

коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в

возможности

и

необходимости

согласованных

действий

семьи

и

дошкольного учреждения.

Без участия родителей процесс воспитания невозможен или, по

крайней мере, является неполноценным. Поэтому индивидуальная работа с

семьей требует особого внимания, и оно должно уделяться организации

воспитания, дифференцированному подходу к семьям разного типа.

Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических

консультаций родителей и дачи им практических советов по улучшению

семейного воспитания.

Литература

1.

Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Т.Ц.

«Учитель» Воронеж 2005 г.

2.

Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ.

– М., 2005.

3.

Зверева О.Л. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.

Творческий Центр Сфера Москва 2007 г.

4.

Майер А.А. Давыдова О.И. Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения

родителей в жизнь д/с. Творческий Центр Сфера Москва 2011 г.

5.

Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. ООО «Линка-

Пресс» 2007 г.

6.

Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьёй. Издательство Аркти

Москва 2004 г.

7.

Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М., 2008. 4.

Зверева О.Л., Кротова Т.В.



В раздел образования