Автор: Кудрин Сергей Анатольевич
Должность: преподаватель обществознания
Учебное заведение: ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль обществознания в воспитании подростка гражданином и патриотом"
Раздел: среднее профессиональное
Роль
обществознания
в
воспитании
подростка
гражданином
и
патриотом.
В современном, быстро меняющемся мире, насыщенном информацией и
разнообразными
точками
зрения,
задача
воспитания
подрастающего
поколения становится как никогда сложной и важной. Как сформировать у
подростка не просто абстрактное чувство любви к Родине, а осознанную
гражданскую позицию, основанную на знаниях, критическом мышлении и
ответственности? Ключевую роль в решении этой задачи играет школьный
курс обществознания.
Любовь к Родине начинается с малого: с семьи, школы, родного города.
Однако в подростковом возрасте, когда происходит активное становление
личности, этого уже недостаточно. Подросток задается вопросами: «Что
значит быть гражданином?», «Как устроено общество, в котором я живу?»,
«Почему я должен соблюдать законы?». Именно обществознание дает
системные и понятные ответы на эти сложные вопросы.
Этот предмет выполняет несколько фундаментальных функций в процессе
гражданско-патриотического воспитания:
1. Формирование правовой грамотности и уважения к закону.
Патриот– это, прежде всего, законопослушный гражданин. Изучая основы
конституционного строя, права и обязанности человека и гражданина,
подросток понимает, что закон – это не просто свод ограничений, а основа
справедливости и порядка. Он узнает, что его права защищены, но и его
свобода заканчивается там, где начинаются права другого человека. Это
знание рождает уважение к правовому полю государства и чувство
защищенности.
2. Понимание механизмов управления государством.
Курс обществознания знакомит школьников с принципами разделения
властей, работой парламента, судов и исполнительных органов. Когда
подросток понимает, как принимаются законы, как формируется бюджет и
как граждане могут влиять на власть (например, через выборы), он перестает
быть пассивным наблюдателем. Он осознает свою роль в этом процессе, что
является краеугольным камнем активной гражданской позиции.
3. Воспитание гражданской ответственности.
Патриотизм– это не только гордость за достижения страны, но и готовность
разделить ответственность за ее проблемы. Обществознание, рассматривая
такие темы, как налоговая система, защита окружающей среды, социальная
политика, показывает прямую связь между действиями каждого гражданина
и благополучием общества в целом. Подросток приходит к выводу, что
чистота в парке, порядок в школе и честность на выборах – это зона его
личной ответственности.
4. Развитие критического мышления и патриотизма «со знанием дела».
Слепая вера уступает место осознанной преданности, когда она основана на
знаниях. Обществознание учит анализировать информацию, отличать факты
от мнений, рассматривать события с разных точек зрения. Такой подход
позволяет сформировать не мифологизированный, а реальный образ Родины
– с ее великой историей, культурными достижениями, но также и с
ошибками, трудностями и уроками прошлого. Любовь к своей стране, не
закрывающая глаза на ее недостатки, а мотивирующая их исправлять, – это и
есть истинный патриотизм.
5. Приобщение к национальным ценностям и культурному коду.
Через изучение тем, связанных с духовной сферой жизни общества, моралью,
искусством и религией, подросток глубже познает культурное наследие
своей страны. Он начинает понимать, что объединяет его с предыдущими
поколениями, в чем заключается уникальность национальной идентичности.
Это чувство сопричастности к великой культуре и истории – мощнейший
источник патриотических чувств.
Методы, которые работают.
Чтобы обществознание действительно выполняло свою воспитательную
роль, одного учебника недостаточно. Эффективными являются:
· Деловые игры и моделирование: проведение выборов в классе, судебных
процессов.
· Проектная деятельность: исследование истории своей семьи, улицы, города;
социальные проекты по благоустройству территории.
· Дискуссии и дебаты: обсуждение актуальных событий и моральных
дилемм.
· Встречи с представителями власти, юристами, волонтерами.
Заключение.
Таким образом, обществознание – это не просто школьный предмет, а своего
рода «социальный компас» для подростка. Оно дает ему не только знания об
обществе, но и «инструментарий» для активной и полноценной жизни в нем.
Воспитывая грамотного, мыслящего и ответственного человека, который
понимает свои права и обязанности, гордится культурным наследием своей
страны и готов трудиться для ее процветания, мы воспитываем настоящего
гражданина и патриота. И в этом – ключевая миссия обществознания в
современной школе.