Напоминание

Математические игры


Автор: Загорулько Марина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №1 Солнышко
Населённый пункт: Пгт.Забайкальск
Наименование материала: Статья
Тема: Математические игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Математические игры

,

Любопытно что занимательная математика для дошкольников

,

.

интересует не только малышей но порой увлекает и взрослых

Познавательные и одновременно интересные задачки развивают у

,

детей логическое мышление закладывают в детские головы

,

основные математические понятия а это чрезвычайно полезно в

.

плане подготовки к школе

«

»?

Что входит в понятие занимательная математика

,

Неожиданные сопоставления чисел и предметов хитрые

,

,

головоломки ребусы нестандартные решения тривиальных задач

.

способны вызвать у ребёнка интерес к математической науке Но

нужно правильно донести базовые математические

.

закономерности и принципы до детского сознания

У дошкольников увлекательные и интересные занятия

занимательной математикой проходят в форме дидактических

.

игр

Знакомство с математикой у малышей начинается с освоения

,

,

вначале цифр а потом чисел

базы которую необходимо

.

заложить ещё до школы Ведь чтобы ребёнок успевал за

,

современной школьной программой он уже должен иметь

.

элементарные представления о математике В рамках урока

,

учитель не имеет возможности учитывая скорость освоения

,

материала и умственные способности каждого ученика объяснять

.

ему базовые понятия Поэтому со стороны родителей необходима

,

соответствующая помощь как в дошкольный период так и в

.

начальных классах

4-

Познакомить с арифметикой ребёнка нужно уже в

летнем

,

возрасте поэтому самая первая математика должна появиться

.

,

дома Малыш должен понять что количество предметов

,

.

обозначается числом что их можно посчитать

Также родителям

следует познакомить в игровой форме малыша с простейшими

,

геометрическими фигурами уча угадывать эти фигуры в

(

,

окружающих предметах и сравнивать их с предметами мячами

,

).

кубиками пирамидками

Постепенно ребёнок начинает делать простейшие вычисления с

.

одинаковыми предметами Под руководством взрослых в игровой

,

форме он должен научиться сначала складывать и вычитать потом

,

(

,

,

умножать и делить осваивает понятия размеров длина ширина

).

высота

Если необходимые знания поступают дошкольникам в форме

,

познавательной продуманной игры то и математика становится

.

для них увлекательной и интересной

При решении логических

задачек они с интересом ожидают таящейся в описании

условий

«

»,

задачи закавыки

и поиск таких подвохов начинает их

.

захватывать

Математические игры

,

Таковыми называются игры моделирующие математические

,

.

закономерности отношения и построения Обычно чтобы найти

,

,

решение требуется предварительно проанализировать условия

.

вспомнить правила Ход решения требует применения

,

.

умозаключений и методов присущих математике

«

»

Цепочка примеров

6-7-

Эта игра подходит для индивидуальной работы с

летними

,

детьми которые уже хорошо усвоили базовый уровень

.

элементарной арифметики

Цель заключается в упражнениях

.

дошкольников в арифметических действиях

В ходе игры две группы участников садятся напротив друг друга

.

на стулья

,

Первый малыш с мячом в руках объявляет простую задачу

, 2+1,

-

например

после чего бросает мяч кому то из соперничающей

.

группы

Новый обладатель мяча должен дать ответ и бросить мяч команде

соперников

,

Поймавший мяч должен придумать новый пример где участвует

.

.

ответ из первого примера и т д

-

,

Если кто то даст неверное решение задаст нерешаемый пример

,

.

или дающий в результате не целое число то он выбывает из игры

,

«

»

.

Побеждает та группа где уцелело больше участников

«

»

Отгадай число

Эта игра для старших дошкольников ставит целью закрепить их

.

способности сравнивать числа

Ребёнок по заданию ведущего быстро должен назвать число или

6,

4;

7,

9

.

.

числа меньше

но больше

больше

но меньше

и т д

,

.

Если ребёнок справился то получает флажок

,

Если детей разделить на две группы то можно проигравшего

.

исключать из игры

Обе приведённые игры имеют простую задачу

участники должны

,

осуществить математическую операцию или назвать число

основываясь на знании последовательности чисел и отношении

.

между ними Интереса и занимательности играм добавляет

,

,

бросание мяча приёмы стимулирования работы мозга игровая

.

постановка цели

Логические игры

В математические игры входят также логические упражнения и

,

задачи направленные на тренировку мыслительного процесса

.

путём выполнения логических операций

«

»

Только одно свойство

Материалом этой игры для старших школьников служат

(

,

,

геометрические фигуры треугольники круги прямоугольники и

)

.

квадраты двух размеров и четырёх цветов Набор этих фигур

.

,

нужно изготовить заблаговременно То есть на каждого участника

64

игры должно приходиться по

фигуры разных цветов и

.

размеров

Целью игры является закрепление у дошкольников

,

знаний о свойствах геометрических фигур развития способности

моментально отыскать необходимую фигуру и дать ей

.

характеристику

,

Например у двух участников игры имеется полный комплект

.

вышеупомянутых фигур

.

Первый участник кладёт любую фигуру на стол Второй участник

,

должен выложить на свою половину стола фигуру которая

-

.

отличается от первой лишь одним каким нибудь признаком

,

Например если первый игрок выложил маленький красный

,

квадрат то второй может предложить большой красный квадрат

.

или маленький красный круг и далее по такому же алгоритму

,

Ошибкой будет считаться то если второй участник выложит либо

,

точно такую же фигуру либо отличающуюся двумя или всеми

.

.

тремя признаками В таком случае игрок лишается этой фигуры

,

,

Проигрывает тот игрок который первым лишится всех фигур но

.

можно придумать и другие варианты исхода игры

.

Эта игра напоминает принцип домино

Процесс игры требует

,

быстрой ориентации участников в формах цветах и размерах

,

,

фигур что помогает развиваться обоснованности действий

.

мышлению и развитию логики

Дидактические игры

,

Занимательными могут быть и разные дидактические игры форма

.

и содержание которых выглядят занимательно Эти игры

предназначены для развития у разновозрастных дошкольников

,

,

пространственных представлений логического мышления

.

позволяют упражняться им в вычислениях и счёте

«

»

Числовой ряд

Целью этой игры для ребят старшего дошкольного возраста

является закрепление запоминания последовательности ряда

.

натуральных чисел

,

В игре принимают участие двое детей которые сидят за одним

столом и перед собой раскладывают вниз лицевой стороной

.

карточки с числами от единицы до десяти

Каждому ребёнку при этом достаётся большее количество

(

, 13),

карточек например

поскольку на некоторых из них цифры

.

повторяются

,

Каждый игрок по очереди должен брать карточку открывать её и

.

класть перед собой

,

Когда открывается следующая карточка то игрок смотрит на

:

,

указанное на ней число если оно оказалось меньше чем число на

,

,

первой карточке то он кладёт вторую карточку слева от первой а

.

если больше

то справа

-

,

Если же откроется карточка с числом дубликатом то он кладёт её

,

.

на прежнее место а ход переходит к соседу

,

.

Выигрыш за тем участником который первым составил свой ряд

Игры на смекалку

«

»

Назови число

Это занятие призвано упражнять умение дошкольников делать

.

устные вычисления

Старший ребёнок или взрослый в ходе игры

: «

,

.

говорит

Задумай число которое я попытаюсь разгадать Прибавь

6

,

2

,

к задуманному числу затем отними

от суммы потом также

,

.

отними задуманное число а к остатку прибавь единицу Должно

5,

?».

,

получиться

правильно

Эта загадка на смекалку ведь

,

задуманное число в ней роли не играет но здесь важно уметь

,

.

вычислять устно чтобы не запутаться

При решении логических задачек специальной математической

,

подготовки не требуется здесь нужны лишь сообразительность и

.

находчивость

«

Сколько конфет взять

Целью данной игры является научить детей соотносить с

.

результатом условия задачи

Нужно в начале игры сформулировать

: «

условия задачи

В непрозрачном пакете находятся два сорта

.

конфет Какое наименьшее число конфет нужно вытащить из

,

пакета наугад чтобы среди них обязательно оказались две

.

конфеты одного вида Путём логического размышления ребёнок

(

).

должен найти правильный ответ минимум три

: «

Аналогичное решение имеет задача про яблоки

В блюде было

.

,

три яблока Мама угостила яблоками трёх детей дав каждому по

.

.

яблоку При этом одно яблоко осталось в блюде Как так

?».

,

,

получилось

Для того чтобы найти ответ решающий задачку

ребёнок должен использовать размышления и соотнести условия с

.

,

результатом Тогда он поймёт что один из детей взял яблоко

.

вместе с блюдом

С помощью занимательной математики у дошкольников должны

,

закрепляться первые математические знания навыки счёта по

.

порядку и количеству Здесь дети учатся делать первые

,

.

вычисления используя операции вычитания и сложения

Но и

15

увлекательной математикой не следует заниматься долее

минут

.

,

в день При этом учиться счёту можно не только сидя за столом но

:

,

,

даже и во время прогулки можно например пересчитывать

,

,

,

ступеньки лестницы детей играющих во дворе а за обедом

.

можно посчитать число пирожков в вазе

Занимательные игры на развитие памяти

"

".

Занимательная игра на развитие памяти Фотография

На стол раскладываются различные геометрические фигуры и

.

малышу предлагается выполнить интересное задание Ребёнок

10,

смотрит на расположение фигур секунд

а затем

.

.

отворачивается Расположение фигур на поверхности меняется

.

Малыш должен восстановить предыдущее расположение фигур

"

,

,

".

Игра Лапки рожки хвост

?

?

Сколько лапок и ножек у божьей коровки А у лягушки А сколько

?

всего лапок у божьей коровки и у лягушки

?

Сколько всего крылышек у бабочек на рисунке

.

,

?

В лесу живёт три зайчонка Посчитай сколько всего у них лап А

?

?

хвостиков А ушей

Занимательные задачки на внимательность и логику

5

, 2

.

На столе горело

свечей

свечи погасло Сколько свечей

?

осталось

4

,

У дуба выросло

толстые ветки на каждой толстой ветке выросло

2

.

ещё по

тонкие ветки На каждой тонкой ветке висит по одному

.

?

яблоку Сколько всего яблок висит на дубе

4

.

В пакете находится

яблока Как раздать эти яблоки четырём

,

?

девочкам чтобы в пакете осталось одно яблоко

,

,

Если взять лист бумаги сложить пополам и разрезать как показано

,

?

на рисунке сколько листочков бумаги получится

?

?

Сколько концов у трёх палок А у трех с половиной палок

3

.

.

У Лены было

ленты Одну из них она разрезала пополам Сколько

?

лент стало у Лены

Занимательные задачки на воображение и логику

1.

.

,

.

Это длинный фрукт Когда он не спелый он ещё зелёный Когда

,

.

.

ты хочешь его съесть ты должен снять с него шкурку Назови его

2.

,

.

Он маленький красненький и внутри него есть косточка Это

?

ягода или фрукт

3.

,

.

Он не круглый и не гладкий но очень вкусный и сладкий Что

?

это

4.

Посмотри внимательно на картинку и найди на ней фрукты и

.

.

овощи Назови их

5.

.

.

Найди на картинке животных и насекомых Назови их

Занимательные считалки

1.

.

Найди правильные соответствия между числами и картинками

2.

.

Найди правильные соответствия между числами и картинками

3.

8

?

На какой строке нарисовано

карандашей

4.

5

?

На какой строке нарисовано

муравьев

4.

4

?

На какой строке нарисовано

бабочки



В раздел образования