Автор: Загорулько Марина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №1 Солнышко
Населённый пункт: Пгт.Забайкальск
Наименование материала: Статья
Тема: Математические игры
Раздел: дошкольное образование
Математические игры
,
Любопытно что занимательная математика для дошкольников
,
.
интересует не только малышей но порой увлекает и взрослых
Познавательные и одновременно интересные задачки развивают у
,
детей логическое мышление закладывают в детские головы
,
основные математические понятия а это чрезвычайно полезно в
.
плане подготовки к школе
«
»?
Что входит в понятие занимательная математика
,
Неожиданные сопоставления чисел и предметов хитрые
,
,
головоломки ребусы нестандартные решения тривиальных задач
.
способны вызвать у ребёнка интерес к математической науке Но
нужно правильно донести базовые математические
.
закономерности и принципы до детского сознания
У дошкольников увлекательные и интересные занятия
занимательной математикой проходят в форме дидактических
.
игр
Знакомство с математикой у малышей начинается с освоения
,
–
,
вначале цифр а потом чисел
базы которую необходимо
.
заложить ещё до школы Ведь чтобы ребёнок успевал за
,
современной школьной программой он уже должен иметь
.
элементарные представления о математике В рамках урока
,
учитель не имеет возможности учитывая скорость освоения
,
материала и умственные способности каждого ученика объяснять
.
ему базовые понятия Поэтому со стороны родителей необходима
,
соответствующая помощь как в дошкольный период так и в
.
начальных классах
4-
Познакомить с арифметикой ребёнка нужно уже в
летнем
,
возрасте поэтому самая первая математика должна появиться
.
,
дома Малыш должен понять что количество предметов
,
.
обозначается числом что их можно посчитать
Также родителям
следует познакомить в игровой форме малыша с простейшими
,
геометрическими фигурами уча угадывать эти фигуры в
(
,
окружающих предметах и сравнивать их с предметами мячами
,
).
кубиками пирамидками
Постепенно ребёнок начинает делать простейшие вычисления с
.
одинаковыми предметами Под руководством взрослых в игровой
,
форме он должен научиться сначала складывать и вычитать потом
,
(
,
,
умножать и делить осваивает понятия размеров длина ширина
).
высота
Если необходимые знания поступают дошкольникам в форме
,
познавательной продуманной игры то и математика становится
.
для них увлекательной и интересной
При решении логических
задачек они с интересом ожидают таящейся в описании
условий
«
»,
задачи закавыки
и поиск таких подвохов начинает их
.
захватывать
Математические игры
,
Таковыми называются игры моделирующие математические
,
.
закономерности отношения и построения Обычно чтобы найти
,
,
решение требуется предварительно проанализировать условия
.
вспомнить правила Ход решения требует применения
,
.
умозаключений и методов присущих математике
«
»
Цепочка примеров
6-7-
Эта игра подходит для индивидуальной работы с
летними
,
детьми которые уже хорошо усвоили базовый уровень
.
элементарной арифметики
Цель заключается в упражнениях
.
дошкольников в арифметических действиях
В ходе игры две группы участников садятся напротив друг друга
.
на стулья
,
Первый малыш с мячом в руках объявляет простую задачу
, 2+1,
-
например
после чего бросает мяч кому то из соперничающей
.
группы
Новый обладатель мяча должен дать ответ и бросить мяч команде
соперников
,
Поймавший мяч должен придумать новый пример где участвует
.
.
ответ из первого примера и т д
-
,
Если кто то даст неверное решение задаст нерешаемый пример
,
.
или дающий в результате не целое число то он выбывает из игры
,
«
»
.
Побеждает та группа где уцелело больше участников
«
»
Отгадай число
Эта игра для старших дошкольников ставит целью закрепить их
.
способности сравнивать числа
Ребёнок по заданию ведущего быстро должен назвать число или
6,
4;
7,
9
.
.
числа меньше
но больше
больше
но меньше
и т д
,
.
Если ребёнок справился то получает флажок
,
Если детей разделить на две группы то можно проигравшего
.
исключать из игры
–
Обе приведённые игры имеют простую задачу
участники должны
,
осуществить математическую операцию или назвать число
основываясь на знании последовательности чисел и отношении
.
между ними Интереса и занимательности играм добавляет
,
,
бросание мяча приёмы стимулирования работы мозга игровая
.
постановка цели
Логические игры
В математические игры входят также логические упражнения и
,
задачи направленные на тренировку мыслительного процесса
.
путём выполнения логических операций
«
»
Только одно свойство
Материалом этой игры для старших школьников служат
(
,
,
геометрические фигуры треугольники круги прямоугольники и
)
.
квадраты двух размеров и четырёх цветов Набор этих фигур
.
,
нужно изготовить заблаговременно То есть на каждого участника
64
игры должно приходиться по
фигуры разных цветов и
.
размеров
Целью игры является закрепление у дошкольников
,
знаний о свойствах геометрических фигур развития способности
моментально отыскать необходимую фигуру и дать ей
.
характеристику
,
Например у двух участников игры имеется полный комплект
.
вышеупомянутых фигур
.
Первый участник кладёт любую фигуру на стол Второй участник
,
должен выложить на свою половину стола фигуру которая
-
.
отличается от первой лишь одним каким нибудь признаком
,
Например если первый игрок выложил маленький красный
,
квадрат то второй может предложить большой красный квадрат
.
или маленький красный круг и далее по такому же алгоритму
,
Ошибкой будет считаться то если второй участник выложит либо
,
точно такую же фигуру либо отличающуюся двумя или всеми
.
.
тремя признаками В таком случае игрок лишается этой фигуры
,
,
Проигрывает тот игрок который первым лишится всех фигур но
.
можно придумать и другие варианты исхода игры
.
Эта игра напоминает принцип домино
Процесс игры требует
,
быстрой ориентации участников в формах цветах и размерах
,
,
фигур что помогает развиваться обоснованности действий
.
мышлению и развитию логики
Дидактические игры
,
Занимательными могут быть и разные дидактические игры форма
.
и содержание которых выглядят занимательно Эти игры
предназначены для развития у разновозрастных дошкольников
,
,
пространственных представлений логического мышления
.
позволяют упражняться им в вычислениях и счёте
«
»
Числовой ряд
Целью этой игры для ребят старшего дошкольного возраста
является закрепление запоминания последовательности ряда
.
натуральных чисел
,
В игре принимают участие двое детей которые сидят за одним
столом и перед собой раскладывают вниз лицевой стороной
.
карточки с числами от единицы до десяти
Каждому ребёнку при этом достаётся большее количество
(
, 13),
карточек например
поскольку на некоторых из них цифры
.
повторяются
,
Каждый игрок по очереди должен брать карточку открывать её и
.
класть перед собой
,
Когда открывается следующая карточка то игрок смотрит на
:
,
указанное на ней число если оно оказалось меньше чем число на
,
,
первой карточке то он кладёт вторую карточку слева от первой а
–
.
если больше
то справа
-
,
Если же откроется карточка с числом дубликатом то он кладёт её
,
.
на прежнее место а ход переходит к соседу
,
.
Выигрыш за тем участником который первым составил свой ряд
Игры на смекалку
«
»
Назови число
Это занятие призвано упражнять умение дошкольников делать
.
устные вычисления
Старший ребёнок или взрослый в ходе игры
: «
,
.
говорит
Задумай число которое я попытаюсь разгадать Прибавь
6
,
2
,
к задуманному числу затем отними
от суммы потом также
,
.
отними задуманное число а к остатку прибавь единицу Должно
5,
?».
,
получиться
правильно
Эта загадка на смекалку ведь
,
задуманное число в ней роли не играет но здесь важно уметь
,
.
вычислять устно чтобы не запутаться
При решении логических задачек специальной математической
,
подготовки не требуется здесь нужны лишь сообразительность и
.
находчивость
«
?»
Сколько конфет взять
Целью данной игры является научить детей соотносить с
.
результатом условия задачи
Нужно в начале игры сформулировать
: «
условия задачи
В непрозрачном пакете находятся два сорта
.
конфет Какое наименьшее число конфет нужно вытащить из
,
пакета наугад чтобы среди них обязательно оказались две
.
конфеты одного вида Путём логического размышления ребёнок
(
).
должен найти правильный ответ минимум три
: «
Аналогичное решение имеет задача про яблоки
В блюде было
.
,
три яблока Мама угостила яблоками трёх детей дав каждому по
.
.
яблоку При этом одно яблоко осталось в блюде Как так
?».
,
,
получилось
Для того чтобы найти ответ решающий задачку
ребёнок должен использовать размышления и соотнести условия с
.
,
результатом Тогда он поймёт что один из детей взял яблоко
.
вместе с блюдом
С помощью занимательной математики у дошкольников должны
,
закрепляться первые математические знания навыки счёта по
.
порядку и количеству Здесь дети учатся делать первые
,
.
вычисления используя операции вычитания и сложения
Но и
15
увлекательной математикой не следует заниматься долее
минут
.
,
в день При этом учиться счёту можно не только сидя за столом но
:
,
,
даже и во время прогулки можно например пересчитывать
,
,
,
ступеньки лестницы детей играющих во дворе а за обедом
.
можно посчитать число пирожков в вазе
Занимательные игры на развитие памяти
"
".
Занимательная игра на развитие памяти Фотография
На стол раскладываются различные геометрические фигуры и
.
малышу предлагается выполнить интересное задание Ребёнок
10,
смотрит на расположение фигур секунд
а затем
.
.
отворачивается Расположение фигур на поверхности меняется
.
Малыш должен восстановить предыдущее расположение фигур
"
,
,
".
Игра Лапки рожки хвост
?
?
Сколько лапок и ножек у божьей коровки А у лягушки А сколько
?
всего лапок у божьей коровки и у лягушки
?
Сколько всего крылышек у бабочек на рисунке
.
,
?
В лесу живёт три зайчонка Посчитай сколько всего у них лап А
?
?
хвостиков А ушей
Занимательные задачки на внимательность и логику
5
, 2
.
На столе горело
свечей
свечи погасло Сколько свечей
?
осталось
4
,
У дуба выросло
толстые ветки на каждой толстой ветке выросло
2
.
ещё по
тонкие ветки На каждой тонкой ветке висит по одному
.
?
яблоку Сколько всего яблок висит на дубе
4
.
В пакете находится
яблока Как раздать эти яблоки четырём
,
?
девочкам чтобы в пакете осталось одно яблоко
,
,
Если взять лист бумаги сложить пополам и разрезать как показано
,
?
на рисунке сколько листочков бумаги получится
?
?
Сколько концов у трёх палок А у трех с половиной палок
3
.
.
У Лены было
ленты Одну из них она разрезала пополам Сколько
?
лент стало у Лены
Занимательные задачки на воображение и логику
1.
.
,
.
Это длинный фрукт Когда он не спелый он ещё зелёный Когда
,
.
.
ты хочешь его съесть ты должен снять с него шкурку Назови его
2.
,
.
Он маленький красненький и внутри него есть косточка Это
?
ягода или фрукт
3.
,
.
Он не круглый и не гладкий но очень вкусный и сладкий Что
?
это
4.
Посмотри внимательно на картинку и найди на ней фрукты и
.
.
овощи Назови их
5.
.
.
Найди на картинке животных и насекомых Назови их
Занимательные считалки
1.
.
Найди правильные соответствия между числами и картинками
2.
.
Найди правильные соответствия между числами и картинками
3.
8
?
На какой строке нарисовано
карандашей
4.
5
?
На какой строке нарисовано
муравьев
4.
4
?
На какой строке нарисовано
бабочки