Напоминание

Из опыта работы публикации статьи "Трудовое воспитание в ДОУ как средство всестороннего развития дошкольников"


Автор: Сумарокова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ№2" детский сад "Теремок"
Населённый пункт: НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ГОРОД НАРЬЯН-МАР
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы публикации статьи "Трудовое воспитание в ДОУ как средство всестороннего развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Трудовое воспитание в ДОУ как средство всестороннего

развития личности

Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание

своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность

доставлять радость другим».

В.А. Сухомлинский

С

древнейших

времен

труд

являлся

важнейшим

источником

воспитания детей. В настоящее время его значение для развития ребенка

сильно недооценивается. Множество родителей стремятся на время оградить

свое чадо от трудовых поручений. Они считают, что трудолюбие является

достоянием зрелого возраста, когда человек уже выбрал свой жизненный

путь. В таких случаях нередко слышишь фразу: «Еще успеет наработаться,

пусть пока жизни радуется!». Но это утверждение ошибочно, поскольку

именно в детстве складывается отношение к трудовой деятельности,

восприятие себя в труде и основные трудовые навыки, которыми независимо

от желания или нежелания ребенка он должен овладеть.

Сегодня мы с вами рассмотрим процесс приобщения детей к трудовой

деятельности не как самоцель, а, прежде всего, как средство развития

личностных качеств и формирование общих умений дошкольников.

Цель трудового воспитания - формирование положительного отношения

ребенка к труду

Задачи:

Развивать инициативу, способность самостоятельно реализовать себя в

различных видах труда и творчества

Формировать предпосылки к трудовой деятельности

Воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

Задачи трудового воспитания детей по возрастам

Группа раннего

возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Начинается

приобщение к трудовой

деятельности.

Основной вид труда в

этом возрасте

Продолжается

формирование у детей

желания к посильному

труду.

Дети активно

овладевают

различными

трудовыми

навыками и

Добавляется ручной

труд. Делается акцент

на формирование всех

доступных детям

умений и навыков в

Сформированные

навыки и умения

совершенствуются

самообслуживание

приемами труда в

природе,

хозяйственно-

бытового труда и

самообслуживания

различных видах

труда.

Формируется

осознанное отношение

и интерес к трудовой

деятельности, умение

достигать результат.

Формы организации труда в ДОУ

Поручение – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнение

какого либо трудового действия.

Дежурство – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с

трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда,

помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей

совместной работы.

Основные виды детского труда:

самообслуживание;

хозяйственно – бытовой труд;

труд в природе;

ручной труд

Самообслуживание.

Самообслуживание у дошкольников развивает:

- координацию движений и ловкость;

- самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого;

- уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия;

- привычку к порядку;

- умение заботиться не только о себе, но и о своих близких;

- представления об окружающих вещах, их качествах и назначении;

- умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции,

ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность

действий.

Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку

ребёнка и является важным шагом на пути к его независимости.

Формировать первоначальные представления младших дошкольников

о самообслуживании помогают произведения З. Александровой «Мой

мишка», Е. Благининой «Не мешайте мне трудится», Ю. Тувима «Письмо»,

А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр».

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд у дошкольников развивает следующие качества:

- самостоятельность, ответственность, аккуратность. По мере усвоения

трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении

действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно;

-

нравственные

качества.

Постоянное

выполнение

подобных

дел

способствует

формированию

трудолюбия,

настойчивости,

упорства,

доброжелательного отношения к окружающим;

-

умственное

развитие.

Хозяйственно-бытовой

труд

развивает

сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие,

наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память;

- навыки культуры труда. Труд создаёт возможности для воспитания

элементарных навыков рациональной организации работы, предварительного

её планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения

задания.

Труд в природе.

Труд в природе развивает у дошкольников:

- любознательность и наблюдательность. Дети учатся интерес к предметам и

явлениям природы, уважению к труду другого человека.;

- практические навыки ухода за животными и растениями. Дети знакомятся с

простейшими

техническими

приспособлениями,

орудиями,

овладевают

навыками работы с ними;

- интеллектуальные умения. Дети учатся планировать работу, подбирать

материалы

и

инструменты,

намечать

последовательность

операций,

распределять их по времени и между участниками труда, оценивать

результаты;

- физическое развитие. Труд в природе проходит на открытом воздухе и

способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребёнка;

- любовь к природе и бережное к ней отношение. Дети учатся воспринимать

и глубоко чувствовать её красоту, умеют бережно относиться к растениям и

животным.

Ручной труд.

Ручной труд у дошкольников развивает:

- мелкую моторику. Задания, связанные с рисованием, лепкой, вырезанием и

склеиванием, требуют точности и координации движений рук;

- творческое мышление. Дети выражают свои мысли и чувства через

создание различных изделий, выбирая цвета, формы и материалы для

работы;

- воображение и фантазию. Через рисунки, лепку или конструирование дети

создают

свои

собственные

истории

и

персонажей,

что

развивает

креативность и способность мыслить нестандартно;

-

концентрацию

и

внимание.

Ручной

труд

требует

от

детей

сосредоточенности и внимания к деталям. Они следят за инструкциями,

следуют определённой последовательности действий и внимательны к своим

движениям;

- самостоятельность и уверенность в себе. Дети самостоятельно выполняют

задания и видят результат своего труда. Это помогает им развивать чувство

ответственности, самоуважение и уверенность в своих способностях;

- волевые качества. У детей формируются усидчивость, терпение, умение

доводить начатое дело до конца;

- художественные способности и эстетический вкус. Дети приобретают

знания о предметах, материалах и их свойствах, о различных способах и

технологиях создания предмета.

Ознакомление с профессией.

Ознакомление с профессиями в ДОУ развивает у детей:

- представление о разнообразии профессий и структуре труда. У детей

складывается понимание последовательности действий человека, для чего он

выполняет эту работу, что получается в результате данной трудовой

деятельности;

- интерес к труду. Расширение знаний о профессиях позволяет детям понять

и принять мир взрослых, сформировать интерес к труду. У ребёнка

зарождается мечта о собственном будущем;

- чувство гордости за результаты трудовой деятельности. Поняв значимость

труда, у детей возникает чувство гордости за результаты трудовой

деятельности своих близких родственников и людей вообще;

- коммуникативные навыки. Ознакомление с профессиями развивает умение

употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях;

- познавательную и творческую активность. Проведение исследований на

темы

профессий

(возникновение,

актуальность

в

мире,

содержание

деятельности) развивает познавательную активность детей.

Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность родителей и детей по труду развивает у

ребёнка положительные личностные качества, такие как ответственность,

трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Также такая деятельность побуждает детей помогать друг другу, делать

что-то для всех, закладывает основы нравственных качеств, необходимых

для жизни в обществе;

Содержание совместных трудовых мероприятий может быть разнообразным

и зависит от целей и участников.

Для родителей и детей такие мероприятия могут включать, например:

- подготовку раздаточного или счётного материала;

- субботники по облагораживанию территории детского сада;

- создание элементов костюмов для праздников;

- совместное сооружение зимних построек;

- творческие выставки поделок.

Требования к организации трудовой деятельности:

систематичность;

постепенность рабочей нагрузки;

подбор оборудования для труда;

создание в группе трудовой атмосферы;

поощрение в процессе и по результатам труда.



В раздел образования