Напоминание

Развитие творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и внеурочной деятельности по биологии


Автор: Татаринова Татьяна Александровна
Должность: студент магистрант направления Педагогическое образование: Химико-биологическое образование
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "АлтГПУ"
Населённый пункт: г.Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и внеурочной деятельности по биологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья

на уроках и внеурочной деятельности по биологии

Аннотация

Настоящая статья посвящена актуальным проблемам развития творческого

потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе

обучения биологии. Подробно рассмотрены педагогические подходы, методы и формы

организации учебной и внеурочной деятельности, направленные на раскрытие и

поддержание творческих способностей учащихся с ОВЗ. Сделан вывод о значимости

индивидуального подхода и особой организации образовательного процесса для

максимального

раскрытия

творческого

потенциала

учащихся

с

особыми

образовательными потребностями.

Ключевые слова

Творческий потенциал, учащиеся с ОВЗ, биология, педагогические технологии,

инклюзивное образование, внеурочная деятельность, индивидуализация обучения.

Введение

Вопрос

развития

творческого

потенциала

учащихся

с

ограниченными

возможностями здоровья приобретает особую актуальность в условиях современной

образовательной

среды,

характеризующейся

внедрением

инклюзивных

моделей

обучения. Традиционное обучение нередко оказывается неэффективным для учащихся с

ОВЗ ввиду стандартных подходов, игнорирующих индивидуальные особенности и

потребности обучающихся. Между тем, именно развитие творческого потенциала

способно существенно повысить мотивацию, способствовать личностному росту и

успешной социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Многие авторы подчеркивают важность учета индивидуальных особенностей учащихся с

ОВЗ при организации образовательного процесса (Семенова, 2019; Морозова, 2020).

Однако, несмотря на значительный объем накопленной эмпирической и теоретической

базы, остаются нерешенными вопросы оптимального сочетания урочной и внеурочной

деятельности, направленной на максимальное раскрытие творческого потенциала

учащихся с ОВЗ.

Характеристика творческого потенциала учащихся с ОВЗ

Творческий потенциал учащихся с ОВЗ характеризуется спецификой проявлений,

обусловленной особенностями физического и психоэмоционального состояния. Так,

некоторые категории учащихся демонстрируют повышенную чувствительность к

художественным образам, другим легче воспринимать абстрактные идеи через сенсорные

ощущения (Корнилова, 2018). Соответственно, педагогические технологии должны

учитывать эти индивидуальные характеристики.

Урочные формы работы по биологии, направленные на развитие творческого

потенциала

Традиционные

уроки

биологии

могут

быть

дополнены

элементами,

способствующими

раскрытию

творческого

потенциала

учащихся

с

ОВЗ.

Среди

эффективных приемов выделяются:

- Создание мини-проектов, связанных с изучаемым материалом (например, составление

коллажей, макетов, схем жизненных циклов организмов);

- Применение игровых технологий, имитирующих природные явления и процессы (игры

типа «Жизнь клетки», «Путешествие по организму»);

-

Использование

цифровых

платформ

и

приложений,

упрощающих

работу

с

информацией и снижающих нагрузку на моторику и зрение (например, виртуальные

лабораторные эксперименты);

- Индивидуализация заданий, предусматривающая вариативность способов выражения

результата (рисунки, схемы, презентации, устные рассказы).

Данные подходы обеспечивают гибкость и разнообразие форматов обучения,

позволяя каждому учащемуся проявить себя наилучшим способом (Зайцева, 2020).

Внеурочная деятельность как пространство для раскрытия творческого потенциала

Внеурочная деятельность обладает значительным потенциалом для раскрытия и

поддержания творческих способностей учащихся с ОВЗ. Наиболее распространёнными

формами являются:

- Клубы юных натуралистов, объединяющие учащихся с общим интересом к природе и

биологии;

- Участие в биологических олимпиадах и конкурсах, адаптированных для учащихся с

ОВЗ;

- Экскурсии и экспедиции, проводящиеся с учетом доступности и сопровождением

специалистов;

-

Мастер-классы

и

кружковая

работа,

направленные

на

изготовление

поделок,

иллюстраций, гербариев и коллекций.

Подобные формы внеурочной деятельности способствуют формированию устойчивого

интереса к биологии, повышают самооценку учащихся и укрепляют социальные связи

(Петрова, 2019).

Оценка эффективности развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ

Оценка эффективности развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ требует

особого подхода, основанного на принципах инклюзивности и индивидуализации.

Критерии оценки должны включать:

- Уровень самостоятельности и инициативы учащихся в выполнении заданий;

- Качество и оригинальность выполненных творческих работ;

- Способность к сотрудничеству и коммуникации в группах;

- Положительную динамику изменения самооценки и уверенности в собственных силах.

Комплексная система мониторинга позволяет своевременно выявлять затруднения и

оперативно вносить необходимые коррективы в организацию образовательного процесса

(Горелова, 2020).

Заключение

Таким образом, развитие творческого потенциала учащихся с ОВЗ на уроках и

внеурочной

деятельности

по

биологии

представляется

важной

составляющей

инклюзивного

образования.

Комплексный

подход,

сочетающий

индивидуально

ориентированные

педагогические

технологии,

разнообразную

форму

организации

занятий и регулярную диагностику результатов, создает условия для максимальной

реализации

творческого

потенциала

учащихся

с

особыми

образовательными

потребностями.

Источники

1. Семенова, Е.В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в

условиях инклюзивного образования // Вестник МГПУ. 2019. № 3. С. 12–19.

2. Морозова, О.Н. Арт-терапия в реабилитации детей с ОВЗ // Специальное образование.

2020. № 2. С. 45–53.

3. Корнилова, Т.В. Креативный подход в обучении детей с особыми образовательными

потребностями // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 34–41.

4. Зайцева, И.А. Творческая деятельность как ресурс личностного роста детей с ОВЗ //

Молодой учёный. 2020. № 10. С. 112–118.

5. Петрова, Н.А. Возможности арт-терапевтических техник в коррекции поведения детей

с ОВЗ // Психология и право. 2019. № 2. С. 67–74.

6. Горелова, Е.В. Игровые технологии в инклюзивном образовании // Инклюзивная

культура. 2020. № 1. С. 23–30.



В раздел образования