Автор: Скрынникова Варвара Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад N 41 комбинированного вида"
Населённый пункт: п. Войсковицы, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с окружающими миром.
Тема: "Что нам осень принесла? "
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
Тема: «Что нам осень принесла?»
Возрастная группа: Старшая дошкольная группа (5-6 лет)
Цель: Систематизация и углубление представлений детей об осени
как времени года, её характерных признаках, явлениях природы и
дарах, формирование активного словарного запаса, развитие
познавательных процессов и творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование представлений об осени: Обобщить и
систематизировать знания детей о сезонных изменениях в
природе осенью (изменение продолжительности дня,
температуры воздуха, осадков, состояния растительного и
животного мира).
2. Расширение и активизация словаря: Обогатить активный и
пассивный словарь детей лексикой, связанной с осенней
тематикой (например: листопад, заморозки, урожай, рябина,
шиповник, грибы, овощи, фрукты, перелетные птицы, подготовки
к зиме).
3. Формирование естественнонаучных
представлений: Уточнить представления о связи между
погодными условиями и жизнью растений, животных, птиц.
4. Развитие представлений о съедобных и несъедобных дарах
природы: Акцентировать внимание на безопасности и пользе
плодов, ягод, грибов.
Развивающие:
1. Развитие познавательных процессов: Стимулировать
развитие познавательной активности, любознательности,
наблюдательности.
2. Развитие связной речи: Формировать умение строить
развернутые высказывания, отвечать на вопросы полным
предложением, аргументировать свои суждения.
3. Развитие логического мышления: Стимулировать умение
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,
сравнивать, классифицировать.
4. Развитие мелкой моторики и координации движений: Через
дидактические игры и творческую деятельность.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы: Формировать
умение выражать свои эмоции, проявлять интерес,
настойчивость.
Воспитательные:
1. Воспитание любви и бережного отношения к
природе: Формировать ценностное отношение к природным
объектам, понимание их взаимосвязи.
2. Воспитание чувства коллективизма: Развитие умения
работать в группе, слушать друг друга, проявлять взаимную
помощь.
3. Формирование эстетического отношения к окружающему
миру: Акцентирование внимания на красоте осенней природы.
Предварительная работа:
•
Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулках
(осенние листья, плоды, поведение птиц).
•
Чтение художественной литературы об осени (стихи, рассказы,
сказки).
•
Рассматривание репродукций картин русских художников на
осеннюю тематику.
•
Прослушивание музыкальных произведений об осени.
•
Беседы о предстоящей зиме и подготовке к ней.
•
Сбор природного материала (листья, желуди, шишки, семена).
Материалы и оборудование:
•
Аудиозапись “Времена года. Осень” П.И. Чайковского.
•
Иллюстрации с изображением осенней природы (листопад,
дождь, туман, перелетные птицы, грибы, ягоды, овощи, фрукты).
•
Натуральные дары осени: листья разных деревьев, желуди,
каштаны, шишки, рябина, шиповник, яблоки, груши, овощи
(морковь, свекла, картофель, тыква), грибы (муляжи или
натуральные, если есть возможность и абсолютная уверенность
в их безопасности).
•
Картинки с изображением перелетных и зимующих птиц.
•
Карточки для дидактической игры “Что осенью растет, что
осенью летит, что осенью бежит?”.
•
Корзинки для сбора “урожая”.
•
Листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки.
•
Воздушный шарик.
Ход НОД:
I. Организационный момент (3-5 минут)
•
Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. А куда
именно – попробуйте угадать. Слушайте внимательно звуки
природы». (Педагог включает аудиозапись «Времена года.
Осень» П.И. Чайковского).
•
Беседа по аудиозаписи: «Ребята, какую музыку вы услышали?
Что вы представили, когда слушали? Какие картины нарисовал
ваш слух? (Дети делятся впечатлениями). Верно, эта музыка
навеяна красотой и настроением прекрасного времени года. А
какое время года мы будем сегодня вспоминать и говорить о
нём? (Дети называют осень). Правильно, сегодня мы поговорим
об осени и о том, что она нам принесла».
II. Мотивационно-ориентировочный этап (10-15 минут)
•
Создание проблемной ситуации/загадки: «Дорогие мои юные
исследователи, сегодня к нам в группу должно прийти что-то
очень важное, что-то, что приносит с собой прохладу, яркие
краски и щедрые подарки. Чтобы узнать, что это, послушайте
мои загадки».
i.
«Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за
время года?» – спросим мы. Это… (ответы детей – осень)».
ii.
«Мокнет поле, дождь идёт, По дорожке дождик льёт. К нам
стучится желтый лист. Что за время года? (Ответы –
осень)».
iii.
«Всё вокруг одето в золото, Солнце светит, но уже не так
тепло. Птицы собираются в стаи, Деревья листья
рассыпают. Эта прекрасная пора – (ответы – осень)».
•
Сообщение темы и цели НОД: «Молодцы! Вы верно угадали,
что речь пойдет об осени. Сегодня мы с вами вспомним, что же
особенного происходит осенью, какие изменения происходят в
природе, какие подарки нам дарит это прекрасное время года.
Мы будем много разговаривать, играть, наблюдать и, конечно
же, будем стараться правильно и красиво отвечать, чтобы стать
настоящими знатоками осени!»
III. Исследовательско-аналитический этап (30-40 минут)
•
Беседа «Осенние приметы»: «Ребята, давайте вспомним, как
мы узнаём, что наступила осень? Какие изменения происходят
вокруг?» (Педагог стимулирует детей к развернутым ответам,
задает наводящие вопросы).
o
Температура воздуха: «Что происходит с температурой
воздуха осенью? Становится теплее или холоднее? Как мы
это понимаем? (Ответы: холодает, одеваемся теплее,
утром может быть иней). Педагог вводит понятия
«заморозки», «прохладно».
o
Солнце: «Какое солнце осенью? Светит ли оно так же
ярко, как летом? Становится ли день длиннее или короче?
(Ответы: светит не так ярко, день становится короче,
раньше темнеет).
o
Осадки: «Какие осадки чаще всего идут осенью? (Ответы:
дождь, морось, иногда первый снег). Обратите внимание,
как меняется состояние земли после дождя. (Ответы: лужи,
грязь, мокрая трава).
o
Растительный мир:
▪
Листья: «Что происходит с листьями на деревьях?
(Ответы: меняют цвет, опадают). Этот процесс
называется… (листопад). Давайте посмотрим на наши
листья (педагог достает собранные листья). Каких
цветов они бывают осенью? (Желтые, красные,
оранжевые, коричневые). Почему листья меняют
цвет? (Потому что деревья готовятся к зиме, им уже
не так много солнца и воды, и зелёный цвет уходит,
раскрывая другие цвета).
▪
Растения: «Что происходит с травой, цветами?
(Ответы: трава желтеет, цветы вянут).
▪
Дары осени (растительный мир): «А что осенью
можно найти на деревьях и в лесу? (Ответы: фрукты,
овощи, грибы, ягоды).
o
Животный мир:
▪
Птицы: «Что делают птицы, когда становится
холодно? (Ответы: улетают в тёплые края). Как
называются такие птицы? (Перелетные). Назовите их
(журавль, ласточка, скворец). А есть птицы, которые
остаются с нами на зиму? (Ответы: ворона, воробей,
синица). Их называют… (зимующие).
▪
Звери: «Что делают животные осенью, готовясь к
зиме? (Ответы: запасают еду, меняют шубки,
готовятся к спячке). (Например: белка запасает грибы
и орехи, медведь готовится к спячке, еж ищет место
для зимней спячки).
•
Дидактическая игра «Что нам осень принесла?» (с
использованием натуральных объектов и иллюстраций):
o
Цель: Закрепить представления о дарах осени, развить
умение классифицировать, обогатить словарь.
o
Ход игры: Педагог раскладывает на столе природные
дары осени: фрукты (яблоки, груши), овощи (морковь,
свекла, тыква, картофель), ягоды (рябина, шиповник),
грибы (муляжи или настоящие, если безопасно), листья,
шишки, желуди.
o
«Посмотрите, сколько всего интересного и полезного нам
принесла осень! Давайте попробуем разобраться, что это
такое. Кто сможет назвать эти предметы?»
o
Классификация:
▪
Фрукты: «Что это? (Яблоко, груша). Где они растут?
(На деревьях). Чем полезны фрукты? (Содержат
витамины, сладкие, вкусные).
▪
Овощи: «Что это? (Морковь, свекла, картофель,
тыква). Где они растут? (В земле, на огороде). Чем
полезны овощи? (Также содержат витамины, их варят,
жарят, едят сырыми).
▪
Ягоды: «А эти яркие ягодки, что это? (Рябина,
шиповник). Где они растут? (На кустах, на деревьях).
Можно ли их есть? (Некоторые ягоды можно, но с
осторожностью. Рябина горькая, но полезная,
шиповник очень полезен для здоровья, особенно при
простуде).
▪
Грибы: «А это что за лесные жители? (Грибы). Можно
ли их собирать всем подряд? (Нет, нужно знать, какие
грибы съедобные, а какие – ядовитые). Как вы
думаете, какой гриб съедобный, а какой нет? (Если
есть муляжи, педагог показывает разницу между
белым грибом, подосиновиком и мухомором, бледной
поганкой). Важно помнить: если не знаешь гриб – не
бери!
▪
Лесные дары (несъедобные): «А вот шишки,
желуди, каштаны – можно ли их есть? (Нет). Но они
тоже очень важны для природы, для лесных жителей.
Из них можно делать красивые поделки».
o
Стимулирование рассуждений: «Как вы думаете, почему
осень называют щедрой порой?»
•
Игра «Что осенью растет, что осенью летит, что осенью
бежит?» (с карточками):
o
Цель: Закрепление представлений о явлениях и объектах
осени, развитие логического мышления.
o
Ход игры: Педагог демонстрирует детям картинки с
изображениями:
▪
Растет: Овощи, фрукты, грибы, листья на деревьях.
▪
Летит: Перелетные птицы, осенние листья (во время
ветра).
▪
Бежит/Идет: Дождь, туман, ветер, звери, собирающие
запасы.
o
«Ребята, посмотрите на картинки. Мы будем играть в игру
«Что осенью растет, что осенью летит, что осенью
бежит?». Показываю вам картинку, а вы отвечаете, к какой
группе она относится». (Дети называют и обосновывают
свой выбор).
o
Дополнительный вопрос: «А что осенью может делать
человек?» (Собирать урожай, готовиться к зиме, гулять под
дождем, собирать листья).
•
Физическая минутка «Осенний листопад»:
o
Цель: Снятие мышечного напряжения, закрепление
представлений о движении листьев.
o
Ход: «Ветер дует нам в лицо, Дерево качается. Листья вниз
летят, летят, И под ноги попадаются. А потом и мы, как
листья, Покружимся, покружимся, И тихонько сядем вниз,
Чтобы снова поучиться». (Дети выполняют движения:
качают руками, имитируя деревья; кружатся, опускаясь на
пол; садятся на стульчики).
IV. Творческо-практический этап (20-25 минут)
•
Творческая деятельность «Осенний букет/пейзаж»:
o
Цель: Развитие творческих способностей, мелкой
моторики, закрепление образов осени.
o
Вариант 1 (рисование): «Ребята, осень дарит нам не
только плоды, но и невероятную красоту! Посмотрите,
какие чудесные листья мы собрали. Давайте нарисуем
осенний пейзаж или букет из осенних листьев.
Постарайтесь передать красоту осени: яркие цвета,
движение листьев, может быть, моросящий дождик или
солнышко, пробивающееся сквозь тучи». (Педагог
предлагает детям листы бумаги, цветные карандаши,
восковые мелки. Акцентирует внимание на передаче
цветовой гаммы осени).
o
Вариант 2 (аппликация из природных материалов): «Мы
собрали с вами чудесные листья, шишки, желуди. Давайте
попробуем создать из них настоящую осеннюю картину.
Это может быть букет в вазе, осенний лес или даже
смешная мордочка животного, сделанная из листьев и
шишек». (Дети приклеивают листья, желуди, шишки на лист
бумаги, создавая композицию).
•
**Интерактивное упражнение «Воздушный шарик-
предсказатель»: **
o
Цель: Игровое закрепление знаний об осени, развитие
навыков говорения.
o
Ход: Педагог достает воздушный шарик. «Ребята, у меня в
руках волшебный осенний шарик. Он знает, что мы узнали
об осени. Я буду его подбрасывать, а когда он будет падать
к вам в руки, вы должны будете назвать одну интересную
вещь, которую вы сегодня узнали или вспомнили про осень.
И мы передаем его дальше». (Дети поочередно ловят
шарик и говорят по одному факту об осени: «Осенью
опадают листья», «Осенью улетают птицы», «Осенью
созревают овощи и фрукты», «Осенью идут дожди»,
«Осенью меняют шубки звери», «Осенью бывает
листопад», «Рябина и шиповник полезны», «Грибы нужно
знать»).
V. Рефлексивно-оценочный этап (5-7 минут)
•
Подведение итогов: «Ребята, сегодня мы с вами говорили об
осени. Давайте вспомним, что нового мы узнали? Что вам
больше всего понравилось делать?» (Педагог задает вопросы,
стимулируя детей к самооценке и обобщению:
o
«Что нового вы узнали сегодня о сезоне осень?
o
Какие подарки нам принесла осень?
o
Почему важно знать о съедобных и несъедобных дарах
природы?
o
Как мы можем бережно относиться к природе осенью?
o
Что вам было интересно выполнять?
o
Что показалось трудным?»
•
Оценка деятельности: «Вы сегодня были настоящими
исследователями! Вы внимательно слушали, отвечали на
вопросы, играли, творили. Все вы молодцы! Спасибо вам за
такое плодотворное занятие».
•
Заключительное слово: «Осень – это удивительное время
года, полное красок, звуков и щедрых даров. Давайте всегда
будем ценить и беречь красоту природы, которую нам дарит
осень, и помнить о её удивительных преобразованиях, которые
готовят нас к приходу зимы».
Применение данного конспекта в образовательном процессе:
Данный конспект НОД предполагает комплексный подход к изучению
темы осени, интегрируя различные образовательные области. Он
может быть адаптирован педагогом в зависимости от уровня развития
детей, доступных материалов и имеющихся ресурсов. Важно не
просто следовать тексту, а использовать его как основу для гибкого,
творческого взаимодействия с детьми. Активное вовлечение
дошкольников через игровые формы, беседы, практическую
деятельность, а также стимуляция их к размышлению и высказыванию
собственного мнения, способствуют более глубокому усвоению знаний
и формированию устойчивого интереса к окружающему миру.
Практическая ценность заключается в предоставлении готовой
структуры занятия с конкретными играми и заданиями, которые легко
могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной
организации. Глубина проработки обеспечивается анализом
различных аспектов осеннего периода – от климатических изменений
до биологических процессов у растений и животных, а также акцентом
на безопасности и ценности природных даров. Читаемость конспекта
поддерживается логическим построением, плавными переходами
между этапами и использованием понятной, но точной терминологии.