Автор: Волкова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ – детский сад "Солнышко" Населённый пункт: Саратовская область, Советский район, р.п.Советское Наименование материала: Конспект Тема: "Российская армия" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением на
тему: «Российская армия»
Возрастная группа: Средняя (5-6 лет)
Образовательная область: « Познавательное развитие»
Направление: Ознакомление с социальным окружением
Тема: Российская армия
Педагогическая цель: продолжать расширять представления детей о
Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать
Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты
проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными
профессиями — пограничник, моряк, летчик и др. Рассказать, что для того,
чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и
уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задает
вопросы.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-
эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Средства реализации: иллюстрации с изображением представителей
военных профессий, боевой техники.
Предварительная работа:
1. Прослушивание музыкальных произведений посвященных нашей
армии, и ее защитникам, гимна РФ. государства, парада к 9 мая.
2. Чтение художественной литературы о героях войны.
3. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением
военных, военной техники, флага нашего государства.
4.Заучивание стихотворений о военных профессиях, песни «Будем в
армии служить».
Методика проведения
1. Организационный момент.
Воспитатель зачитывает детям стихотворение:
День такой у нас один —
1
Праздник мальчиков, мужчин.
Отмечает вся страна —
Двадцать третье февраля.
Этот день все знать должны —
День защитников страны.
2. Введение в тему.
23 февраля отмечается как «День защитника Отечества». В этот день мы
отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную
землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и
ответственную службу. Сегодня мы отмечаем этот праздник как день настоящих
мужчин, наших ЗАЩИТНИКОВ!
Существует три главные группы Вооруженных Сил - сухопутные, военно-
воздушные и военно-морские силы - всегда в боевой готовности. Даже в мирное
время.
Обсуждение пословиц: «Хочешь мира - готовься к войне», «Тяжело в
учении - легко в бою».
Беседа с детьми о защитниках Родины. Спрашивает: «Кого мы называем
защитниками? От кого они защищают нашу Родину». В ответах детей
обязательно должны прозвучать слова: солдаты, матросы, летчики.
3. Основная часть. (Знакомство с родами войск.)
Педагог обобщает ответы детей и предлагает угадать, о представителях
какого рода войск пойдет речь:
Он на страже рубежей
День и ночь в дозоре.
Охраняет он страну
От беды и горя.
Друг — собака у него,
Он в стрельбе отличник.
С автоматом на плече
Это —... (пограничник).
Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением
пограничников и рассказывает: «Каждая страна имеет свою границу, которую
нельзя нарушать ни в коем случае. Россия — огромное государство, и
2
протяженность границ у нее очень большая. Границы Российской Федерации
охраняют пограничные войска. Они следят за тем, чтобы никто не нарушил
границу. Чем лучше вооружены и подготовлены пограничники, тем выше
обороноспособность нашей страны. На протяжении всей границы стоят
электронные датчики, которые подают сигнал при любом нарушении границы.
Из космоса ведут наблюдения военные спутники. И если граница нарушена, то
звучит команда «Застава, в ружье! Тревога!» и пограничники выходят на поиски
нарушителя».
Давайте внимательнее рассмотрим пограничника.
Почему у него такая пятнистая форма? (Чтобы его не было заметно.)
Что у него есть еще, кроме автомата? (Бинокль, сумка, кинжал.)
А что это такое? (Пограничный столб.)
Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Они раскрашены красными и
зелеными полосками, а наверху герб страны. А что вы видите за спиной
пограничника? Это контрольно-следовая полоса, которая проходит вдоль всей
границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее.
Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень
внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить
следов, оставленных нарушителям.
А кого вы еще видите на картинке? (Собаку.)
Обсудите, как она помогает «нести службу».
Как вы думаете, кто мог оставить следы на контрольной полосе?
(Нарушители, шпионы.)
А могли оставить следы и животные. Пограничники должны проверить,
действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители, чтобы запутать
пограничников, могут надеть на руки и на ноги специальные приспособления,
имитирующие следы животных, и перейти границу.
Воспитатель загадывает следующую загадку.
В небесах стальная птица—
Она быстрее звука мчится.
В кабине штурман и наводчик
Ведет ее военный... (летчик).
Военно-воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше
Отечество с воздуха. На вооружении ВВС находятся бомбардировщики,
истребители, разведывательные (пилотируемые и беспилотные) и
военнотранспортные самолеты, а также вертолеты.
3
Размышление, для каких целей предназначен тот или иной вид
вооружения? Чем самолет отличается от вертолета, что лучше? Дети при
помощи воспитателя рассказывают о военных самолетах, их названиях,
возможностях и о том, кто управляет этими стальными машинами (самолеты
«Стрижи», «Чижи», вертолеты «Стрекоза», «Акула»).
Рассказывает, что в истребителе может быть только один пилот, а
транспортный самолет, к примеру, управляется целым экипажем - первый и
второй пилоты, штурман (прокладывает курс самолета в небе), радист,
держащий связь с аэродромом.
В беседе воспитатель акцентирует внимание на летчиках, управляющих
такими машинами (это высококлассные специалисты, опытные, грамотные
летчики; они не один год учатся в военном училище, много тренируются на
специальных тренажерах, прежде чем управлять военным самолетам или
вертолетом).
Как вы думаете, какими качествами он должен обладать? (Не бояться
высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя, иметь
профессиональную подготовку.) Если самолет подбит, пилот может
катапультироваться, но... только если ему не приходится ценой собственной
жизни отводить «небесную машину» от чего-то на земле, на что самолет никак
не должен упасть.
И в мирное время летчики участвуют в спасении людей, так как самолеты
и вертолеты быстрее любой другой техники добираются до мест аварий,
кораблекрушений, стихийных бедствий и других трагедий, которые угрожают
нашей жизни. У пилотов красивая голубая форма под цвет неба. Кроме того, в
полете они надевают специальные высотные шлемы и костюмы. Подумайте,
для чего они нужны?
Физкультминутка
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движений:
Раз-два — аты-баты,
Три-четыре — мы солдаты.
Маршируем как пехота.
Раз-два — повороты.
В кабину сели самолета,
Три-четыре — мы пилоты.
Вниз — вверх, вниз — вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях,
4
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим —
Нелегко служить на флоте.
Воспитатель предлагает отгадать следующую загадку.
Полосатая рубашка,
Вьются ленты за фуражкой.
Он готов с волною спорить,
Ведь его стихия — море.
(Моряк)
Россия - великая морская держава. Ее берега омывают 2 океана и более 10
морей. Сегодня морские просторы нашей Родины защищают военные корабли,
объединенные в большие группы (эскадры). Каждый тип кораблей в составе
эскадры имеет свое назначение: авианосцы, тральщики, линкоры, катера,
подводные лодки. Все вместе они составляют Военно-Морской Флот.
Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением
моряков, кораблей, катеров; обращает их внимание на оснащение кораблей.
На кораблях служат моряки - матросы и офицеры. У каждого свои
обязанности: радист поддерживает связь с землей, еду готовит корабельный
повар - кок.
А как вы думаете, кто самый главный на военном корабле? (Капитан)
Правильно, на военном судне капитан - это командир корабля, он в ответе
за весь корабль. Вспомните наиболее известные морские атрибуты (бескозырка
с лентой, тельняшка, Андреевский флаг, якорь).
Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами,
глубинными бомбами (объясните, что это).
Загадка.
В этой форме темно-синей
Защищает он страну,
И в огромной субмарине
Опускается ко дну.
Охраняя океан,
Был в портах десятка стран.
(Моряк - подводник)
Показывает иллюстрацию с изображением подводной лодки;
рассказывает о моряках- подводниках (особенности службы моряков и моряков-
подводников, какими качествами должен обладать моряк-подводник).
5
Подводные лодки передвигаются под водой на большие расстояния и
поражают корабли противника торпедами.
4. Заключительная часть.
Командная игра «Каким должен быть воин?».
Дети, передавая друг другу звезду, называют качества воина-защитника:
смелый, выносливый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый,
сильный, умелый, любящий Родину, мужественный, бесстрашный, удалой,
крепкий, здоровый, могучий, героический и др. Каждому отличившемуся
можно давать «медаль».
Спрашивает детей, хотят ли они, когда подрастут, служить в армии и
защищать свою Родину?
Подводится итог: «Пограничники, летчики, моряки и другие военные, о
которых мы сегодня говорили, — это военнослужащие Российской армии. Наша
армия не нападает, а защищает, и российских военных справедливо называют
защитниками. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и
смелые. Служба в армии — почетная обязанность каждого российского
мужчины».
Труд военного - это постоянный риск. Все профессии военных почетны и
важны, а главное - очень нужны. Наша страна гордится своей армией, ее
отважными воинами. Именно они в любой момент смогут встать на нашу
защиту и обрушить всю свою мощь на врага!
Воспитатель читает детям высказывания об армии великого русского
полководца Суворова:
Смелого пуля боится, смелого штык не берет.
Смелость города берет.
Сам погибай, товарища выручай.
Стреляй метко, да редко.
Негоден тот солдат, который говорит: «Не могу знать».
6