Напоминание

Художественная литература как инструмент в развитии нравственности у дошкольников


Автор: Петрова Яна Виктоовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №253"
Населённый пункт: Гоод Барнаул
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: Художественная литература как инструмент в развитии нравственности у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественная литература как инструмент в развитии нравственности

у дошкольников

В наше время одной из важнейших задач, стоящих перед обществом,

является вопрос нравственного воспитание детей . Современное поколение

воспитывается

в

условиях

размытых

нравственных

ориентиров,

что

подчеркивает

важность

передачи

детям

нравственных

ценностей,

способствующих благоприятным взаимоотношениям с окружающим миром.

Поэтому современное педагогическое сообщество заново пытается понять,

каким образом детям нового поколения привить нравственные ценности и

ориентиры,

благотворно

влияющие

на

все

стороны

и

формы

взаимоотношений растущего человека.

Художественная литература обладает значительным воспитательным

потенциалом. Через нее дети усваивают модели поведения, осознают смысл

происходящего, развивают ценностные установки, такие как уважение к

родителям, дружбе, доброте, ответственности и честности.

Выбор литературы для детей должен соответствовать их возрасту и

интересам. Посредством чтения художественной литературы ребенок узнает

о

добре

и

справедливости

,

взаимопомощи,

преданности,

заботе,

справедливости, доброте, сочувствии.

Какую же литературу выбирать для ребенка? Как и в каком возрасте её

читать?

Для самых маленьких подходят стихи, потешки и простые сказки с

яркими иллюстрациями, которые помогают расширить словарный запас и

развивают координацию движений.

Это могут быть «Ладушки, ладушки…», «По кочкам, по кочкам…»

«Гуси, гуси…», другие потешки, знакомые нам с детства , а также русские

народные сказки: «Колобок», «Теремок» и др Чтение этих произведений

должны сопровождаться движениями взрослого и ребёнка. Через эту игру

ребенок углубляет кругозор , ориентирует себя в мире вещей, животных,

людей, улучшает координацию движения, представления о своем теле и

укрепляет эмоциональную связь со взрослым.

В 3-4 года любимыми художественными произведениями становятся

книги К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Путаница», где

оживают и активно действуют знакомые и новые предметы.

После

четырех

лет

ребенок

знакомится

со

сложным

миром

человеческих отношений. В этом ребёнку помогут произведения: рассказы Н.

Носова «Огурцы», Л. Толстого «Яблоки», Л. Биссета «Забытый день

рожденья», Э. Успенского «День рожденья крокодила Гены», М. Мурр

«Крошка Енот и Тот, Кто сидит в пруду», а также такие народные сказки, как

«Два жадных медвежонка», «Храбрый мальчик», «Колосок», «Царевна-

лягушка» и множество других.

В 5-6 лет детям интересны любимые всеми нами волшебные сказки Ш.

Перро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, В. Гауфа, Н. Носова, А. Волкова и др.

В них дети встречаются с большим количеством увлекательных, персонажей

с характером, события развиваются стремительно, сопровождая в мир

волшебства, давая разнообразные модели поведения и переживания.

Художественные произведения, безусловно, способствуют развитию

нравственного представления у детей 5 - 6 лет. Но в отличии от взрослых

читателей, обладающих большим жизненным опытом, ребенку не хватает

внимания на главное, что содержится в книге и дает ей правильное

оценивание. Книга оставляет перед ним множество неизвестного и самому

трудно во всём разобраться. Отсюда бесконечные детские вопросы: «Почему

утёнка называли гадким?», «Гадкий утёнок правда был гадким?» и т .д.

Иногда трудно сразу ответить на детские вопросы, надо сначала подумать,

что ответить. Приготовившись к беседе, взрослый должен продумать

вопросы, которые он задаст детям связанных с прочитанным произведением.

Если речь о книге будет состоять из необдуманных вопросов, наставлений и

поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то

эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей

книги.

У взрослого определенные трудности вызывают не только выбор

художественного произведения, но также и выбор этической беседы о

прочитанном. Практика работы с детьми показывает, что такие беседы

необходимы.

Не надо слишком много ставить перед ребятами вопросов, это мешает

осознанию главной идеи произведения, портит впечатление от прочтения.

Более обстоятельная система вопросов, например: «С чего начинается

сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло?» и т. п., это когда

взрослый занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает

их пересказыванию. Когда беседа идет о развитии нравственного сознания

детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие

у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их

внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы помогут детям разобраться в образе героев произведения,

высказать

свое

отношение

к

нему;

они

помогут

взрослым

понять

эмоциональное состояние детей во время чтения.

Говоря о детской литературе и ее месте в нравственном развитии

ребенка, я хотела еще раз сказать, что роль взрослого здесь определяющая.

От того, какую книгу он предложит детям и как она будет прочитана, какие

вопросы

будут

заданы,

во

многом

зависит

дальнейшее

личностно-

эмоциональное, интеллектуальное, социальное развитие ребенка , его место в

современном культурном обществе .

Список литературы

1.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном

возрасте СПб.: Питер, 2018. 400 с.

2. От рождения до школы: Основная общеобразовательная

программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 4е изд., перераб.- М.: Мозаика-

Синтез, 2018. — 352с.

3.

Петрова, В.И., Нравственное воспитание в детском саду.- М

Стульник Т.Д. [Текст]: Владос, 2006.

4.

Шохина, Т.Е. Формирование нравственных представлений детей

дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] /Т.Е.

Шохина. — М: Молодой ученый, 2016. — 540-544с.



В раздел образования