Автор: Петрова Яна Виктоовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №253"
Населённый пункт: Гоод Барнаул
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: Художественная литература как инструмент в развитии нравственности у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Художественная литература как инструмент в развитии нравственности
у дошкольников
В наше время одной из важнейших задач, стоящих перед обществом,
является вопрос нравственного воспитание детей . Современное поколение
воспитывается
в
условиях
размытых
нравственных
ориентиров,
что
подчеркивает
важность
передачи
детям
нравственных
ценностей,
способствующих благоприятным взаимоотношениям с окружающим миром.
Поэтому современное педагогическое сообщество заново пытается понять,
каким образом детям нового поколения привить нравственные ценности и
ориентиры,
благотворно
влияющие
на
все
стороны
и
формы
взаимоотношений растущего человека.
Художественная литература обладает значительным воспитательным
потенциалом. Через нее дети усваивают модели поведения, осознают смысл
происходящего, развивают ценностные установки, такие как уважение к
родителям, дружбе, доброте, ответственности и честности.
Выбор литературы для детей должен соответствовать их возрасту и
интересам. Посредством чтения художественной литературы ребенок узнает
о
добре
и
справедливости
,
взаимопомощи,
преданности,
заботе,
справедливости, доброте, сочувствии.
Какую же литературу выбирать для ребенка? Как и в каком возрасте её
читать?
Для самых маленьких подходят стихи, потешки и простые сказки с
яркими иллюстрациями, которые помогают расширить словарный запас и
развивают координацию движений.
Это могут быть «Ладушки, ладушки…», «По кочкам, по кочкам…»
«Гуси, гуси…», другие потешки, знакомые нам с детства , а также русские
народные сказки: «Колобок», «Теремок» и др Чтение этих произведений
должны сопровождаться движениями взрослого и ребёнка. Через эту игру
ребенок углубляет кругозор , ориентирует себя в мире вещей, животных,
людей, улучшает координацию движения, представления о своем теле и
укрепляет эмоциональную связь со взрослым.
В 3-4 года любимыми художественными произведениями становятся
книги К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Путаница», где
оживают и активно действуют знакомые и новые предметы.
После
четырех
лет
ребенок
знакомится
со
сложным
миром
человеческих отношений. В этом ребёнку помогут произведения: рассказы Н.
Носова «Огурцы», Л. Толстого «Яблоки», Л. Биссета «Забытый день
рожденья», Э. Успенского «День рожденья крокодила Гены», М. Мурр
«Крошка Енот и Тот, Кто сидит в пруду», а также такие народные сказки, как
«Два жадных медвежонка», «Храбрый мальчик», «Колосок», «Царевна-
лягушка» и множество других.
В 5-6 лет детям интересны любимые всеми нами волшебные сказки Ш.
Перро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, В. Гауфа, Н. Носова, А. Волкова и др.
В них дети встречаются с большим количеством увлекательных, персонажей
с характером, события развиваются стремительно, сопровождая в мир
волшебства, давая разнообразные модели поведения и переживания.
Художественные произведения, безусловно, способствуют развитию
нравственного представления у детей 5 - 6 лет. Но в отличии от взрослых
читателей, обладающих большим жизненным опытом, ребенку не хватает
внимания на главное, что содержится в книге и дает ей правильное
оценивание. Книга оставляет перед ним множество неизвестного и самому
трудно во всём разобраться. Отсюда бесконечные детские вопросы: «Почему
утёнка называли гадким?», «Гадкий утёнок правда был гадким?» и т .д.
Иногда трудно сразу ответить на детские вопросы, надо сначала подумать,
что ответить. Приготовившись к беседе, взрослый должен продумать
вопросы, которые он задаст детям связанных с прочитанным произведением.
Если речь о книге будет состоять из необдуманных вопросов, наставлений и
поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то
эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей
книги.
У взрослого определенные трудности вызывают не только выбор
художественного произведения, но также и выбор этической беседы о
прочитанном. Практика работы с детьми показывает, что такие беседы
необходимы.
Не надо слишком много ставить перед ребятами вопросов, это мешает
осознанию главной идеи произведения, портит впечатление от прочтения.
Более обстоятельная система вопросов, например: «С чего начинается
сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло?» и т. п., это когда
взрослый занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает
их пересказыванию. Когда беседа идет о развитии нравственного сознания
детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие
у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их
внутреннему миру, их переживаниям.
Вопросы помогут детям разобраться в образе героев произведения,
высказать
свое
отношение
к
нему;
они
помогут
взрослым
понять
эмоциональное состояние детей во время чтения.
Говоря о детской литературе и ее месте в нравственном развитии
ребенка, я хотела еще раз сказать, что роль взрослого здесь определяющая.
От того, какую книгу он предложит детям и как она будет прочитана, какие
вопросы
будут
заданы,
во
многом
зависит
дальнейшее
личностно-
эмоциональное, интеллектуальное, социальное развитие ребенка , его место в
современном культурном обществе .
Список литературы
1.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном
возрасте СПб.: Питер, 2018. 400 с.
2. От рождения до школы: Основная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 4е изд., перераб.- М.: Мозаика-
Синтез, 2018. — 352с.
3.
Петрова, В.И., Нравственное воспитание в детском саду.- М
Стульник Т.Д. [Текст]: Владос, 2006.
4.
Шохина, Т.Е. Формирование нравственных представлений детей
дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] /Т.Е.
Шохина. — М: Молодой ученый, 2016. — 540-544с.