Напоминание

"Игровая деятельность с цветными счетными палочками Кюизенера"


Автор: Захарчук Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад с.Птичник"
Населённый пункт: Город Биробиджан, ЕАО
Наименование материала: Консультация
Тема: "Игровая деятельность с цветными счетными палочками Кюизенера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Птичник»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Игровая деятельность

с цветными счётными палочками

Кюизенера»

Воспитатель:

Захарчук Е.Н.

ЕАО, 2025 г.

Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек, разного размера, где

длинна палочки напрямую связана с числом, которое она обозначает. Самая

маленькая палочка – кубик (1 см) – 1 единица, палочка длиной 2 см – двойка, и

так далее до 10 (самая длинная). Каждому числу соответствуя свой цвет.

Палочки

-

один

из

немногих

дидактических

материалов,

дающих

возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных

умений, от сенсорных к мыслительным. . Многие математические представления

(число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение,

операции над числами и тд.) Благодаря палочкам, развивается логическое

мышление. Они учат ребёнка ориентироваться в пространстве. Обеспечивают

возможность получать знания в результате исследований. Работая с палочками

педагог (родитель) может ставить задачи разной сложности. Работу с палочками

можно организовывать как индивидуально, так и объединяя детей в разные

группы, что позволяет им научиться работать в команде, взаимодействовать друг

с

другом.

Также

палочки

способствуют

развитию

восприятия,

памяти,

воображение и речи.

Методический материал можно использовать и в семье, и в дошкольном

учреждение, и в школе.

Набор Кюизенера — это множество, с его помощью детям легко

продемонстрировать отношения порядка и эквивалентности. Здесь скрыты самые

разные математические ситуации. Поскольку число в комплекте моделируется из

цвета и величины, то и в мышлении ребёнка начинают формироваться

абстрактные

понятия.

И

это

является

закономерным

следствием

его

самостоятельных практических действий. Ребята осваивают количественный и

порядковый счёт.

Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику

числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши

лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна

палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ

объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко

запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении

палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие

подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению

и делению.

Счётные палочки совершенствуют и измерительные умения. Наглядно

наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится

сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые».

Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-

левый» и «масса» предмета.

Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в

горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Таким образом, созданную модель

можно рассматривать по-разному. Развивающее пособие Кюизенера помогает не

только в изучении математики. Данная методика позволяет складывать из палочек

буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика), объёмные конструкции. Для

этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или

разработать самостоятельно.

Из палочек можно выкладывать различные изображения на плоскости

Для формирования прочных знаний и навыков задания по методике

Кюизенера нужно предлагать дошкольникам регулярно (не реже 1 раза в неделю).

Палочки Кюизенера — это полифункциональный дидактический материал.

Для обучения по данной методике педагог использует различные приёмы, прежде

всего игровые. Однако, чтобы деятельность была успешной, они должны

соответствовать возрасту детей и уровню их развития.

Так, младших дошкольников вначале просто нужно познакомить с набором.

Пусть малыши поиграют с палочками, по желанию сложат из них разные узоры.

Можно предложить ребятам соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В

дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх

(например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты).

Детям очень нравится играть с цветными палочками.

Вполне возможно, что в ходе подобных игр ребята сами сделают

определённые открытия: к примеру, что палочек много, но среди них есть

элементы одинакового цвета и размера, или если сложить 2 брусочка одного

цвета, то по длине мы получим палочку иного цвета и т. д. Важно постоянно

предлагать малышам обследовать детали, отсчитывать их по одной, прикладывать

друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным.

Постепенно педагог вводит задания и упражнения (опять-таки игровые) со

счётными палочками. Выполняя их, дети приходят к пониманию того, что каждый

предмет в наборе имеет своё постоянное число. Упражнения должны быть

разноплановыми:

направленными

на

совершенствование

представлений

о

величине, закрепление понятия числа и др. Они могут носить и комплексный

характер: решать сразу ряд задач. При подборе заданий нужно учитывать их

взаимосвязь (включение общих и усложняющихся моментов), сочетаемость с

упражнениями, где задействованы прочие дидактические средства.

Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный

характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным приёмом

обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с

объяснением. В старшем же звене будет достаточно схемы или словесной

инструкции.

Помощь воспитателя в процессе выполнения заданий должна носить

косвенный характер: педагог предлагает ребёнку ещё раз подумать, попробовать

другой вариант действий. Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли

самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их

проверяли.

Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности

воспитатель продумывает различные сюрпризные моменты занятия, элементы

занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самое настоящее

солнышко (игрушка), к которому надо проложить дорожку. Игровые моменты

выполняют мотивационную роль (построить будку для собачки, лестницу для

куклы и т. д.). В старшем же дошкольном возрасте уже можно заинтересовать

детей соревнованием (составление на скорость цифр из палочек и т. п.).

Игровые персонажи помогают создать у дошкольников мотивацию к любой

деятельности.

Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными

палочками, — вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом

возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь,

помогают осмыслить материал.

Что касается форм работы с набором Кюизенера, то обычно ребята

упражняются индивидуально. Можно объединять их в подгруппы по несколько

человек.

На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль

игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками:

цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными

кубиками или мозаикой.

Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для

проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти

игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в

структуру непосредственно образовательной деятельности.

Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в

содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и

обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными

палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный

поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки).

Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с

конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из

счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по

убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые

коврики из набора Кюизенера.

На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе

набора Кюизенера.

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи

моделировать

с

их

помощью

сказки

(часто

это

делается

совместно

с

использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с

дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ

волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает

условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой

палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой

деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и

внешний вид её персонажей.

С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных

героев.

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их

помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова.

Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте.

Начать работу с палочками необходимо с элементарного знакомства с

набором и простыми манипуляциями.

Игры на ознакомление с дидактическим материалом:

«Возьми в ручку как можно больше палочек» (сначала в правую, а

затем в левую).

«Назови цвета брусочков» (перед малышом выкладывается не весь

набор, а определённое количество).

«Отыщи такую же палочку» (по цвету либо форме).

«Покажи самую длинную палочку (либо короткую)».

Игры основного этапа (после ознакомления):

«Подбери пояс к платью». Перед ребёнком раскладывают картинки с

изображениями кукол в красивых платьях. Нужно подобрать к платью

пояс — палочку конкретного цвета.

«Построй квадраты». Дошкольнику предлагается выложить 2 квадрата

— каждый из палочек своего цвета. В результате следует вывод: чем

длиннее брусочек, тем больше будет квадрат. Как более сложный вариант

— можно построить треугольники, домики для маленького зайчика и

большой лисы.

Заполнение силуэтных фигур. Задача малыша — заполнить палочками

картинку. Там обозначен цвет и длина элемента. В дальнейшем задание

усложняется: на картинке только очертания фигуры, не указан её цвет и

размер. Последний этап — схема висит на доске, а дети выполняют

задание на столе.

«Что

изменилось?».

Педагог

выкладывает

перед

дошкольником

несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза.

Далее

игровой

диапазон

расширяется

и

усложняется

исходя

из

индивидуальных возможностей детей.

К методическому пособию есть разнообразные альбомы с картинками и

схемами, а также заданиями с различным уровнем сложности.

Желаю успеха

!



В раздел образования