Автор: Захарчук Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад с.Птичник"
Населённый пункт: Город Биробиджан, ЕАО
Наименование материала: Консультация
Тема: "Игровая деятельность с цветными счетными палочками Кюизенера"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Птичник»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Игровая деятельность
с цветными счётными палочками
Кюизенера»
Воспитатель:
Захарчук Е.Н.
ЕАО, 2025 г.
Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек, разного размера, где
длинна палочки напрямую связана с числом, которое она обозначает. Самая
маленькая палочка – кубик (1 см) – 1 единица, палочка длиной 2 см – двойка, и
так далее до 10 (самая длинная). Каждому числу соответствуя свой цвет.
Палочки
-
один
из
немногих
дидактических
материалов,
дающих
возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных
умений, от сенсорных к мыслительным. . Многие математические представления
(число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение,
операции над числами и тд.) Благодаря палочкам, развивается логическое
мышление. Они учат ребёнка ориентироваться в пространстве. Обеспечивают
возможность получать знания в результате исследований. Работая с палочками
педагог (родитель) может ставить задачи разной сложности. Работу с палочками
можно организовывать как индивидуально, так и объединяя детей в разные
группы, что позволяет им научиться работать в команде, взаимодействовать друг
с
другом.
Также
палочки
способствуют
развитию
восприятия,
памяти,
воображение и речи.
Методический материал можно использовать и в семье, и в дошкольном
учреждение, и в школе.
Набор Кюизенера — это множество, с его помощью детям легко
продемонстрировать отношения порядка и эквивалентности. Здесь скрыты самые
разные математические ситуации. Поскольку число в комплекте моделируется из
цвета и величины, то и в мышлении ребёнка начинают формироваться
абстрактные
понятия.
И
это
является
закономерным
следствием
его
самостоятельных практических действий. Ребята осваивают количественный и
порядковый счёт.
Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику
числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши
лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна
палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ
объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко
запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении
палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие
подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению
и делению.
Счётные палочки совершенствуют и измерительные умения. Наглядно
наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится
сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые».
Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-
левый» и «масса» предмета.
Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в
горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Таким образом, созданную модель
можно рассматривать по-разному. Развивающее пособие Кюизенера помогает не
только в изучении математики. Данная методика позволяет складывать из палочек
буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика), объёмные конструкции. Для
этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или
разработать самостоятельно.
Из палочек можно выкладывать различные изображения на плоскости
Для формирования прочных знаний и навыков задания по методике
Кюизенера нужно предлагать дошкольникам регулярно (не реже 1 раза в неделю).
Палочки Кюизенера — это полифункциональный дидактический материал.
Для обучения по данной методике педагог использует различные приёмы, прежде
всего игровые. Однако, чтобы деятельность была успешной, они должны
соответствовать возрасту детей и уровню их развития.
Так, младших дошкольников вначале просто нужно познакомить с набором.
Пусть малыши поиграют с палочками, по желанию сложат из них разные узоры.
Можно предложить ребятам соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В
дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх
(например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты).
Детям очень нравится играть с цветными палочками.
Вполне возможно, что в ходе подобных игр ребята сами сделают
определённые открытия: к примеру, что палочек много, но среди них есть
элементы одинакового цвета и размера, или если сложить 2 брусочка одного
цвета, то по длине мы получим палочку иного цвета и т. д. Важно постоянно
предлагать малышам обследовать детали, отсчитывать их по одной, прикладывать
друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным.
Постепенно педагог вводит задания и упражнения (опять-таки игровые) со
счётными палочками. Выполняя их, дети приходят к пониманию того, что каждый
предмет в наборе имеет своё постоянное число. Упражнения должны быть
разноплановыми:
направленными
на
совершенствование
представлений
о
величине, закрепление понятия числа и др. Они могут носить и комплексный
характер: решать сразу ряд задач. При подборе заданий нужно учитывать их
взаимосвязь (включение общих и усложняющихся моментов), сочетаемость с
упражнениями, где задействованы прочие дидактические средства.
Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный
характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным приёмом
обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с
объяснением. В старшем же звене будет достаточно схемы или словесной
инструкции.
Помощь воспитателя в процессе выполнения заданий должна носить
косвенный характер: педагог предлагает ребёнку ещё раз подумать, попробовать
другой вариант действий. Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли
самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их
проверяли.
Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности
воспитатель продумывает различные сюрпризные моменты занятия, элементы
занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самое настоящее
солнышко (игрушка), к которому надо проложить дорожку. Игровые моменты
выполняют мотивационную роль (построить будку для собачки, лестницу для
куклы и т. д.). В старшем же дошкольном возрасте уже можно заинтересовать
детей соревнованием (составление на скорость цифр из палочек и т. п.).
Игровые персонажи помогают создать у дошкольников мотивацию к любой
деятельности.
Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными
палочками, — вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом
возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь,
помогают осмыслить материал.
Что касается форм работы с набором Кюизенера, то обычно ребята
упражняются индивидуально. Можно объединять их в подгруппы по несколько
человек.
На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль
игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками:
цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными
кубиками или мозаикой.
Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для
проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти
игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в
структуру непосредственно образовательной деятельности.
Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в
содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и
обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными
палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный
поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки).
Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с
конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из
счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по
убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые
коврики из набора Кюизенера.
На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе
набора Кюизенера.
Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи —
моделировать
с
их
помощью
сказки
(часто
это
делается
совместно
с
использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с
дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ
волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает
условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой
палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой
деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и
внешний вид её персонажей.
С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных
героев.
Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их
помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.
С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова.
Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте.
Начать работу с палочками необходимо с элементарного знакомства с
набором и простыми манипуляциями.
Игры на ознакомление с дидактическим материалом:
«Возьми в ручку как можно больше палочек» (сначала в правую, а
затем в левую).
«Назови цвета брусочков» (перед малышом выкладывается не весь
набор, а определённое количество).
«Отыщи такую же палочку» (по цвету либо форме).
«Покажи самую длинную палочку (либо короткую)».
Игры основного этапа (после ознакомления):
«Подбери пояс к платью». Перед ребёнком раскладывают картинки с
изображениями кукол в красивых платьях. Нужно подобрать к платью
пояс — палочку конкретного цвета.
«Построй квадраты». Дошкольнику предлагается выложить 2 квадрата
— каждый из палочек своего цвета. В результате следует вывод: чем
длиннее брусочек, тем больше будет квадрат. Как более сложный вариант
— можно построить треугольники, домики для маленького зайчика и
большой лисы.
Заполнение силуэтных фигур. Задача малыша — заполнить палочками
картинку. Там обозначен цвет и длина элемента. В дальнейшем задание
усложняется: на картинке только очертания фигуры, не указан её цвет и
размер. Последний этап — схема висит на доске, а дети выполняют
задание на столе.
«Что
изменилось?».
Педагог
выкладывает
перед
дошкольником
несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза.
Далее
игровой
диапазон
расширяется
и
усложняется
исходя
из
индивидуальных возможностей детей.
К методическому пособию есть разнообразные альбомы с картинками и
схемами, а также заданиями с различным уровнем сложности.
Желаю успеха
!