Автор: Алиева Эльвира Варфачитиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №149
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование народной сказки как средства формирования
дружеских взаимоотношений детей старшего возраста
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий
выработанным
и
проверенным
народом.
Жизнь,
народная
практика
воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и
сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со
сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и
воспитания каждого ребенка.
В каких же формах осуществляется работа по формированию дружеских
отношений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Какие
методы
используются в работе по формированию дружеских отношений у старших
дошкольников с опорой на сказку? Работа со сказкой имеет различные
формы: чтение сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок,
проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по
мотивам сказок и многое другое.
Самым целесообразными формами и методами в плане формирования
дружеских взаимоотношений у детей, на наш взгляд, будут являться те,
которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать
детей в деятельность. Можно и нужно инсценировать сказку, привлекая
детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения
между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир
человеческого общения. При инсценировке сказку можно объединить с
песенками. Целесообразно предложить детям выбрать из разученных ранее
песен те, которые могут петь герои сказки.
Осознание сказочных образов и появление стремления подражать им
—
путь
к
приобретению
нравственных
привычек
и
воспитанию
нравственных убеждений.
Необходимым
условием
использования
сказки
в
формировании
дружеских отношений у детей является органическая связь чтения сказок с
теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит
перед
собой
воспитатель
детского
сада.
При
определении
задач
нравственного
воспитания
необходимо
обеспечить
закрепление
и
дальнейшее развитие ценных нравственных качеств, которые имеются как у
детского коллектива в целом, так и у отдельных детей, и наряду с этим
воспитание
недостающих
нравственных
качеств
и
преодоление
отрицательных проявлений.
Существует определенная зависимость между восприятием морали
сказки и нравственными проявлениями детей. Если идея, моральные качества
и поступки сказочных героев соответствуют положительным моральным
проявлениям детского коллектива, их моральным качествам, дети легче
осмысливают их, их реакции ярче и разнообразнее, и наоборот.
Из этого различия восприятия сказки с моральным содержанием в
зависимости от взаимоотношений детей вытекает требование учитывать эти
особенности в том случае, когда моральная идея сказки, ее образы
соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю следует
усиливать морально-эстетическую оценку народной сказки, подводить детей
к восприятию более сложных нравственных понятий и образов. Если же у
детей отсутствуют те положительные моральные качества, которые мы хотим
воспитать с помощью народной сказки, важно помочь им осмыслить
моральную идею произведения и через восприятие сказочных образов
подвести к правильной оценке их собственных поступков и качеств, не
допуская излишнего морализирования.
При
использовании
народных
сказок
нельзя
ограничиваться
эпизодическим чтением. Очень важно обеспечить повторность морально-
эстетических впечатлений путем чтения народных сказок на одну моральную
тему. Тогда влияние народной сказки будет ощутимо, так как неоднократное
подкрепление определенных моральных понятий делает их подлинным
достоянием ребенка и формирует его поведение.
Большое значение при использовании народной сказки с целью
формирования
дружеских
отношений
детей
имеют
занятия
по
художественному чтению, которые могут включать чтение нескольких
сказок
и
требуют
наряду
с
выразительным
чтением
применения
дополнительных приемов в виде вопросов, развернутых бесед, пояснений
воспитателя
с
учетом
особенностей
народной
сказки
и
моральных
проявлений детей.
Чтение народных сказок на занятиях должно дополняться чтением
помимо занятий. Важно связать сказочные образы с различными моментами
детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное
решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь
на аналогичные факты из сказочного произведения.
Одним из методов работы со сказкой с целью формирования
дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
является инсценировка сказок.
Хорошо, если при подготовке инсценировки сказок дети сами подберут
ее музыкальное сопровождение, сошьют себе костюмы, распределят роли.
При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный
воспитательный резонанс. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных
героев, сопереживание им, делают еще более близкими и понятными
проблемы персонажей даже давно и хорошо известной «Репки».
По предложению педагога дети могут вставить в сказку известные им
загадки, пословицы, скороговорки, зазывалки. Органически вплетаясь в
сказку, они приобретают для ребенка житейский смысл, формируя у него
умения пользоваться этими малыми формами фольклора в общении.
В этой крошечной сказке все имеет смысл. Об этом можно
порассуждать с детьми. Например, почему дед посадил репку? Не морковь,
не свеклу, не редьку. Последнюю куда труднее было бы вытащить. Репка вся
наружу, за землю держится только хвостиком. Здесь важно первичное
действие - посев единственного малюсенького, едва видимого глазу семени,
имеющего форму круглую, шарообразную, репка сама почти точно
воспроизводит шар, увеличиваясь в размерах в тысячи раз. Да и мышь из той
же категории взаимоотношений: бесконечно малое имеет в мире свой смысл,
свое значение, бесконечно большое складывается из бесконечно малого, без
последнего нет первого. Итак, в «Репке» обнаруживает себя целая
философская концепция, мудрая и высокопоэтическая, а также огромные
ресурсы слова, словесных средств и методов. Эта сказка - свидетельство
необыкновенных возможностей и духовного потенциала русского языка,
того, что русский язык по праву стал языком межнационального общения.
Поэтому, как бы ни менялась ситуация в стране и в мире, нельзя ни в коем
случае допустить ухудшения изучения русского языка и русской культуры.
Необходимо помнить о том, что главное в этой работе не количество
прочитанных
сказок,
а
наличие
системы
работы
по
формированию
дружеских взаимоотношений детей.
В воспитании ребенка сказки выполняют регулятивную функцию,
которая основана на их содержании. Они несут в себе проверенные временем
способы деятельности, результаты мысли и труда многих поколений, кодекс
отношений
и
правил,
в
соответствии
с
которыми
строят
свои
взаимоотношения члены общества и семьи.
Специфика
воспитывающего
воздействия
народных
сказок
на
подрастающее поколение заключается в том, что передача моральных норм,
трудовых умений и навыков осуществляется естественно, ненавязчиво через
общепринятые нормы, обряды, обычаи .
Народные сказки, как средства воспитания подрастающего поколения,
обладают великой силой воздействия на личность воспитуемого. Здесь сама
жизнь - школа воспитания, а народные сказки - средства достижения целей
воспитания. Дети, включенные в такую систему, воспитываются незаметно
для самих себя, естественно и просто. Ребенок усваивает практику честных
поступков раньше, чем начинает понимать содержание понятия "честность".
В
обеспечении
глубокого
и
разностороннего
воспитательного
воздействия народных сказок на детей современная педагогика исходит из
главных
принципов
своей
многовековой
воспитательной
практики,
показавшей, что, во-первых, жизнь в ее разнообразных проявлениях -
лучший источник воспитания, в том числе и семейного; во-вторых,
совместный труд и полноценное духовное общение детей с родителями и
другими взрослыми - ведущий фактор формирования семьянина, патриота,
труженика; в-третьих, поощрение самостоятельности и творчества детей -
основа нравственного и трудового воспитания.
Такой подход рассматривает педагогический процесс как естественно-
исторический процесс, а сам материал имеет ряд особенностей, которые
необходимо учитывать при его использовании.
Во-первых, эффективность педагогических взглядов народа - это
результат отбора и фильтрации мысли из бесчисленного количества
педагогических поступков. Преимущество народных сказок именно и
состоит в том, что они отражают обобщения колоссального числа отдельных
поведенческих актов.
Во-вторых, в педагогике имеет место целая иерархия обобщений при
передаче опыта. Педагогический опыт обобщался на уровне улицы и даже
всей деревни, затем целой местности, и, наконец целого народа и страны.
Возвращение
к
прошлому
своего
народа
-
закономерность,
продиктованная требованиями времени, т.к. позволяет приобщить детей к
вечным истинам и ценностям. При этом необходимо очень бережное
обращение с народной культурой и традициями, опора на главное,
сущностное любого обряда или обычая, - т.е. на понимание народом
окружающих его явлений и вещей, его понимание мира. Осмысление
внутренней стороны обычая, учет его смыслового значения и контекста в
котором он выполняется. Например, нельзя заниматься народной вышивкой,
беря за основу технику ее выполнения. Необходимо, прежде всего, изучить
семантику узоров, как отражение мировоззрения народа.
Таким
образом,
невозможно
воспитывать
на
народных
сказках
бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую
сущность тех или иных сказок, их воспитательные возможности, обязательно
соотнося с требованиями времени.
Национальная
идея
-
это
не
просто
символ
коллективного
самосознания,
но
и
реальный
духовный
объединитель,
выразитель
совокупного образа народного духа, его интеллектуального и нравственно-
эстетического потенциала, благодаря которому и возможно воспитание
любви и преданности к Родине. Познание, взращивание и укоренение
идеальных ценностей своего народа открывает подрастающим поколениям
путь постижения особенностей духа и национальных идей других народов.
Такое межнациональное и интернациональное взаимное познание ведет к
жизненному духовному сближению, к взаимообогащению культур, и
главное, человеческому всеединству на основе всеобщей любви. Нельзя
познать дух и полюбить человечество, не познав и не полюбив духа своего
народа и отечества.
Большой воспитательный потенциал имеет язык сказки и умение
воспитателя или родителей рассказать или прочесть ее. Красота языка,
напевность речи, убедительная интонация, отражающая характеры героев
сказки, образность выражений — все важно, все играет свою роль в
восприятии сказки и отношения к ее героям у малыша.
К работе со сказкой, проводимой в детском саду, необходимо
максимально подключать родителей. Они могут готовить костюмы для
инсценировок,
разучивать
с
детьми
тексты,
выбирать
сюжеты
для
иллюстраций, готовить детей к конкурсам.
Наряду с этим воспитатель должен оказывать методическую помощь
родителям по использованию сказок в семейном воспитании детей. «Сказка в
жизни ребенка» — одна из возможных тем родительского собрания в группе
или в детском саду.
Прочитав сказку, следует обратить внимание ребенка на отдельные
слова и выражения, уточнить смысл новых слов, чтобы малыш мог их
использовать в своей речи. После прочтения сказки следует задать детям
несколько вопросов, чтобы убедиться, что они поняли сказку.
Потом можно попробовать пересказать сказку, если сюжет несложен
(«Иван царевич и серый волк», «Сказка о Царе Салтане»), не добиваясь
полного пересказа, если ребенку это не под силу. Наоборот, если ему все
понятно, можно ограничиться отдельными вопросами.
Дети должны учиться внимательно слушать сказку. Нужно помнить о
том, что далеко не каждый ребенок способен прослушать весь ее текст.
Данное умение формируется постепенно. На это и следует обратить
внимание родителей.
Далее,
как
считает,
В.А.
Левин,
можно
переходить
к
самостоятельному перессказу сказки ребенком. Но прежде надо уточнить
последовательность действия, научить малыша включаться в рассказ
взрослого, вставляя отдельные слова или предложения. Это может показаться
взрослому слишком простым методом, однако следует помнить о том, что
родители не владеют методическими знаниями и нередко лишь сами
демонстрируют отсутствие самых элементарных умений работы со сказкой.
Следующий шаг - перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил
Иван-царевич?» — «Волка» и т.п.
Чтобы впечатление от прочитанной сказки было у ребенка полным,
нужно как следует рассмотреть с ним картинки, имеющиеся в тексте, обратив
внимание на сочетание красок, соответствие природных явлений (тучи, ветер
и т.д.) происходящему действию.
Родителям следует посоветовать нарисовать отрывок из сказки или
раскрасить картинки. Если картинок нет, можно раскрасить сделанные
заранее заготовки (зверей, избушку, теремок и т.п.), вылепить персонажи из
пластилина. Делать это нужно на первых порах взрослым вместе с ребенком.
Читая сказку дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи
и прочитать сказку по ролям. Хорошо бы время от времени повторять
прочитанную сказку или отдельные ее куски перед сном, чтобы она стала для
него не просто знакомой, но и любимой, чтобы у него появилось желание
кому-то рассказать ее.
Завершающим
этапом
работы
над
сказкой,
как
считает
М.Н.
Мельников, может быть чтение ее в лицах, по ролям. Каким бы ни был
ребенок маленьким, ему должна быть отведена определенная роль в этом
действе.
Можно инсценировать сказку с музыкальным сопровождением. Пусть
сказочные персонажи поют народные песенки, можно ввести в текст
народные пословицы и поговорки. Эту работу следует выполнить в детском
саду. Инсценировку можно показать родителям, подключив их к работе и
при заучивании текста и при подготовке костюмов.
Сказку можно преобразовать в колыбельную песню, исполняемую на
любую простую мелодию. Для этого ее надо перевести в простейшую
стихотворную форму, пусть далее несовершенную.
Метод
работы
со
сказкой
имеет
многовековую
историю.
Исследованием роли сказки в работе с детьми сегодня занимаются и такие
ученые как М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А.
Черняева и многие другие.
“Проживая сказку”, дети учатся преодолевать барьеры в общении,
тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение
различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в
сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям
возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения:
пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и
образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор
творчеству.
Эмоционально
разряжаясь,
сбрасывая
зажимы,
“отыгрывая”
спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство
вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к
людям и окружающему миру.
Это ясно выступает в отношении ребенка к художественному вымыслу.
Ребенок начинает различать изображение и изображаемое. Таковы реальные
предметы и явления, а таково их изображение в сказке. Они связаны друг с
другом, но они не одно и то же. Это важный шаг в понимании
художественного образа.
Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, как
условный знак со своим значением. Он является образом в собственном
смысле
слова,
отражая
характерные,
типичные
черты
предмета.
В
зависимости
от
изображаемого
сюжета
и
рода
художественного
произведения отображение действительности в искусстве может приобретать
разнообразные формы. Сказка, например, отражает действительность очень
своеобразно. Она допускает значительные отступления от буквальной
передачи реальности, открывая простор для воображения.
Изучение сказки показывает, что в ней в своеобразной форме получает
отражение
действительная
жизнь
народа,
его
обычаи
и
характер
деятельности, стремления и идеалы.
С другой стороны, опыт воспитательной работы показывает, что при
правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются
определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его
собственном
творчестве
и
в
его
отношении
к
художественному
произведению.
Слушая сказку, ребенок-дошкольник подходит к ее оценке со
своеобразной реалистической позиции. Ребенок, воспитанный на народной
сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в
искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические
критерии эстетических оценок.
Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними
действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что так не
бывает. Здесь открывает та сторона эстетического восприятия, которая имеет
важное
значение
для
развития
познания
ребенком
окружающей
действительности, поскольку художественное произведение не только
знакомит его с новыми явлениями расширяет круг его представлений, но и
позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.
Реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у
ребенка только на определенной ступени развития и лишь в результате
воспитания. Наблюдения А.Б. Титаренко показали, что малыши, не обладая
соответствующим опытом, часто готовы согласиться с любым вымыслом.
Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о
достоинствах сказки исходя из правдоподобности изображенных в ней
событий.
Старшие
дошкольники
настолько
укрепляются
в
этой
реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевертыши».
Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное
понимание окружающей действительности.
Доступна ли ребенку-дошкольнику внутренняя активность содействия,
сопереживания? Представители зарубежной детской психологии отвечают на
этот вопрос отрицательно. Они говорят об эгоцентризме ребенка, о его
нежелании стать на точку зрения другого человека, о невозможности для
него понять мотивы чужих поступков. Такое понимание психики ребенка
грубо
противоречит
действительности.
Важнейший
сдвиг,
который
происходит в дошкольном возрасте, как раз и заключается в развитии
способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.
Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он
знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами
жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и
особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка
приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный. Сказочное
повествование часто не имеет временных ограничений, значит — сказка
вечна.
Она
поднимает
вопросы
самые
важные:
о
добре
и
зле,
о
предназначении человека и жизненном пути.
Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только
задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого
маленького ребенка сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и
младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает.
Сказки
как
прием
убеждения
широко
использовал
в
своей
педагогической деятельности и выдающийся чувашский педагог И.Я.
Яковлев.
Многие сказки, да и рассказы И.Я. Яковлева, составленные им на манер
бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства
убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок и рассказов он
усовещивает детей ссылкой на объективные условия жизни, а чаще всего - на
естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в
важности хорошего поведения.
Философ и педагог И.А. Ильина писал: «Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания,
опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие
«правды от кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем
хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически
глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ сохранил
свое поведение, свое страдание, свой юмор и свою мудрость».
Таким образом, можно сделать вывод, что роль народной сказки в
развитии
ребенка
дошкольного
возраста
очень
велика.
Чтение,
рассказывание, обыгрывание и пересказывание народной сказки ребенку-
дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное,
творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение
развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и
культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об
отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую
деятельность дошкольника, формируя дружеские отношения в коллективе
сверстников. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте,
гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Итак, суммируя вышеперечисленное, подводя итог теоретической
части нашего исследования, можно отметить:
– метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное
обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, он
получил только около десяти лет назад;
– метод работы со сказкой является сегодня одним из наиболее широко
освещаемых в современной литературе и самых перспективных в вопросах
формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
В ходе теоретического исследования мы пришли к следующему
выводу, что формирование дружеских отношений у детей старшего
дошкольного возраста будет успешным, если:
- с детьми старшего дошкольного возраста планируются и проводятся
различные мероприятия с включением народных сказок;
- используются приемы, направленные на анализ народных сказок и
умение инсценировать их;
- родители привлекаются к проведению различных мероприятий с
включением народных сказок.