Автор: Попов Данил Владимирович
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: КОГПОБУ "ВятКТУиС"
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: Разработка занятия
Тема: Обобщающее занятие по теме "Системы счисления"
Раздел: среднее профессиональное
Обобщающий урок по теме «Системы счисления» в форме игры
Дидактическая цель:
Создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме «Системы счисления».
Цели урока:
Образовательные:
Актуализация опорных знаний по теме «Системы счисления».
Создание условий для формирования целостной системы знаний по теме «Системы счисления».
Стимулирование интереса к изучаемой теме.
Развивающие:
Создание условий для развития коммуникативных навыков в информационном обмене.
Создание условий для развития навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе,
синтезе.
Воспитательные:
Повышение общетехнической и информационной культуры.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная
Метод обучения: творчески-проблемный.
Оборудование урока:
Персональные компьютеры.
Карточки с заданиями.
Ход урока
I.
Мотивация
Для того, чтобы понимать, каким образом привычные для нас десятичные числа переводятся в
двоичные, понятные компьютеру, на прошлом уроке мы с вами рассмотрели теоретические моменты,
связанные с системами счисления, и правила перевода из одной системы в другую. Сегодня в форме
игры мы обобщим эти знания и увидим, насколько широк круг задач, связанных с переводом чисел.
II.
Сообщение правил игры
Подгруппа делится на 2 группы по 6-7 человек, каждой предлагается образовать фирму и
выбрать
директора. У каждой фирмы есть название и сотрудники: программист (1 человек), бухгалтер
(2 человека), дизайнер (2 человека) и менеджер. Каждой фирме предоставляется в собственность по
одному компьютеру с заготовленными там заданиями.
Цель директора фирмы – руководить работой и помогать всем сотрудникам. Цель каждого
сотрудника – заработать как можно больший доход для своей фирмы за счет выполнения заданий.
Обратите внимание, что при решении некоторых заданий сотрудник может заработать некоторый
капитал, а может и потерять определенный доход. Если хоть одно задание выполнено, его относят и
сдают для проверки правильности решения.
III.
Ход игры
Программистам предлагаются 2 задания: тест и кроссворд, установленные на компьютере.
Бухгалтеры выполняют следующие задания
Реши задачи
! Каждая верно решенная задача приносит вам 100 у.е., за неверное решение – расход 50 у.е.
1.
Выполните следующие арифметические действия в десятичной системе счисления:
Возьмите десятичное число, которое в троичной системе счисления записывается как 221.
Вычтите из него количество бит в 2 байтах.
Результат умножьте на количество цифр в алфавите четверичной системы счисления.
Ответ переведите в пятеричную систему счисления.
2.
В 9 классе контрольную работу по химии на «5» написали 102
3
учеников, а на «4» - 1110
2
учеников. Сколько всего учеников в классе написали контрольную работу на «4» и «5», ответ
представьте в системе счисления с основанием 6.
3.
В коробке 58 фломастеров, из них 12 красных, 20 синих, 17 зеленых и 8 желтых. В какой системе
счисления ведется счет, и сколько фломастеров в коробке?
4.
В саду посажены яблони и груши, из них 152
6
% яблони, а остальные 12
6
— груши. Сколько
деревьев в саду?
Выполни задания с числами
! Каждое верно выполненное задание приносит вашей фирме 100 у.е., каждое лишнее число приносит
расход 10 у.е.
Задание 1: найдите среди данных чисел те, которые меньше числа 314
5
.
58
16
, 123
7
, 100111
2
, 102
10
, 215
6
Задание 2: найдите среди данных чисел те, которые больше числа 76
8
.
101010
2
, 2021
3
, 59
10
, 41
16
, 70
9
, 300
5
Задание 3: найдите сумму чисел. Ответ представьте в системе счисления с основанием 6.
А) 15
10
+ 61
8
+ 2А
16
+ 101001
2
+ 123
4
Б) 210
3
+ 56
10
+ 1002
4
+ 26
7
+ 234
5
Дизайнерам предлагаются следующие задания
Восстанови рисунок по точкам
В таблице приведены номер точки
и ее координаты, записанные в различных системах
счисления. Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и
отметьте точку на координатной плоскости.
!
Каждая верно отмеченная точка принесет вам доход 20у.е., в противном случае расход – 10 у.е.
№ точки
Координаты точки
X
Y
1
100
2
22
3
2
12
4
1001
2
3
11
4
13
5
4
111
2
11
6
5
11
3
11
7
6
110
2
20
3
7
10
4
21
3
8
11
2
12
3
9
100
2
8
16
10
2
7
11
5
11
10
2
13
4
12
1
8
12
6
13
11
3
20
4
14
2
4
13
6
15
11
2
14
5
16
10
2
В
16
17
4
9
10
8
18
11
3
102
3
19
101
2
А
16
20
12
4
23
4
21
10
4
13
5
22
2
8
1
4
23
100
2
11
3
24
11
5
11
4
25
4
8
10
2
26
2
16
1
8
Цифровой
чайнворд
Разгадайте
цифровой
чайнворд.
Правило такого: цепочка
чисел строится методом
стыкования,
где
последняя цифра первого
числа
является
первой
цифрой второго и т.д.
!
Каждое
верно
переведенное
число
принесет
вам
доход
20у.е.,
в
противном
случае расход – 10 у.е.
1.
421
8
= …
10
2.
210
10
= …
4
3.
1323
5
= …
10
4.
407
10
= …
5
5.
243
9
= …
10
6.
79
10
= …
7
7.
1203
6
= …
10
8.
40
10
= …
6
9.
1146
7
= …
10
10. 50
10
= …
8
11. 100011011
2
= …
10
3
4
10
11
12
5
2
15
9
14
13
6
1
8
7
12.
96
10
=
…
5
13.
12200
3
= …
10
14.
31
10
=
…
8
15.
78
9
= …
10
Менеджеру предлагается следующее задание
Афоризмы
Афоризм зашифрован таким образом: каждое указанное число, переведенное в десятичную
систему счисления, - это порядковый номер буквы в русском алфавите. Каждая строка - это отдельное
слово. Расшифруйте афоризмы М. Горького.
! Каждый верно расшифрованный афоризм принесет вашей фирме 500 у.е., за каждую неверно
расшифрованную букву ваш доход уменьшается на 10 у.е.
30
7
27
9
14
6
14
16
110
2
23
8
1010
3
111
4
11
2
34
5
20
3
27
8
,
16
9
12
4
25
6
100
4
101
2
22
8
1
9
22
3
1
7
14
7
24
8
11
5
F
16
11
9
110
3
31
5
E
16
33
6
100
3
16
9
1
2
21
7
А
16
10
6
-
1F
16
32
6
121
3
1
4
2
9
34
5
24
6
15
8
35
9
14
16
1111
2
1
3
45
7
220
3
6
9
33
4
30
5
22
7
23
8
32
6
1Е
16
120
3
1
8
1А
16
110
2
11
3
31
5
11
2
20
9
20
3
16
8
11
5
23
6
11
9
IV.
Подведение итогов
Учитель подводит итоги игры, дает оценку работе каждой фирмы, делает заключение по всей
игре, выставляет оценки с комментариями.
V.
Рефлексия
Беседа с учащимися, понравилась ли им игра, что было наиболее сложным, что не вызвало
трудностей, необходимо ли что-то изменить, чтобы игра стала еще интереснее.