Напоминание

Обобщающее занятие по теме "Системы счисления"


Автор: Попов Данил Владимирович
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: КОГПОБУ "ВятКТУиС"
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: Разработка занятия
Тема: Обобщающее занятие по теме "Системы счисления"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обобщающий урок по теме «Системы счисления» в форме игры

Дидактическая цель:

Создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме «Системы счисления».

Цели урока:

Образовательные:

Актуализация опорных знаний по теме «Системы счисления».

Создание условий для формирования целостной системы знаний по теме «Системы счисления».

Стимулирование интереса к изучаемой теме.

Развивающие:

Создание условий для развития коммуникативных навыков в информационном обмене.

Создание условий для развития навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе,

синтезе.

Воспитательные:

Повышение общетехнической и информационной культуры.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная

Метод обучения: творчески-проблемный.

Оборудование урока:

Персональные компьютеры.

Карточки с заданиями.

Ход урока

I.

Мотивация

Для того, чтобы понимать, каким образом привычные для нас десятичные числа переводятся в

двоичные, понятные компьютеру, на прошлом уроке мы с вами рассмотрели теоретические моменты,

связанные с системами счисления, и правила перевода из одной системы в другую. Сегодня в форме

игры мы обобщим эти знания и увидим, насколько широк круг задач, связанных с переводом чисел.

II.

Сообщение правил игры

Подгруппа делится на 2 группы по 6-7 человек, каждой предлагается образовать фирму и

выбрать

директора. У каждой фирмы есть название и сотрудники: программист (1 человек), бухгалтер

(2 человека), дизайнер (2 человека) и менеджер. Каждой фирме предоставляется в собственность по

одному компьютеру с заготовленными там заданиями.

Цель директора фирмы – руководить работой и помогать всем сотрудникам. Цель каждого

сотрудника – заработать как можно больший доход для своей фирмы за счет выполнения заданий.

Обратите внимание, что при решении некоторых заданий сотрудник может заработать некоторый

капитал, а может и потерять определенный доход. Если хоть одно задание выполнено, его относят и

сдают для проверки правильности решения.

III.

Ход игры

Программистам предлагаются 2 задания: тест и кроссворд, установленные на компьютере.

Бухгалтеры выполняют следующие задания

Реши задачи

! Каждая верно решенная задача приносит вам 100 у.е., за неверное решение – расход 50 у.е.

1.

Выполните следующие арифметические действия в десятичной системе счисления:

Возьмите десятичное число, которое в троичной системе счисления записывается как 221.

Вычтите из него количество бит в 2 байтах.

Результат умножьте на количество цифр в алфавите четверичной системы счисления.

Ответ переведите в пятеричную систему счисления.

2.

В 9 классе контрольную работу по химии на «5» написали 102

3

учеников, а на «4» - 1110

2

учеников. Сколько всего учеников в классе написали контрольную работу на «4» и «5», ответ

представьте в системе счисления с основанием 6.

3.

В коробке 58 фломастеров, из них 12 красных, 20 синих, 17 зеленых и 8 желтых. В какой системе

счисления ведется счет, и сколько фломастеров в коробке?

4.

В саду посажены яблони и груши, из них 152

6

% яблони, а остальные 12

6

— груши. Сколько

деревьев в саду?

Выполни задания с числами

! Каждое верно выполненное задание приносит вашей фирме 100 у.е., каждое лишнее число приносит

расход 10 у.е.

Задание 1: найдите среди данных чисел те, которые меньше числа 314

5

.

58

16

, 123

7

, 100111

2

, 102

10

, 215

6

Задание 2: найдите среди данных чисел те, которые больше числа 76

8

.

101010

2

, 2021

3

, 59

10

, 41

16

, 70

9

, 300

5

Задание 3: найдите сумму чисел. Ответ представьте в системе счисления с основанием 6.

А) 15

10

+ 61

8

+ 2А

16

+ 101001

2

+ 123

4

Б) 210

3

+ 56

10

+ 1002

4

+ 26

7

+ 234

5

Дизайнерам предлагаются следующие задания

Восстанови рисунок по точкам

В таблице приведены номер точки

и ее координаты, записанные в различных системах

счисления. Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и

отметьте точку на координатной плоскости.

!

Каждая верно отмеченная точка принесет вам доход 20у.е., в противном случае расход – 10 у.е.

№ точки

Координаты точки

X

Y

1

100

2

22

3

2

12

4

1001

2

3

11

4

13

5

4

111

2

11

6

5

11

3

11

7

6

110

2

20

3

7

10

4

21

3

8

11

2

12

3

9

100

2

8

16

10

2

7

11

5

11

10

2

13

4

12

1

8

12

6

13

11

3

20

4

14

2

4

13

6

15

11

2

14

5

16

10

2

В

16

17

4

9

10

8

18

11

3

102

3

19

101

2

А

16

20

12

4

23

4

21

10

4

13

5

22

2

8

1

4

23

100

2

11

3

24

11

5

11

4

25

4

8

10

2

26

2

16

1

8

Цифровой

чайнворд

Разгадайте

цифровой

чайнворд.

Правило такого: цепочка

чисел строится методом

стыкования,

где

последняя цифра первого

числа

является

первой

цифрой второго и т.д.

!

Каждое

верно

переведенное

число

принесет

вам

доход

20у.е.,

в

противном

случае расход – 10 у.е.

1.

421

8

= …

10

2.

210

10

= …

4

3.

1323

5

= …

10

4.

407

10

= …

5

5.

243

9

= …

10

6.

79

10

= …

7

7.

1203

6

= …

10

8.

40

10

= …

6

9.

1146

7

= …

10

10. 50

10

= …

8

11. 100011011

2

= …

10

3

4

10

11

12

5

2

15

9

14

13

6

1

8

7

12.

96

10

=

5

13.

12200

3

= …

10

14.

31

10

=

8

15.

78

9

= …

10

Менеджеру предлагается следующее задание

Афоризмы

Афоризм зашифрован таким образом: каждое указанное число, переведенное в десятичную

систему счисления, - это порядковый номер буквы в русском алфавите. Каждая строка - это отдельное

слово. Расшифруйте афоризмы М. Горького.

! Каждый верно расшифрованный афоризм принесет вашей фирме 500 у.е., за каждую неверно

расшифрованную букву ваш доход уменьшается на 10 у.е.

30

7

27

9

14

6

14

16

110

2

23

8

1010

3

111

4

11

2

34

5

20

3

27

8

,

16

9

12

4

25

6

100

4

101

2

22

8

1

9

22

3

1

7

14

7

24

8

11

5

F

16

11

9

110

3

31

5

E

16

33

6

100

3

16

9

1

2

21

7

А

16

10

6

-

1F

16

32

6

121

3

1

4

2

9

34

5

24

6

15

8

35

9

14

16

1111

2

1

3

45

7

220

3

6

9

33

4

30

5

22

7

23

8

32

6

16

120

3

1

8

16

110

2

11

3

31

5

11

2

20

9

20

3

16

8

11

5

23

6

11

9

IV.

Подведение итогов

Учитель подводит итоги игры, дает оценку работе каждой фирмы, делает заключение по всей

игре, выставляет оценки с комментариями.

V.

Рефлексия

Беседа с учащимися, понравилась ли им игра, что было наиболее сложным, что не вызвало

трудностей, необходимо ли что-то изменить, чтобы игра стала еще интереснее.



В раздел образования