Автор: Кулик Лилия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Темрюкский реабилитационный центр
Населённый пункт: Посёлок Светлый путь Ленина
Наименование материала: методическая разработка проект
Тема: Нравственно - патриотическое воспитание "Я живу в России"
Раздел: дошкольное образование
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Темрюкский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Нравственно-
патриотический проект
Я живу в России
Срок реализации:
01.04.2025 - 30.04.2025 г.
Воспитатель первой категории
стационарного отделения
Кулик Лилия Николаевна
п. Светлый Путь Ленина
2025
Пояснительная записка
Составитель: Кулик Лилия Николаевна, воспитатель государственного
казённого учреждения социального обслуживания Краснодарского края
«Темрюкский
реабилитационный
центр
для
детей
и
подростков
с
ограниченными возможностями». Отделение социальной диагностики и
социальной реабилитации несовершеннолетних (стационар).
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Возрастная группа: разновозрастная 3-8 лет.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники центра, воспитатели.
Тема проект: «Я живу в России.»
Проблема проекта: во время бесед с детьми было замечено, что многие не
знают ответы на вопросы: «Что Родиной моей зовётся?», «С чего начинается
Родина?», «Откуда начинается Россия? Некоторые ребята не понимают
смысла слов Отчизна, страна, родина. Поэтому потребовалось глубокое
изучение данной темы.
Актуальность проекта:
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что
любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой
национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной
стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического
сознания. В связи с этим возникла необходимость решения острейших
проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна
из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после
нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного,
систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются
основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых
заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения
родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу,
чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут
положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей
страной. Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства
патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны
постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть
гражданином своей родины. С данной целью в наших группах реализуется
проект «Я живу в России.»
Эпиграфом к данному проекту могут служить следующие слова:
Родина слово большое, большое…
в нём умещается ровно пол мира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок и я.
Цель проекта: воспитание у детей гражданско-патриотических чувств к своей
Родине через знакомство с историей и традициями русского народа.
Задачи проекта:
1.Познакомить детей с различными традициями русского народа, с
культурой, историей и символикой.
2.Познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе.
3.Расширить представления детей о природе, городах России.
4.Рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей
праздника День народного единства.
5.Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей,
учить мыслить, фантазировать.
6.Развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны –
России, её достопримечательности.
7.Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное
отношение к своей стране.
8.Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.
Основные направления реализации проекта:
социально-нравственное развитие
развитие продуктивной деятельности
познавательно-исследовательское развитие
приобщение к художественной литературе
Методы осуществления:
тематические рассказывания
рассматривание наглядного материала, презентации
чтение художественной литературы
практические
игровые
Ожидаемые результаты: формирование представлений о родной стране,
желание быть патриотом своей Родины, воспитание нравственных качеств
личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне, повышение
интереса к своему городу, своей стране, приобретение детьми навыков
социального общения с взрослыми и сверстниками, умение выражать
собственное
мнение,
анализировать,
реагировать
на
происходящее,
оказывать.
Этапы и содержание проекта:
Подготовительный этап (организационный):
- составление плана совместной работы с детьми, воспитателями.
- подбор материала и оборудования для образовательной деятельности,
бесед, дидактических и сюжетно - ролевых игр с детьми.
- подготовка наглядного иллюстративного материала.
- подбор необходимой художественной литературы.
- подбор стихов, песен, связанных с тематикой проекта.
- разработка мероприятий работы с детьми.
Основной этап практический:
- беседы с детьми
- просмотр иллюстраций, картин
- игры (сюжетно – ролевые, настольно - печатные)
- выставка рисунков
- чтение художественной литературы, стихов и загадок.
1. С чего начинается Родина?
С той песни, что пела нам мать.
Моя семья.
Мир ребенка начинается с его семьи. О родной семье проходили беседы:
«Мой дом. Моя семья» «Мои бабушка и дедушка». «Хочу быть похожим на
маму», игровая ситуация «Как сказать маме о плохом поступке»; «История и
традиции праздника «День матери», рассматривали фотоальбом «Моя
семья».
Чтение художественной литературы В. Сухомлинского «Семь дочерей»
рассказа М. Зощенко «Показательный ребёнок». И. Сударева «Папа», «Моя
мама», стихотворения «У меня есть семья» помогает ребёнку осознать себя
человеком - членом семейного сообщества.
Ср игра «Семья»: сюжет «Мама приходит с работы», «Мама кормит дочку»
«Мама идёт на приём к врачу»
Знакомили детей с историей и особенностями русского народного костюма,
расширяя знания о русской народной культуре. Объемная аппликация
«Члены моей семьи».
Оформление выставки детских рисунков «Моя семья»
2. С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
Моя улица
Занятие «Вот моя улица, вот мой дом», беседа о родной улице, целевая
прогулка. Пословицы и поговорки о доме, о дружбе, загадки о правилах
дорожного движения.
Дидактические игры: «Мой этаж», «Из чего построен дом», «Мой домашний
адрес», «Я живу на улице», «Из чего построен дом», «Город- деревня»,
«Деревня - городу», «Кто живет в деревне».
Рассматривание картины «Улица города».
Коллективная аппликация «Дом, в котором я живу»
Рисование: «Моя родная улица», «Мой дом», «Деревенский дом»
Все мероприятия формируют у детей интерес к своей малой родине, улицам,
жилым домам, закрепляют знание домашнего адреса.
3. «Город свой мы любим всей душой,
Ведь он частица Родины большой»
Родной город.
Занятие «Родной город», беседы о городской архитектуре, о городских
зданиях (театры, музеи, цирк, зоопарк, парк отдыха, загадки про городские
здания).
Тематическая беседа «История возникновения города», «Человек, не
знающий своего прошлого, не знает ничего»
Рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий, открыток с
видами города. Рассматривание альбома «Города России»
Фотовыставка «Как мы отдыхаем», экскурсии. Рисование: «Мое любимое
место в городе»
4.С чего начинается Родина?
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
Кудрявая красавица берёза - символ России.
Беседы об осенних приметах в родном городе, красоте русской природы,
целевая прогулка «От сентября к лету поворота нету», рисование осенних
деревьев и листочков, рассматривание осенних пейзажей (И. И. Левитан
«Золотая осень, В. Д Поленов «Золотая осень», чтение стихотворений
русских поэтов об осени (А. С. Пушкин Унылая пора! И. Бунин «Листопад»,
Н. Некрасов «Несжатая полоса»)
Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды.
Составление осеннего букета в группе.
Дидактические игры: «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что
нам осень принесла»
Побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами
природы человеку.
Передавать в высказываниях свое отношение к природе.
Воспитывать
умение
наблюдать
явления
природы
и
устанавливать
простейшие связи между ними.
5. Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
Наша страна - Россия.
Мы живём в огромной и прекрасной стране. Она называется Россия. Наша
великая страна стала Родиной для многих народов и национальностей. Вы
только представьте какая она необъятная: на севере идёт снег, трещат
морозы, люди ходят в шубах, водоёмы, скованные льдом, а на юге в это же
самое время цветут цветы, летают бабочки, можно купаться в море и загорать
на солнышке. На западе дети только просыпаются, чтобы пойти в детский
сад или школу, а на востоке ребята уже пришли домой.
Дидактическая игра «Животные и растения родного края».
Найти животных, растения и птиц, которые живут на территории России.
(Детям предлагаются картинки с изображением животных, растений и птиц,
проживающих в различных местах планеты.)
Игра «Куда я отправлюсь на прогулку».
Дети
рассматривают
сюжетные
картинки
с
изображением
достопримечательностей родного края и рассказывают, куда бы они хотели
пойти на прогулку или отправиться в путешествие.
В выходные дни я пойду с мамой и папой гулять в парк.
А я пойду в туристический поход на берег нашей реки и т. д.
Проблемная ситуация: «Погодные условия»
Одна девочка живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -
живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать,
чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только
переезжать они никуда не хотят?
6. Что мы Родиной зовём?
Флаг России над Кремлём.
«Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель,
но одна у человека родная мать — одна у него и Родина» (Константин
Ушинский).
Занятие.
- рассматривание изображения государственного герба и флага РФ.
- рассматривание герба на монетах, документах.
- аппликация «Наш флаг».
- Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
- прослушивание музыкальных произведений.
Москва-столица нашей Родины.
Занятие.
- рассматривание открыток с видами Москвы.
- просмотр видеофильма о достопримечательностях столицы.
- прослушивание стихов, литературных произведений о Москве.
7. Что мы Родиной зовём?
Наши праздники и песни,
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, досуговые
мероприятия:
«День знаний», «День пожилого человека», «День отца», «День матери»,
«День хлеба», «День единства», «Ярмарка», праздник «Осень в гости к нам
пришла», песни о России.
«Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём
Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши»
(Константин Ушинский).
Беседа «Они прославили Россию»
Цели:
- развивать познавательный интерес к наследию России.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и
сверстниками.
- воспитывать патриотические чувства, гордость за свой народ, уважение к
людям отечества.
- формировать составлять короткий рассказ о знаменитом человеке.
Досуг «День хлеба»
презентация «Мы печём».
- Познакомить детей со знаменитым соотечественником - А. С. Пушкиным
- рассматривание репродукций портретов А. С. Пушкина,
- прослушивание стихов, сказок,
- рассматривание иллюстраций к ним.
Рисование: «Сказки Пушкина»
Вывод:
Перед началом проекта знания детей о Родине были поверхностными, очень
слабыми. А в заключении беседа и опрос показали положительные
результаты, осознанности полученных детьми знаний и представлений это
свидетельствовало
об
эффективности
проведения
систематической,
планомерной работы по реализации задач проекта.
Благодаря плановой работе знания и представления детей о России
постепенно
систематизировались,
обогащались,
развивался
интерес
к
познанию
нового.
В
свободное
время
воспитанники
самостоятельно
занимались творчеством: рисовали, изготавливали аппликации (рисунки
детей стали наполненными, разнообразными), рассматривали иллюстрации в
книгах, играли в дидактические и настольные игры.
Ребята раскрыли свои творческие способности, смогли пополнить знания и
представления о нашей Родине, края, города. Дети стали понимать смысл
слов Отчизна, страна, Родина.
Изготовили:
нарисовали рисунки
собрали папку с детскими работами
аппликацию «Наш флаг».
сделали индивидуальную работу на международный конкурс
«День Великой Победы». Тема: «Голубь мира.»
Так же хорошо прошел и досуг: «День хлеба». Дети рассказали выученные
стихи, с удовольствием играли в игры. Было видно приподнятое настроение
и проявленный интерес к мероприятию детей.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из
предложенных
в
нем
мероприятий
было
в
значительной
степени
информативным и интересным для детей.
Приложение:
Конспект занятия «Флаг России над Кремлём.»
Сценарий досуга «День хлеба»
Наглядный материал: картинки, картинки-игры, карточки с
заданием, раскраски
Видео презентация «Наша Родина Россия».
Продуктивная деятельность: аппликация «Наш флаг».