Автор: Будилова Виктория Сергеевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10"
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы с одарёнными детьми на уроках английского языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО нового поколения
Раздел: среднее образование
В.С. Будилова,
учитель английского языка МБОУ "СОШ №10"
г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Организация работы с одарёнными детьми на уроках английского языка
в контексте реализации ФГОС ООО и СОО нового поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования
(ФГОС
ООО)
и
среднего
общего
образования
(ФГОС
СОО)
ориентирует педагогов на развитие индивидуальных способностей каждого ученика,
включая работу с одарёнными учащимися. Одарённые дети обладают уникальными
интеллектуальными
способностями,
творческим
потенциалом
и
высокими
академическими
достижениями.
Для
эффективного
развития
их
потенциала
необходимо создавать специальные условия на уроках английского языка.
Одарённым
детям
важно
постоянно
поддерживать
высокий
уровень
заинтересованности в изучении материала. Учителя могут достигать этого путём
введения интересных заданий, нестандартных форматов занятий и инновационных
методов преподавания. Например, использование проектной деятельности позволяет
детям проявить свою креативность и самостоятельность, развивает критическое
мышление и умение решать проблемы.
Индивидуализация учебного процесса предполагает адаптацию содержания и
методик обучения под индивидуальные потребности каждого ребёнка. Это включает
разработку дифференцированных учебных планов, предоставление выбора тем
проектов и способов представления результатов, формирование индивидуальной
траектории обучения.
Личностно-ориентированный подход способствует развитию эмоционального
интеллекта учащихся, помогает формировать позитивное отношение к учёбе и
создаёт благоприятную атмосферу в классе. Важную роль играет поощрение
инициативы учеников, создание условий для самовыражения и взаимодействия друг
с другом.
Современные
технологии
предоставляют
широкие
возможности
для
повышения
эффективности
изучения
иностранного
языка.
Использование
интерактивных платформ, онлайн-курсов, виртуальных классов и цифровых
ресурсов даёт дополнительные инструменты для индивидуализации учебного
процесса и вовлечения учащихся в активное обучение.
Формирование
УУД
является
ключевым
аспектом
образовательной
программы ФГОС. Оно направлено на развитие способности самостоятельно
добывать знания, анализировать информацию, строить собственные рассуждения и
выводы. Работа с одарёнными учениками должна включать задания, направленные
на формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных компетенций.
Создание творческих проектов на иностранном языке позволяет детям
развивать творческие способности, расширять кругозор и совершенствовать
владение языком. Проектная работа также стимулирует исследовательские умения и
навыки сотрудничества.
Олимпиады и конкурсы являются отличным способом выявить талантливых
учеников и стимулировать их дальнейшее развитие. Они помогают развивать
навыки решения сложных задач, повышают мотивацию и самооценку участников.
Работа в малых группах позволяет учителю уделить больше внимания
каждому ребёнку, обеспечить индивидуальный подход и повысить эффективность
усвоения материала. Групповая форма работы способствует формированию навыков
командной работы и лидерства.
Применение аутентичных материалов, таких как фильмы, сериалы, газеты и
журналы на английском языке, повышает интерес к предмету и улучшает
понимание
культуры
англоязычных
стран.
Такие
материалы
способствуют
улучшению восприятия речи на слух и обогащению лексического запаса.
Эффективная
организация
работы
с
одарёнными
детьми
на
уроках
английского
языка
требует
комплексного
подхода,
включающего
индивидуализацию учебного процесса, применение личностно-ориентированных
технологий,
интеграцию
современных
образовательных
инструментов
и
формирование универсальных учебных действий. Только таким образом можно
раскрыть весь потенциал талантливых школьников и подготовить их к успешной
учебной и профессиональной деятельности в условиях современного мира.
Список литературы
1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Психология
одарённости детей и подростков. Москва : Академия, 2018. – 560 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Проблема диагностики творческой одаренности //
Психологический журнал. Т. 32, № 1. 2011. – С. 78–86.
3.
Государственные
образовательные
стандарты
второго
поколения.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года /
Министерство просвещения Российской Федерации. – Москва, 2021. – 112 с.
5. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для
преподавателей. СПб.: КАРО, 2016. – 368 с.
6. Матюшкин, А.М. Общая психология творчества: теория и практика
творческого мышления. Москва : МГУ, 2019. – 240 с.
7. Новикова, Е.Н. Современные подходы к обучению иностранным языкам в
школе // Образование и наука. – 2019. – № 3. – С. 65–73.
8. Реан, А.А., Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Педагогика и психология высшей
школы. СПб.: Питер, 2018. – 480 с.
9. Хуторской, А.В. Развитие одаренных детей в современной школе. Москва :
Просвещение, 2017. – 256 с.
10. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в
современной школе. Москва : Педагогика, 2018. – 224 с.