Автор: Харламова Галина Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБДОУ №;:. "Гусельки"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Статья
Тема: Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Роль музыкального воспитания в развитие детей с ОВЗ
Харламова Галина Анатольевна
МБДОУ №47, г. Сургут
Учитель музыки
Музыкальное воспитание одно из важнейших средств развития гармоничной лич-
ности ребенка с проблемами и включения его в культурно-образовательную социальную
среду. Через музыкальное искусство ребенок осваивает окружающую действительность,
выраженную
в
музыкально-художественных
образах,
познает
общечеловеческие
ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные
в произведениях.
Целью музыкального воспитания является формирование средствами музыкального
искусства гармоничной социально-адаптированной личности ребенка с проблемами.
Достижения этой цели становится возможным, когда решаются нижеследующие
конкретные задачи воспитания и обучении в развитии детей данной категории.
Необходимо
обеспечивать
информационно-познавательные
потребности
детей
в
музыкальном воспитание, через участие в музыкальной деятельности. Обогащать детей
музыкальными
впечатлениями,
развить
их
сенсорно-музыкальные
способности,
тембровый,
ладово-высотный,
динамический,
ритмический
слух,
содействовать
первоначальному проявлению музыкального вкуса.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, неохотно идут на контакт друг с
другом, со взрослыми, замкнуты, не эмоциональны, с быстро истощаемой нервной
системой. Главное и самое важное на занятиях – это атмосфера, которая создается особым
качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Возможность быть принятым
окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.
Осваивая с детьми основные виды музыкальной деятельности необходимо знать, что
особенность работы с детьми с ОВЗ заключается не в поиске способов освоения
танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в
совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших
звукоподражаний; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к
танцевальному творчеству.
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:
Слушание музыки
способствует у детей развитию произвольности процесса
восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений
об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях;
Пение - организует правильное дыхание, формирует и облегчает дикцию, развивает у
детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое
чувство,
приобщает
к
исполнительской
деятельности,
развивает
художественно-
эстетический вкус. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Оно
объединяет дошкольников и способствует эмоциональному музыкальному общению.
Особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения
хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером.
Репертуар, исполняемый детьми с ОВЗ, подбирается в соответствии с возрастными
особенностями, а также с учетом психофизиологических проблем;
Развитие музыкально-ритмических движений является одной из важнейших задач
музыкального воспитания детей с ОВЗ. В процессе участия в коллективных танцах, играх
происходит формирование чувства партнерства. Развиваются восприятие, чувства ритма,
координация движения. При этом решаются многие проблемы — двигательные,
эмоциональные, познавательные и социальные. Ребенку с нарушением речи при наличии
определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем
описать его словами. Основная направленность работы по музыкально-ритмическому
движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного
тела как выразительного «музыкального инструмента». В музыкально – ритмическом
развитии детей
с ОВЗ необходимо помнить о нагрузке, о степени активности и
подвижности. Каждому ребенку должны быть подобранны индивидуальные движения,
которые дают возможность быть включенным в общую композицию танца. Основным
является игровой метод, который придает образовательному процессу привлекательную
форму,
облегчает
процесс
запоминания
и
усвоения
упражнений,
повышает
эмоциональный фон занятий. Специально подобранные игры, танцы, хороводы создают
максимально
благоприятные
условия
для
развития
детей,
и
позволяют
решать
педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой
деятельности. Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются
нарушения ритма и темпа не только речи, но и движений.
Игра на детских музыкальных инструментах
оказывает большую роль в
преодолении этих нарушений. Это
один из самых любимых видов музыкальной
деятельности у детей с ОВЗ. Элементарное музицирование позволяет обогатить общие
представления
детей,
ознакомить
их
со
звуковыми
свойствами
инструментов,
конкретными приемами звукоизвлечения. В этой деятельности развиваются внимание и
память, координация движений, мелкая моторика, чувство ритма.
Музыкальное воспитание в нашем саду является составной частью общей системы
обучения и воспитания детей с ОВЗ.
В нашем саду сформирована группа детей в возрасте от 5 до 7 лет у которых
диагностирована задержка психического развития и тяжелого нарушения речи. Дети ЗПР
отстают в речевом развитии (недостатки произношения, ограниченность словаря).
Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной
неустойчивости
и
возбудимости,
несформированности
произвольной
регуляции
поведения, слабости учебной мотивации и преобладание игровой. Характерны недостатки
моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявление
гиперактивности.
Дошкольники с тяжелым нарушением речи (ТНР) – это дети с поражением центральной
нервной системы. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению
вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
У таких детей отмечается отклонение в эмоционально-волевой сфере. Им присущи
нестойкость
интересов,
пониженная
наблюдательность,
сниженная
мотивация,
негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность,
обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими
сверстниками.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе, - внимание к каждому
ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей. Я
используем один и тот же материал многократно, чтобы дети в своем темпе могли его
усвоить,
-На занятиях создается атмосфера особо доверительных отношений, где можно быть
принятым окружающими без всяких условий;
-Специально подобранный музыкальный
материал позволяет обеспечить рациональное
сочетание
видов
деятельности,
предупредить
утомляемость
и
сохранить
активность
детей;
-Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками
музыкально- образовательного процесса.
И сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько игр для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
1. Ритмическая разминка - дети двигаются ритмично под музыку, сопровождая ходьбу
игрой на музыкальном инструменте - бубен, на паузу в музыке делая остановку. Игра
развивает внимание, ритм, двигательную активность.
2.
Оркестр
«Тик-так»-
дети
сопровождают
музыку
звучанием
определенных
инструментов (треугольник, бубен, тарелки) согласно поднятых педагогом карточек с
изображением музыкальных инструментов. Оркестр развивает внимание, чувство ритма,
музыкальных способностей и активного интереса.
3. Игра на клавесах «Веселые палочки»- дети учатся взаимодействовать между собой,
развивая чувство ансамбля.
Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечают, что их обучают.
Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным,
непредсказуемым, ярко запоминающимся.
4. Коммуникативный танец «Милый друг»
- танец с несложными движениями,
включающий элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания.
Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию
доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального
климата в детской группе.
6. Песня «Веснянка» с сопровождением игры на детских музыкальных инструментах.
Дети, исполняя песню, украшают ее игрой на музыкальных инструментах, что
способствует воображению, развивает творческую активность, чувство ритма.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальное воспитание в процессе
социализации детей с ОВЗ является средством способным помочь увидеть, услышать,
почувствовать все многообразие окружающей среды,
узнать свое Я, войти в мир
взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Список литературы:
1.
Н.В.
Нищева,
муз.
К.Л.Обуховой
«Логопедическая
ритмика
в
системе
коррекционной работы в детском саду». Детство Пресс.2014г.
2.
Е.В. Судакова «Логопедические музыкально-игровые упражнения для детей
дошкольного возраста»
3.
Е. Мндведева. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и
коррекционная ритмика»
4.
О.Клезович. «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи
детей».