Напоминание

"Артикуляционная гимнастика"


Автор: Иванова Вера Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад комбинированного вида №1
Населённый пункт: г. Нелидово, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Артикуляционная гимнастика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Артикуляцио

нная

гимнастика

Выполнила: Иванова В.В.,

учитель – логопед д/с №1

Звуковая культура речи – часть общей речевой

культуры,

которая

охватывает

все

стороны

звукового оформление слов в звучащей речи в

целом: правильное произношение звуков, слов,

громкость и скорость речевого высказывания,

ритм,

паузы,

тембр,

логическое

ударение,

двигательные

навыки

артикуляционного

аппарата.

Составные

компоненты

звуковой

культуры

речи

-

речевой

слух

и

речевое

дыхание

Артикуляционная

гимнастика

это

система

упражнений

для

речевых органов, включающая различные комбинации движений

с

определенной

амплитудой

скоростью

и

темпом,

а

также

дозированном мышечном напряжении.

Артикуляция – положение и деятельность органов речи (губ, языка,

мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения

отдельных звуков речи и их комплексов.

Быстрота – способность осуществлять движение с определенной

скоростью благодаря подвижности нервных процессов, точность,

быстрота,

переключение

с

одного

движение

на

другое

при

выполнении

речевой

гимнастики

зависит

от

степени

сформированности артикуляционных навыков.

Органы

речи

система

органов,

принимающих

участие

в

образовании звуков речи, к органам артикуляции относятся: губы,

язык, твердое и мягкое нёбо и зубочелюстная система. Язык,

губы,

мягкое

нёбо,

нижняя

челюсть

являются

подвижными

органами речи. Артикуляционные упражнения используются для

развития этих органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики

Подготовить речевой аппарат

к правильному

произношению всех звуков

родного языка.

Образовательные

области

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Социально –

коммуникативное развитие

Задачи физического развития

Приобретение

дошкольниками

опыта

двигательной

деятельности:

Укрепление мышц речевого аппарата.

Развивать

быстроту

переключение

мышц

артикуляционного аппарата с одного движения на

другое.

Развивать подвижность языка и губ. Способность

придавать им нужное положение для правильного

воспроизведения звуков.

Развивать

согласованное

движение

органов

артикуляционного аппарата.

Задачи социально –

коммуникативного развития

Свободное общение воспитателей с детьми

Развитие самостоятельности,

целенаправленности, саморегуляции

(самоконтроля)

Задачи познавательно - исследовательского

развития

Формирование первичных представлений о

себе

Формирование познавательных действий,

становление сознания

Развитие интересов, любознательности,

познавательной мотивации

Задачи речевого развития

Развитие звуковой и интонационной

культуры речи, фонематического слуха

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически

правильной диалогической и

монологической речи

Виды артикуляционных упражнений

Статические

Динамические

Статические упражнения

«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ро

товой полости.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык ле

жит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края

широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка», «Стрелочка». «Жало». Рот открыт. Узкий напря

женный язык выдвинут вперед.

«Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упира

ется в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения

«Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в

улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться

под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно

выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к

носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт.

Напряженным языком упереться то в одну, то в другую

щеку.

Упражнение для губ

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в

улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты

вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик» — «Бублик»; «Улыбка» — «Хоботок» — чередование

положений губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает

верхние резцы.

На подготовительном этапе педагог выбирает только те упраж нения,

которые он считает необходимыми для формирования пра вильного

артикуляционного уклада нарушенного звука.

Структурные аспекты

артикуляционной гимнастики

Подготовка артикуляционного аппарата в младших группах

проводится в игровой форме, в форме звукоподражания.

Например: «Кто лучше сделает дудочку», в старших группах

включается упражнений на дыхание, согласные звуки,.

Изолированное произношение звука воспитателем - в

младших группах, а старших - объяснение артикуляции звука.

Произношение изолированного звука детьми во всех

возрастных группах. Далее в старших группах

проговаривание звуков в слоге.

Отработка подвижности артикуляционного аппарата в

старших группах с использованием стихотворных строк,

дидактических упражнений, чистоговорок, пословиц,

загадок, скороговорок т.д.

Классическая артикуляционная

гимнастика.

Упражнение для языка «Болтун-болботун»

Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»

Упражнения для губ «Улыбка», «Заборчик»

Упражнение для щёк и губ «Шарик»

Упражнение для нижней челюсти и для губ «Расчёска»

Упражнение для губ и языка «Дудочка»

Упражнение для губ и щёк «Полощем рот»

Упражнение для нижней челюсти «Засов»

Упражнение для губ и нижней челюсти «Прятки с губками»



В раздел образования