Автор: Иванова Вера Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад комбинированного вида №1
Населённый пункт: г. Нелидово, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Артикуляционная гимнастика"
Раздел: дошкольное образование
Артикуляцио
нная
гимнастика
Выполнила: Иванова В.В.,
учитель – логопед д/с №1
Звуковая культура речи – часть общей речевой
культуры,
которая
охватывает
все
стороны
звукового оформление слов в звучащей речи в
целом: правильное произношение звуков, слов,
громкость и скорость речевого высказывания,
ритм,
паузы,
тембр,
логическое
ударение,
двигательные
навыки
артикуляционного
аппарата.
Составные
компоненты
звуковой
культуры
речи
-
речевой
слух
и
речевое
дыхание
Артикуляционная
гимнастика
–
это
система
упражнений
для
речевых органов, включающая различные комбинации движений
с
определенной
амплитудой
скоростью
и
темпом,
а
также
дозированном мышечном напряжении.
Артикуляция – положение и деятельность органов речи (губ, языка,
мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения
отдельных звуков речи и их комплексов.
Быстрота – способность осуществлять движение с определенной
скоростью благодаря подвижности нервных процессов, точность,
быстрота,
переключение
с
одного
движение
на
другое
при
выполнении
речевой
гимнастики
зависит
от
степени
сформированности артикуляционных навыков.
Органы
речи
–
система
органов,
принимающих
участие
в
образовании звуков речи, к органам артикуляции относятся: губы,
язык, твердое и мягкое нёбо и зубочелюстная система. Язык,
губы,
мягкое
нёбо,
нижняя
челюсть
являются
подвижными
органами речи. Артикуляционные упражнения используются для
развития этих органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики
Подготовить речевой аппарат
к правильному
произношению всех звуков
родного языка.
Образовательные
области
Познавательное развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
Социально –
коммуникативное развитие
Задачи физического развития
Приобретение
дошкольниками
опыта
двигательной
деятельности:
Укрепление мышц речевого аппарата.
Развивать
быстроту
переключение
мышц
артикуляционного аппарата с одного движения на
другое.
Развивать подвижность языка и губ. Способность
придавать им нужное положение для правильного
воспроизведения звуков.
Развивать
согласованное
движение
органов
артикуляционного аппарата.
Задачи социально –
коммуникативного развития
•
Свободное общение воспитателей с детьми
•
Развитие самостоятельности,
целенаправленности, саморегуляции
(самоконтроля)
Задачи познавательно - исследовательского
развития
•
Формирование первичных представлений о
себе
•
Формирование познавательных действий,
становление сознания
•
Развитие интересов, любознательности,
познавательной мотивации
Задачи речевого развития
•
Развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха
•
Обогащение активного словаря
•
Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и
монологической речи
Виды артикуляционных упражнений
Статические
Динамические
Статические упражнения
•
«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ро
товой полости.
•
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык ле
жит на нижней губе.
•
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края
широкого языка подняты, но не касаются зубов.
•
«Иголочка», «Стрелочка». «Жало». Рот открыт. Узкий напря
женный язык выдвинут вперед.
•
«Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упира
ется в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
•
«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
•
«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения
•
«Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в
улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться
под счет педагога к уголкам рта.
•
«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно
выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
•
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к
носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
•
«Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт.
Напряженным языком упереться то в одну, то в другую
щеку.
Упражнение для губ
•
«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
•
Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в
улыбке.
•
«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
•
«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.
•
«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты
вперед. Верхние и нижние резцы видны.
•
«Заборчик» — «Бублик»; «Улыбка» — «Хоботок» — чередование
положений губ.
•
«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает
верхние резцы.
•
На подготовительном этапе педагог выбирает только те упраж нения,
которые он считает необходимыми для формирования пра вильного
артикуляционного уклада нарушенного звука.
Структурные аспекты
артикуляционной гимнастики
•
Подготовка артикуляционного аппарата в младших группах
проводится в игровой форме, в форме звукоподражания.
Например: «Кто лучше сделает дудочку», в старших группах
включается упражнений на дыхание, согласные звуки,.
•
Изолированное произношение звука воспитателем - в
младших группах, а старших - объяснение артикуляции звука.
•
Произношение изолированного звука детьми во всех
возрастных группах. Далее в старших группах
проговаривание звуков в слоге.
•
Отработка подвижности артикуляционного аппарата в
старших группах с использованием стихотворных строк,
дидактических упражнений, чистоговорок, пословиц,
загадок, скороговорок т.д.
Классическая артикуляционная
гимнастика.
Упражнение для языка «Болтун-болботун»
Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»
Упражнения для губ «Улыбка», «Заборчик»
Упражнение для щёк и губ «Шарик»
Упражнение для нижней челюсти и для губ «Расчёска»
Упражнение для губ и языка «Дудочка»
Упражнение для губ и щёк «Полощем рот»
Упражнение для нижней челюсти «Засов»
Упражнение для губ и нижней челюсти «Прятки с губками»