Напоминание

"Я иду,шагаю по Якутску"


Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАНОУ "Дворец детского творчества имени Ф.И. Авдеевой"
Населённый пункт: город Якутск, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект для дошкольников
Тема: "Я иду,шагаю по Якутску"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку

обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на

которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с

уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Базовым этапом формирования у детей дошкольного возраста любви к Родине следует

считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых

норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне

начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

Знакомясь с

родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя

живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и

в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В данном

проекте мы знакомим детей с историей города, с истоками народной культуры, с

традициями народа и их жизнью. Проект направлен на активное приобретение детьми

культурного богатства якутского народа. Он основан на формировании чувства

причастности детей к наследию прошлого

.

Пояснительная записка

Работа патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает

целый комплекс задач:

– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к народным традициям и промыслам;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным,

национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края .

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать

себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных

условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В

этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом

станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим

миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность,

общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному

возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым

городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много

времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же,

не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько

бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе

с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу

вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим,

заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним

связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-

разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы

пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая

память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал

бы любимым! Этот проект посвящается Якутску – городу, который является малой

Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на

патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при

знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с

окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную

деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные

дошкольному возрасту.

Проблема

.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития

детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его

достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми,

которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной

проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном

городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное

отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского

сада, но и для общества в целом.

Содержание проекта.

“Знать – значит любить” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем

знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Якутском в дошкольном возрасте.

Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно

распоряжаться,

владеть,

сохранить

и

приумножить

наследие,

полученное

от

предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в

образовательном процессе педагогов, сотрудников ОУ, родителей воспитанников.

Таким

образом,

исходя

из

вышесказанного,

мы

сформулировали

цель,

задачи,

предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение

дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям,

воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном

облике родного края;

-

Осуществлять

ознакомление

дошкольников

с

историческим,

культурным,

географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным

ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить

свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение

к краю.

Участники проекта

Дети 5-6-7 лет

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

1 год

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных

ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую

компетентность в вопросах истории, культуры города Якутска, поможет сформировать

заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного

интереса, но и имеет социальное значение

.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 2 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории,

достопримечательностей,

2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и

представлений об истории и культуре родного города,

II этап – основной, включает в себя:

1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,

4) экскурсии по городу,

5) пополнение развивающей среды,

6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Моя малая Родина

Беседа

об

истории

города

и

республики,

презентация

о

достопримечательных

местах

города, памятниках, составление рассказов на

тему: “Дом, в котором я живу”

- 27 сентября Беседа «Дне государственности

Республики Саха (Якутия). Познакомить детей с

выдающимися людьми Якутии

- Знакомство с первым президентом РС(Я) М.Е.

Николаевым

- рассказ об особенностях климата, природы,

животного мира нашего края

Октябрь

День рождение города

посещение праздника с семьёй – День рождения

города Якутска

- на занятиях прослушивать песни о родном

городе, чтение стихов;

- праздник осени «Посвящение»

-посещение и знакомство :с библиотекой ДДТ, с

цирком, с театрами и музеями города

Ноябрь

История

возникновения

города.

изготовление альбома “Природа моего края”,

Мир музеев

- посещение музеев города

- экскурсия музея ДДТ,

- изготовление альбома “Природа моего края”,

- экскурсия по микрорайону,

Декабрь

Знакомство

с

гербом

города

Город встречает Новый

год

- знакомство с флагом, гербом и гимном России.

- беседа о гербе и флаге РС(Я) и города

- конкурс «Новогодняя ёлочка»

- новогодний праздник « Мы встречаем Новый

год!»

Январь

Знакомимся с городом

Достопримечательности

города

- знакомство с улицами, объяснение их названий.

- экскурсия “Путешествие по городу”.

-знакомство и посещение памятников

выдающихся людей Якутии : П.А.Ойунского,

А.Е.Кулаковского, М.К.Аммосова,

В.П.Ларионова. Д.К.Сивцева –Суоруна

Омоллооно.

Февраль

Театральная мозаика

- встречи с интересными людьми из театров,

- посещение театральных представлений

- конкурс газет «Мой папа (брат, дедушка)

самый,

самый

…»,

посвящённый

к

Дню

защитника Отечества.

Март

Папа, мама, я – дружная

семья

- конкурс поделок «Цветы- радость жизни»,

посвящённый Международному женскому дню

- Праздник «Мамы разные нужны, мамы разные

важны»

-

Защита

на

занятиях

проекта

«

Моё

родословное древо семьи»

- открытое занятие «Знаменитые люди Якутска»,

с

приглашением

писателей,

артистов,

спортсменов

Республики,

заучивание

стихотворений о Якутске

Апрель

Якутск – спортивный

Виртуальное знакомство спортивных комплексов

г. Якутска; Знакомство детей со спортсменами

республики

- Посещение спортивного комплекса «Модун»

-Знакомство

и

проведение

соревнования

по

якутским настольным играм «Хаамыска», «

Хабылык», « Тыксаан»

- выставка детского рисунка “Мы любим спорт «

Май

Боевая слава города

- изотовление праздничных открыток «9 мая-

день Победы!»

- конкурс чтецов «9 мая»

-

беседа

о

подвигах

солдат

в

Великой

Отечественной войне. Наши земляки – герои

Великой Отечественной войны.

-встреча с участниками- родителями СВО

- Просмотр фильм

-

Знакомство

с

национальным

праздником

«Ысыах». Традиции и исторические данные об

ысыахе. « Церемония Алгыса», «Кумысопитие»,

«Игры Дыгына» «Встреча солнца»

1) итоговое диагностирование детей,

2) повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения,

произошедшие к концу учебного года.

Заключение :

Данный

проект

можно

реализовать

в

условиях

большинства

образовательных

учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию

активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях

Якутска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по

теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

-

Проявление

самостоятельности

и

творческой

активности

в

театрализованной

деятельности

- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города

Якутск, РС(Я)

Педагоги:

- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, совместной

деятельности с детьми.

- Практический материал по всем видам детской деятельности.

- Освоение инновационных технологий по поликультурному воспитанию дошкольников.

- Разработка анкет для родителей.

- Составление перспективного плана работы.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители:

- Повышение интереса к работе педагога и помощь в проведении мероприятий,.

- Активное участие в конкурсах, выставках.

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предметно-развивающая среда:

- Уголок краеведения “Край мой Якутский”.

- Уголок поликультуры в группе.

Литература

1.

История Якутии. Энциклопедия для детей. Издательство: АЙАР,2021

2.

Детский журнал «Колокольчик», Сахаполиграфиздат

3.

«Золотая Книга Славы Якутии», Издательство: АЙАР, 2024

4.

Якутские писатели – детям, 2023

5.

«Сказочная Якутия», Издательство Press Pass. 2018

6.

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999.

7.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического

воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1.

2.

3.

4.



В раздел образования