Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАНОУ "Дворец детского творчества имени Ф.И. Авдеевой"
Населённый пункт: город Якутск, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект для дошкольников
Тема: "Я иду,шагаю по Якутску"
Раздел: дошкольное образование
Аннотация
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку
обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на
которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с
уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Базовым этапом формирования у детей дошкольного возраста любви к Родине следует
считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых
норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне
начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
Знакомясь с
родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя
живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и
в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В данном
проекте мы знакомим детей с историей города, с истоками народной культуры, с
традициями народа и их жизнью. Проект направлен на активное приобретение детьми
культурного богатства якутского народа. Он основан на формировании чувства
причастности детей к наследию прошлого
.
Пояснительная записка
Работа патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает
целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к народным традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края .
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать
себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных
условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В
этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом
станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим
миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность,
общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному
возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым
городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много
времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же,
не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько
бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе
с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу
вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим,
заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним
связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-
разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы
пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая
память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал
бы любимым! Этот проект посвящается Якутску – городу, который является малой
Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на
патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при
знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с
окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную
деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные
дошкольному возрасту.
Проблема
.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития
детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его
достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми,
которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной
проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном
городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное
отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского
сада, но и для общества в целом.
Содержание проекта.
“Знать – значит любить” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем
знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Якутском в дошкольном возрасте.
Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно
распоряжаться,
владеть,
сохранить
и
приумножить
наследие,
полученное
от
предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в
образовательном процессе педагогов, сотрудников ОУ, родителей воспитанников.
Таким
образом,
исходя
из
вышесказанного,
мы
сформулировали
цель,
задачи,
предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение
дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям,
воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном
облике родного края;
-
Осуществлять
ознакомление
дошкольников
с
историческим,
культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным
ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить
свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение
к краю.
Участники проекта
Дети 5-6-7 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
1 год
Прогнозируемый результат.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных
ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую
компетентность в вопросах истории, культуры города Якутска, поможет сформировать
заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного
интереса, но и имеет социальное значение
.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 2 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории,
достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и
представлений об истории и культуре родного города,
II этап – основной, включает в себя:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по городу,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности
Сентябрь
Моя малая Родина
Беседа
об
истории
города
и
республики,
презентация
о
достопримечательных
местах
города, памятниках, составление рассказов на
тему: “Дом, в котором я живу”
- 27 сентября Беседа «Дне государственности
Республики Саха (Якутия). Познакомить детей с
выдающимися людьми Якутии
- Знакомство с первым президентом РС(Я) М.Е.
Николаевым
- рассказ об особенностях климата, природы,
животного мира нашего края
Октябрь
День рождение города
посещение праздника с семьёй – День рождения
города Якутска
- на занятиях прослушивать песни о родном
городе, чтение стихов;
- праздник осени «Посвящение»
-посещение и знакомство :с библиотекой ДДТ, с
цирком, с театрами и музеями города
Ноябрь
История
возникновения
города.
изготовление альбома “Природа моего края”,
Мир музеев
- посещение музеев города
- экскурсия музея ДДТ,
- изготовление альбома “Природа моего края”,
- экскурсия по микрорайону,
Декабрь
Знакомство
с
гербом
города
Город встречает Новый
год
- знакомство с флагом, гербом и гимном России.
- беседа о гербе и флаге РС(Я) и города
- конкурс «Новогодняя ёлочка»
- новогодний праздник « Мы встречаем Новый
год!»
Январь
Знакомимся с городом
Достопримечательности
города
- знакомство с улицами, объяснение их названий.
- экскурсия “Путешествие по городу”.
-знакомство и посещение памятников
выдающихся людей Якутии : П.А.Ойунского,
А.Е.Кулаковского, М.К.Аммосова,
В.П.Ларионова. Д.К.Сивцева –Суоруна
Омоллооно.
Февраль
Театральная мозаика
- встречи с интересными людьми из театров,
- посещение театральных представлений
- конкурс газет «Мой папа (брат, дедушка)
самый,
самый
…»,
посвящённый
к
Дню
защитника Отечества.
Март
Папа, мама, я – дружная
семья
- конкурс поделок «Цветы- радость жизни»,
посвящённый Международному женскому дню
- Праздник «Мамы разные нужны, мамы разные
важны»
-
Защита
на
занятиях
проекта
«
Моё
родословное древо семьи»
- открытое занятие «Знаменитые люди Якутска»,
с
приглашением
писателей,
артистов,
спортсменов
Республики,
заучивание
стихотворений о Якутске
Апрель
Якутск – спортивный
Виртуальное знакомство спортивных комплексов
г. Якутска; Знакомство детей со спортсменами
республики
- Посещение спортивного комплекса «Модун»
-Знакомство
и
проведение
соревнования
по
якутским настольным играм «Хаамыска», «
Хабылык», « Тыксаан»
- выставка детского рисунка “Мы любим спорт «
Май
Боевая слава города
- изотовление праздничных открыток «9 мая-
день Победы!»
- конкурс чтецов «9 мая»
-
беседа
о
подвигах
солдат
в
Великой
Отечественной войне. Наши земляки – герои
Великой Отечественной войны.
-встреча с участниками- родителями СВО
- Просмотр фильм
-
Знакомство
с
национальным
праздником
«Ысыах». Традиции и исторические данные об
ысыахе. « Церемония Алгыса», «Кумысопитие»,
«Игры Дыгына» «Встреча солнца»
1) итоговое диагностирование детей,
2) повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения,
произошедшие к концу учебного года.
Заключение :
Данный
проект
можно
реализовать
в
условиях
большинства
образовательных
учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию
активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях
Якутска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по
теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
-
Проявление
самостоятельности
и
творческой
активности
в
театрализованной
деятельности
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города
Якутск, РС(Я)
Педагоги:
- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, совместной
деятельности с детьми.
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
- Освоение инновационных технологий по поликультурному воспитанию дошкольников.
- Разработка анкет для родителей.
- Составление перспективного плана работы.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
- Повышение интереса к работе педагога и помощь в проведении мероприятий,.
- Активное участие в конкурсах, выставках.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предметно-развивающая среда:
- Уголок краеведения “Край мой Якутский”.
- Уголок поликультуры в группе.
Литература
1.
История Якутии. Энциклопедия для детей. Издательство: АЙАР,2021
2.
Детский журнал «Колокольчик», Сахаполиграфиздат
3.
«Золотая Книга Славы Якутии», Издательство: АЙАР, 2024
4.
Якутские писатели – детям, 2023
5.
«Сказочная Якутия», Издательство Press Pass. 2018
6.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999.
7.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического
воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1.
2.
3.
4.