Напоминание

методы и формы воспитательной работы в школе,инновационные подходы к воспитанию и организации внеклассной деятельности


Автор: Березина Татьяна Ивановна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: ГБОУ " Мангушская школа№1 Мангушского м.о."
Населённый пункт: Мангуш
Наименование материала: статья
Тема: методы и формы воспитательной работы в школе,инновационные подходы к воспитанию и организации внеклассной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

Современная воспитательная система школы переживает период

концептуального переосмысления, обусловленного трансформацией

социального заказа, изменением ценностных ориентиров

подрастающего поколения и необходимостью формирования

личности, способной к активной адаптации в динамично меняющемся

мире. Традиционная парадигма воспитания, основанная на

репродуктивных методах и авторитарной позиции педагога,

демонстрирует свою неэффективность в новых социокультурных

условиях. Актуальность темы определяется поиском адекватных

ответов на вызовы современности, среди которых цифровизация, рост

индивидуализма, размывание традиционных норм и необходимость

воспитания гражданской идентичности в условиях глобализации.

Воспитание в контексте современного образования понимается как

целенаправленный процесс создания условий для целостного

развития личности, ее социализации и самореализации. Этот процесс

реализуется через систему методов, форм и технологий,

интегрированных в урочную и внеклассную деятельность. Цель

данной статьи — провести системный анализ традиционных и

инновационных методов воспитательной работы, выявить их

дидактический потенциал и предложить модель организации

внеклассной деятельности, соответствующую требованиям ФГОС и

вызовам современности.

Глава 1. Классификация и эволюция методов воспитательной

работы

Методы воспитания представляют собой способы профессионального

взаимодействия педагога и учащихся, направленные на решение

конкретных воспитательных задач. В современной педагогической

науке сохраняет свою значимость классификация, основанная на

структуре целостной деятельности.

1.1. Методы формирования сознания личности

Данная группа методов направлена на развитие когнитивной сферы,

формирование системы ценностей и убеждений.

Убеждение — фундаментальный метод, включающий разъяснение,

доказательство, опровержение. В современной интерпретации

убеждение трансформируется из монолога в диалог, предполагающий

аргументированную дискуссию и совместный поиск истины.

Пример — метод, основанный на социальном научении. Наряду с

традиционными примерами (исторические личности, литературные

герои), эффективность приобретают «близкие примеры» — успешные

сверстники, выпускники школы, чьи достижения кажутся ученикам

реально достижимыми.

Этическая беседа эволюционирует в направлении интерактивных

форматов: дискуссионные клубы, дебаты, ток-шоу на морально-

этические темы, где ученики учатся формулировать и отстаивать свою

позицию.

1.2. Методы организации деятельности и формирования опыта

поведения

Эти методы обеспечивают перевод знаний в устойчивые

поведенческие паттерны.

Приучение и упражнение остаются актуальными для формирования

культурно-гигиенических навыков и норм поведения, однако требуют

осознанного участия ребенка, понимания им смысла выполняемых

действий.

Педагогическое требование в современной практике смещается от

авторитарного приказа к договорным формам, регламентированным

правилами школьной жизни, разработанными с участием самих

учащихся.

Воспитательные ситуации — метод, предполагающий создание

условий, требующих от ученика нравственного выбора и конкретного

действия. Инновационным подходом является проектирование

«ситуаций успеха», целенаправленно создающих условия для

самореализации каждого ребенка.

1.3. Методы стимулирования и коррекции

Назначение этих методов — регуляция поведения и деятельности.

Поощрение и наказание претерпевают значительную

трансформацию. На смену материальным поощрениям и

репрессивным наказаниям приходят психолого-педагогические

механизмы: публичное признание достижений, расширение зоны

ответственности, рефлексивный анализ проступка с акцентом на его

последствия, а не на личность ребенка.

Глава 2. Традиционные и современные формы воспитательной

работы

Формы воспитательной работы представляют собой внешнее

выражение организационного процесса воспитания. В современной

школе наблюдается диалектическое единство традиционных и

инновационных форм.

2.1. Эволюция классических форм

Классный час трансформируется из формального мероприятия в

коммуникативную площадку для обсуждения актуальных проблем.

Эффективными становятся формы: «час диалога», «открытая

трибуна», «круглый стол» с приглашенными экспертами.

Школьные праздники сохраняют свою объединяющую функцию, но

их содержание и форма обогащаются за счет интерактивных

элементов, квестовых технологий, мультимедийного сопровождения и

проектной подготовки, в которую вовлекаются сами учащиеся.

Экскурсии перестают быть пассивным осмотром

достопримечательностей, превращаясь в исследовательские

экспедиции или образовательные квесты с предварительным

заданием и последующей рефлексией.

2.2. Инновационные формы организации воспитательного

процесса

Волонтерские (добровольческие) проекты: Систематическая

волонтерская деятельность, интегрированная в учебный процесс,

становится мощным инструментом формирования социальной

ответственности, эмпатии и гражданской позиции. Пример:

долгосрочный проект «Школьный экологический патруль» или

«Служба добрых дел» для помощи пожилым людям.

Детско-взрослые образовательные производства: Совместная

проектная деятельность педагогов, учащихся и их родителей,

результатом которой является создание реального продукта

(школьная газета, театральная постановка, художественная галерея,

социальная реклама).

Профессиональные и лидерские пробы: Моделирование

профессиональной среды через организацию школьных фирм,

научных лабораторий, медиацентров, где ученики могут примерить на

себя различные социальные и профессиональные роли.

Сетевые образовательные события: Организация телемостов,

онлайн-викторин, совместных проектов с образовательными

учреждениями из других регионов и стран, что способствует

формированию межкультурной компетентности.

Глава 3. Инновационные подходы к воспитанию и организации

внеклассной деятельности

Современная воспитательная практика базируется на ряде

инновационных подходов, определяющих ее методологию и

технологию.

3.1. Событийный подход

Данный подход предполагает, что ядром воспитательной системы

становятся ключевые общешкольные события, которые не просто

проводятся, а целенаправленно проектируются, готовятся и

проживаются школьным сообществом. Эти события (творческие

фестивали, научные марафоны, спортивные праздники,

благотворительные акции) создают «точки сборки» школьного

коллектива, формируют традиции и эмоционально насыщенную среду

для личностного развития. Важнейшим принципом является со-

бытийность — совместное бытие и деятельность детей и взрослых,

стирающая формальные барьеры и порождающая отношения

сотрудничества.

3.2. Средовой подход

Воспитание рассматривается как процесс управления развитием

личности через создание и преобразование воспитательной среды —

системы условий, влияний и возможностей для саморазвития. Задача

педагога — не прямое воздействие на ребенка, а проектирование

многоукладной среды:

Предметно-эстетической среды (дизайн школьных пространств,

выставки, информационные стенды).

Социальной среды (система школьного самоуправления, клубная

деятельность, неформальные объединения).

Событийной среды (календарь традиционных и инновационных

событий).

Информационно-цифровой среды (образовательный портал,

школьные социальные сети, медиацентр).

3.3. Компетентностный подход

Воспитание ориентируется на формирование ключевых личностных

компетенций, а не на усвоение суммы моральных норм. Внеклассная

деятельность становится полигоном для развития:

Социальной компетенции (работа в команде, разрешение

конфликтов).

Коммуникативной компетенции (ведение диалога, публичные

выступления).

Гражданской компетенции (участие в самоуправлении, социальные

проекты).

Компетенции личностного роста (самопознание, рефлексия, умение

учиться).

3.4. Партисипативный подход (подход со-участия)

Этот подход предполагает активное вовлечение самих учащихся в

планирование, организацию и анализ воспитательного процесса.

Школьное самоуправление перестает быть формальной структурой и

превращается в реальный механизм принятия решений. Ученики

становятся со-организаторами событий, со-авторами правил

школьной жизни, со-разработчиками образовательных программ

внеурочной деятельности.

Глава 4. Модель организации современной внеклассной

деятельности

Инновационные подходы реализуются через обновленную модель

внеклассной деятельности, которая строится на следующих

принципах:

1. Принцип интеграции и вариативности. Внеклассная деятельность

не является изолированным компонентом, а тесно интегрирована с

учебным процессом и дополнительным образованием. Она

предлагает учащимся широкий спектр выбора (кружки, секции, клубы,

разновозрастные проекты), позволяющий каждому найти занятие по

интересам и способностям.

2. Принцип проектной организации. Основной единицей

внеклассной деятельности становится не мероприятие, а

образовательный проект (исследовательский, творческий,

социальный). Это обеспечивает целостность, долговременность,

практическую ориентированность и возможность достижения

значимого для ребенка результата.

3. Принцип открытости и сетевого

взаимодействия. Воспитательное пространство школы расширяется

за счет активного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта,

науки, общественными организациями, профессиональными

сообществами и родительской общественностью. Это позволяет

обогатить содержание деятельности и вывести ее за пределы

школьных стен.

4. Принцип рефлексивности. Обязательным элементом любой

формы внеклассной деятельности является этап рефлексии, на

котором учащиеся анализируют свой личностный прирост,

приобретенные компетенции, трудности и успехи. Это превращает

внешнюю деятельность во внутренний опыт.

5. Принцип тьюторского сопровождения. Для реализации

индивидуальных образовательных траекторий во внеклассной

деятельности вводится позиция тьютора (классного руководителя,

педагога-организатора), который помогает ученику осознать свои

интересы, выбрать направление деятельности и проанализировать

свои достижения.

Заключение

Современная система воспитательной работы в школе находится в

состоянии перехода от традиционной, регламентированной и

мероприятийной модели к гибкой, открытой, личностно-

ориентированной системе. Ее эффективность определяется не

набором применяемых методов и форм, а целостностью

воспитательной среды, выстроенной на основе инновационных

подходов: событийного, средового, компетентностного и

партисипативного.

Ключевым вектором развития является превращение ученика из

объекта воспитательных воздействий в субъект собственного

развития, активного со-организатора и со-творца воспитательного

процесса. Интеграция урочной и внеклассной деятельности в рамках

проектно-событийной модели, основанной на принципах

вариативности, открытости и рефлексивности, позволяет создать то

самое развивающее образовательное пространство, в котором

происходит не только передача знаний, но и формирование личности,

готовой к осознанной жизни, продуктивной деятельности и

ответственному выбору в сложных условиях современного мира.



В раздел образования