Автор: Ибатуллина Рахила Миннемулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №150" Ново-Савиновского района г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Формирование финансовой грамотности у детей старшего
дошкольного возраста»
Ибатуллина Рахила Миннемулловна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №150»
Ново-Савиновского района г. Казани
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки
для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной
экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо
быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических
знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о
деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном
возрасте.
Поэтому одной из задач детского сада это дать детям простые
экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение
детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и
вкладывать. Финансовая грамотность формируется с самого малого возраста.
Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами,
рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже,
овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне.
Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких
этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие. Дети должны
знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной
жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые
привычки. Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является
формирование экономических представлений. Финансовая грамотность
для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей,
направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и
развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество
и воображение). Основная цель финансовой грамотности дошкольников –
содействие формированию первичных социальных компетенций
воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
Почему я выбрала эту тему, объясняется необходимостью повышения
качества
образовательного
процесса
в
дошкольном
учреждении.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует
развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети
приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии
средств.
Поэтому цель моей работы – сформировать основы финансовой
грамотности у детей, начиная со среднего дошкольного возраста.
На
уровне
развития
каждого
ребенка
мною
были
определены
следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой
грамотности:
-
дать
дошкольникам
первичные
финансовые
и
экономические
представления;
-
обогатить
словарный
запас
дошкольников
основными
финансово-
экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- способствовать формированию разумных экономических потребностей;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- способствовать формированию основных качеств по умению принятия
самостоятельных решений;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую
деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному
развитию дошкольника.
Как
всё-таки
правильно
познакомить
ребенка
с
финансовой
грамотностью? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на
понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о
способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый
день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить
зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.
Через игру можно решить задачи в образовательных областях. В
области познавательного развития- знакомство с предметами окружающего
мира и установление взаимосвязей между ними. А именно: Что же такое
финансы?
Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные
деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных
средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными
расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в
понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках,
но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то
есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.
Следующая образовательная область – Познавательное развитие
(ФЭМП)
На
занятиях
по
формированию
математических
представлений
знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах (в
зависимости от возраста).
Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или
золото, как их эквивалент, или обмен товаром.
Игровая
технология
–
это
вид
организации
процесса
обучения,
представленный различными увлекательными играми, взаимодействием
педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета
(например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой
технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое
осуществляется регулярно.
Целью игровой технологии является формирование мотивации к обучению.
Основная
задача
-
сформировать
у
ребенка
осознанное
понимание
необходимости в получении знаний и умений через свою активность. Или
дать понимание, что для получения новых знаний необходимо действовать.
Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного
процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи - в нашем
случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности. Необходимо
отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового действа,
усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени
освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой
технологии.
Существует
множество
разнообразных
игр,
направленных
на
формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой
деятельности можно донести до детей представления о том, что деньги не
появляются сами собой, а зарабатываются, как люди зарабатывают деньги, и
каким образом заработок зависит от вида деятельности.
С детьми играем в дидактические игры: «Где можно хранить деньги»,
«Советы покупателю», «Кафе «Вкусно и полезно» и т.д.
Мной
изготовлены
атрибуты
к
сюжетно-ролевым
играм:
«Супермаркет»,
«Банк»,
«Магазин»,
«Кафе»,
«Аптека»,
«Больница»,
«Парикмахерская», «Детский мир».
Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и
навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.
Работа в данном направлении заключается не в организации какого-
либо
специального
обучения,
а
в
использовании
различных
видов
деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую
роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте
играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает
мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.
Наиболее популярными сегодня являются квест-игры.
На мой взгляд, такие игры – это достаточно интересный инструмент,
позволяющий воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка
формируется инициатива как часть творческой личности. Также улучшается
физическое
здоровье,
ребенок
приобретает
активную
познавательную
позицию. Это позволяет полностью реализовать требования Федерального
стандарта дошкольного образования.
В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью в своей
работе я использую различные формы работы с детьми, при этом учитывая
особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.
Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:
- В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.
После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному
отношению к семейным финансам.
-В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений.
Начальный этап в обучении дошкольника начинаются с понимания того, что
такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как
оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт.
Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности,
что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
-В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают,
что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и
бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых
действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые
трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
В настоящее время, вряд ли найдется ребёнок дошкольного возраста,
который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое
деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А
ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К
сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с
ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя
уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них
в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно.
Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть
финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно
получить столь бесценный опыт.
Попробуем разобраться, что означает для ребенка быть финансово
грамотным?
Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение
от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения
крупной цели.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:
рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы,
что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;
разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не
только;
учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться
уважительно и бережно;
учить экономить деньги;
принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на
мечту»;
распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;
учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны
соизмеряться
с
возможностями,
а
потребности
отличаются
от
просто «хочу»; и т.п.
Это только самая необходимая часть этой науки, которую необходимо
преподать своим детям, для того, чтобы они росли в уверенности о своем
финансовом состоянии.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
На это есть несколько причин:
чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;
чтобы мог позволить себе жить самостоятельно, когда станет
взрослым;
и просто был финансово благополучным.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Как бы абсурдно это не звучало, но именно дошкольный возраст является
самым
продуктивным
в
плане
заложения
таких
индивидуально-
психологических
особенностей
личности,
как
ответственность,
бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления
финансово грамотного человека. Уже с младшего дошкольного возраста
стоит начинать учить ребенка знаниям о деньгах. Именно в этом возрасте он
знакомится с деньгами. А уже в пятилетнем возрасте у детей появляются
финансовые привычки, поэтому задача родителей — учить его обращению с
деньгами.
В дошкольном возрасте можно познакомить ребенка с самой концепцией
денег — то есть, дать ребенку понимание «Что такое деньги?», «Где их
взять?» и «Зачем нужны деньги?». Можно побеседовать с ними о значении
различных монет и бумажных денег. Рассказать им о том, что деньги
используются
для
того,
чтобы
покупать
вещи.
А
расходы
могут
быть «умными» и «неумными», «полезными» и «бесполезными».
Самым
простым и доступным способом преподавания концепции денег для детей
дошкольного возраста является игра в «Магазин». Но не только в игре, а и в
реальной жизни дети также могут участвовать в принятии финансовых
решений, например, помочь с походом в продуктовый магазин. В этом
возрасте можно познакомить ребенка с понятием «копилка».
Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Обучение ребенка финансовой грамотности, это гораздо больше, чем один
разговор. Здесь стоит прибегнуть к реальным жизненным ситуациям и
примерам, которые помогут понять все на практике. Они будут учиться не
только со слов, но и через свои действия. Вот несколько идей и
возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах:
Когда он получает подарок деньгами.
Например, от бабушек или дедушек, что происходит довольно часто.
Родители могут помочь ребенку принять решение — потратить деньги
сейчас, например, на сладости и «хотелки», или сохранить, отложить их для
последующих покупок, например, велосипед, о котором он так мечтает.
Когда взрослые пользуются банкоматом.
Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который
выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое
банкомат и как он работает.
В магазине.
Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ему, что
различные вещи стоят различные суммы. Можно даже попросить ребенка
помочь сравнить цены и найти вариант подешевле.
Оплата счетов и квитанций.
Это вероятно, не то, что обычно родители делают вместе с ребенком. Тем не
менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых расходах в
каждый месяц. Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о
различных способах экономии денег. Например, можно рассказать о том, что
нужно выключать свет, когда в нем нет необходимости. Или открывать кран
тоненькой струйкой, так как это приводит к экономии денег, которые можно
потратить во время семейного отпуска.
Необходимо отметить, что задания необходимо постепенно усложнять,
чтобы у детей возникала необходимость поиска решений самостоятельно. В
таком случае дети начинают проявлять инициативу, высказывая свои
предположения к выполнению заданий. Важно не забывать о проблемных
ситуациях во время игры.
Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при
организации игры. Нужно создать такую проблемную ситуацию в игре,
чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее
самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники
сталкиваются с трудными ситуациями. Если эти затруднения находятся в
зоне
ближайшего
развития,
дошкольники
способны
их
решить
самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.
Игровое развивающее пространство направлено на так называемую
«зону ближайшего развития», связанную со всеми ближайшими объектами,
предметами и другими структурами, создать центры, где ребенку можно
будет
использовать
полученные
знания
по
основам
экономического
воспитания.
Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе
были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин»,
«Банк», «Салон красоты». В развивающую предметно-пространственную
экономическую среду можно включить следующие центры:
1.Информационный центр, куда помещены произведения художественной
литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста,
экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков,
модели товаров, услуг;
2.Занимательно-экономический центр, в котором представлены кроссворды,
лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и
др.;
3.Деятельностно-экономический
центр,
наполняемый
игрушками-
предметами
для
организации
экономических
сюжетно-ролевых
игр,
наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием:
монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями,
кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой
работников разных профессий и пр.
Игровой экономический центр: дидактические игры, таблицы с
кроссвордами,
модель
«Семейный
бюджет»,
«Экономическое
древо»,
постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с
местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше
служило деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, мини -
«мастерская добрых дел».
Организация игрового экономического центра предоставляет детям
возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их
познавательной и практической активности, создает возможности для
привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в
многообразном мире экономики.
Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на
взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными
участниками.
Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и
правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на
становление экономической культуры детей и способствует формированию
финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную
активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того,
дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к
вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с
другом.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой
грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем
раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в
своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд
писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а
умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть
искусством управления деньгами.