Напоминание

Использование приемов логоритмики в заучивании стихов (потешек) по мнемо-схеме с дошкольниками с ОВЗ


Автор: Потапова Юлия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №357
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование приемов логоритмики в заучивании стихов (потешек) по мнемо-схеме с дошкольниками с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование приемов логоритмики в заучивании стихов (потешек) по мнемосхе-

ме с дошкольниками с ОВЗ

Юлия ПОТАПОВА,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №357 комбинированного вида» Приволж-

ского района г.Казани

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на

лету».

К.Д. Ушинский

Целью моей работы является использование таких приемов как мнемотехники

и элементов логоритмики для развития связной речи детей, памяти, мышления, во-

ображения, внимания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- развивать у детей умение слушать, слышать, запоминать и воспроизводить текст

стиха (потешки), используя для этого следующие приёмы: многократное чтение

текста, беседа по тексту, акцентированные вопросы, малоподвижная игра по тек-

сту;

- помочь детям понять содержание стиха (потешки) и неизвестные слова;

- формировать умение слушать и понимать речь воспитателя.

Развивающие:

- развивать у детей речевой слух, чувство рифмы;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

- развивать выразительность движений и жестов.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к тому или иному творчеству на примере стиха (потешки);

- воспитывать доброжелательные отношения на примере персонажей стиха (потеш-

ки).

С КАКИМИ ЖЕ ПРОБЛЕМАМИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЫ

ВСТРЕЧАЕМСЯ:

· Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

· Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

· Употребление нелитературных слов и выражений.

· Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформули-

ровать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

· Неспособность построить монолог.

· Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

· Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, ре-

гулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

· Плохая дикция

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большим количеством слов,

красивых фраз? Как помочь ребенку чувствовать темп речи, мелодию слов, регули-

ровать громкость голоса, понимать содержание услышанной речи?

Ответы на эти вопросы я нашла в мнемотехнике в сочетании с элементами лого-

ритмики.

Мнемотехника — система приёмов, облегчающих запоминание и увеличиваю-

щих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация

учебного процесса в виде игры.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда чело-

век в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксиру-

ет эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой

ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. Использование

приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Обучение про-

ходит в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Логоритмика - это комплекс двигательных упражнений, в которых разные

движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специаль-

ного языкового материала с музыкальным сопровождением

.

Одна из основных за-

дач логоритмики – устранение речевых нарушений.

Заучивание стихотворений у детей с речевыми нарушениями вызывает

большие трудности. Для того, чтобы облегчить процесс запоминания, используют-

ся мнемотаблицы. В них схематически возможно изображение героев, явлений

природы, некоторых действий. Суть заключается в следующем: на каждое слово

или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким об-

разом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по

памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение цели-

ком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обу-

чения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Для 3-5

лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее

остаются отдельные образы: солнышко –жёлтое, небо – синее, огурец–зелёный. В

старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Компоненты по заучиванию стихотворения включают в себя следующие:

1.

Подготовка детей к восприятию стихотворения.

2.

Выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза).

3.

Беседа по содержанию стихотворения. И объяснение новых, непонятных слов.

4.

Повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз).

5.

Чтение стихотворения с детьми.

Заключение: Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый

материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учит-

ся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий.

У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется

удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психиче-

ские процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается

на результативности коррекционной работы.



В раздел образования