Автор: Потапова Юлия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №357
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование приемов логоритмики в заучивании стихов (потешек) по мнемо-схеме с дошкольниками с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Использование приемов логоритмики в заучивании стихов (потешек) по мнемосхе-
ме с дошкольниками с ОВЗ
Юлия ПОТАПОВА,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №357 комбинированного вида» Приволж-
ского района г.Казани
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на
лету».
К.Д. Ушинский
Целью моей работы является использование таких приемов как мнемотехники
и элементов логоритмики для развития связной речи детей, памяти, мышления, во-
ображения, внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- развивать у детей умение слушать, слышать, запоминать и воспроизводить текст
стиха (потешки), используя для этого следующие приёмы: многократное чтение
текста, беседа по тексту, акцентированные вопросы, малоподвижная игра по тек-
сту;
- помочь детям понять содержание стиха (потешки) и неизвестные слова;
- формировать умение слушать и понимать речь воспитателя.
Развивающие:
- развивать у детей речевой слух, чувство рифмы;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- развивать выразительность движений и жестов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к тому или иному творчеству на примере стиха (потешки);
- воспитывать доброжелательные отношения на примере персонажей стиха (потеш-
ки).
С КАКИМИ ЖЕ ПРОБЛЕМАМИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЫ
ВСТРЕЧАЕМСЯ:
· Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
· Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
· Употребление нелитературных слов и выражений.
· Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформули-
ровать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
· Неспособность построить монолог.
· Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
· Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, ре-
гулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
· Плохая дикция
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большим количеством слов,
красивых фраз? Как помочь ребенку чувствовать темп речи, мелодию слов, регули-
ровать громкость голоса, понимать содержание услышанной речи?
Ответы на эти вопросы я нашла в мнемотехнике в сочетании с элементами лого-
ритмики.
Мнемотехника — система приёмов, облегчающих запоминание и увеличиваю-
щих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация
учебного процесса в виде игры.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда чело-
век в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксиру-
ет эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой
ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. Использование
приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Обучение про-
ходит в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Логоритмика - это комплекс двигательных упражнений, в которых разные
движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специаль-
ного языкового материала с музыкальным сопровождением
.
Одна из основных за-
дач логоритмики – устранение речевых нарушений.
Заучивание стихотворений у детей с речевыми нарушениями вызывает
большие трудности. Для того, чтобы облегчить процесс запоминания, используют-
ся мнемотаблицы. В них схематически возможно изображение героев, явлений
природы, некоторых действий. Суть заключается в следующем: на каждое слово
или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким об-
разом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по
памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение цели-
ком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обу-
чения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Для 3-5
лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее
остаются отдельные образы: солнышко –жёлтое, небо – синее, огурец–зелёный. В
старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Компоненты по заучиванию стихотворения включают в себя следующие:
1.
Подготовка детей к восприятию стихотворения.
2.
Выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза).
3.
Беседа по содержанию стихотворения. И объяснение новых, непонятных слов.
4.
Повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз).
5.
Чтение стихотворения с детьми.
Заключение: Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый
материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учит-
ся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий.
У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется
удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психиче-
ские процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается
на результативности коррекционной работы.