Напоминание

"Педагогические условия формирования профессиональных компетенций и ценностных ориентаций будущих пожарных – спасателей средствами художественной литературы."


Автор: Филипенко Татьяна Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дальневосточный государственный гуманитарно – технический колледж имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева»
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогические условия формирования профессиональных компетенций и ценностных ориентаций будущих пожарных – спасателей средствами художественной литературы."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогические условия формирования профессиональных компетенций и

ценностных ориентаций будущих пожарных – спасателей средствами

художественной литературы.

Пожарный-спасатель — это не просто профессия, а призвание, истинное служение

обществу, которое требует от него высочайшего профессионализма, глубокой внутренней

стойкости, высокой степени эмпатии, самоотверженности, непоколебимых моральных

принципов, приверженности высоким этическим стандартам.

Но как воспитать в молодом человеке, выбравшем такой профессиональный путь,

качества и компетенции, которые станут его надежной духовно - нравственной опорой в

самых сложных ситуациях?

Убеждены, что одним из самых мощных инструментов в этом процессе является

чтение

и

постижение

художественной

литературы.

Ведь

книга

это

и

бесценный

духовный проводник, и источник мудрости, и инструмент самопознания, и, прежде всего,

«нравственный барометр».

Литературный

текст

представляет

собой

многослойное

пространство.

Он

моделирует сложные, насыщенные контекстом ситуации. Например, путешествие героя

может символизировать внутренний путь развития, поиск истины или столкновение с

собственными

страхами.

Текст

всегда

погружён

в

культурный,

исторический

и

социальный контексты эпохи, в которые он создавался. Повествование часто включает

параллельные

линии,

воспоминания

персонажей,

аллюзии

на

другие

произведения

искусства,

мифологию

и

литературу

прошлого.

Через

образы

героев,

конфликты

и

развязки

авторы

выражают

своё

отношение

к

моральным

вопросам,

философским

проблемам и социальным явлениям своего времени.

Литература

имеет

большое

значение

в

формировании

ценностных

ориентаций

личности,

поскольку

вводит

в

круг

живых

и

многообразных

социальных

явлений,

сложных межличностных отношений и связей, раскрывает диалектику души человека,

помогает глубже понять, оценить и принять личностью самого себя и других людей, все

общественно ценное сделать личностно-значимым, своими ценностными ориентирами.

Через чтение человек может исследовать новые идеи, ставить под сомнение собственные

убеждения и расширять кругозор.

Так, например, русская классическая литература XIX века отличается глубиной

психологического анализа персонажей и способностью поднимать вечные философские

вопросы.

Читатель

не

просто

следит

за

развитием

сюжета,

но

и

размышляет

над

моральными дилеммами героев, пытаясь определить свое отношение к ним и извлечь

уроки для собственной жизни.

Кроме

того,

современные

авторы

предлагают

разнообразные

подходы

к

восприятию

текста.

Например,

постмодернистская

литература

часто

нарушает

традиционные

повествовательные

структуры,

заставляя

читателей

активно

взаимодействовать с текстом, интерпретируя символы и смыслы самостоятельно. Таким

образом, чтение превращается в активный процесс сотворчества, где читатель становится

соучастником творческого процесса писателя.

Именно активное участие в процессе чтения позволяет человеку глубже осознать

свою роль в мире, развить критическое мышление и обогатить внутренний мир новыми

смыслами и ценностями.

Интеграция

художественной

литературы

в

процесс

подготовки

пожарных

-

спасателей является важным элементом формирования личности профессионала. Когда

будущий

специалист,

вооруженный

не

только

знанием

инструкций,

но

и

глубоким

пониманием человеческой природы, обогащенный мудростью книг, отправится на вызов,

его

действия

будут

продиктованы

не

только

профессионализмом,

но

и

искренним

желанием помочь, защитить и спасти. Он будет не просто исполнителем, а человеком, чьи

поступки

отражают

лучшие

качества

человеческой

души

сострадание,

мужество,

ответственность и непоколебимую веру в добро.

Последовательное систематическое применение методов работы с художественной

литературой

на

соответствующих

учебных

занятиях

способствует

формированию

устойчивых

профессионально

значимых

качеств

и

ценностных

ориентаций

будущих

пожарных-спасателей.

Формирование ценностных ориентаций будущих пожарных – спасателей на уроке

литературы

-

сложный

воспитательный

процесс,

в

котором

необходимо

учитывать

психолого-педагогические

особенности

восприятия

того

или

иного

художественного

произведения, а также выявлять зависимость становления нравственных суждений от

уровня развития чувственно - эмоциональной сферы молодых людей. Указанный процесс

имеет ряд особенностей.

Во-первых,

художественное

произведение

воспитывает

не

абстрактным

перечислением моральных норм и ценностей, оно воздействует на читателя эмоционально

и эстетически, погружая его в мир конкретных образов, ситуаций и переживаний героев.

Произведения русских классиков, таких как Лев Толстой, Федор Достоевский или Антон

Чехов, показывают внутренний мир героев, их борьбу с собой и обществом, позволяя

читателю увидеть сложность человеческой природы и разнообразие жизненных путей.

Во-вторых, важной особенностью художественного творчества является то, что

искусство

редко

занимается

простой

морализацией

или

прямой

оценкой

поведения

персонажей.

Оно

стремится

показать

мир

в

его

полноте

и

многообразии,

передавая

эмоциональные

переживания,

внутренний

конфликт

и

противоречия

человеческой

природы и предлагая читателю самому сделать выводы. Например, в пьесах Антона

Чехова

мы

часто

видим

слабых,

нерешительных

людей,

чьи

поступки

вызывают

сомнения.

Но

Чехов

не

судит

их

жестко,

а

наоборот,

подчеркивает

человеческую

уязвимость и несовершенство. Именно такая глубина понимания позволяет

читателю

увидеть

трагизм

обыденного

существования,

заставляя

задуматься

над

собственной

жизнью.

В-третьих,

важной

особенностью

литературы

следует

считать

её

способность

рассматривать

нравственность

и

человеческие

качества

в

конкретных

жизненных

ситуациях,

показывая

влияние

среды

и

обстоятельств

на

формирование

поступков

персонажей.

Если

мораль

диктует общие

правила

поведения,

универсальные

нормы,

обязательные для соблюдения всеми людьми независимо от контекста, то литература

углубляется

именно

в

нюансы

восприятия

человеком

добра

и

зла,

истины

и

лжи,

справедливости и несправедливости. Литература даёт читателю возможность задуматься

над этическими дилеммами, поставить себя на место героя, оценить ситуации изнутри и

извне одновременно. Она способна выявить тонкости мотиваций, внутренних конфликтов

и

внешнего

давления,

которое

влияет

на

выбор героев.

Именно

эта

художественно-

эстетическая

оценка

позволяет

литературе

не

только

развлекать,

но

и

воспитывать

чувства, формировать представления о добре и зле, вызывать эмоциональный отклик и

пробуждать совесть читателей. Роль литературы заключается не столько в предъявлении

готовых решений, сколько в создании пространства для размышлений, переживаний и

самостоятельного выбора. Это важнейший инструмент познания человеческой природы,

осмысления реальности и формирования мировоззрения.

Таким

образом,

сущность

формирования

ценностных

ориентаций

будущих

специалистов

в

области

пожарной

охраны

на

уроке

литературы

проявляется

в

целесообразном

изменении

ценностей

в

сознании

личности

при

помощи

специально

отобранного художественного материала.

Программа

общеобразовательной

дисциплины

«Литература»

для

профессиональных

образовательных

организаций

среднего

профессионального

образования

(СПО),

включающая

классические

произведения

русской

литературы,

позволяет, на наш взгляд выполнить эти задачи в полном объёме.

Так,

например

роман

Л.

Толстого

«Война

и

мир»

демонстрирует

глубокие

размышления автора о смысле жизни, чести, долге и любви. Герои романа сталкиваются с

множеством испытаний и конфликтов, которые требуют проявления смелости, мудрости и

способности принимать трудные решения. Князь Андрей Болконский проходит путь от

эгоизма

и

честолюбия

к

пониманию

истинных

ценностей,

а

Пьер

Безухов

учится

преодолевать внутренние противоречия и находить смысл существования среди хаоса

войны и мира.

В

романе

«Преступление

и

наказание»

Ф.М.

Достоевского

раскрывается

тема

морального выбора, последствий поступков и внутренней борьбы героя с чувством вины и

совести. Оно учит читателей важности ответственности за свои действия и последствия

принятых решений.

Главный герой романа Ивана Гончарова Илья Обломов олицетворяет собой образ

ленивого,

пассивного

человека,

неспособного

преодолеть

свою

апатию

и

принять

активное

участие

в

жизни.

Его

взаимоотношения

с

энергичным

другом

Штольцем

показывают

контраст

между

двумя

типами

характера

и

предлагают

задуматься

над

вопросом:

как

выбрать

правильный

баланс

между

комфортом

и

необходимостью

действовать?

Произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» является ярким

примером литературы, воспевающей мужество, стойкость и веру в себя, напоминает о

важности

сохранения

внутреннего

стержня,

способности

преодолевать

трудности

и

оставаться человеком в любых обстоятельствах.

Если говорить о развитии профессиональных компетенций будущего специалиста

в

области

пожарной

охраны

посредством

художественного

текста,

то

необходимо

отметить, что оно опирается на несколько педагогических и психологических концепций.

Одна

из

них

«Теория

эмоционального

интеллекта».

Художественный

текст

способен развивать эмоциональный интеллект читателя, поскольку заставляет переживать

эмоции

героев,

анализировать

мотивы

их

поступков

и

понимать

психологические

состояния.

Согласно

Дэниелу

Гоулману,

эмоциональный

интеллект

включает

пять

компонентов: самосознание, самоуправление, социальная осведомленность, управление

отношениями,

мотивация.

Все

эти

компоненты

можно

развить

путём

глубокого

погружения в переживания персонажей художественных произведений.

Литература,

затрагивающая

вопросы

добра

и

зла,

справедливости

и

несправедливости,

чести

и

бесчестия,

формирует

духовно-нравственные

ориентиры.

Читая о людях, которые делали выбор в пользу добра, даже когда это было трудно и

опасно, будущий спасатель учится различать правильное и неправильное. Он понимает,

что его поступки должны быть продиктованы не только страхом наказания или желанием

похвалы, но и

внутренним убеждением

в

том,

что

он делает

правильное дело.

Это

формирует внутренний стержень, который поможет ему принимать сложные решения в

критических ситуациях, когда на кону стоят жизни людей. Читая о героях, которые

преодолевают трудности, спасают слабых, проявляют милосердие, молодые люди учатся

ставить себя на место других, понимать их боль и желание помочь. Это основа для того,

чтобы в критической ситуации пожарный мог действовать не только по долгу, но и по

велению сердца.

Чтение – это не только погружение в чужие миры, но и возможность лучше понять

себя. Через анализ поступков героев, их мотивов и последствий, будущий пожарный-

спасатель может развивать самосознание. Он будет задавать себе вопросы: "А как бы я

поступил в такой ситуации?", "Что движет мной?". Это помогает ему осознать свои

сильные и слабые стороны, работать над собой, стремиться к совершенству не только в

профессиональном плане, но и как личности.

Через истории о потерях, страданиях и борьбе за выживание, литература ярко

демонстрирует,

насколько

хрупка

и

бесценна

человеческая

жизнь.

Это

прививает

уважение к каждому человеку и стремление защитить его любой ценой.

Когнитивная теория развития критического мышления. Чтение художественной

литературы способствует развитию критического мышления, так как читатель вынужден

оценивать

поступки

героев,

предсказывать

развитие

сюжета,

сопоставлять

факты

и

интерпретировать

события.

Умение

выделять

ключевые

детали,

определять

скрытые

смыслы и интерпретировать авторский замысел напрямую коррелирует с умением быстро

оценивать

обстановку

на

месте

происшествия,

прогнозировать

развитие

ситуации

и

принимать

взвешенные

решения,

что

является

первостепенно

важным

в

профессии

пожарного – спасателя.

Практикоориентированная

теория

рефлексии.

Чтение

художественного

текста

стимулирует рефлективные процессы, позволяя человеку осознавать собственные чувства,

мысли и реакции. Рефлексия помогает извлекать уроки из опыта героя и применять

полученные

знания

в

профессиональной

практике.

Исторические

романы,

биографии

выдающихся личностей, философские трактаты – все это кладезь мудрости, накопленной

человечеством за века. Читая о подвигах и ошибках прошлых поколений, о том, как люди

справлялись с трудностями, как находили силы в самых безнадежных ситуациях, будущий

пожарный-спасатель может черпать вдохновение и примеры для подражания. Он увидит,

что истинный героизм часто рождается из глубокого понимания долга, ответственности и

самопожертвования. Многие книги учат не только тому, как действовать, но и тому,

почему действовать именно так, как поступать, когда инструкции уже не дают полного

ответа.

Например,

литературные

тексты

показывают

примеры

мужества

и

самопожертвования. В литературе есть множество историй о людях, которые шли на риск

ради других, преодолевали страх и сомнения. Эти примеры вдохновляют, показывают, что

истинный героизм – это не отсутствие страха, а способность действовать вопреки ему.

Психологическая

теория

идентификации.

Идентификация

это

процесс

бессознательного принятия качеств другого человека, включая его поведение, чувства,

мысли и мотивы действий. Когда читатель или зритель погружается в историю героя, он

словно примеряет на себя его образ, разделяя переживания и эмоциональные реакции

персонажа. Если герой проявляет качества, важные для читателя (смелость, доброта,

справедливость), этот персонаж становится привлекательным объектом для подражания.

Переживания героев помогают человеку лучше понимать социальные нормы поведения,

моделируя ситуации взаимодействия с людьми и мир вокруг.

Таким

образом,

художественное

произведение

становится

инструментом

саморазвития и социализации, позволяет моделировать профессиональные роли, позволяя

накапливать полезный жизненный опыт без реальных рисков. Этот феномен активно

используется в литературе, кино, театре, делая восприятие художественного материала

более глубоким и личностно значимым.

Методологический подход изучения примеров. Художественная литература часто

служит источником ярких жизненных ситуаций, на примере которых изучаются стратегии

поведения, принятые в

обществе

нормы

и правила

принятия решений. Эти истории

помогают

осваивать

лучшие

практики

управления

конфликтами,

развивают

стрессоустойчивость, лидерские качества и умение адаптироваться к новым условиям.

Таким образом, систематическая работа с художественной литературой оказывает

комплексное

воздействие

на

формирование

профессионально

важных

качеств

и

ценностных ориентиров пожарных-спасателей. Она дополняет практические занятия и

формирует базу для осознанного подхода к профессии, основанную на понимании своего

предназначения

и

ценности

человеческой

жизни.

Профессиональное

развитие

посредством художественной литературы становится возможным благодаря глубокому

эмоциональному и когнитивному воздействию, стимулированию рефлексивных процессов

и созданию позитивных моделей профессионального поведения.



В раздел образования