Напоминание

Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений


Автор: Василенко Константин Сергеевич
Должность: магистрант
Учебное заведение: НОЧУ ВО «Московский университет «Синергия»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
Раздел: высшее образование





Назад




Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений

Василенко

Константин

Сергеевич

магистрант 2 курса

ОМЮз-12311РНДуп

НОЧУ

ВО

«Московский

университет «Синергия»

Коррупционные преступления как самостоятельная разновидность

уголовно наказуемых деяний, предусмотренных действующим УК РФ,

характеризуются широкой системой составов преступлений, а также форм их

проявления. На протяжении последнего десятилетия наблюдается тенденция

повышенного показателя коррупционной преступности, которая по своей

сущности характеризуется также высоким уровнем латентности.

Традиционно в теории государства и права, а также науке уголовного

права под уголовно-правовой характеристикой понимается исследование

основных субъективных и объективных элементов состава преступления:

объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. В рамках

настоящего

исследования

целесообразно

более

подробно

рассмотреть

каждый из представленных элементов. Определение объекта позволит дать

обоснованную юридическую оценку совершенных противоправных деяний, а

значит,

выбрать

эффективный

метод

борьбы

с

ними.

Практическое

предназначение объекта состоит в том, что законодатель и «суд дают

правовую оценку содеянному исходя из социальной ценности объекта, на

который оно посягает. Под объектом понимаются общественные отношения,

которым в процессе совершения преступления причиняется вред, либо

создается угроза причинения вреда. При этом, условно объект делится на

несколько категорий в зависимости от степени конкретизации общественных

отношений:

родовой,

видовой

и

непосредственный»

1

.

Преступления

коррупционной направленности входя т в состав главы 30 УК РФ

1

Бычков С.Н. Уголовное право. Особенная часть: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский

университет МВД России, 2020. С. 611.

«Преступления против государственной власти, интересов государственной

службы и службы в органах местного самоуправления» раздела X.

Преступления против государственной власти. Определение родового

объекта преступлений исследуемой категории производится исходя из

определения объекта раздела Х УК РФ. Родовой объект преступлений против

государственной власти и службы понимается как система общественных

отношений, складывающихся по вопросам реализации полномочий органов

государственной

власти.

Вместе

с

этим,

субъектами

преступлений,

расположенных в главе 30 УК РФ, выступают также лица государственных и

муниципальных учреждений, а значит, можно говорить о причинении вреда

общественным

объединениям,

возникающим

в

процессе

реализации

законной деятельности государственных и муниципальных учреждений. В

связи с этим, целесообразно изменить наименование раздела 10 УК РФ на

«Преступления против интересов публичной службы». В таком случае,

родовым

объектом

коррупционных

преступлений

признается

система

общественных отношений по обеспечению нормального функционирования

государственной власти и местного самоуправления самоуправления

2

.

Видовой

объект

преступлений

коррупционной

направленности

характеризуется исходя из анализа главы 30 УК РФ. Волженкин Б.В. «под

видовым

объектом

понимает

государственную

власть,

интересы

государственной службы и службы в органах местного самоуправления, либо

нормальная

деятельность

публичного

аппарата

управления

в

лице

законодательных, исполнительных и судебных органов государственной

власти, органов местного самоуправления, а также аппарата управления в

Вооруженных Силах РФ, иных войсках и воинских формированиях РФ по

выполнению стоящих перед ним задач»

3

. «Соглашаясь с данной точкой

зрения, полагаем необходимым раскрыть такое понятие, как «интересы

государственной

службы».

Ляпунов

Ю.И.

отмечает,

что

интересы

2

Царёв Е.В. Уголовно-правовая характеристика объективных признаков злоупотребления полномочиями //

Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 2 (40). С. 26.

3

Волженкин Б.В. Служебные преступления: учебное пособие. М.: Юристъ, 2000. С. 281.

государственной

службы

складываются

из

точного

исполнения

должностными лицами требований Конституции РФ, конституций и уставов

субъектов РФ, требований иных российских законов, деятельности по

обеспечению

полномочий

государственных

органов.

Нарушение

должностными лицами данных интересов приводит к грубому ограничению,

ущемлению

конституционно

правового

статуса

гражданина

и

иным

негативным последствия»

4

. Представленные точки зрения подтверждаются

позицией законодателя, которая выражается в том, что совокупность

преступлений коррупционной направленности располагаются в главе 30 УК

РФ.

Непосредственный

объект

преступлений

коррупционной

направленности определяется в каждом конкретном случае индивидуально.

Под непосредственным понимается т от объект, на который преступник

воздействует в ходе реализации преступного посягательства. Анализируя

составы

преступлений

коррупционной

направленности,

сформулируем

«непосредственный объект следующим образом: нормальная деятельность

соответствующего

органа

государственной

власти,

местного

самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппаратов

управления

в

Вооруженных

Силах

РФ,

иных

войсках

и

воинских

формированиях

как

самостоятельных

звеньев

публичного

аппарата

управления в РФ.

Рассматривая

отдельные

аспекты

преступлений

исследуемой

категории, следует принимать во внимание права, законные интересы

граждан, организаций и общества, которые также нарушаются в результате

реализации преступного посягательства. Ввиду того, что права и свободы

чело века регламентированы отдельными положениями Конституции РФ и

выступают высшей ценностью, необходимо принимать во внимание, что они

определяют сущность и содержание деятельности органов государственной

власти, им всегда причиняется вред в ходе осуществления преступной

4

Ветров Н.И., Ляпунов Ю.И. Уголовное право. Особенная часть: учебник. М.: Новый юрист, 1998. С. 452.

деятельности

коррупционной

направленности.

В

связи

с

этим,

непосредственный объект не допускается отделять государственную власть,

интересы

государственной

службы

и

службы

в

органах

местного

самоуправления от прав, законных интересов граждан, организаций и

общества»

5

.

Рассматривая объективные признаки коррупционных преступлений,

отметим, что в каждом отдельном составе преступления признаки и

механизм реализации объективной стороны индивидуальны. Например, «

объективной стороной получения взятки являются такие составляющие, как:

действия или бездействия сотрудников полиции в пользу взяткодателя или

его представителей, если такие деяния входят в его служебные полномочия;

способствование указанным деяниям в пользу тех же лиц со стороны

сотрудников полиции в силу должностного положения; покровительство или

попустительство по службе в пользу взяткодателя или его представителей;

совершение

сотрудниками

полиции

противоправных

деяний,

либо

незаконное бездействия в пользу взяткодателя или его представителей.

Специфика рассматриваемого состава преступления заключается в том,

что взятка может быть получена должностным лицом как за противоправные

действия и бездействия сотрудников полиции, так и за те деяния, которые

входят в круг его должностных полномочий»

6

. Вместе с этим, в соответствии

с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2013 года №

24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных

коррупционных преступлениях» (далее Постановление Пленума ВС РФ №

24), под «деяниями, входящими в служебные полномочия, понимаются

деяния, которые сотрудник полиции имеет право или обязуется совершать в

пределах его служебной компетенции. Например, к числу таковых деяний

относятся сокращение сроков рассмотрения обращения, полученного от

взяткодателя; ускорение процесса принятия решения по обращению или

5

Сарибекян В.Г. Об Особенностях конструирования объективного признака состава злоупотребления и

превышения должностных полномочий // Научные исследования XXI века. 2020. № 6 (8). С. 314.

6

Ганиева А.М. Некоторые вопросы об уголовно-правовой характеристике коррупционных преступлений //

Международная наука: проблемы и инновации. 2017. № 1. С. 241.

заявлению взяткодателя; выбор должностным лицом в пределах своих

полномочий или положений, установленных законодательством, решения,

заведомо благоприятного для взяткодателя. Вместе с этим, обращаясь к

объективной стороне превышения должностных полномочий, в первую

очередь следует обратиться к внешней стороне деяния: совершение

должностным

лицом

действий,

явно

выходящих

за

пределы

его

полномочий»

7

. Буквальное толкование ст. 286 УК РФ позволяет сделать

вывод, что законодатель предусматривает наличие активных действий со

стороны нарушителя. Та же позиция прослеживается в п. 19 Постановления

Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 « О судебной

практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о

превышении

должностных

полномочий»,

в

соответствии

с

которой

ответственность за превышение должностных полномочий наступает в

случае совершения должностным лицом активных действий, если при этом

должностное лицо осознавало, что действует за пределами полномочий,

возложенных на него действующим законодательством законодательством1.

В

связи

с

этим,

следует

отметить,

что

существенным

аспектом

в

квалификации преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, является

характер преступной деятельности деяние не может быть совершено в форме

бездействия.

Таким

образом,

объективная

сторона

коррупционных

преступлений в каждой конкретной ситуации отличается набором различных

признаков и деяний, отраженных в диспозиции соответствующей статьи УК

РФ.

В состав субъективных признаков коррупционных преступлений

включаются субъект и субъективная сторона. Субъект условно делится на

две категории: общий и специальный.

Подводя

итог

вышесказанному,

отметим,

что

преступления

коррупционной

направленности

представляют

собой

самостоятельную

7

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной

практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного

Суда РФ. 2013. № 9.

разновидность преступлений против государственной власти, интересов

государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Исследование

уголовно-правовой

характеристики

в

настоящей

работе

основывалось на совокупности объективных и субъективных признаков. Так,

основным

непосредственным

объектом

коррупционных

преступлений

являются общественные отношения, охраняющие нормальную деятельность

соответствующего

органа

государственной

власти,

местного

самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппаратов

управления

в

Вооруженных

Силах

РФ,

иных

войсках

и

воинских

формированиях

как

самостоятельных

звеньев

публичного

аппарата

управления в РФ.

Дополнительным

непосредственным

объектом

выступают

права,

свободы, интересы человека и гражданина, а также интересы граждан.

Объективная

сторона

в

каждом

составе

преступления

отличается

индивидуальностью,

поэтому

оценивать

ее

целесообразно

исходя

из

диспозиции соответствующей нормы УК РФ. В общем виде под объективной

стороной коррупционных преступлений понимаются активные действия или

бездействия субъектов преступных посягательств, совершаемые в пользу

взяткодателя или иного заинтересованного лица. Субъективные признаки

коррупционных преступлений характеризуются субъектом и субъективной

стороной.

Специфика коррупционных преступлений обуславливает наличие

исключительно специального субъекта, который характеризуется не только

общими, но и специфическими чертами. Субъектом признается должностное

лицо, понятие которого регламентировано примечанием к ст. 285 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины, то

есть преступление может быть совершено в форме как прямого, так и

косвенного умысла. Вместе с тем, с позиции субъективной стороны

коррупционных преступлений следует учитывать мотивы и цели нарушителя

корысть,

личная

заинтересованность,

стремление

получить

выгоду

имущественного и неимущественного характера.



В раздел образования