Автор: Василенко Константин Сергеевич
Должность: магистрант
Учебное заведение: НОЧУ ВО «Московский университет «Синергия»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
Раздел: высшее образование
Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
Василенко
Константин
Сергеевич
магистрант 2 курса
ОМЮз-12311РНДуп
НОЧУ
ВО
«Московский
университет «Синергия»
Коррупционные преступления как самостоятельная разновидность
уголовно наказуемых деяний, предусмотренных действующим УК РФ,
характеризуются широкой системой составов преступлений, а также форм их
проявления. На протяжении последнего десятилетия наблюдается тенденция
повышенного показателя коррупционной преступности, которая по своей
сущности характеризуется также высоким уровнем латентности.
Традиционно в теории государства и права, а также науке уголовного
права под уголовно-правовой характеристикой понимается исследование
основных субъективных и объективных элементов состава преступления:
объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. В рамках
настоящего
исследования
целесообразно
более
подробно
рассмотреть
каждый из представленных элементов. Определение объекта позволит дать
обоснованную юридическую оценку совершенных противоправных деяний, а
значит,
выбрать
эффективный
метод
борьбы
с
ними.
Практическое
предназначение объекта состоит в том, что законодатель и «суд дают
правовую оценку содеянному исходя из социальной ценности объекта, на
который оно посягает. Под объектом понимаются общественные отношения,
которым в процессе совершения преступления причиняется вред, либо
создается угроза причинения вреда. При этом, условно объект делится на
несколько категорий в зависимости от степени конкретизации общественных
отношений:
родовой,
видовой
и
непосредственный»
1
.
Преступления
коррупционной направленности входя т в состав главы 30 УК РФ
1
Бычков С.Н. Уголовное право. Особенная часть: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский
университет МВД России, 2020. С. 611.
«Преступления против государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления» раздела X.
Преступления против государственной власти. Определение родового
объекта преступлений исследуемой категории производится исходя из
определения объекта раздела Х УК РФ. Родовой объект преступлений против
государственной власти и службы понимается как система общественных
отношений, складывающихся по вопросам реализации полномочий органов
государственной
власти.
Вместе
с
этим,
субъектами
преступлений,
расположенных в главе 30 УК РФ, выступают также лица государственных и
муниципальных учреждений, а значит, можно говорить о причинении вреда
общественным
объединениям,
возникающим
в
процессе
реализации
законной деятельности государственных и муниципальных учреждений. В
связи с этим, целесообразно изменить наименование раздела 10 УК РФ на
«Преступления против интересов публичной службы». В таком случае,
родовым
объектом
коррупционных
преступлений
признается
система
общественных отношений по обеспечению нормального функционирования
государственной власти и местного самоуправления самоуправления
2
.
Видовой
объект
преступлений
коррупционной
направленности
характеризуется исходя из анализа главы 30 УК РФ. Волженкин Б.В. «под
видовым
объектом
понимает
государственную
власть,
интересы
государственной службы и службы в органах местного самоуправления, либо
нормальная
деятельность
публичного
аппарата
управления
в
лице
законодательных, исполнительных и судебных органов государственной
власти, органов местного самоуправления, а также аппарата управления в
Вооруженных Силах РФ, иных войсках и воинских формированиях РФ по
выполнению стоящих перед ним задач»
3
. «Соглашаясь с данной точкой
зрения, полагаем необходимым раскрыть такое понятие, как «интересы
государственной
службы».
Ляпунов
Ю.И.
отмечает,
что
интересы
2
Царёв Е.В. Уголовно-правовая характеристика объективных признаков злоупотребления полномочиями //
Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 2 (40). С. 26.
3
Волженкин Б.В. Служебные преступления: учебное пособие. М.: Юристъ, 2000. С. 281.
государственной
службы
складываются
из
точного
исполнения
должностными лицами требований Конституции РФ, конституций и уставов
субъектов РФ, требований иных российских законов, деятельности по
обеспечению
полномочий
государственных
органов.
Нарушение
должностными лицами данных интересов приводит к грубому ограничению,
ущемлению
конституционно
правового
статуса
гражданина
и
иным
негативным последствия»
4
. Представленные точки зрения подтверждаются
позицией законодателя, которая выражается в том, что совокупность
преступлений коррупционной направленности располагаются в главе 30 УК
РФ.
Непосредственный
объект
преступлений
коррупционной
направленности определяется в каждом конкретном случае индивидуально.
Под непосредственным понимается т от объект, на который преступник
воздействует в ходе реализации преступного посягательства. Анализируя
составы
преступлений
коррупционной
направленности,
сформулируем
«непосредственный объект следующим образом: нормальная деятельность
соответствующего
органа
государственной
власти,
местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппаратов
управления
в
Вооруженных
Силах
РФ,
иных
войсках
и
воинских
формированиях
как
самостоятельных
звеньев
публичного
аппарата
управления в РФ.
Рассматривая
отдельные
аспекты
преступлений
исследуемой
категории, следует принимать во внимание права, законные интересы
граждан, организаций и общества, которые также нарушаются в результате
реализации преступного посягательства. Ввиду того, что права и свободы
чело века регламентированы отдельными положениями Конституции РФ и
выступают высшей ценностью, необходимо принимать во внимание, что они
определяют сущность и содержание деятельности органов государственной
власти, им всегда причиняется вред в ходе осуществления преступной
4
Ветров Н.И., Ляпунов Ю.И. Уголовное право. Особенная часть: учебник. М.: Новый юрист, 1998. С. 452.
деятельности
коррупционной
направленности.
В
связи
с
этим,
непосредственный объект не допускается отделять государственную власть,
интересы
государственной
службы
и
службы
в
органах
местного
самоуправления от прав, законных интересов граждан, организаций и
общества»
5
.
Рассматривая объективные признаки коррупционных преступлений,
отметим, что в каждом отдельном составе преступления признаки и
механизм реализации объективной стороны индивидуальны. Например, «
объективной стороной получения взятки являются такие составляющие, как:
действия или бездействия сотрудников полиции в пользу взяткодателя или
его представителей, если такие деяния входят в его служебные полномочия;
способствование указанным деяниям в пользу тех же лиц со стороны
сотрудников полиции в силу должностного положения; покровительство или
попустительство по службе в пользу взяткодателя или его представителей;
совершение
сотрудниками
полиции
противоправных
деяний,
либо
незаконное бездействия в пользу взяткодателя или его представителей.
Специфика рассматриваемого состава преступления заключается в том,
что взятка может быть получена должностным лицом как за противоправные
действия и бездействия сотрудников полиции, так и за те деяния, которые
входят в круг его должностных полномочий»
6
. Вместе с этим, в соответствии
с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2013 года №
24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных
коррупционных преступлениях» (далее Постановление Пленума ВС РФ №
24), под «деяниями, входящими в служебные полномочия, понимаются
деяния, которые сотрудник полиции имеет право или обязуется совершать в
пределах его служебной компетенции. Например, к числу таковых деяний
относятся сокращение сроков рассмотрения обращения, полученного от
взяткодателя; ускорение процесса принятия решения по обращению или
5
Сарибекян В.Г. Об Особенностях конструирования объективного признака состава злоупотребления и
превышения должностных полномочий // Научные исследования XXI века. 2020. № 6 (8). С. 314.
6
Ганиева А.М. Некоторые вопросы об уголовно-правовой характеристике коррупционных преступлений //
Международная наука: проблемы и инновации. 2017. № 1. С. 241.
заявлению взяткодателя; выбор должностным лицом в пределах своих
полномочий или положений, установленных законодательством, решения,
заведомо благоприятного для взяткодателя. Вместе с этим, обращаясь к
объективной стороне превышения должностных полномочий, в первую
очередь следует обратиться к внешней стороне деяния: совершение
должностным
лицом
действий,
явно
выходящих
за
пределы
его
полномочий»
7
. Буквальное толкование ст. 286 УК РФ позволяет сделать
вывод, что законодатель предусматривает наличие активных действий со
стороны нарушителя. Та же позиция прослеживается в п. 19 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 « О судебной
практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о
превышении
должностных
полномочий»,
в
соответствии
с
которой
ответственность за превышение должностных полномочий наступает в
случае совершения должностным лицом активных действий, если при этом
должностное лицо осознавало, что действует за пределами полномочий,
возложенных на него действующим законодательством законодательством1.
В
связи
с
этим,
следует
отметить,
что
существенным
аспектом
в
квалификации преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, является
характер преступной деятельности деяние не может быть совершено в форме
бездействия.
Таким
образом,
объективная
сторона
коррупционных
преступлений в каждой конкретной ситуации отличается набором различных
признаков и деяний, отраженных в диспозиции соответствующей статьи УК
РФ.
В состав субъективных признаков коррупционных преступлений
включаются субъект и субъективная сторона. Субъект условно делится на
две категории: общий и специальный.
Подводя
итог
вышесказанному,
отметим,
что
преступления
коррупционной
направленности
представляют
собой
самостоятельную
7
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной
практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного
Суда РФ. 2013. № 9.
разновидность преступлений против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Исследование
уголовно-правовой
характеристики
в
настоящей
работе
основывалось на совокупности объективных и субъективных признаков. Так,
основным
непосредственным
объектом
коррупционных
преступлений
являются общественные отношения, охраняющие нормальную деятельность
соответствующего
органа
государственной
власти,
местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппаратов
управления
в
Вооруженных
Силах
РФ,
иных
войсках
и
воинских
формированиях
как
самостоятельных
звеньев
публичного
аппарата
управления в РФ.
Дополнительным
непосредственным
объектом
выступают
права,
свободы, интересы человека и гражданина, а также интересы граждан.
Объективная
сторона
в
каждом
составе
преступления
отличается
индивидуальностью,
поэтому
оценивать
ее
целесообразно
исходя
из
диспозиции соответствующей нормы УК РФ. В общем виде под объективной
стороной коррупционных преступлений понимаются активные действия или
бездействия субъектов преступных посягательств, совершаемые в пользу
взяткодателя или иного заинтересованного лица. Субъективные признаки
коррупционных преступлений характеризуются субъектом и субъективной
стороной.
Специфика коррупционных преступлений обуславливает наличие
исключительно специального субъекта, который характеризуется не только
общими, но и специфическими чертами. Субъектом признается должностное
лицо, понятие которого регламентировано примечанием к ст. 285 УК РФ.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины, то
есть преступление может быть совершено в форме как прямого, так и
косвенного умысла. Вместе с тем, с позиции субъективной стороны
коррупционных преступлений следует учитывать мотивы и цели нарушителя
–
корысть,
личная
заинтересованность,
стремление
получить
выгоду
имущественного и неимущественного характера.