Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: Г. Строитель, Белгородская обл., Яковлевский район.
Наименование материала: Статья
Тема: Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования
Наплёков С. М., преподаватель
ОГАПОУ «Яковлевский политехникум»
г. Строитель, Белгородская область
Выбор профессии — один из важнейших выборов молодого человека, который определяется
большим комплексом факторов, где помимо объективных и личностных факторов исключительно
важную роль играют интеллектуальные и волевые качества.
Студенчество как особая социально-психологическая возрастная категория характеризуется
интенсивным личностным развитием. При этом профессиональная составляющая развития
студентов является не менее важной. Организация и совершенствование системы непрерывного
образования
обучающейся
молодежи
невозможно
без
целостного
понимания
развития
познавательной деятельности, профессионального мышления студента и изучения процесса
профессионального становления на всех ступенях обучения .
Множество аспектов в комплексе влияют на продуктивность обучения будущих специалистов
и, следовательно, актуализацию имеющегося у них потенциала не только для овладения будущей
профессией, но и для построения успешной карьеры по выбранному направлению. Однако обычно
всё внимание обращается на развитие профессиональных и личностных способностей, упуская
значимость других не менее важных факторов, в числе которых сформированное представление о
карьерном самопроектировании.
Целью профессионального образования становится подготовить студента не только к
конкретной профессии (специальности), т.к. полученная профессиональная подготовка не
гарантирует трудоустройства, а в дальнейшем на рынке труда становится нормой смена профессий
в течении трудовой жизни несколько раз. Стратегия профессионального обучения отражена в
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах:
образовательные
результаты,
являющиеся объектом стандартизации включают профессиональные и общее компетенции.
Базовые функции профессионального образования предполагают развитие личностного ресурса
обучающегося:
признание индивидуальности и способностей студента, его инициативности как важнейшего
стратегического ресурса социально-экономического развития;
формирование готовности студентов к интенсивным изменениям в области производственных
технологий в течении достаточно ограниченного времени;
смены приоритетов от первоначального освоения профессии к способности и готовности
переквалифицироваться и быстро адаптироваться. в меняющихся социально-экономических
условиях.
В условиях современного мира изменения образовательной системы профессиональной
подготовки на первый план выходит процесс формирование и развитие профессиональных
способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов, а результатом
образования
-
овладение
общностью
компетенций
различной
направленности:
как
общекультурных, так и профессиональных. Также необходимо сформировать образовательную
среду, определяющую профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.
Профессионально-личностное становление студента осуществляется в образовательной среде, в
которой созданы все необходимые условия, как педагогического, так и психологического
характера, с помощью которых у студентов происходит формирование интереса и потребности в
сопричастности
к
образовательному
процессу:
проектирование
приемлемых
ценностных
ориентиров в целеполагании, формирование себя, как специалиста, духовно, морально и умственно
развитого, активизация воспитания, развития и совершенствования личности.
Профессионально-личностное
становление
студентов
в
учреждениях
среднего
профессионального образования объясняется некоторыми задачами, которые связаны с вопросами
предоставления условий, способных сформировать такого выпускника, который будет обладать
большой степенью мобильности и конкурентоспособности. Эти задачи связаны с обеспечением
условий, способствующих формированию мобильного и конкурентоспособного выпускника,
понимающего как в будущем он будет себя реализовывать. В личностном плане необходима
мотивация успешностью профессионального обучения, ориентирами ценностных качеств и
профессиональной направленностью.
Исходя из этого, профессионально-личностную самореализацию рассмотрим, как некоторый
важный опыт в жизни человека, который учит его быть личностью, как компонент и метод
личностного роста человека, который действует на протяжении всей его жизни и имеющий
дальнейшую историю в жизни человека. Особенно большую роль это играет в те самые
студенческие годы. Имеет место быть деятельностный аспект самореализации студентов, который
показывает, насколько серьезно они работают, заинтересовала ли их учеба, сколько времени она
занимает и в общем смысле, насколько студент понимает важность обучения по выбранной
специальности. С точки зрения становления это очень важный компонент профессионально-
личностной реализации студента СПО, потому что учеба — это основа основ развития и
саморазвития. Обучаясь, студент затрачивает свое время, прилагает усилия, которые в итоге и
меняют его внутренне (т.е. происходит трансформация от некомпетенции к умению применить
полученные знания, от задатков профессиональных навыков к профессиональному мастерству)
Следует также брать в учет особенности индивидуального характера среди студентов, их
потребности и стремления в процессе усвоения своей профессии. Чтобы этого добиться, нужно
разнообразить имеющиеся образовательные программы, дав таким образом, возможность выбора
того
образовательного
вектора,
наиболее
полно
отвечающего
образовательным
и
профессиональным способностям того или иного студента. Начать стоит с создания элективных
курсов, с изучением предметов по выбору в перспективе обучения студента по индивидуальному
пану Третья группа условий, которые образуют еще одну составляющую профессионально-
личностной
самореализации
студентов
СПО,
заключается
в
реализации
таких
аспектов
студенческой жизни, которые отвечали за процесс социальной адаптации в процессе обучения.
Ведь для успешного функционирования внутри того или иного учебного заведения, необходима
определенная среда, так называемая почва, общественное участие и забота со стороны работников
сферы
СПО,
возможность
личностного
взаимодействия
для
разного
рода
общения
и
самовыражения личности. Поэтому успешному профессиональному и личностному росту
студентов СПО способствуют такие вопросы студенческой жизни как увеличение внимание к
личности студента, помощь учебного заведения в разрешении имеющихся проблем различного
характера, организация и проведение студенческого досуга, чувство сплоченности, взаимной
выручки и поддержки среди студентов СПО.
Социальная интеграция в среднем учебном заведении как составляющая профессионально-
личностной самореализации студента СПО показывает социальную значимость обучения. Этот
компонент отражает присутствие большого количества различных социальных контактов и
взаимодействий студентов как субъектов не только учебной, а также и иных разнообразных сфер
деятельности:
общественной,
творческой,
социокультурной
и
т.д.
Для
полноценной
самореализации студенту нужно быть участником различных социальных групп и общностей,
потому что, пробуя себя в разных ипостасях, растет его социальная значимость и появляется
возможность выбора наиболее подходящей из них.
Таким образом, содержание профессионального воспитания не исчерпывается задачами
практического
освоения
профессии.
Получивший
определенную
профессиональную
квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путь к профессионалу, если его
профессиональное становление включало в себя не только приобретение навыков и умений, но и
формирование значимых духовных качеств и установок.
Профессиональное воспитание достигает своего высокого качества только тогда, когда
личностные качества человека переплетаются с профессионально значимыми качествами
специалиста.
Библиографический список:
1.
Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические
проблемы высшей школы. - СПб.: Питер, 2019.
2.
Барабанова, В.В., Представления студентов о будущем как аспект их личностного и
профессионального самоопределения / В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова // Психологическая наука и
образование. - 2012.
3.
Пакалина Е.Н. Профессиональное становление и личностное развитие студентов СПО//
Современные проблемы науки и образования. - 2014.