Напоминание

Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования


Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: Г. Строитель, Белгородская обл., Яковлевский район.
Наименование материала: Статья
Тема: Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования

Наплёков С. М., преподаватель

ОГАПОУ «Яковлевский политехникум»

г. Строитель, Белгородская область

Выбор профессии — один из важнейших выборов молодого человека, который определяется

большим комплексом факторов, где помимо объективных и личностных факторов исключительно

важную роль играют интеллектуальные и волевые качества.

Студенчество как особая социально-психологическая возрастная категория характеризуется

интенсивным личностным развитием. При этом профессиональная составляющая развития

студентов является не менее важной. Организация и совершенствование системы непрерывного

образования

обучающейся

молодежи

невозможно

без

целостного

понимания

развития

познавательной деятельности, профессионального мышления студента и изучения процесса

профессионального становления на всех ступенях обучения .

Множество аспектов в комплексе влияют на продуктивность обучения будущих специалистов

и, следовательно, актуализацию имеющегося у них потенциала не только для овладения будущей

профессией, но и для построения успешной карьеры по выбранному направлению. Однако обычно

всё внимание обращается на развитие профессиональных и личностных способностей, упуская

значимость других не менее важных факторов, в числе которых сформированное представление о

карьерном самопроектировании.

Целью профессионального образования становится подготовить студента не только к

конкретной профессии (специальности), т.к. полученная профессиональная подготовка не

гарантирует трудоустройства, а в дальнейшем на рынке труда становится нормой смена профессий

в течении трудовой жизни несколько раз. Стратегия профессионального обучения отражена в

Федеральных

государственных

образовательных

стандартах:

образовательные

результаты,

являющиеся объектом стандартизации включают профессиональные и общее компетенции.

Базовые функции профессионального образования предполагают развитие личностного ресурса

обучающегося:

признание индивидуальности и способностей студента, его инициативности как важнейшего

стратегического ресурса социально-экономического развития;

формирование готовности студентов к интенсивным изменениям в области производственных

технологий в течении достаточно ограниченного времени;

смены приоритетов от первоначального освоения профессии к способности и готовности

переквалифицироваться и быстро адаптироваться. в меняющихся социально-экономических

условиях.

В условиях современного мира изменения образовательной системы профессиональной

подготовки на первый план выходит процесс формирование и развитие профессиональных

способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов, а результатом

образования

-

овладение

общностью

компетенций

различной

направленности:

как

общекультурных, так и профессиональных. Также необходимо сформировать образовательную

среду, определяющую профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.

Профессионально-личностное становление студента осуществляется в образовательной среде, в

которой созданы все необходимые условия, как педагогического, так и психологического

характера, с помощью которых у студентов происходит формирование интереса и потребности в

сопричастности

к

образовательному

процессу:

проектирование

приемлемых

ценностных

ориентиров в целеполагании, формирование себя, как специалиста, духовно, морально и умственно

развитого, активизация воспитания, развития и совершенствования личности.

Профессионально-личностное

становление

студентов

в

учреждениях

среднего

профессионального образования объясняется некоторыми задачами, которые связаны с вопросами

предоставления условий, способных сформировать такого выпускника, который будет обладать

большой степенью мобильности и конкурентоспособности. Эти задачи связаны с обеспечением

условий, способствующих формированию мобильного и конкурентоспособного выпускника,

понимающего как в будущем он будет себя реализовывать. В личностном плане необходима

мотивация успешностью профессионального обучения, ориентирами ценностных качеств и

профессиональной направленностью.

Исходя из этого, профессионально-личностную самореализацию рассмотрим, как некоторый

важный опыт в жизни человека, который учит его быть личностью, как компонент и метод

личностного роста человека, который действует на протяжении всей его жизни и имеющий

дальнейшую историю в жизни человека. Особенно большую роль это играет в те самые

студенческие годы. Имеет место быть деятельностный аспект самореализации студентов, который

показывает, насколько серьезно они работают, заинтересовала ли их учеба, сколько времени она

занимает и в общем смысле, насколько студент понимает важность обучения по выбранной

специальности. С точки зрения становления это очень важный компонент профессионально-

личностной реализации студента СПО, потому что учеба — это основа основ развития и

саморазвития. Обучаясь, студент затрачивает свое время, прилагает усилия, которые в итоге и

меняют его внутренне (т.е. происходит трансформация от некомпетенции к умению применить

полученные знания, от задатков профессиональных навыков к профессиональному мастерству)

Следует также брать в учет особенности индивидуального характера среди студентов, их

потребности и стремления в процессе усвоения своей профессии. Чтобы этого добиться, нужно

разнообразить имеющиеся образовательные программы, дав таким образом, возможность выбора

того

образовательного

вектора,

наиболее

полно

отвечающего

образовательным

и

профессиональным способностям того или иного студента. Начать стоит с создания элективных

курсов, с изучением предметов по выбору в перспективе обучения студента по индивидуальному

пану Третья группа условий, которые образуют еще одну составляющую профессионально-

личностной

самореализации

студентов

СПО,

заключается

в

реализации

таких

аспектов

студенческой жизни, которые отвечали за процесс социальной адаптации в процессе обучения.

Ведь для успешного функционирования внутри того или иного учебного заведения, необходима

определенная среда, так называемая почва, общественное участие и забота со стороны работников

сферы

СПО,

возможность

личностного

взаимодействия

для

разного

рода

общения

и

самовыражения личности. Поэтому успешному профессиональному и личностному росту

студентов СПО способствуют такие вопросы студенческой жизни как увеличение внимание к

личности студента, помощь учебного заведения в разрешении имеющихся проблем различного

характера, организация и проведение студенческого досуга, чувство сплоченности, взаимной

выручки и поддержки среди студентов СПО.

Социальная интеграция в среднем учебном заведении как составляющая профессионально-

личностной самореализации студента СПО показывает социальную значимость обучения. Этот

компонент отражает присутствие большого количества различных социальных контактов и

взаимодействий студентов как субъектов не только учебной, а также и иных разнообразных сфер

деятельности:

общественной,

творческой,

социокультурной

и

т.д.

Для

полноценной

самореализации студенту нужно быть участником различных социальных групп и общностей,

потому что, пробуя себя в разных ипостасях, растет его социальная значимость и появляется

возможность выбора наиболее подходящей из них.

Таким образом, содержание профессионального воспитания не исчерпывается задачами

практического

освоения

профессии.

Получивший

определенную

профессиональную

квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путь к профессионалу, если его

профессиональное становление включало в себя не только приобретение навыков и умений, но и

формирование значимых духовных качеств и установок.

Профессиональное воспитание достигает своего высокого качества только тогда, когда

личностные качества человека переплетаются с профессионально значимыми качествами

специалиста.

Библиографический список:

1.

Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические

проблемы высшей школы. - СПб.: Питер, 2019.

2.

Барабанова, В.В., Представления студентов о будущем как аспект их личностного и

профессионального самоопределения / В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова // Психологическая наука и

образование. - 2012.

3.

Пакалина Е.Н. Профессиональное становление и личностное развитие студентов СПО//

Современные проблемы науки и образования. - 2014.



В раздел образования