Напоминание

Тренинг коммуникативной компетентности педагога


Автор: Манготова Екатерина Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ школа №1327 СП №1327
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг коммуникативной компетентности педагога
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг коммуникативной компетентности (делового общения) для воспитателей ДОУ Подготовил методист детского сада №1327 Манготова Е.В. 2016г. г.Москва
Актуальность В «социальных» профессиях («помогающих», сервисных, управленческих) продолжительные, многообразные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьмипредъявляют высокие требования к качеству общения (доверительности, профессионализму, эмоциональной устойчивости и др.) и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от качества общения в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых или интерперсональных контактов. Именно для «социальных» или «коммуникативных» профессий характерны ежедневное многообразие эмоционально и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата илимотивационного подкрепления (положительной обратной связи). Цели: формирование навыков установления и поддержания контакта, навыки передачи и приема информации Задачи: - приобретение знаний о разнообразных вербальных и невербальных средствах установления и поддержания контакта, апробировать их в безопасных условиях тренинга - тренировка навыков установления контакта в различных ситуациях - осознание того, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на особенности человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится - осознание факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации 1. Этап «Приветствие» Пройдитесь по залу и поздоровайтесь с каждым участником невербальным способом. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех способах установления контакта, которые перечисляют участники, и может добавить другие варианты.
2. Этап «Мотивационный». Основная цель этапа – конкретизация целей тренинга и, как следствие, повышение мотивации на активное участие в работе. Это происходит в результате анализа своего опыта. Участники осознают, что они уже умеют, и это позволяет им определять, чему им еще надо научиться. 2.1. Участники сидят по кругу. «Сейчас один из нас какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем создадим две подгруппы по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две образовавшиеся подгруппы сядут в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся должен определить, по какому признаку группа объединилась в подгруппы». После того как доброволец уходит за дверь, тренер создает две подгруппы и продолжает инструкцию: «Я прошу вас (одна из подгрупп) смотреть в сторону________(имя вышедшего), но не смотреть ему в глаза, то есть не устанавливать контакт глаз. А вас (другая подгруппа) прошу поддерживать контакт глаз с ______, когда он(она) смотрит на вас». Тренер приглашает участника и предлагает ему определить признак, по которому группы отличаются друг от друга. После того как задача решена, тренер обращается к участнику « Расскажи, какие у тебя были впечатления от первой и второй группы». Задание позволяет осознать, что вторая группа выглядит дружелюбной, приветливой, готовность к взаимодействию, и соответственно позволяет осознать важность контакта глаз для создания благоприятной для общения атмосферы. 3. Тренировка навыков установления контакта Участники объединяются в пары. На флипчарте написано «ты такая же, как я, ты (у тебя)…» «Продолжаем тренировать навык присоединения к собеседнику. Будем по очереди говорить друг другу фразу, начинающуюся со слов: «Ты такая же, как я, ты (у тебя)…». Один из вас начинает, потом – другой, потом опять первый и т.д. при этом надо смотреть в глаза, говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. При завершении фразы называйте признаки из разных областей, как более поверхностные (внешность), так и не столь очевидные (поведение, деятельность). После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер спрашивает: «Какие чувства
возникали у вас в ходе работы?», «Какие эффекты и трудности возникали?» В результате присоединения возникает чувство общности, улучшается контакт, возникает позитивная атмосфера. 4. Ориентация на особенности человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится. Участники сидят по кругу. «Представьте себе, что вы все известные художники и именно поэтому вас пригласили принять участие в весьма престижной выставке, которая очень скоро открывается в нашем городе. Вас попросили представить на выставке ваш автопортрет. Сейчас я раздам вам «холсты» на которых вы напишите свой автопортрет. Сядьте отдельно от других. Не советуйтесь и не подписывайте работу». Когда работа закончена, все снова садятся по кругу. «Теперь представьте, что вы все известные искусствоведы, которых пригласили быть экспертами на этой выставке. Ваша задача определить автора неподписанного полотна. Просьба не советоваться». После того как все подписано, каждый по очереди кладет в центр тот автопортрет, который он подписывал, и объясняет, почему он поставил именно эту подпись. Все слушают, не высказывая своего мнения. Автор тоже никак не раскрывает себя. После того как все работы представлены, тренер берет автопортреты, по очереди кладет их в центр круга и спрашивает: «Чей это автопортрет?» 5. Тренировка успешного приема и передачи информации Участники делятся на пары. Садятся спиной друг к другу. У них открытки с разными изображениями. Друг другу они их не показывают. «Представьте, что вы рассказываете своему другу по телефону о том, что вы сейчас в отпуске.Опишите другу, глядя на открытку, какая у вас картина за окном. Второй участник внимательно слушает описание. Затем повторяет то, что он услышал, первому. Первый участник, выслушав описание, показывает второму открытку, и рассказывает, какие ошибки в описании он совершил, т.е. что он услышал неверно. Затем нужно поменяться ролями: второй участник описывает изображение на другой открытке, а первый повторяет то, что он услышал. Вместе обсуждают ошибки восприятия». После завершения тренер обсуждает с участниками, что мешало услышать и понять другого верно. 6. «Я - сообщения».
«Меня утомляет громкая музыка», «Мне обидно это слышать», «Я огорчаюсь когда …», « Мне трудно работать если …». Такие высказывания называются «Я - сообщениями». У них есть масса преимуществ. Они позволяют вам выразить свои негативные чувства в необидной для собеседника форме. Дают возможность ближе узнать нас. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, собеседники становятся искренни в выражении своих. Высказывая свое чувство без нападения на собеседника «Опять Вы…» или «Ты все время...», мы оставляем за людьми возможность самим принять решение. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания. Разбейтесь на пары и попробуйте поделиться своими чувствами при помощи «Я - сообщения». 7. Принцип активного слушания собеседника. «Возвращайте» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая его чувство. Во всех случаях, когда собеседник расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать, – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), слышите его. Привычный ответ на жалобу: «Ну ничего, перемелется – мука будет». Таким ответом мы отрицаем чувства собеседника. Активное слушание: «Ты очень огорчен и рассержен на него»или «Тебе не хочется сейчас заниматься этим». Привычными ответами мы оставляем собеседника наедине с его переживаниями. Сообщаем ему, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Ответ по способу активного слушания показывает, что вы поняли внутреннюю ситуацию человека, готовы, услышав о ней, принять ее. Такое сочувствие производит совершенно особое впечатление. Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и овладеть ею непросто. Однако этот способ завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты. Их по крайней мере три. Первый: исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Второй: ребенок, убедившись, что его готовыслушать, человек начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. Третий: собеседник сам продвигается в решении своей проблемы. Разбейтесь на пары и попробуйте рассказать друг другу о какой-то проблеме. Ваш собеседник должен сначала ответить вам привычным способом: «Ничего страшного. Нашла о чем переживать». А затем
попробуйте вернуть ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая его чувство». После занятия необходимо обсудить возникшие чувства участников. 8. Определение удовлетворенностью от тренинга «Расскажите о ваших впечатлениях от работы». 9. Завершение. «Прежде чем уйти из комнаты, попрощайтесь со своими соседями справа и слева, сказав им, что вам нравится в их поведении». Использованная литература: Н.Ю. Хрящева «Психогимнастика в тренинге», РЕЧЬ, 2014 Е. Старченкова, Н. Водопьянова «Синдром выгорания» Питер; Спб.; 2008


В раздел образования