Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: С.Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Учебная презентация
Тема: обобщающие слова при однородных членах предложения
Раздел: среднее профессиональное
Обобщающие слова при однородных
Обобщающие слова при однородных
членах
членах
.
.
Презентация по русскому языку
Презентация по русскому языку
Автор:Наплёкова Валентина
Автор:Наплёкова Валентина
Владимировна, преподаватель
Владимировна, преподаватель
Дмитриевского аграрного колледжа
Дмитриевского аграрного колледжа
Цели занятия:
Цели занятия:
Углубление знаний учащихся по
Углубление знаний учащихся по
пунктуации при однородных членах,
пунктуации при однородных членах,
уяснить особенности постановки знаков
уяснить особенности постановки знаков
препинания при обобщающих словах в
препинания при обобщающих словах в
предложениях с однородными членами,
предложениях с однородными членами,
научить учащихся находить
научить учащихся находить
обобщающие слова и правильно ставить
обобщающие слова и правильно ставить
знаки препинания в предложениях с
знаки препинания в предложениях с
ними.
ними.
Что такое обобщающее слово?
Что такое обобщающее слово?
Обобщающее слово
Обобщающее слово
– это член
– это член
предложения, который выражает
предложения, который выражает
общее понятие по отношению к
общее понятие по отношению к
другим однородным членам и
другим однородным членам и
является тем же членом
является тем же членом
предложения, что и стоящие перед
предложения, что и стоящие перед
ним или после него члены
ним или после него члены
предложения.
предложения.
Какие знаки препинания ставятся
Какие знаки препинания ставятся
при обобщающих словах ?
при обобщающих словах ?
1.Если обобщающее слово стоит
1.Если обобщающее слово стоит
перед однородными членами, то
перед однородными членами, то
после обобщающего слова ставится
после обобщающего слова ставится
двоеточие.
двоеточие.
Пример:
Пример:
Я советую читать и изучать
Я советую читать и изучать
классиков
классиков
: Пушкина, Тургенева,
: Пушкина, Тургенева,
Толстого.
Толстого.
2.Если обобщающее слово стоит после
2.Если обобщающее слово стоит после
однородных членов предложения, то
однородных членов предложения, то
после обобщающего слова ставится тире.
после обобщающего слова ставится тире.
Пример:
Пример:
В траве, в кустах кизила,
В траве, в кустах кизила,
дикого шиповника, в
дикого шиповника, в
виноградниках –
виноградниках –
повсюду
повсюду
заливались цикады.
заливались цикады.
Теперь уж ни гор, ни неба, ни
Теперь уж ни гор, ни неба, ни
земли –
земли –
ничего
ничего
не было видно.
не было видно.
3. Но
3. Но
Если однородные члены стоят
Если однородные члены стоят
после обобщающего слова и не
после обобщающего слова и не
заканчивают собой предложение,
заканчивают собой предложение,
то перед ними ставится двоеточие,
то перед ними ставится двоеточие,
а после них – тире.
а после них – тире.
Пример:
Пример:
Посаженные добрыми руками
Посаженные добрыми руками
деревца
деревца
:
:
клён, тополь, акации
клён, тополь, акации
–
–
зеленели приветливо и свежо.
зеленели приветливо и свежо.
Какие слова выступают в
Какие слова выступают в
качестве обобщающих слов?
качестве обобщающих слов?
В качестве обобщающих слов
В качестве обобщающих слов
выступают обычно слова
выступают обычно слова
всё, всё это,
всё, всё это,
никто, ничто, повсюду, везде,
никто, ничто, повсюду, везде,
всегда,
всегда,
животные, птицы, вещи, приборы,
животные, птицы, вещи, приборы,
оружие и т. п.
оружие и т. п.
Задание № 1
Задание № 1
Работа у доски
Работа у доски
Записать предложения и правильно расставить знаки
Записать предложения и правильно расставить знаки
препинания, подчеркнуть обобщающие слова и однородные
препинания, подчеркнуть обобщающие слова и однородные
члены предложения
члены предложения
Задание № 2
Задание № 2
Переписать в тетрадь и расставить знаки
Переписать в тетрадь и расставить знаки
препинания.
препинания.
1.Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои
1.Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои
доспехи боевые щит бурку панцирь шлем колчан.
доспехи боевые щит бурку панцирь шлем колчан.
2. Никому осенью не удастся бесшумно прошмыгнуть от
2. Никому осенью не удастся бесшумно прошмыгнуть от
дерева к дереву ни осторожному великану лосю ни
дерева к дереву ни осторожному великану лосю ни
резвому зайцу ни крошечной птичке-гаичке.
резвому зайцу ни крошечной птичке-гаичке.
3. Но тут в строительный район прибыла новая партия
3. Но тут в строительный район прибыла новая партия
землеройных машин скреперов бульдозеров грейдеров.
землеройных машин скреперов бульдозеров грейдеров.
4. Сжатая рожь бурьян молочай дикая конопля всё
4. Сжатая рожь бурьян молочай дикая конопля всё
побуревшее от зноя теперь омытое росой оживало чтобы
побуревшее от зноя теперь омытое росой оживало чтобы
вновь зацвести.
вновь зацвести.
5. Среди птиц насекомых в сухой траве всюду даже в
5. Среди птиц насекомых в сухой траве всюду даже в
воздухе чувствовалось приближение осени
воздухе чувствовалось приближение осени
Задание № 3
Задание № 3
ВЫПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОБЩАЮЩИМИ
ВЫПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОБЩАЮЩИМИ
СЛОВАМИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.
СЛОВАМИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.
1.Наш Вовка брал всем и силой и смелостью.
1.Наш Вовка брал всем и силой и смелостью.
2. В мешке дорожном простые вещи две майки мыло порошок.
2. В мешке дорожном простые вещи две майки мыло порошок.
3. Ещё с рассвета люди из ближних сёл несли на базар овощи
3. Ещё с рассвета люди из ближних сёл несли на базар овощи
хлеб птицу фрукты мёд.
хлеб птицу фрукты мёд.
4. Всё мне дорого горы дивные города и заводы новые и
4. Всё мне дорого горы дивные города и заводы новые и
Кремля купола старинные.
Кремля купола старинные.
5. Было нас четверо два студента гимназист и молодой
5. Было нас четверо два студента гимназист и молодой
начинающий художник.
начинающий художник.
6. Он был мастер на все руки слесарь столяр плотник и даже
6. Он был мастер на все руки слесарь столяр плотник и даже
механик.
механик.
7. Распоряжения его всегда были быстрые точные отчётливые.
7. Распоряжения его всегда были быстрые точные отчётливые.
8. Отец совершил несколько будничных движений достал
8. Отец совершил несколько будничных движений достал
бумажник порылся в нём извлёк две старые трёшницы получил
бумажник порылся в нём извлёк две старые трёшницы получил
билеты.
билеты.
9. Подушка эта была тёплая мягкая битком набита снами.
9. Подушка эта была тёплая мягкая битком набита снами.
Домашнее задание:
Домашнее задание:
Упражнение № 354 часть 2, (4 – 8).
Упражнение № 354 часть 2, (4 – 8).