Напоминание

Тема "Мастерство педагога в ДОУ"


Автор: Мыреева Ольга Алексеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п. Тикси , Булунский район, РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Тема "Мастерство педагога в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Мастерство – это способности, приобретенные человеком входе образования и

практической деятельности».

Сегодняшний мир с искусственным интеллектом требует продвинутого и интеллектуально

развитого, творческого, инициативного, самостоятельного, и конкурентоспособного и потому в

современных условиях развития образования особое внимание уделяется

высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному

к саморазвитию и самосовершенствованию, также это и касается помощников воспитателя.

Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому

воспитателю, помощнику воспитателя, требующее постоянного совершенствования. Одна из

главных задач современной системы дошкольного образования — повышение качества

воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации

личности каждого ребенка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой

зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более

высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами

ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной

компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться

профессионально. Воспитатель — не только профессия. Это высокая миссия, предназначение

которой — формирование личности маленького человека. Ведь именно воспитатель детского сада

изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою

семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется

новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный,

являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим

мастерством.

Так что же такое мастерство? Мастерство — это способности, приобретенные человеком

в ходе образования и практической деятельности. Становление мастерства — это процесс,

в основе которого лежит самовоспитание, самообразование. Залогом успеха любого действия

является постановка цели, выявления путей и средств достижения цели, в нашем случае, знание

закономерностей воспитательного процесса. Однако и этого будет недостаточно, потому что

мастерство воспитания — это не только знания, но и творческое воплощение на практике всех

средств, методов, приемов, вытекающих из законов воспитания, законов организации

жизнедеятельности детского коллектива. А. С. Макаренко утверждал: «Умение воспитывать —

это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо

писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть

хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он

не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания

в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере... Как бы человек успешно

ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом». Об этом говорил и основоположник русской

педагогической науки К. Д. Ушинский: «В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор

убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое». Таким образом,

воплощая задачи современных программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях,

педагог должен не только обладать определенным багажом знаний, но и на практике умело

планировать, организовывать процесс, плюс личностные качества педагога, которые тоже имеют

большое значение. Здесь в первую очередь, мы отметим любовь и интерес к своей деятельности,

активность и самостоятельность в решении профессиональных задач, изобретательность,

коммуникабельность, психологическая стабильность и доброжелательность, непредвзятость

в суждениях и мнениях, самооценка, стремление к саморазвитию.

Работа детских садов признается необходимой не только для успешного обучения детей в

школе, но и для учебно-воспитательного процесса в целом, так что за чистоту и порядок в

предметно – развивающей среде группы отвечает помощник воспитателя. Режим дня тоже зависит

от помощника воспитателя во время накрывать стол и во время убрать, также приучить детей

убирать после занятий за собой принадлежности, навести порядок в группе после игр. Помощник

воспитателя обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает

детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей,

поведением во время приема пищи, также как воспитатель приобщает детей к труду, привлекая к

простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление

помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

Каждый день вижу, как работает воспитатель, наравне с ней стараюсь быть общительным,

отзывчивым, тактичным, наблюдательным и внимательным, ответственным.

Статью написала Мыреева Ольга Алексеевна, педагог – психолог МБДОУ «Солнышко».

Говоря о педагогическом мастерстве, как о целостной системе, мы не можем не выделить её

взаимосвязанные составляющие: - психолого-педагогическая — знание психологических

особенностей детей дошкольного возраста и на основании этого создание комфортной атмосферы,

владение умением педагогического общения; - методическая — умение отбирать

и систематизировать знания, использовать личностно-ориентированные методы воспитания

и обучения, умело отбирать формы, методы и приемы работы с детьми; -

коммуникативная — развитие способности к профессиональному и межличностному

взаимодействию; - социальная — участие в общественной работе, способность быстро

ориентироваться в стремительно развивающемся мире, умение устанавливать и развивать

контакты и связи; - этический — способность поддерживать принятую в данной

социоструктуре манеру поведения, характер делового общения и взаимоотношений; -

самообразовательная — личностная и профессиональная потребность к самосовершенствованию,

стремления к освоению новых знаний, умение работать с профессионально значимой

информацией. Педагогическое мастерство можно рассматривать как дар, как состояние, в котором

отражено стремление создавать новую педагогическую реальность. В таком виде педагогическое

мастерство предоставляет педагогам широкий спектр выбора способов бытия в профессии.

Настоящий педагог, Мастер отличается от посредственного педагога тем, что всегда чувствует

ответ на своё воздействие. Этот ответ подсказывает, что и как делать дальше. Ребёнок — это

постоянно меняющийся мир. Сколько детей (в группе) — столько миров. Воспитатель должен

быть чутким, должен чувствовать влияние этих миров друг на друга, поэтому, высокий уровень

мастерства это одухотворение своего дела, т. е. гармонизация своей работы. Выход на уровень

Мастера осуществляется личностной зрелостью и профессионализмом. Поэтому настоящий

педагог должен быть в постоянном творческом порыве оптимизации как профессионального, так

и личностного потенциала. Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования

в образовании, овладевает высшим педагогическим мастерством — артистизмом, достигая высот

в своей педагогической деятельности. Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что

с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого

потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных

технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение

инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного

образовательного учрежденияучебное пособие /

Работа детских садов признается необходимой не только для успешного обучения детей в

школе, но и для учебно-воспитательного процесса в целом, так что за чистоту и порядок в

предметно – развивающей среде группы отвечает помощник воспитателя. Режим дня тоже зависит

от помощника воспитателя во время накрывать стол и во время убрать, также приучить детей

убирать после занятий за собой принадлежности, навести порядок в группе после игр. Помощник

воспитателя обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает

детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей,

поведением во время приема пищи, также как воспитатель приобщает детей к труду, привлекая к

простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление

помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

Каждый день вижу, как работает воспитатель, наравне с ней стараюсь быть общительным,

отзывчивым, тактичным, наблюдательным и внимательным, ответственным.

Введение.

Я считаю, что основная цель детского учреждения - всестороннее развитие личности с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также подготовка детей к школе.

Воспитание детей - особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за

физическую безопасность и развитие детей.

Каждый помощник воспитателя должна заниматься самообразованием, повышать свой

профессиональный интеллект, кроме этого помощнику воспитателя необходимы разнообразные

знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать

окружающий мир. Помощник воспитателя помогает воспитателю в педагогической работе, не

только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения

детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром.

Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность

за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и

носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и

приносило радость.

В зависимости от обстоятельств помощнику воспитателя приходится выступать в разных

ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий

человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. Будущий воспитатель должен любить

детей, жить для детей - без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо

помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность - вырастить

из ребенка достойного члена общества. Нужно постоянно развивать свои способности к

рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, чтобы ими поделиться с детьми. Ведь тот,

кто помогает детям - помогает всему человечеству!

Введение.

Работа детских садов признается необходимой не только для успешного обучения детей в

школе, но и для учебно-воспитательного процесса в целом, так что за чистоту и порядок в

предметно – развивающей среде группы отвечает помощник воспитателя. Режим дня тоже зависит

от помощника воспитателя во время накрывать стол и во время убрать, также приучить детей

убирать после занятий за собой принадлежности, навести порядок в группе после игр. Помощник

воспитателя обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает

детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей,

поведением во время приема пищи, также как воспитатель приобщает детей к труду, привлекая к

простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление

помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

Помощник воспитателя ДОУ должен знать:

-

законы

и

иные

нормативные,

регламентирующие

образовательную

деятельность,

законодательство о правах ребенка, Конвенцию о правах ребенка;

-правила трудового распорядка детского сада;

-правовые, нравственные и этические нормы, устав детского сада;

-санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей;

- обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям

навыки личной гигиены;

-гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания

и обучения;

-должен знать, основу педагогики и психологии;

- формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного

возраста;

Также должен, следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во

время приема пищи, оказывать помощь детям раннего возраста в самообслуживании, приобщает

детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и

ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.)

Оказывать помощь детям дошкольного возраста в одевании и раздевании по мере необходимости,

помощи детям раннего возраста в самостоятельном приеме пищи; доставка пищи с пищеблока

(кухни) в группу строго согласно по графику в закрытой таре, раздача пищи воспитанникам,

уборка и мытье посуды в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами:

организации сервировки детских столов вместе с воспитанниками старшего возраста, контроль и

оказание помощи при приеме пищи детям.

Оказание помощи детям раннего возраста в развитии навыков самообслуживания и гигиены,

помогает проводить с воспитателем гигиенические и закаливающие процедуры. ( подготовка

воды, предназначенной для процедур закаливания воспитанников и полоскании рта. Проведение

подвижных и развивающих игр с детьми дошкольного возраста, подготовка и раздача материалов

для занятий, после мытье и уборка раздаточных материалов. Сопровождение детей дошкольного

возраста на прогулках, экскурсиях, занятиях и мероприятиях и т.д.

Раздел 2. Педагогическая техника как важная составляющая педагогического мастерства. Любой

педагог в своей деятельности использует разнообразные приемы личного воздействия на

студенческую аудиторию, которые либо усиливают, либо ослабляют процесс воспитания и

обучения. Однако совершенно очевидно, что одних только личных качеств недостаточно, чтобы

достичь конкретного результата, поэтому для реализации педагогических замыслов необходима

система знаний, умений и навыков, т. е. педагогическая техника. Педагогическая техника,

являясь компонентом педагогического мастерства, выступает обязательным условием реализации

педагогической технологии в процессе педагогического воздействия и неотъемлемой частью

системы общепедагогических умений педагога, которая позволяет ему лучше управлять собой и

взаимодействовать с аудиторией в процессе воспитательного влияния.

Принципы педагогической техники.

принцип свободы выбора предполагает, что любое обучающее действие педагога направлено на

предоставление учащемуся права выбора, которое уравновешивается осознанной

ответственностью за него;

принцип открытости позволяет не просто давать знания, а открывать границы их поиска и

использования, что, в свою очередь, стимулирует саморазвитие субъектов педагогического

процесса, их познавательную активность;

принцип деятельности нужен для того, чтобы теория перехода в практику, только тогда знания,

полученные на учебных занятиях, станут базой для педагогической техники;

принцип обратной связи — своеобразный контрольный барометр, с помощью которого

преподаватель определяет эффективность использованных им приемов обучения и воспитания;

принцип идеальности характеризуется тем, что любое действие определяется не только пользой,

но и энергетическими, психологическими затратами, которые следует учитывать.

Основу педагогической техники составляют умения, условно разделенные на две большие

группы.Умения взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения

разнообразных педагогических задач. К ним можно отнести: знания, способности, умения в

области техники и культуры речи; дидактические, организаторские, конструктивные и

коммуникативные умения; умения по оптимальному использованию средств коммуникативного

воздействия на личность воспитуемых, приемов позитивного взаимодействия с ними; умения в

области технологических приемов предъявления педагогического требования, поощрения и

наказания; элементы актерского и режиссерского искусства в педагогической деятельности,

умения управлять собой. К ним можно отнести: умения, направленные на самопознание,

саморегуляцию педагогом своего психического состояния; умения управлять и выражать свои

эмоции; стрессоустойчивость педагога; умения социально-перцептивные; владение своим

организмом; умения по созданию творческого самочувствия.

Составляющие педагогической техники является речь преподавателя и голос как инструмент ее

реализации. Преподаватель в своей деятельности пользуется как письменной, так и устной речью:

задачи одной направлены на точность, лаконичность изложения учебной информации, а задачи

другой вытекают из необходимости проводить продуктивное общение, еще одна характеристика

речи — ее точность, т. е. строгое соответствие слов, качестве средств точной речи рассматривают

верное словоупотребление. Также главное качество преподавателя в речи выразительность

определяется теми особенностями, которые поддерживают внимание и интерес к речи. Таким

образом, педагогическая техника как научное понятие включает в себя большой арсенал средств

труда преподавателя: от его внешнего облика (внешность, манеры, поза) до техники речевой

деятельности (темп, тембр, высота голоса, артикуляция), от техники педагогического воздействия

и взаимодействия в процессе педагогического общения до техники управления

психофизиологическим аппаратом.

Раздел 3. Мастерство педагогического общения

Педагогический коллектив - сложное целое, объединенное общими педагогическими

задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и

интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь

встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной

системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того,

чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима

согласованность усилий всех его участников. В чём же состоит работа коллектива в школе,

почему

данная

тема

является

актуальной.

Инновационный

характер

осуществляемых

в

образовании перемен, введение новых ФГОС требует и нового педагога. Сегодня нужны

работники

,

способные

включиться

в

процессы

обновления

образования,

владеющие

компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и

осознающие новую миссию помощника воспитателя.

Как же строятся отношения помощника воспитателя с коллегами?

Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого человека за

коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в

коллективе понятия «взаимно». Если каждый человек

поймет, что ответственность равна

авторитету, то он сможет по степени полезности своей деятельности определить свое место в

коллективе. Быть добрым, дружелюбным и чувствительным к своим коллегам. Владеть тоном и

тактом общения с коллегами. Не завидовать успехам коллег. Делиться своим опытом с коллегами.

Помощники воспитателя должны любит своих воспитанников, разделят их проблемы и помогать

решить их, всегда понимать и отстаивать интересы ребенка, являясь прежде всего старшими

друзьями детей и добрыми помощниками и единомышленниками родителей. Каждый сотрудник

предан ДОУ и детям и делает все возможное для того, чтобы у нас всем было по-настоящему

хорошо. И, наверное, именно поэтому наши дети вырастают уверенными в себе, защищенными и

любимыми, а главное - способными любить и понимать этот мир.

Но при этом необходимо постоянно видеть себя как бы со стороны, глазами других людей.

Анализировать, как вы вели себя во время общения с коллегами, с учениками, стремиться

поставить себя на место того человека, с которым общаетесь. Придя в школу, оставлять свои

проблемы и амбиции. Развивать свой внутренний духовный мир, свои таланты и способности.

Помнить, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно

когда всё это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

Говорят, что счастливый человек - это тот, кто с радостью идёт на работу, и с радостью

возвращается домой.

В зависимости от обстоятельств помощнику воспитателя приходится выступать в разных

ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий

человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. Будущий воспитатель должен любить

детей, жить для детей - без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо

помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность - вырастить

из ребенка достойного члена общества. Нужно постоянно развивать свои способности к

рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, чтобы ими поделиться с детьми. Ведь тот,

кто помогает детям - помогает всему человечеству!



В раздел образования