Напоминание

"Правка, гибка металла"


Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: Г. Строитель, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Правка, гибка металла"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка занятия по слесарному делу

Наплёков Сергей Михайлович, преподаватель

Яковлевского политехнического техникума

Профессия 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Профессиональный модуль ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы

Учебная практика

Тема: Правка, гибка металла

Цели:

Обучающая – формирование у студентов первоначальных практических

профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-

сварочные работы

ППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения

рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам

выполнения слесарных операций при подготовке металла к сварке.

Требования к знаниям

:

правила подготовки изделий под сварку;

назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных

операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;

средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений

формы поверхности;

Требования к умениям:

выполнять правку и гибку металла;

Развивающая – развить познавательный интерес, привить навыки

самостоятельной работы при освоении общих и профессиональных

компетенций по избранной профессии:

1.

Ценностно-смысловой компетенции:

способность разбирать

практические ситуации на основе собственных позиций, способность

принимать решения;

2.

Общекультурной компетенции:

владеть культурными нормами и

традициями, прожитыми в собственной деятельности;

3.

Компетенции социального взаимодействия

: способность работать в

команде; способность организовать работу в группе; способность

контролировать свои эмоции;

4.

Коммуникативной компетенции:

способность слушать и выделять

главное в речи; способность давать ответы на поставленные вопросы;

способность обосновывать свои высказывания;

Компетентности «готовность к самообразованию» способность

самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения

поставленной задачи;

Технологической компетентности: способность осваивать новые технологии

и технологически мыслить в различных ситуациях при подготовительно-

сварочных работах.

Воспитательная формирование профессионально-личностных качеств,

профессиональной грамотности и стремления к приобретению

профессиональных навыков.

Задачи:

1.

формирование у студентов первоначальных практических

профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-

сварочные работы ППКРС по основным видам профессиональной

деятельности для освоения рабочей профессии;

1.

2. обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения

трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и

необходимых для последующего освоения ими общих и

профессиональных компетенций по избранной профессии.

Урок: комбинированный

Методы обучения: словесно - наглядный с практическим показом трудовых

приемов

Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль,

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная

МПС (межпредметная связь) – МДК.01.01. Подготовка металла к сварке:

математика, физика, охрана труда, основы материаловедения, инженерная

графика.

Средства обучения:

1.Оборудование и материалы

Слесарные тиски

Разметочными инструментами

Чертилки

Металлическая щетка

Угольника.

Шаблон.

Трубогибы

Молоток с круглым полированным бойком

Керосин (растворитель, ацетон, уайт - спирит)

Щетка-сметка

Трубы диаметром более 100 мм

Листового материал

Рукавицы

Спецодежда (куртка х /б)

Место проведения занятия учебной практики – слесарная мастерская

Ход урока

I. Организационный момент

1.

Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

Назначение дежурных.

II. Повторение пройденного материала

1. Общие понятия.

2. Виды стали и ее применение.

3. Маркировка стали.

III. Объяснение нового материала

1. Назначение правки и гибки

2. Инструменты

Правка

Правка (рихтовка) — выравнивание поверхности заготовки из листового

металла в холодном или нагретом состоянии. Работу выполняют на стальной

или чугунной плите (рис. 7). При этом используют молоток с круглым

полированным бойком, металлический или деревянный. Кривизну детали

проверяют линейкой на наличие зазора. Перед правкой прутка отмечают

мелом границы изгиба и кладут его выпуклостью вверх. В массовом

производстве для правки листов применяют специальные машины с

вращающимися стальными валками, а для правки прутков — винтовые

прессы.

Рис. 7. Правка листовой стали (а). Схема нанесения ударов (б)

Гибка

Гибка деталей из листового или полосового материала производится либо

вручную, с помощью опорных тисков и оправок, либо на гибочных прессах.

Прямым углом гнут детали по разметке с припуском на изгиб 0,8 толщины

материала. Уменьшение радиуса изгиба ниже допустимого предела приводит

к излому. Втулки и хомуты гнут в оправках необходимой формы.

В массовом производстве полосовые и прутковые детали гнут на роликовых

станках.

Трубы гнут вручную или с помощью механизма, с наполнителем или без

наполнителя, в холодном или горячем состоянии. Выбор способа зависит от

диаметра трубы, толщины стенок, материала и угла загиба (рис. 8).

Трубы диаметром более 100 мм гнут в горячем состоянии с наполнителем

(мелкий сухой песок). Концы труб закрывают заглушками и сверлят в них

отверстия для выпуска газов. Нагрев осуществляют газовой горелкой или

паяльной лампой. Трубы диаметром до 15 мм гнут с помощью штырей,

вставленных в отверстия стальной плиты, которую зажимают в тисках. Для

более толстых труб применяют трубогибы, установленные на специальном

верстаке. Труба вставляется между двумя роликами в упор. Гнут трубу,

поворачивая руками рычаг с роликами

(рис. 8).

Рис. 8 Гибка труб: 1 — труба, 2 —упор, 3 — шаблон, 4 — подвижная скоба, 5

—ролик, 6 — обоснование, 7 —рычаг

Медные и латунные трубы гнут в холодном состоянии с наполнителем

(расплавленная канифоль, стеарин, паладин, свинец). Трубу перед гибкой

отжигают. Медь греют до 600-700 °С и охлаждают в воде; бронзы — до 600-

700 °С, в воздухе; дюралюминий — до 350-400 °С, в воздухе.

В нагретом состоянии медные трубы гнут, наполняя песком. Правильно

согнутые трубы не имеют складок и вмятин.

IV.Закрепление изученного материала по тестам (Приложение 1)

5. Практическая часть (Приложение 2)

6. Подведение итогов занятия.

1. Сообщение оценки работы обучающихся.

2. Разбор допущенных обучающимися ошибок.

3. Рефлексия.



В раздел образования