Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: Г. Строитель, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Правка, гибка металла"
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка занятия по слесарному делу
Наплёков Сергей Михайлович, преподаватель
Яковлевского политехнического техникума
Профессия 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Профессиональный модуль ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы
Учебная практика
Тема: Правка, гибка металла
Цели:
Обучающая – формирование у студентов первоначальных практических
профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-
сварочные работы
ППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения
рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам
выполнения слесарных операций при подготовке металла к сварке.
Требования к знаниям
:
правила подготовки изделий под сварку;
назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных
операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений
формы поверхности;
Требования к умениям:
выполнять правку и гибку металла;
Развивающая – развить познавательный интерес, привить навыки
самостоятельной работы при освоении общих и профессиональных
компетенций по избранной профессии:
1.
Ценностно-смысловой компетенции:
способность разбирать
практические ситуации на основе собственных позиций, способность
принимать решения;
2.
Общекультурной компетенции:
владеть культурными нормами и
традициями, прожитыми в собственной деятельности;
3.
Компетенции социального взаимодействия
: способность работать в
команде; способность организовать работу в группе; способность
контролировать свои эмоции;
4.
Коммуникативной компетенции:
способность слушать и выделять
главное в речи; способность давать ответы на поставленные вопросы;
способность обосновывать свои высказывания;
Компетентности «готовность к самообразованию» способность
самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения
поставленной задачи;
Технологической компетентности: способность осваивать новые технологии
и технологически мыслить в различных ситуациях при подготовительно-
сварочных работах.
Воспитательная – формирование профессионально-личностных качеств,
профессиональной грамотности и стремления к приобретению
профессиональных навыков.
Задачи:
1.
формирование у студентов первоначальных практических
профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-
сварочные работы ППКРС по основным видам профессиональной
деятельности для освоения рабочей профессии;
1.
2. обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения
трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и
необходимых для последующего освоения ими общих и
профессиональных компетенций по избранной профессии.
Урок: комбинированный
Методы обучения: словесно - наглядный с практическим показом трудовых
приемов
Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль,
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная
МПС (межпредметная связь) – МДК.01.01. Подготовка металла к сварке:
математика, физика, охрана труда, основы материаловедения, инженерная
графика.
Средства обучения:
1.Оборудование и материалы
Слесарные тиски
Разметочными инструментами
Чертилки
Металлическая щетка
Угольника.
Шаблон.
Трубогибы
Молоток с круглым полированным бойком
Керосин (растворитель, ацетон, уайт - спирит)
Щетка-сметка
Трубы диаметром более 100 мм
Листового материал
Рукавицы
Спецодежда (куртка х /б)
Место проведения занятия учебной практики – слесарная мастерская
Ход урока
I. Организационный момент
1.
Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
Назначение дежурных.
II. Повторение пройденного материала
1. Общие понятия.
2. Виды стали и ее применение.
3. Маркировка стали.
III. Объяснение нового материала
1. Назначение правки и гибки
2. Инструменты
Правка
Правка (рихтовка) — выравнивание поверхности заготовки из листового
металла в холодном или нагретом состоянии. Работу выполняют на стальной
или чугунной плите (рис. 7). При этом используют молоток с круглым
полированным бойком, металлический или деревянный. Кривизну детали
проверяют линейкой на наличие зазора. Перед правкой прутка отмечают
мелом границы изгиба и кладут его выпуклостью вверх. В массовом
производстве для правки листов применяют специальные машины с
вращающимися стальными валками, а для правки прутков — винтовые
прессы.
Рис. 7. Правка листовой стали (а). Схема нанесения ударов (б)
Гибка
Гибка деталей из листового или полосового материала производится либо
вручную, с помощью опорных тисков и оправок, либо на гибочных прессах.
Прямым углом гнут детали по разметке с припуском на изгиб 0,8 толщины
материала. Уменьшение радиуса изгиба ниже допустимого предела приводит
к излому. Втулки и хомуты гнут в оправках необходимой формы.
В массовом производстве полосовые и прутковые детали гнут на роликовых
станках.
Трубы гнут вручную или с помощью механизма, с наполнителем или без
наполнителя, в холодном или горячем состоянии. Выбор способа зависит от
диаметра трубы, толщины стенок, материала и угла загиба (рис. 8).
Трубы диаметром более 100 мм гнут в горячем состоянии с наполнителем
(мелкий сухой песок). Концы труб закрывают заглушками и сверлят в них
отверстия для выпуска газов. Нагрев осуществляют газовой горелкой или
паяльной лампой. Трубы диаметром до 15 мм гнут с помощью штырей,
вставленных в отверстия стальной плиты, которую зажимают в тисках. Для
более толстых труб применяют трубогибы, установленные на специальном
верстаке. Труба вставляется между двумя роликами в упор. Гнут трубу,
поворачивая руками рычаг с роликами
(рис. 8).
Рис. 8 Гибка труб: 1 — труба, 2 —упор, 3 — шаблон, 4 — подвижная скоба, 5
—ролик, 6 — обоснование, 7 —рычаг
Медные и латунные трубы гнут в холодном состоянии с наполнителем
(расплавленная канифоль, стеарин, паладин, свинец). Трубу перед гибкой
отжигают. Медь греют до 600-700 °С и охлаждают в воде; бронзы — до 600-
700 °С, в воздухе; дюралюминий — до 350-400 °С, в воздухе.
В нагретом состоянии медные трубы гнут, наполняя песком. Правильно
согнутые трубы не имеют складок и вмятин.
IV.Закрепление изученного материала по тестам (Приложение 1)
5. Практическая часть (Приложение 2)
6. Подведение итогов занятия.
1. Сообщение оценки работы обучающихся.
2. Разбор допущенных обучающимися ошибок.
3. Рефлексия.