Напоминание

Метод кейсовв практической подготовкестудентов-мастеров слесарного дела


Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Строитель, Белгородская обл., Яковлевский район.
Наименование материала: Статья
Тема: Метод кейсовв практической подготовкестудентов-мастеров слесарного дела
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Метод

кейсов

в

практической

подготовке

студентов

-

мастеров

слесарного дела

Наплёков С.М., преподаватель Яковлевского политехнического техникума

Аннотация: В этой статье изложены основные принципы проблемно-

ориентированного подхода методом кейсов для применения в обучении

практике студентов СПО.

Ключевые слова: слесарное дело, практическое обучение, метод кейсов.

С каждым годом требования к уровню подготовки выпускников учреждений среднего

профессионального образования стремительно возрастают. Рынку труда нужны

квалифицированные специалисты с набором знаний, умений и навыков, необходимых для

качественного выполнения трудовых обязанностей. В связи с этим перед преподавателями

возникают новые задачи – воспитать и выпустить самостоятельного, квалифицированного

специалиста, умеющего анализировать рабочую ситуацию и принимать нужные и

нестандартные решения в случае возникновения затруднений. Ответом на вызовы

современного общества выступает технология проблемно-ориентированного подхода, в

частности, метод кейсов (case study).

Рассмотрим подробнее его сущность. Метод кейсов – представляет собой «метод

активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения

конкретных задач – ситуаций (выполнения кейс-заданий)» .

Элемент «кейс» в переводе с английского означает случай, конкретную практическую

ситуацию. Стоит отметить, что одной из ключевых идей проблемного обучения выступает

введение проблемной ситуации на занятии. Вклад проблемного подхода в теорию и

практику образования прежде всего состоит именно в создании системы, направленной на

формирование творческих способностей, активизации мыслительных, познавательных

процессов и интересов, а не отдельных приемов, упражнений, затрагивающих этот аспект.

Традиционное обучение в корне отличается от концепции проблемного. Поясним: в

условиях традиционного, информативного образовательного процесса знания предстают в

«овещненной» форме, как готовый продукт. При этом опускается и не берется во

внимание один из важнейших этапов – сам процесс получения этого знания. Все это

приводит к несоответствию усвоения знаний обучающимися и их генерирования в науке,

нарушению и, в некоторых случаях, отсутствию внутренней связи обучения и научного

познания как такового. По этой причине можно сказать, что процесс усвоения знаний в

традиционном обучении практически не связан с процессом их получения в науке, а это

приводит к негативным последствиям: взаимоотчуждению науки и учебного предмета.

Главный недостаток традиционного обучения Дж. Дьюи, один из отцов-основателей

проблемно-ориентированного подхода за рубежом, видел в том, что оно изначально

задает траекторию мышления обучающихся, отвергая любое отклонение от заданного

направления. Все здесь сводится к простому заучиванию готовых формул и фраз, что, в

свою очередь, препятствует развитию навыка творчески мыслить.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (А. Дистервег).

Из вышесказанного следует то, что знание, полученное в ходе самостоятельного поиска

обучающимися, лучше усваивается и надолго запоминается. Кроме того, проблемное

обучение учит стратегиям получения знания и решения практических задач, проблем и

затруднений, которые возникают в процессе работы, что совсем немаловажно.

Так, мы предлагаем ввести метод кейсов в процесс практической подготовки

учащихся направления слесарное дело. Кейсовые задания представляет собой

проблемную ситуацию, предлагаемую студентам в качестве задачи для анализа и поиска

решения, где им необходимо применить полученные знаний и навыки. Так, данные

задания могут использоваться в качестве закрепления и проверки пройденных

теоретических аспектов осуществления слесарной работы.

Приведем пример составленного кейса по теме «Сверление». Цель кейса – создать

условия для применения и закрепления полученных ранее ЗУН по теме «Сверление», а

также своих фоновых знаний. Кейс состоит из следующих структурных частей: (1)

название кейса и (2) описание кейса. Кейс «Сверление». Слесарь Николай делал отверстия

на заготовке в соответствии с чертежом и заданными размерами – резьба М12х1,5. Однако

отверстие получилось большего диаметра (12 мм), линейные размеры не соблюдены.

Обсудите в группах, какие действия необходимо предпринять Николаю, чтобы исправить

ситуацию и качественно выполнить работу. Продумайте различные варианты дальнейшей

работы Николая, оформите их письменно и представьте Ваши идеи другим группам для

обсуждения

. Так, при выполнении кейса обучающиеся разрабатывают реальную траекторию

работы сложившейся ситуации, в которой они могут также оказаться в процессе

выполнения работы. Только в этом случае, им уже будет известно, какие действия

необходимо выполнить, что не следует делать в данной ситуации, так как эта тема была

подробно рассмотрена и обсуждена в рамках практического занятия.

Необходимо подчеркнуть, что преподаватель при работе с кейсом играет роль

куратора и наставника, направляет ход беседы, обращает внимание студентов на те

аспекты, которые остались без внимания, но являются важными для решения задачи.

Главное состоит также в том, чтобы научить обучающихся видеть совершаемые ими

ошибки, определять их и не допускать в будущей практической деятельности. Оценивание

работы обучающихся методом кейсов происходит индивидуально. Каждый получает

оценку за работу по степени вовлеченности в процесс поиска решения проблемы,

применения полученных знаний, умений и навыков, а также правильности имеющихся

теоретических знаний.

Т.е. применяя метод-кейсов, можно анализировать сильные и слабые стороны

обучающихся в аспекте изученных тем, что позволит преподавателю скорректировать

содержание последующих уроков для восполнения выявленных пробелов и/или более

тщательного закрепления какого-либо раздела и т.п. Тем самым реализуется также

личностно-ориентированный подход в обучении студентов учреждений среднего

профессионального образования с целью воспитания компетентных специалистов

слесарного дела.

Список литературы:

1. Киселева Е.В., Скворцова Л.И. - Методические указания по выполнению кейс-заданий.

Вологда: Вологодский филиал РАНХиГС, 2017. 18 с.

2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание,

2010. 80 с.  



В раздел образования