Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Строитель, Белгородская обл., Яковлевский район.
Наименование материала: Статья
Тема: Метод кейсовв практической подготовкестудентов-мастеров слесарного дела
Раздел: среднее профессиональное
Метод
кейсов
в
практической
подготовке
студентов
-
мастеров
слесарного дела
Наплёков С.М., преподаватель Яковлевского политехнического техникума
Аннотация: В этой статье изложены основные принципы проблемно-
ориентированного подхода методом кейсов для применения в обучении
практике студентов СПО.
Ключевые слова: слесарное дело, практическое обучение, метод кейсов.
С каждым годом требования к уровню подготовки выпускников учреждений среднего
профессионального образования стремительно возрастают. Рынку труда нужны
квалифицированные специалисты с набором знаний, умений и навыков, необходимых для
качественного выполнения трудовых обязанностей. В связи с этим перед преподавателями
возникают новые задачи – воспитать и выпустить самостоятельного, квалифицированного
специалиста, умеющего анализировать рабочую ситуацию и принимать нужные и
нестандартные решения в случае возникновения затруднений. Ответом на вызовы
современного общества выступает технология проблемно-ориентированного подхода, в
частности, метод кейсов (case study).
Рассмотрим подробнее его сущность. Метод кейсов – представляет собой «метод
активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения
конкретных задач – ситуаций (выполнения кейс-заданий)» .
Элемент «кейс» в переводе с английского означает случай, конкретную практическую
ситуацию. Стоит отметить, что одной из ключевых идей проблемного обучения выступает
введение проблемной ситуации на занятии. Вклад проблемного подхода в теорию и
практику образования прежде всего состоит именно в создании системы, направленной на
формирование творческих способностей, активизации мыслительных, познавательных
процессов и интересов, а не отдельных приемов, упражнений, затрагивающих этот аспект.
Традиционное обучение в корне отличается от концепции проблемного. Поясним: в
условиях традиционного, информативного образовательного процесса знания предстают в
«овещненной» форме, как готовый продукт. При этом опускается и не берется во
внимание один из важнейших этапов – сам процесс получения этого знания. Все это
приводит к несоответствию усвоения знаний обучающимися и их генерирования в науке,
нарушению и, в некоторых случаях, отсутствию внутренней связи обучения и научного
познания как такового. По этой причине можно сказать, что процесс усвоения знаний в
традиционном обучении практически не связан с процессом их получения в науке, а это
приводит к негативным последствиям: взаимоотчуждению науки и учебного предмета.
Главный недостаток традиционного обучения Дж. Дьюи, один из отцов-основателей
проблемно-ориентированного подхода за рубежом, видел в том, что оно изначально
задает траекторию мышления обучающихся, отвергая любое отклонение от заданного
направления. Все здесь сводится к простому заучиванию готовых формул и фраз, что, в
свою очередь, препятствует развитию навыка творчески мыслить.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (А. Дистервег).
Из вышесказанного следует то, что знание, полученное в ходе самостоятельного поиска
обучающимися, лучше усваивается и надолго запоминается. Кроме того, проблемное
обучение учит стратегиям получения знания и решения практических задач, проблем и
затруднений, которые возникают в процессе работы, что совсем немаловажно.
Так, мы предлагаем ввести метод кейсов в процесс практической подготовки
учащихся направления слесарное дело. Кейсовые задания представляет собой
проблемную ситуацию, предлагаемую студентам в качестве задачи для анализа и поиска
решения, где им необходимо применить полученные знаний и навыки. Так, данные
задания могут использоваться в качестве закрепления и проверки пройденных
теоретических аспектов осуществления слесарной работы.
Приведем пример составленного кейса по теме «Сверление». Цель кейса – создать
условия для применения и закрепления полученных ранее ЗУН по теме «Сверление», а
также своих фоновых знаний. Кейс состоит из следующих структурных частей: (1)
название кейса и (2) описание кейса. Кейс «Сверление». Слесарь Николай делал отверстия
на заготовке в соответствии с чертежом и заданными размерами – резьба М12х1,5. Однако
отверстие получилось большего диаметра (12 мм), линейные размеры не соблюдены.
Обсудите в группах, какие действия необходимо предпринять Николаю, чтобы исправить
ситуацию и качественно выполнить работу. Продумайте различные варианты дальнейшей
работы Николая, оформите их письменно и представьте Ваши идеи другим группам для
обсуждения
. Так, при выполнении кейса обучающиеся разрабатывают реальную траекторию
работы сложившейся ситуации, в которой они могут также оказаться в процессе
выполнения работы. Только в этом случае, им уже будет известно, какие действия
необходимо выполнить, что не следует делать в данной ситуации, так как эта тема была
подробно рассмотрена и обсуждена в рамках практического занятия.
Необходимо подчеркнуть, что преподаватель при работе с кейсом играет роль
куратора и наставника, направляет ход беседы, обращает внимание студентов на те
аспекты, которые остались без внимания, но являются важными для решения задачи.
Главное состоит также в том, чтобы научить обучающихся видеть совершаемые ими
ошибки, определять их и не допускать в будущей практической деятельности. Оценивание
работы обучающихся методом кейсов происходит индивидуально. Каждый получает
оценку за работу по степени вовлеченности в процесс поиска решения проблемы,
применения полученных знаний, умений и навыков, а также правильности имеющихся
теоретических знаний.
Т.е. применяя метод-кейсов, можно анализировать сильные и слабые стороны
обучающихся в аспекте изученных тем, что позволит преподавателю скорректировать
содержание последующих уроков для восполнения выявленных пробелов и/или более
тщательного закрепления какого-либо раздела и т.п. Тем самым реализуется также
личностно-ориентированный подход в обучении студентов учреждений среднего
профессионального образования с целью воспитания компетентных специалистов
слесарного дела.
Список литературы:
1. Киселева Е.В., Скворцова Л.И. - Методические указания по выполнению кейс-заданий.
Вологда: Вологодский филиал РАНХиГС, 2017. 18 с.
2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание,
2010. 80 с.