Напоминание

Влияние преподавателя на профессиональное и личностное развитие студента колледжа


Автор: Чепурных Елена Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "ДАК"
Населённый пункт: с. Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Влияние преподавателя на профессиональное и личностное развитие студента колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Влияние преподавателя на профессиональное и личностное

развитие студента колледжа

Чепурных Елена Михайловна

ОГАПОУ «ДАК»

Профессиональное самоопределение как ценность и цель образования закреплено

на государственном уровне в законе Российской Федерации «Об образовании». В общем

контексте

самоопределения

личности

выделяется

именно

профессиональное

самоопределение, которое определяется ценностно-смысловыми ориентациями человека,

возникающими в соответствии с его внутренними потенциалами. Ключевым аспектом

профессионального

самоопределения

является

самодетерминация

собственная

активность и осознанное стремление занять определённую позицию.

Основная задача профессионального самоопределения — развитие у личности

внутренней готовности к осознанному и самостоятельному формированию, корректировке

и реализации своих профессиональных планов, а также поиску личностно значимых

смыслов в профессиональной деятельности. Взаимодействие преподавателя и студентов в

этом процессе — сложный и многогранный, направленный на поддержку саморазвития,

самореализации и самоактуализации студентов. Это возможно, когда преподаватель

помогает студентам целенаправленно развиваться, признаёт их как высшую ценность,

способствует самопознанию, самовосстановлению и самореализации, основываясь на

уважении к их достоинству, вере, любви и терпении. А.А. Леонтьев выделяет четыре

условия успешного взаимодействия: правильное планирование содержания обучения;

подбор

средств,

раскрывающих

это

содержание;

быстрая

и

точная

ориентация

преподавателя в меняющейся ситуации; использование механизма обратной связи,

обеспечивающего полноценное взаимодействие между преподавателем и студентом.Если

какое-либо из этих звеньев будет нарушено, взаимодействие окажется неэффективным.

Анализ

учебной

деятельности

студентов

с

точки

зрения

их

взаимодействия

с

преподавателем показывает, что в ее организации большое значение имеет способ

деятельности студентов, с помощью которого раскрывается содержание материала,

заложенного в учебную работу. При этом надо иметь в виду, что студент может

осуществить деятельность только на основе ранее усвоенной информации о методике ее

выполнения. Именно по способу использования усвоенной информации различают два

вида деятельности: репродуктивную и продуктивную. Для репродуктивной деятельности

характерны в основном алгоритмические действия или действия по точно описанным

правилам и в хорошо известных условиях. Она протекает в легко опознаваемых

ситуациях, а также с использованием алгоритмов. В процессе продуктивной деятельности

студенты всегда создают новую ориентировочную основу деятельности на базе ранее

усвоенных способов деятельности и, таким образом, приобретают новые знания и новую

информацию о действиях в нетрадиционных условиях ее применения, что наиболее

актуально при получении медицинского образования, так как предусматривает развитие у

студентов

клинического

мышления,

предвосхищающего

опыт.

Впервые

термин

«клиническое мышление» ввѐл М.П. Кончаловский. А.Ф. Билибин и Г.И. Царегородцев

определяют клиническое мышление как интеллектуальную, логическую деятельность,

позволяющую находить особенности, характерные для данного патологического процесса

у данной конкретной личности.

Клиническое

мышление

характеризуется

единством

аналитических

и

синтетических операций. Преподаватель, осуществляющий поддержку студента в

профессиональном самоопределении, может и должен помочь будущему медицинскому

работнику развить логическое мышление, дать ему основы клинического мышления. 3

Формирование основ клинического мышления необходимо проводить во всех видах

деятельности. Важное место здесь занимает решение клинических задач, не имеющих

стандартного решения, то есть, решаемая не по схеме, образцу, алгоритму, а требующая

самостоятельного нахождения нетривиального решения. Взгляд медицинского работника

всегда устремлен в будущее. Студенты учатся ставить сестринские диагнозы, искать пути

движения к необходимому результату, предвидеть возможные последствия своих

решений. Обращение к созданию проблемных ситуаций и поиску их решения создает

незаменимое по силе интеллектуально-волевое и эмоциональное напряжение, часто

дополняемое

в

силу

коллективно-групповой

организации

и

распределенной

ответственности

напряжением

нравственным,

превращает

время

такой

учебной

деятельности в хронотоп саморазвития – обновления смыслов, обретения субъектного

опыта. Насыщенность учебного процесса новым, неизвестным, привлекает и обостряет

внимание студентов, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и

приемами учебной деятельности. Но по мере усвоения знаний обостренность их

восприятия постепенно начинает снижаться. Студенты привыкают к тем или иным

методам, теряют к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, преподавателю

необходимо постоянно обновлять новыми элементами построение занятий, методику

обучения. Управляемый таким образом учебный процесс не даст погаснуть интересу и

активности

студентов.

Для

повышения

познавательной

активности

студентов,

преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он

может использовать в своей преподавательской деятельности. Например, такой метод как

коллективная мыслительная деятельность, дает большие возможности проявления

творческих способностей для самого преподавателя в организации занятий. Особенности

коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая

зависимость деятельности 4 конкретного студента от сокурсника; помогает решить

психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного

участника другому; развиваются навыки самоуправления. Он может брать за основу

различные игровые программы, предлагаемые телевидением – это могут быть «Что? Где?

Когда?», «Своя игра» и т.д. Каждый преподаватель может самостоятельно разработать

различные

виды

игровых

форм

контроля

знаний

студентов:

пресс-конференция,

интеллектуальный футбол, «лото», «аукцион», «суд», «морской бой», «ромашка» и т.д.

Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра.

Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около

90% информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный

характер и «заставляет» их быть активными. Формой активности, по А.Н. Леонтьеву

является деятельность. Объект деятельности - это то, на что она направлена, субъект

деятельности - это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом

познания окружающей действительности и самой деятельности. В общей психологии

«субъект деятельности» логически связан с понятием активность, которая является его

интегральной характеристикой. А именно как активный субъект деятельности, человек

способен совершать сознательные действия и поступки, осуществлять самостоятельный

выбор, планировать свою деятельность (ставить цели, определять пути и средства их

достижения). Способами активизации учебно-познавательной деятельности студентов, по

определению А.М.Смолкина, являются активные методы обучения, которые побуждают

их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения

материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Таким

образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С.

Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой

развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной

деятельности,

направляемой

преподавателем,

происходит

их

5

профессиональное

самоопределение. Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счѐт

повышения уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при

максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов

организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям

студента. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить

одновременно три учебно-организационные задачи: 1) подчинить процесс обучения

управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной

работе студентов; 3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного

материала. Процесс педагогической поддержки профессионального самоопределения

студентов медицинского колледжа должен осуществляться во всех видах учебно-

воспитательной

деятельности,

которая

должна

строиться

на

основе

активного,

творческого, продуктивного взаимодействия студентов и преподавателей. При ее

осуществлении необходим дифференцированный и личностный подход, учет возрастных

особенностей студентов, позволяющий направленно развивать познавательные интересы

молодых людей, обеспечивать рациональное решение проблем профессионального

самоопределения.

Как

показывает

практика,

поддерживающее

взаимодействие

преподавателя и студентов в процессе использования активных методов обучении

является

необходимым

условием

для

подготовки

высоко

квалифицированных

специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать

знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-

познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание

студентов, активно происходит становление профессионального самоопределения.

Список литературы:

1.Бондаренко А.Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения

понятия

«воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы»//

Инновационная наука. –2016.–No1-2(13). –С. 150-151.

2.Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в

учреждениях

СПО

//

Теоретические

и

методологические

проблемы

современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А.

Омельченко.

Новосибирск:

Центр

содействия

развитию

научных

исследований, 2015. –

С. 49-54.

3.Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание»,

«нравственность»,

«мораль»,

«духовность»,

«личность»,

«нравственное

воспитание», «духовно-нравственное воспитание»//. Научный журнал. –

2015.–No1(1). –С. 41-44.

4.Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»//

Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –

2010.–No1. –С. 194-202.



В раздел образования