Автор: Чепурных Елена Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "ДАК"
Населённый пункт: с. Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Влияние преподавателя на профессиональное и личностное развитие студента колледжа
Раздел: среднее профессиональное
Влияние преподавателя на профессиональное и личностное
развитие студента колледжа
Чепурных Елена Михайловна
ОГАПОУ «ДАК»
Профессиональное самоопределение как ценность и цель образования закреплено
на государственном уровне в законе Российской Федерации «Об образовании». В общем
контексте
самоопределения
личности
выделяется
именно
профессиональное
самоопределение, которое определяется ценностно-смысловыми ориентациями человека,
возникающими в соответствии с его внутренними потенциалами. Ключевым аспектом
профессионального
самоопределения
является
самодетерминация
—
собственная
активность и осознанное стремление занять определённую позицию.
Основная задача профессионального самоопределения — развитие у личности
внутренней готовности к осознанному и самостоятельному формированию, корректировке
и реализации своих профессиональных планов, а также поиску личностно значимых
смыслов в профессиональной деятельности. Взаимодействие преподавателя и студентов в
этом процессе — сложный и многогранный, направленный на поддержку саморазвития,
самореализации и самоактуализации студентов. Это возможно, когда преподаватель
помогает студентам целенаправленно развиваться, признаёт их как высшую ценность,
способствует самопознанию, самовосстановлению и самореализации, основываясь на
уважении к их достоинству, вере, любви и терпении. А.А. Леонтьев выделяет четыре
условия успешного взаимодействия: правильное планирование содержания обучения;
подбор
средств,
раскрывающих
это
содержание;
быстрая
и
точная
ориентация
преподавателя в меняющейся ситуации; использование механизма обратной связи,
обеспечивающего полноценное взаимодействие между преподавателем и студентом.Если
какое-либо из этих звеньев будет нарушено, взаимодействие окажется неэффективным.
Анализ
учебной
деятельности
студентов
с
точки
зрения
их
взаимодействия
с
преподавателем показывает, что в ее организации большое значение имеет способ
деятельности студентов, с помощью которого раскрывается содержание материала,
заложенного в учебную работу. При этом надо иметь в виду, что студент может
осуществить деятельность только на основе ранее усвоенной информации о методике ее
выполнения. Именно по способу использования усвоенной информации различают два
вида деятельности: репродуктивную и продуктивную. Для репродуктивной деятельности
характерны в основном алгоритмические действия или действия по точно описанным
правилам и в хорошо известных условиях. Она протекает в легко опознаваемых
ситуациях, а также с использованием алгоритмов. В процессе продуктивной деятельности
студенты всегда создают новую ориентировочную основу деятельности на базе ранее
усвоенных способов деятельности и, таким образом, приобретают новые знания и новую
информацию о действиях в нетрадиционных условиях ее применения, что наиболее
актуально при получении медицинского образования, так как предусматривает развитие у
студентов
клинического
мышления,
предвосхищающего
опыт.
Впервые
термин
«клиническое мышление» ввѐл М.П. Кончаловский. А.Ф. Билибин и Г.И. Царегородцев
определяют клиническое мышление как интеллектуальную, логическую деятельность,
позволяющую находить особенности, характерные для данного патологического процесса
у данной конкретной личности.
Клиническое
мышление
характеризуется
единством
аналитических
и
синтетических операций. Преподаватель, осуществляющий поддержку студента в
профессиональном самоопределении, может и должен помочь будущему медицинскому
работнику развить логическое мышление, дать ему основы клинического мышления. 3
Формирование основ клинического мышления необходимо проводить во всех видах
деятельности. Важное место здесь занимает решение клинических задач, не имеющих
стандартного решения, то есть, решаемая не по схеме, образцу, алгоритму, а требующая
самостоятельного нахождения нетривиального решения. Взгляд медицинского работника
всегда устремлен в будущее. Студенты учатся ставить сестринские диагнозы, искать пути
движения к необходимому результату, предвидеть возможные последствия своих
решений. Обращение к созданию проблемных ситуаций и поиску их решения создает
незаменимое по силе интеллектуально-волевое и эмоциональное напряжение, часто
дополняемое
в
силу
коллективно-групповой
организации
и
распределенной
ответственности
напряжением
нравственным,
превращает
время
такой
учебной
деятельности в хронотоп саморазвития – обновления смыслов, обретения субъектного
опыта. Насыщенность учебного процесса новым, неизвестным, привлекает и обостряет
внимание студентов, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и
приемами учебной деятельности. Но по мере усвоения знаний обостренность их
восприятия постепенно начинает снижаться. Студенты привыкают к тем или иным
методам, теряют к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, преподавателю
необходимо постоянно обновлять новыми элементами построение занятий, методику
обучения. Управляемый таким образом учебный процесс не даст погаснуть интересу и
активности
студентов.
Для
повышения
познавательной
активности
студентов,
преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он
может использовать в своей преподавательской деятельности. Например, такой метод как
коллективная мыслительная деятельность, дает большие возможности проявления
творческих способностей для самого преподавателя в организации занятий. Особенности
коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая
зависимость деятельности 4 конкретного студента от сокурсника; помогает решить
психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного
участника другому; развиваются навыки самоуправления. Он может брать за основу
различные игровые программы, предлагаемые телевидением – это могут быть «Что? Где?
Когда?», «Своя игра» и т.д. Каждый преподаватель может самостоятельно разработать
различные
виды
игровых
форм
контроля
знаний
студентов:
пресс-конференция,
интеллектуальный футбол, «лото», «аукцион», «суд», «морской бой», «ромашка» и т.д.
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра.
Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около
90% информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный
характер и «заставляет» их быть активными. Формой активности, по А.Н. Леонтьеву
является деятельность. Объект деятельности - это то, на что она направлена, субъект
деятельности - это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом
познания окружающей действительности и самой деятельности. В общей психологии
«субъект деятельности» логически связан с понятием активность, которая является его
интегральной характеристикой. А именно как активный субъект деятельности, человек
способен совершать сознательные действия и поступки, осуществлять самостоятельный
выбор, планировать свою деятельность (ставить цели, определять пути и средства их
достижения). Способами активизации учебно-познавательной деятельности студентов, по
определению А.М.Смолкина, являются активные методы обучения, которые побуждают
их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения
материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Таким
образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С.
Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой
развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной
деятельности,
направляемой
преподавателем,
происходит
их
5
профессиональное
самоопределение. Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счѐт
повышения уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при
максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов
организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям
студента. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить
одновременно три учебно-организационные задачи: 1) подчинить процесс обучения
управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной
работе студентов; 3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного
материала. Процесс педагогической поддержки профессионального самоопределения
студентов медицинского колледжа должен осуществляться во всех видах учебно-
воспитательной
деятельности,
которая
должна
строиться
на
основе
активного,
творческого, продуктивного взаимодействия студентов и преподавателей. При ее
осуществлении необходим дифференцированный и личностный подход, учет возрастных
особенностей студентов, позволяющий направленно развивать познавательные интересы
молодых людей, обеспечивать рациональное решение проблем профессионального
самоопределения.
Как
показывает
практика,
поддерживающее
взаимодействие
преподавателя и студентов в процессе использования активных методов обучении
является
необходимым
условием
для
подготовки
высоко
квалифицированных
специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать
знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-
познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание
студентов, активно происходит становление профессионального самоопределения.
Список литературы:
1.Бондаренко А.Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения
понятия
«воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы»//
Инновационная наука. –2016.–No1-2(13). –С. 150-151.
2.Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в
учреждениях
СПО
//
Теоретические
и
методологические
проблемы
современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А.
Омельченко.
–
Новосибирск:
Центр
содействия
развитию
научных
исследований, 2015. –
С. 49-54.
3.Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание»,
«нравственность»,
«мораль»,
«духовность»,
«личность»,
«нравственное
воспитание», «духовно-нравственное воспитание»//. Научный журнал. –
2015.–No1(1). –С. 41-44.
4.Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»//
Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –
2010.–No1. –С. 194-202.