Напоминание

Вклад воспитательного процесса в формировании компетентного специалиста СПО


Автор: Чепурных Елена Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "ДАК"
Населённый пункт: с. Дмитриевка
Наименование материала: Статья
Тема: Вклад воспитательного процесса в формировании компетентного специалиста СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Вклад воспитательного процесса в формировании компетентного

специалиста СПО

Чепурных Елена Михайловна

ОГАПОУ «ДАК»

Личность человека формируется и развивается через развитие его

социально значимых качеств, убеждений, взглядов, способностей и черт

характера. Воспитание — это целенаправленный процесс формирования

личности, который играет важную роль в процессе обучения и тесно связан с

ним. Оно включает передачу знаний, нравственных ценностей и социального

опыта, а также способствует профессиональному становлению студентов

колледжа.

Воспитательная работа со студентами колледжа является важной частью

процесса

качественной

подготовки

специалистов. Из

стен

колледжа

должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный. Иначе его

нельзя назвать образованным.

Главной целью воспитательной работы, осуществляемой в колледже,

является подготовка квалифицированных, грамотных, конкурентоспособных

рабочих, способных к дальнейшему развитию и совершенствованию, в т. ч. к

профессиональному росту; являющихся полноценными членами общества,

активными и законопослушными гражданами своей страны; а также оказание

помощи

обучающимся

в

жизненном

самоопределении,

нравственном,

гражданском и профессиональном становлении и самореализации.

Исходя из поставленной цели, перед педагогическим коллективом стоят

следующие задачи:

1. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического

сознания, правовой и политической культуры.

2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной

профессиональной деятельности.

3. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.

4. Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие

гуманистические идеалы культуры.

5.

Сохранение

и

приумножение

историко-культурных

традиций

колледжа, преемственность в воспитании студенческой молодежи.

6. Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление

к здоровому образу жизни.

Система воспитания должна четко ориентировать молодого человека в

ценностном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои

интересы, учитывая при этом интересы своей социально-профессиональной

группы и всего общества в целом.

Отсюда

вытекает

и

необходимость

системной

постановки

воспитательного процесса в колледже. Нельзя изолировать воспитание от

процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и

гуманистическое воспитание должны слиться в органический процесс

формирования личности студента.

И, таким образом, образование в профессиональном учреждении не

должно сводиться исключительно к передаче знаний.

В

основу

воспитательной

системы

колледжа

положены

базовые

направления

традиционной

отечественной

системы

воспитания.

Это

гражданское

и

патриотическое

воспитание;

духовно-нравственное

воспитание; физическое развитие и культура здоровья; формирование

активной жизненной позиции обучающихся; трудовое и экологическое

воспитание,

содействие

профессиональному

самоопределению;

профилактика асоциального и девиантного поведения, правонарушений,

противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма,

воспитание правовой культуры.

По

каждому

из

этих

направлений

проводится

целый

ряд

как

традиционных, так и вновь разрабатываемых мероприятий, в которые

вовлекаются все обучающиеся.

Гражданско-патриотическое воспитание в колледже является одной из

наиболее

значимых

и

сложных

сфер

воспитания,

поскольку

в

ней

формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации,

идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных

качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях

современного

российского

демократического

общества.

Важнейшим

инструментом

воспитания

гражданственности

и

патриотизма

остается

воспитание историей.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию

гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления

ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к

другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.

Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются

их

желание

участвовать

в

патриотических

мероприятиях,

знание

и

выполнение

социокультурных

традиций,

уважение

к

историческому

прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений,

желание

защищать

свою

страну,

желание

работать

не

только

для

удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование чувства

достоинства,

чести

и

честности,

уважения

к

людям.

На

развитие

ответственности, принципов коллективизма и солидарности, милосердия и

сострадания, заботе о детях и взрослых. Большая работа проводится

педагогическим коллективом по формированию позитивного отношения к

людям с ограниченными возможностями.

Физическое развитие и воспитание культуры здоровья в колледже

направлены на формирование у обучающихся ответственного отношения к

своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни и мотивации к

активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом. Для этого созданы

условия в колледже для занятий физической культурой и спортом,

развивающего отдыха и оздоровления обучающихся.

Трудовое и экологическое воспитание направлено на воспитание у

обучающихся уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и

подвигам.

Содействие

профессиональному

самоопределению

помогает

обучающимся

приобщиться

к

социально-значимой

деятельности

для

закрепления профессионального выбора, привитие любви и гордости за свою

профессию.

Основным

направлением

работы,

способствующим

отвлечению

студентов от негативного поведения, является организация досуга студента,

раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение

его

к

участию

в

научной,

спортивной

жизни,

в

художественной

самодеятельности.

Особое внимание уделяется первичной профилактике, в

рамках которой проводятся тренинги, беседы, лекции (в том числе, с

привлечением сотрудников правоохранительных органов), видео лектории,

различные акции, станционные игры и другие формы работы, направленные

на весь контингент обучающихся.

Процесс

воспитания

осуществляется

непрерывно

как

во

время

профессиональной подготовки специалистов, так и во внеучебное время.

Участие студентов во внеучебной деятельности в колледже создает

оптимальные

условия

для

раскрытия

их

творческих

способностей,

разностороннего

развития

личности,

приобретения

организаторских

и

управленческих навыков, необходимых будущему специалисту.

В условиях

СПО проводятся внеаудиторные мероприятия: викторины, олимпиады,

конкурсы, выставки, тематические вечера и другие мероприятия по

специальным дисциплинам.

В

результате

осуществления

воспитательной

работы

в

колледже

получен рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со

стороны всех его субъектов:

- более уверенное использование воспитательного потенциала города

обучающимися и выпускниками колледжа в качестве ресурса собственного

развития и самореализации;

- расширение спектра образовательных услуг, гарантия педагогической

поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность

качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием

обучающихся, которые будут отмечены родителями;

- снижение асоциальных проявлений в среде молодежи, обучающейся в

колледже;

-

развитие

социального

партнерства

и

сетевого

взаимодействия

колледжа

с

работодателями,

общественными

организациями

города,

различными социальными институтами;

- рост социальной зрелости и общей культуры выпускников колледжа;

- мероприятия, которые проводились по указанным направлениям,

позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы,

средства

и

механизмы

воспитательной

работы

со

студентами

для

формирования базовых общечеловеческих ценностей.

Итак, одним из основных принципов современного процесса обучения

является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО

должен

владеть

знаниями

и

умениями

организации

воспитательного

воздействия на студентов. Воспитывающая функция преподавателя в

образовательном учреждении СПО может быть реализована на занятиях при

достижении поставленной воспитательной задачи и во внеаудиторной

работе.

Процесс воспитания должен постоянно творчески развиваться и

обогащаться.

Для

этого

необходимо

постоянно

изучать,

обобщать

положительный

опыт

воспитательной

работы

со

студентами

и

распространять

его

среди

классных

руководителей,

мастеров

производственного обучения, кураторов и других учебных заведений.

Список литературы:

1.Бондаренко А.Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения

понятия

«воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы»//

Инновационная наука. –2016.–No1-2(13). –С. 150-151.

2.Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в

учреждениях

СПО

//

Теоретические

и

методологические

проблемы

современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А.

Омельченко.

Новосибирск:

Центр

содействия

развитию

научных

исследований, 2015. –

С. 49-54.

3.Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание»,

«нравственность»,

«мораль»,

«духовность»,

«личность»,

«нравственное

воспитание», «духовно-нравственное воспитание»//. Научный журнал. –

2015.–No1(1). –С. 41-44.

4.Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»//

Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –

2010.–No1. –С. 194-202.



В раздел образования