Автор: Чепурных Елена Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "ДАК"
Населённый пункт: с. Дмитриевка
Наименование материала: Статья
Тема: Вклад воспитательного процесса в формировании компетентного специалиста СПО
Раздел: среднее профессиональное
Вклад воспитательного процесса в формировании компетентного
специалиста СПО
Чепурных Елена Михайловна
ОГАПОУ «ДАК»
Личность человека формируется и развивается через развитие его
социально значимых качеств, убеждений, взглядов, способностей и черт
характера. Воспитание — это целенаправленный процесс формирования
личности, который играет важную роль в процессе обучения и тесно связан с
ним. Оно включает передачу знаний, нравственных ценностей и социального
опыта, а также способствует профессиональному становлению студентов
колледжа.
Воспитательная работа со студентами колледжа является важной частью
процесса
качественной
подготовки
специалистов. Из
стен
колледжа
должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный. Иначе его
нельзя назвать образованным.
Главной целью воспитательной работы, осуществляемой в колледже,
является подготовка квалифицированных, грамотных, конкурентоспособных
рабочих, способных к дальнейшему развитию и совершенствованию, в т. ч. к
профессиональному росту; являющихся полноценными членами общества,
активными и законопослушными гражданами своей страны; а также оказание
помощи
обучающимся
в
жизненном
самоопределении,
нравственном,
гражданском и профессиональном становлении и самореализации.
Исходя из поставленной цели, перед педагогическим коллективом стоят
следующие задачи:
1. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического
сознания, правовой и политической культуры.
2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной
профессиональной деятельности.
3. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.
4. Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие
гуманистические идеалы культуры.
5.
Сохранение
и
приумножение
историко-культурных
традиций
колледжа, преемственность в воспитании студенческой молодежи.
6. Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление
к здоровому образу жизни.
Система воспитания должна четко ориентировать молодого человека в
ценностном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои
интересы, учитывая при этом интересы своей социально-профессиональной
группы и всего общества в целом.
Отсюда
вытекает
и
необходимость
системной
постановки
воспитательного процесса в колледже. Нельзя изолировать воспитание от
процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и
гуманистическое воспитание должны слиться в органический процесс
формирования личности студента.
И, таким образом, образование в профессиональном учреждении не
должно сводиться исключительно к передаче знаний.
В
основу
воспитательной
системы
колледжа
положены
базовые
направления
традиционной
отечественной
системы
воспитания.
Это
гражданское
и
патриотическое
воспитание;
духовно-нравственное
воспитание; физическое развитие и культура здоровья; формирование
активной жизненной позиции обучающихся; трудовое и экологическое
воспитание,
содействие
профессиональному
самоопределению;
профилактика асоциального и девиантного поведения, правонарушений,
противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма,
воспитание правовой культуры.
По
каждому
из
этих
направлений
проводится
целый
ряд
как
традиционных, так и вновь разрабатываемых мероприятий, в которые
вовлекаются все обучающиеся.
Гражданско-патриотическое воспитание в колледже является одной из
наиболее
значимых
и
сложных
сфер
воспитания,
поскольку
в
ней
формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации,
идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных
качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях
современного
российского
демократического
общества.
Важнейшим
инструментом
воспитания
гражданственности
и
патриотизма
остается
воспитание историей.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию
гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления
ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к
другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.
Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются
их
желание
участвовать
в
патриотических
мероприятиях,
знание
и
выполнение
социокультурных
традиций,
уважение
к
историческому
прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений,
желание
защищать
свою
страну,
желание
работать
не
только
для
удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование чувства
достоинства,
чести
и
честности,
уважения
к
людям.
На
развитие
ответственности, принципов коллективизма и солидарности, милосердия и
сострадания, заботе о детях и взрослых. Большая работа проводится
педагогическим коллективом по формированию позитивного отношения к
людям с ограниченными возможностями.
Физическое развитие и воспитание культуры здоровья в колледже
направлены на формирование у обучающихся ответственного отношения к
своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни и мотивации к
активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом. Для этого созданы
условия в колледже для занятий физической культурой и спортом,
развивающего отдыха и оздоровления обучающихся.
Трудовое и экологическое воспитание направлено на воспитание у
обучающихся уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и
подвигам.
Содействие
профессиональному
самоопределению
помогает
обучающимся
приобщиться
к
социально-значимой
деятельности
для
закрепления профессионального выбора, привитие любви и гордости за свою
профессию.
Основным
направлением
работы,
способствующим
отвлечению
студентов от негативного поведения, является организация досуга студента,
раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение
его
к
участию
в
научной,
спортивной
жизни,
в
художественной
самодеятельности.
Особое внимание уделяется первичной профилактике, в
рамках которой проводятся тренинги, беседы, лекции (в том числе, с
привлечением сотрудников правоохранительных органов), видео лектории,
различные акции, станционные игры и другие формы работы, направленные
на весь контингент обучающихся.
Процесс
воспитания
осуществляется
непрерывно
как
во
время
профессиональной подготовки специалистов, так и во внеучебное время.
Участие студентов во внеучебной деятельности в колледже создает
оптимальные
условия
для
раскрытия
их
творческих
способностей,
разностороннего
развития
личности,
приобретения
организаторских
и
управленческих навыков, необходимых будущему специалисту.
В условиях
СПО проводятся внеаудиторные мероприятия: викторины, олимпиады,
конкурсы, выставки, тематические вечера и другие мероприятия по
специальным дисциплинам.
В
результате
осуществления
воспитательной
работы
в
колледже
получен рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со
стороны всех его субъектов:
- более уверенное использование воспитательного потенциала города
обучающимися и выпускниками колледжа в качестве ресурса собственного
развития и самореализации;
- расширение спектра образовательных услуг, гарантия педагогической
поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность
качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием
обучающихся, которые будут отмечены родителями;
- снижение асоциальных проявлений в среде молодежи, обучающейся в
колледже;
-
развитие
социального
партнерства
и
сетевого
взаимодействия
колледжа
с
работодателями,
общественными
организациями
города,
различными социальными институтами;
- рост социальной зрелости и общей культуры выпускников колледжа;
- мероприятия, которые проводились по указанным направлениям,
позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы,
средства
и
механизмы
воспитательной
работы
со
студентами
для
формирования базовых общечеловеческих ценностей.
Итак, одним из основных принципов современного процесса обучения
является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО
должен
владеть
знаниями
и
умениями
организации
воспитательного
воздействия на студентов. Воспитывающая функция преподавателя в
образовательном учреждении СПО может быть реализована на занятиях при
достижении поставленной воспитательной задачи и во внеаудиторной
работе.
Процесс воспитания должен постоянно творчески развиваться и
обогащаться.
Для
этого
необходимо
постоянно
изучать,
обобщать
положительный
опыт
воспитательной
работы
со
студентами
и
распространять
его
среди
классных
руководителей,
мастеров
производственного обучения, кураторов и других учебных заведений.
Список литературы:
1.Бондаренко А.Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения
понятия
«воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы»//
Инновационная наука. –2016.–No1-2(13). –С. 150-151.
2.Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в
учреждениях
СПО
//
Теоретические
и
методологические
проблемы
современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А.
Омельченко.
–
Новосибирск:
Центр
содействия
развитию
научных
исследований, 2015. –
С. 49-54.
3.Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание»,
«нравственность»,
«мораль»,
«духовность»,
«личность»,
«нравственное
воспитание», «духовно-нравственное воспитание»//. Научный журнал. –
2015.–No1(1). –С. 41-44.
4.Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»//
Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –
2010.–No1. –С. 194-202.