Автор: Кузьмина Алена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ N80 "Аист"
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование звуковой культуры речи в обучении дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ
ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Введение
Звуковая культура речи (ЗКР) является фундаментальным
компонентом речевого развития ребенка-дошкольника и представляет
собой интегрированное понятие, включающее в себя чёткое,
правильное артикулирование всех фонем родного языка, владение
силой, высотой, темпом и тембром голоса, дикционную чёткость, а
также умение использовать интонационные средства
выразительности и соблюдать орфоэпические нормы. Формирование
полноценной ЗКР – это не самоцель, а необходимое условие для
успешного овладения грамотой, для построения эффективной
коммуникации со сверстниками и взрослыми, для последующего
школьного обучения в целом. Нарушения в звуковой стороне речи,
даже при сохранном лексическом запасе и грамматическом строе,
могут стать серьёзным препятствием для интеллектуального и
социально-личностного развития ребёнка.
Актуальность данной методической разработки обусловлена тем, что
в современной логопедической и педагогической практике
наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества детей
дошкольного возраста с различными нарушениями
звукопроизношения, недоразвитием фонематического восприятия и
иными дефектами звуковой стороны речи. Эффективная, научно
обоснованная и систематическая работа по формированию ЗКР
является, следовательно, важнейшей задачей педагогического
коллектива дошкольной образовательной организации (ДОО).
Целью данной разработки является систематизация теоретических
основ и предоставление практических рекомендаций по организации
педагогического процесса, направленного на формирование звуковой
культуры речи у детей в возрастных группах детского сада.
Глава 1. Теоретические аспекты звуковой культуры речи
1.1. Понятие и структура звуковой культуры речи
Звуковая культура речи – это многокомпонентное явление. В её
структуру принято включать следующие элементы:
•
Звукопроизношение: Способность четко воспроизводить все
звуки родного языка. Это базовый компонент, предполагающий
правильное артикулирование фонем в потоке речи, без
пропусков, замен, искажений или смешений.
•
Фонематический слух: Способность к слуховой
дифференциации всех смыслоразличительных единиц языка –
фонем. Это тонкий, специализированный слух, позволяющий
ребёнку распознавать и различать звуки речи, что является
основой для понимания смысла слова (например, различение
слов «коза» – «коса», «рак» – «лак»). Фонематический слух
служит физиологической основой для следующего компонента.
•
Фонематическое восприятие: Умение определять звуковую
структуру слова, то есть производить операции звукового
анализа и синтеза. Сюда относится способность выделять звук
на фоне слова, определять его позицию (начало, середина,
конец), устанавливать последовательность и количество звуков
в слове. Этот компонент является ключевым для подготовки к
обучению грамоте.
•
Дикция: Чёткость, внятность произношения, что напрямую
зависит от слаженной и активной работы артикуляционного
аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
•
Темп и ритм речи: Умение говорить в умеренном темпе, без
излишней торопливости или замедленности, соблюдая
правильный ритмический рисунок слова и фразы. Нарушения
темпа (тахилалия, брадилалия) и ритма (заикание) сильно
затрудняют коммуникацию.
•
Интонационная выразительность: Способность использовать
основные компоненты интонации (мелодику, логическое
ударение, силу голоса, паузы, темп) для передачи
эмоционального и смыслового содержания высказывания.
Интонация делает речь живой, эмоционально окрашенной и
понятной для слушателя.
•
Культура речевого дыхания: Способность производить
короткий, глубокий вдох и плавный, экономный, длительный
выдох, обеспечивающий непрерывность и звуковую
насыщенность речевого потока. Без сформированного речевого
дыхания невозможна правильная интонация, плавность речи и
достаточная громкость.
•
Орфоэпические нормы: Соблюдение правил литературного
произношения, принятых в языке.
Все эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи и
взаимозависимости, и работа над ними должна вестись системно.
1.2. Возрастные особенности формирования ЗКР в норме
Формирование ЗКР – это длительный процесс, имеющий свои
физиологические закономерности и возрастные нормативы.
•
Младший дошкольный возраст (3-4 года). В этот период идёт
активное становление фонетической системы языка. Ребёнок
усваивает гласные звуки и простые по артикуляции согласные
([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в]). Шипящие ([ш], [ж], [ч],
[щ]), соноры ([р], [л]) и свистящие ([с], [з], [ц]) часто пропускаются
или замещаются более простыми звуками. Характерны
физиологические дислалии – возрастные несовершенства
произношения, которые при нормальном развитии исчезают к
4,5-5 годам. В этом возрасте закладываются основы дикции,
интонации, дети начинают сознательно подражать речевым
образцам.
•
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). К пяти годам в норме
ребёнок должен правильно произносить большинство звуков
родного языка, включая свистящие. Продолжается активное
усвоение шипящих, могут появляться сонорные звуки, но их
автоматизация ещё не завершена. Интенсивно развивается
фонематический слух: дети начинают замечать неправильное
произношение у сверстников, хотя ещё не всегда могут
критически оценить свою собственную речь. Совершенствуется
речевое дыхание, речь становится более плавной и
выразительной.
•
Старший дошкольный возраст (5-7 лет). К шести годам
звукопроизношение должно быть полностью сформировано в
соответствии с нормами родного языка. Ребёнок правильно
артикулирует все звуки, в том числе и самые сложные –
сонорные [л] и [р]. Этот период является сензитивным для
развития высших форм фонематического восприятия –
осознания звуковой структуры слова. Дети овладевают навыками
элементарного звукового анализа (умение выделить первый и
последний звук в слове, определить наличие или отсутствие
заданного звука). Окончательно оформляются дикция, темп,
ритм и интонационная выразительность речи.
Знание этих возрастных особенностей позволяет педагогу
выстраивать коррекционно-развивающую работу
дифференцированно, с учётом возможностей и потребностей каждой
возрастной группы.
Глава 2. Методика работы по формированию ЗКР в ДОО
2.1. Основные принципы и направления работы
Эффективная работа по формированию ЗКР должна строиться на
следующих дидактических и специальных принципах:
•
Принцип онтогенетической последовательности: Работа над
звуками ведётся в той последовательности, в которой они
появляются в онтогенезе (нормальном развитии ребёнка).
Сначала – гласные и губно-губные согласные, затем –
свистящие, шипящие и, наконец, сонорные.
•
Принцип опоры на анализаторы: Для успешного усвоения
правильной артикуляции используются все сенсорные каналы:
слуховой (восприятие эталона звука), зрительный (наглядный
показ артикуляции, использование зеркала), тактильный и
кинестетический (ощущение положения органов артикуляции с
помощью тактильно-вибрационного контроля).
•
Принцип сознательности и активности: Ребёнок должен быть
не пассивным объектом воздействия, а активным субъектом
процесса обучения. Ему доступными средствами объясняется
необходимость и цель упражнений, он учится сознательно
контролировать свою речь.
•
Принцип индивидуального подхода: Учитываются речевые
особенности, темп усвоения материала и личностные
характеристики каждого воспитанника.
•
Принцип связи с другими аспектами речевого
развития: Работа над звуком неразрывно связана с
обогащением словаря, формированием грамматического строя
речи и развитием связной речи. Изолированный звук не имеет
смысла, поэтому он незамедлительно вводится в слоги, слова,
предложения и тексты.
Основные направления работы включают в себя:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
4. Развитие речевого дыхания и голоса.
5. Работа над дикцией, темпом и ритмом речи.
6. Формирование интонационной выразительности.
7. Воспитание культуры речевого общения (элементарные
орфоэпические нормы).
2.2. Этапы и содержание работы в разных возрастных группах
Младшая группа (3-4 года).
Основная задача – подготовить артикуляционный аппарат для
правильного усвоения звуков и развивать фонематический слух.
•
Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме.
Упражнения носят подражательный характер («Покажи, как
котёнок лакает молоко» – «Вкусное молоко», «Как дует
ветерок?» – выдувание воздуха через расслабленные губы).
Цель – выработать основные артикуляционные уклады и
простейшие движения (удерживать губы в улыбке, вытягивать
вперёд трубочкой, широкий язык).
•
Развитие речевого дыхания. Игры на поддувание легких
предметов (перьев, ватных шариков, бумажных снежинок),
выдувание мыльных пузырей, игра на детских духовых
инструментах (дудочка, губная гармошка). Важно учить детей
делать вдох носом, не поднимая плеч, и выдыхать плавно, не
надувая щёк.
•
Развитие фонематического слуха. Игры на узнавание
неречевых звуков («Что звучит?» – погремушка, колокольчик,
барабан). В речи – различение слов, близких по звучанию
(«Покажи, где мишка, а где миска?»), звукоподражания («Как
мычит корова? Му-у-у»).
•
Уточнение произношения звуков, уже имеющихся в речи
ребёнка. Используются игры с картинками,
звукоподражательные игры, чистоговорки и короткие стихи,
насыщенные звуками [п], [б], [м], [т], [д] и т.д.
•
Развитие голоса и темпа. Игры с изменением силы голоса
(громко-тихо), высоты (голос мишки – низкий, голос мышонка –
высокий), темпа (быстро-медленно).
Средняя группа (4-5 лет).
Усложняются все виды работы. Акцент делается на постановке и
автоматизации свистящих звуков, развитии слухового контроля.
•
Артикуляционная гимнастика становится более сложной и
целенаправленной. Вводятся упражнения для отработки precise
движений, необходимых для свистящих звуков («Заборчик»,
«Лопатка», «Желобок», «Чистим зубки»).
•
Работа над свистящими звуками ([с], [з], [ц]). После
подготовительных упражнений проводится их постановка (чаще
всего по подражанию, с механической помощью или постановкой
от других звуков). Начинается длительный процесс
автоматизации – закрепления верного звука в слогах (са, су, сы,
ас, ос), словах (сначала в начале слова – «санки», «сом», затем
в конце и середине), фраз и связной речи.
•
Развитие фонематического восприятия. Дети учатся
выделять заданный звук из ряда других звуков, из ряда слогов,
определять наличие звука в слове («Хлопни в ладоши, если
услышишь звук [с]»). Вводится понятие «звук», но ещё на
дофонемном уровне.
•
Работа над интонацией. Разучивание стихов, диалогов,
инсценировка сказок, где требуется передать эмоцию (радость,
удивление, испуг) или характер персонажа.
Старшая и подготовительная к школе группы (5-7 лет).
Основные задачи – формирование правильного произношения всех
звуков (особенно шипящих и сонорных), развитие навыков звукового
анализа и синтеза, работа над выразительностью речи.
•
Артикуляционная гимнастика направлена на отработку самых
сложных движений для [ш], [ж], [л], [р] («Чашечка», «Грибок»,
«Лошадка», «Маляр», «Барабанщик»).
•
Постановка, автоматизация и дифференциация шипящих и
сонорных звуков. Это ключевое направление работы. Особое
внимание уделяется дифференциации акустически и
артикуляционно близких звуков ([с]-[ш], [з]-[ж], [л]-[р], [р]-[р’]),
чтобы предотвратить дисграфию в школе. Используются игры
«Поймай звук», «Четвёртый лишний», подбор пары слов на
разные звуки.
•
Фонематическое восприятие перерастает в осознанные
операции звукового анализа и синтеза. Дети учатся:
o
Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
o
Выделять последовательность звуков в простых словах
(«мак» – [м], [а], [к]).
o
Определять количество звуков.
o
Составлять слова из заданных звуков.
Эта работа является прямой подготовкой к обучению
грамоте.
•
Работа над дикцией и выразительностью. Широко
используется заучивание скороговорок, чистоговорок,
стихотворений. Дети учатся использовать логическое ударение,
паузы, менять интонацию.
•
Воспитание культуры речи. Детей знакомят с элементарными
орфоэпическими нормами (например, правильное произношение
сочетаний «чн», «чт», ударения в некоторых словах).
2.3. Формы и методы работы
Работа по формированию ЗКР должна быть интегрирована во все
режимные моменты жизнедеятельности ДОО.
•
Специально организованная образовательная деятельность
(занятия). Это основная форма, где работа ведётся
последовательно и систематически. Занятия могут быть
фронтальными (со всей группой), подгрупповыми (с детьми,
имеющими сходные проблемы) и индивидуальными.
•
Интеграция в другие виды занятий: развитие речи,
ознакомление с окружающим миром, художественная
литература, музыка, физкультура. Напр., на музыкальном
занятии – работа над темпо-ритмической организацией, на
физкультуре – над координацией движения и речи, на занятии по
рисованию – проговаривание последовательности действий.
•
Работа в режимных моментах: утренняя гимнастика с
проговариванием, прогулка (наблюдения, сопровождаемые
речью), дидактические и подвижные игры в свободной
деятельности, в процессе гигиены (артикуляционная гимнастика
перед зеркалом).
•
Взаимодействие с семьёй. Без поддержки родителей усилия
педагога будут неэффективны. Необходимо проводить
консультации, мастерские, оформлять информационные стенды,
давать рекомендации по закреплению полученных навыков в
домашних условиях.
Глава 3. Профилактика нарушений звуковой культуры речи
Профилактическая работа не менее важна, чем коррекционная. Она
включает в себя:
1. Создание полноценной речевой среды: Речь педагога должна
быть эталонной – чёткой, грамматически корректной,
эмоционально окрашенной, с соблюдением всех норм.
2. Стимуляция речевого общения: Создание ситуаций,
побуждающих ребёнка к высказыванию, к диалогу.
3. Развитие мелкой моторики: Известно, что центры мозга,
отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся в
непосредственной близости. Поэтому такие виды деятельности,
как лепка, конструирование, аппликация, пальчиковые игры,
напрямую способствуют речевому развитию.
4. Развитие слухового внимания и восприятия через игры с
музыкальными и шумовыми инструментами.
5. Артикуляционная гимнастика как ежедневная
профилактическая мера для всех детей.
6. Своевременное выявление детей группы риска (с
нарушениями строения артикуляционного аппарата, с
отягощённым анамнезом, часто болеющих) и организация для
них индивидуальной работы.
Заключение
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников – это
сложный, многоплановый и целенаправленный педагогический
процесс, требующий от воспитателя глубоких теоретических знаний,
практических умений и ответственности. Успех в этой работе
достигается только при условии системного, последовательного
подхода, интеграции усилий всех участников образовательного
процесса (педагогов, логопеда, родителей) и учёта индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
Грамотно организованная работа по развитию ЗКР закладывает
прочный фундамент не только для обучения чтению и письму, но и
для становления личности ребёнка в целом, раскрывая его
коммуникативный и интеллектуальный потенциал. Инвестируя силы и
время в этот ключевой аспект развития, педагогическое сообщество
обеспечивает дошкольникам ключ к успешной адаптации и
реализации в будущей школьной и взрослой жизни.