Автор: Дягина Светлана Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: СТАТЬЯ "Совершенствование методического обеспечения практических занятий по специальности Сестринское дело
Тема: Инновационные образовательные технологии практических занятий по специальности Сестринское дело
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
Статья на тему:
Совершенствование методического обеспечения и использования
инновационных образовательных технологий практических занятий по
специальности Сестринское дело
Подготовил:
Преподаватель Дягина С.Н.
Ведение
Актуальность. Педагогическая технология – это продуманная во всех
деталях
модель
совместной
педагогической
деятельности
по
проектированию,
организации
и
проведению
учебного
процесса
с
безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и
преподавателя. Это системный метод создания, применения и определения
всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и
человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей
оптимизацию форм образования.
Для высокой подготовки квалифицированных рабочих требуется новый
подход в преподавании среднего профессионального образования. Требуется
научить обучающихся самостоятельно мыслить, развивать творческие и
коммуникативные способности, умение принимать решения и работать в
группах, брать ответственность на себя, применять на практике полученные
знания и умения. В настоящее время перед профессиональным образованием
стоят сложные задачи – не только подготовка квалифицированного рабочего,
но и формирование профессионально-компетентного, конкурентоспособного
выпускника, который готов к профессиональной мобильности в условиях
информатизации общества. Всего этого можно достигнуть, используя в
учебном процессе инновационные методы обучения. Процесс подготовки
обучающихся в СПО ставит перед обучающимися две основные задачи: во-
первых, овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, во-
вторых, уметь творчески мыслить, самостоятельно решать разнообразные
задачи.
Под инновацией чаще всего понимают нововведение, т.е. процесс
внесения в среду новые стабильные элементы, улучшающие качество
выпускаемого продукта. Под педагогической инновацией понимают новые
формы преподавания и обучения, с целью повышения эффективности
образовательного процесса. Образовательный процесс является основным в
деятельности СПО, представляет собой совокупность целей, средств,
методов, форм организации процесса и направлен на решение задач
образования,
воспитания
и
развития
личности
в
соответствии
с
Государственным образовательным стандартом. Новые формы, методы,
средства обучения способствуют совершенствованию системы современного
образования и определили новый вид технологий обучения – инновационные.
Инновационные образовательные технологии – это активные методы
обучения, направленные не на пассивное восприятие учебного материала,
сколько на формирования компетенций, вовлекая обучаемого в учебный
процесс. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает
познаниями, опытом.
Совершенствование методического обеспечения и использования
инновационных образовательных технологий практических
занятий по специальности Сестринское дело
В
учебном
процессе
предусматривается
широкое
использование
активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования
и развития профессиональных навыков обучающихся.
Для успешного освоения курса обучающиеся должны выполнить
весьма большой объем работы. Важным аспектом в работе студентов
являются учебно-методические комплексы дисциплин (УМК), которые
представляют собой совокупность структурированных учебно-методических
материалов,
обеспечивающих
полный
дидактический
цикл
обучения,
предназначенных
для
оптимизации
овладения
обучающимся
общекультурными и профессиональными компетенциями.
Важным условием эффективности современного процесса обучения
является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение
всего периода обучения. Это далеко не простая задача, решение которой
возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.
Среди многообразия современных образовательных технологий можно
выделить некоторые:
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- проблемное обучение;
- личностно-ориентированные технологии;
- здоровье сберегающие технологии
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют
рамки
образовательного
процесса,
повышая
его
практическую
направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы
обучающихся и повышению познавательной активности.
2. Игровые технологии
являются составной частью педагогических
технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать
интересной и увлекательной работу обучающихся на творческо-поисковом
уровне. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном
состоянии,
а
эмоциональность
игрового
действа
активизирует
все
психологические процессы и функции. Другой позитивной стороной игры
является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации,
т.е. усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную
практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий необходимо, так как ценность игры в
психолого-педагогическом контексте очевидна. Вместе с тем игра учит. В
педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания,
передачи накопленного опыта. Игровая форма занятий создается на
практических занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые
должны выступать как средство побуждения, стимулирования обучающихся к
практической деятельности.
3.
Проблемное
обучение
-
технология
проблемного
обучения
предполагает
организацию
под
руководством
преподавателя
обучения
самостоятельной
поисковой
деятельности
обучающихся
по
решению
учебных проблем, в ходе которых формируются новые компетенции,
развиваются способности, познавательная активность, любознательность,
эрудиция, творческое мышление. В качестве проблемных заданий могут
выступать ситуационные задачи, вопросы, практические задания.
Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
Проблемное изложение. Преподаватель ставит проблему и вскрывает
пути её решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления,
заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся
как бы соучастником научного поиска.
Частично–поисковая деятельность. Работа обучающихся направляется
с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному
рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.
Исследовательская
деятельность.
Самостоятельный
поиск
обучающихся решения проблемы.
В современной теории проблемного обучения различают два вида
проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается
деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного
процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью
активизирующих
действий,
вопросов
преподаватель,
подчеркивающих
новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта
познания.
Создание
психологической
проблемной
ситуации
сугубо
индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная
задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации
могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении
закреплении, контроле.
4.
Личностно-ориентировочные
технологии
-
технология
разноуровнего
обучения.
Если
каждому
обучающемуся
отводить
необходимое
ему
время,
соответствующее
личным
способностям
и
возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного
ядра учебной программы. Для этого нужны образовательные организации с
уровневой дифференциацией, в которых студенческий поток делится на
подвижные по составу группы.
Технология
разноуровневого
(дифференцированного)
обучения
–
предполагает осуществление познавательной деятельности обучающихся с
учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов,
поощряя
их
реализовывать
свой
творческий
потенциал.
Создание
и
использование диагностических тестов является неотъемлемой частью
данной технологии. Дифференцированный процесс обучения – это широкое
использование различных форм, методов обучения и организации учебной
деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики
учебных возможностей, склонностей, способностей. Дифференцированное
обучение сводится к выявлению максимальному развитию способностей
каждого студента. Существенно, что применение дифференцированного
подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге
направлено на овладение всеми обучающимися определенным программным
минимумом знаний, умений и навыков.
5.
Здоровье сберегающие технологии.
В условиях современной
природной
и
социально-экономической
ситуации
проблема
здоровья
студентов приобретает глобальный характер. Эмоциональная разгрузка
способствует развитию мыслительных операций, памяти и отдыху. Вывод:
комплексное использование здоровье сберегающих технологий в учебном и
воспитательном
процессе
позволяет
снизить
утомляемость,
улучшает
эмоциональный настрой и повышает работоспособность школьников, а это в
свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Инновационная педагогическая деятельность преподавателя высшей
школы
является
важным
условием
развития
профессиональной
компетентности.
Заключительная часть
Конечно, сегодня отношение к инновациям различно. Одни педагоги
готовы к принятию нововведений, другие более консервативны. Слабая
мотивация преподавателя приводит его к пассивности в развитии, как
личности, так и профессионала.
При подготовке к практическим занятиям необходимо моделировать
разные
варианты
занятий,
направленных
на
оформление
мысленной
деятельности обучающихся. В исследовании и формировании мышления
особенно
велико
значение
моделей-эталонов,
пользуясь
которыми
преподаватель может прогнозировать различные ситуации, например, такие,
как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами
мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач
урока. Преподаватель, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие
возможности представляет учебный материал для развития мышления
обучающихся и как они могут быть реализованы.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на
практических
занятиях,
дают
возможность
обучающемуся
работать
творчески,
способствуют
развитию
любознательности,
повышают
активность, приносят радость, формируют желание учиться.
Можно
полагать,
что
использование
предлагаемого
комплекса
инновационных
педагогических
технологий
в
процессе
практических
занятий позволит значительно расширить выбор методов и средств обучения
на практическом занятии, а также более эффективно сформировать у
студентов необходимые профессиональные компетенции.
Какие
бы
методы
обучения
ни
применялись
для
повышения
эффективности
профессионального
образования,
важно
создать
такие
психолого-педагогические
условия,
в
которых
студент
может
занять
активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект
учебной деятельности и будущего квалифицированного рабочего.
Список литературы
1. Гундаревская К.Б. Теория и практика личностно- ориентированного
образования / К.Б. Гундаревская – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского
педагогического университета, 2022. - 428с.
2.
Кныш
Е.
М.
Личностно-ориентированное
образование
как
педагогическая проблема СПО / Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук - // Инновационная школа, №
7, Ростов на Дону, 2023. - С. 44-48
3. Лантратова О.С. Теоретико-методологические основы организации
личностно ориентированного практического занятия. // Завуч. Управление
современной школой. №5, 2023
4. Букина Н.Г. Личностно-ориентированное обучение как актуальный
вопрос современного образования // Практический психолог в СПО. № 8,
2021. С. 52- 58