Автор: Азарова Тамара Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Афипский ЦПД"
Населённый пункт: Краснодарский край, Северский район, пгт Афипский
Наименование материала: Конспект занятия в средней группе
Тема: "Путешествие в осенний лес"
Раздел: дошкольное образование
Государственное казенное учреждение социального
обслуживания Краснодарского края
«Афипский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Конспект
занятия в средней группе
«Путешествие в осенний лес»
Выполнила воспитатель:
Азарова Т.А.
2025г.
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция
образовательных
областей:
Речевое
развитие,
Социально-коммуникативное
развитие,
физическое
развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Цель: расширение и закрепление знаний детей об осенних изменениях
в природе.
Задачи:
Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о характерных
признаках осени (листопад, похолодание, отлет птиц); расширить
представления о жизни диких животных осенью (подготовка к зиме).
Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы
полным предложением; развивать слуховое и зрительное внимание,
память, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к
природе,
умение
видеть
её
красоту;
формировать
навыки
сотрудничества. Материалы и оборудование:
Ноутбук для показа презентации или набор иллюстраций: осенний лес,
листопад, дикие животные (белка, ёж, медведь).
Аудиозаписи: «Звуки леса», «Осенняя песня» П.И. Чайковского,
фоновая музыка.
Конверт с письмом от Лешего.
Корзинка с загадками.
Для продуктивной деятельности: заготовка из ватмана «Осеннее
дерево» (только ствол), вырезанные из цветной бумаги листочки
(кленовые, дубовые, березовые), клей-карандаши.
Листья
двух
цветов
(красный
и
желтый)
для
рефлексии.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение стихов и
рассказов об осени, разучивание физкультминутки, дидактические
игры «С какого дерева листок?». Словарная работа: активизировать
слова: листопад, прощальные крики (птиц), запасы, дупло, норка,
меняют шубку.
Ход занятия:
1. Организационный момент (2-3 минуты)
Воспитатель обращает внимание детей на конверт, лежащий на столе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо! Какой интересный
2
конверт, на нем нарисованы деревья и грибочки. Как вы думаете, от кого
оно? (Выслушивает предположения детей). Давайте откроем и прочитаем!
«Здравствуйте, дорогие ребята! У нас в лесу случилась путаница. Никто не
может вспомнить, какое сейчас время года. Приглашаю вас в гости, помогите
мне навести порядок и рассказать всем об осени. Ваш друг, Леший.»
Воспитатель: Ну что, поможем Лешему? Тогда отправляемся в путешествие в
осенний лес! А на чем мы можем туда добраться? (Дети предлагают
варианты: на поезде, на автобусе). Давайте поедем на воображаемом
автобусе. Занимайте свои места, поехали!
(Дети садятся на стульчики, имитируют движение. Звучит аудиозапись
«Звуки леса»).
2. Основная часть (12-15 минут)
Воспитатель: Вот мы и приехали! Выходите, ребята, не заблудитесь.
Здравствуй, лес, осенний лес, полный сказок и чудес!
Беседа об осенних приметах. Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг
(на экране слайд или иллюстрация осеннего леса). Какой красивый лес!
Скажите, какое время года изображено? Почему вы так решили?
Дети: Листья желтые, красные. Листья падают на землю.
Воспитатель:
Правильно! Это явление называется листопад. А
почему листья падают? (Становится холодно, дерево готовится к
зиме). А какая погода осенью? (Становится прохладно, часто идут
дожди, дует холодный ветер).
Дидактическая игра «Загадки от Лешего».
Воспитатель находит под елкой корзинку. Воспитатель: Ой, смотрите,
что это? Корзинка! А в ней лежат загадки. Это, наверное, Леший для нас
приготовил. Давайте отгадаем!
1. Про птиц: Улетают в стайках в небе, прощаясь с родной стороной.
Ведь им зимовать негде, без насекомых и тепла. Кто это? (Птицы)
Воспитатель:
Почему птицы улетают осенью? (Пропадают
насекомые, становится холодно). Как называется этот перелет? (Перелет
птиц).
2. Про зверей: Рыжая, маленькая, по веткам прыг-скок. Грибы сушит на
сучке, к зиме готовится ловко. Кто это? (Белка)
Воспитатель: Как белка готовится к зиме? (Собирает орехи, грибы,
прячет их в дупло). Молодцы!
3
3. Про дождь: Без пути и без дороги ходит самый длинноногий. В тучах
прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)
Воспитатель:
Какой
дождь
осенью?
(Моросящий,
холодный,
затяжной).
Физкультминутка «Мы осенние листочки» (2-3 минуты)
Мы листочки, мы листочки, мы осенние листочки. Мы на веточках
сидели, Ветер дунул — полетели. (Дети стоят, покачивают руками над
головой) Мы летали, мы летали, (Кружатся на месте) а потом летать устали.
Перестал дуть ветерок — Мы присели все в кружок. (Приседают на
корточки) Ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул. (Снова
кружатся) Все листочки полетели и на землю тихо сели. (Садятся на свои
места)
3. Продуктивная деятельность. «Украсим дерево листочками» (5-7
минут)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и дерево, о котором писал
Леший. Но что-то с ним не так. Какое оно? (Голое, без листьев). Наверное,
ветер все листья облетел. Давайте поможем Лешему и украсим его
красивыми осенними листьями!
Дети подходят к столу, где лежит заготовка дерева на ватмане и
разноцветные листочки из бумаги. Воспитатель объясняет, что нужно
намазать клеем листок и приклеить его на ветку или под деревом, создавая
картину осеннего листопада. Дети выполняют работу под спокойную
осеннюю музыку.
Воспитатель (во время работы): Какой красивый листок у тебя, Маша!
Он с какого дерева? (Кленовый). А у тебя, Саша, желтый, как солнышко, это,
наверное, с березки.
4. Заключительная часть. Рефлексия (2-3 минуты)
Воспитатель: Какая красота у нас получилась! Теперь Леший точно
будет знать, что в лесу Осень. Вы сегодня были такие молодцы: и загадки
отгадали, и про птиц и зверей всё рассказали, и такое красивое дерево
сделали! Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в детский
сад. Занимайте места в нашем автобусе, поехали!
(Дети «едут» обратно).
4
Воспитатель:
Вот мы и в группе. Ребята, вам понравилось наше
путешествие? Если вам было интересно и весело, возьмите желтый листочек
и приклейте его на наше дерево. Если что-то было непонятно или не
понравилось – красный листочек.
(Дети делают свой выбор, объясняют, если хотят).
Воспитатель: Спасибо вам за помощь! Вы были настоящими друзьями
для Лешего и знатоками осеннего леса. До новых встреч!
5