Авторы: Емельянова Юлия Владимировна, Кондакова Юлия Геннадьевна
Должность: старший воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ № 44 "Веселые нотки"
Населённый пункт: город Северодвинск Архангельской области
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Веселый язычок» (нейрологоритмика) по развитию музыкальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи, дети 6-7лет
Тема: Программа по логоритмике
Раздел: дошкольное образование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Веселый язычок» (нейрологоритмика)
по развитию музыкальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи
Возраст обучающихся: 6-7лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Кондакова Ю.Г., музыкальный руководитель,
Ловдина Н.А., учитель-логопед
Емельянова Ю.В., старший воспитатель
г. Северодвинск
2025 г.
Содержание
1.
Целевой раздел
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цели, задачи Программы
4
1.3
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
5
1.4
Планируемые результаты освоения Программы
5
2.
Содержательный раздел
6
2.1.
Условия и сроки реализации программы.
6
2.2.
Формы, способы, методы и средства реализации программы
6
2.3.
Особенности организации образовательной деятельности с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
6
2.4.
Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда и музыкального
руководителя
6
2.5.
Учебно-тематический план по
развитию музыкальных и речевых
способностей детей
9
2.6.
Примерная структура занятия
9
2.7.
Формы взаимодействия с родителями
10
3.
Организационный раздел
10
3.1.
Особенности организации педагогической диагностики
10
3.2.
Система мониторинга
10
3.3.
Материально-технические обеспечение Программы
12
3.3.1
Особенности организации предметно-пространственной развивающей
образовательной среды
12
3.4.
Методическое обеспечение программы
12
3.4.1.
Информационно-методическое обеспечение реализации программы
12
3.4.2.
Сборники песен
12
3.4.3.
Список используемой литературы
13
Приложение
14
1.
Картотека игр с предметами и клавесами
2.
Картотека дыхательных упражнений
3.
Картотека кинезеологических упражнений
4.
Картотека фонопедических упражнений
5.
Упражнения Е. Балдиной
6.
Картотека неуроупражнений
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
В современной действительности специалисты все чаще сталкиваются со
специфическими формами речевых нарушений у детей. С такими нарушениями, которые
указывают на несформированность и/или дефицитарность тех мозговых структур,
которые должны обеспечивать нейробиологическую базу речи. Простыми словами:
дыхание,
слюноотделение,
тонус,
статика,
просодика
речи
и
др.
Именно
нейропсихологические методы позволяют обеспечить наиболее системный подход к
коррекции и сопровождению психического и речевого развития ребенка.
Нейрологоритмика
–
система
терапевтических
упражнений
с
элементами
нейрогимнастики, помогающая детям в преодолении речевых нарушений и включающая
выполнение различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.
Программа «Веселый язычок» является комплексным и междисциплинарным
продуктом. Она объединяет в себе логопедический и нейропсихологический подход:
логопедическую ритмику и нейрокоррекцию по методу замещающего онтогенеза А.В.
Семенович.
Новизна программы «Веселый язычок» заключается в том, что занятия с
элементами логоритмики включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не
только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально
эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова,
расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных
и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Отличительная
особенность программы состоит в том, что данная программа направлена на развитие 1
энергетического блока мозга, активизацию речевого развития, формирование правильного
дыхания;
формирование
необходимого
уровня
слухо-зрительно-двигательной
координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и
мелкой
моторики;
развитие
эмоционально
–
личностных
качеств
дошкольника:
отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
Все занятия проводятся логопедом и музыкальным руководителем.
Структура и содержание Программы разработаны в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. От
02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон №273-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Инструктивно - методическое письмо Минобрнауки РФ от 14.03.2000 №65/23-16
«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения»;
Закон Архангельской области от 02.07.2013 № 712-41-03 (ред. от 22.11.2013) «Об
образовании в Архангельской области»;
Приказ Министерства образования Архангельской области от 23.05.16 г. «О
совершенствовании деятельности ПМПК» № ВК-1074/07;
Уставом МАДОУ №44 «Веселые нотки».
Основными локальными актами учреждения:
- положение об оказании логопедического и дефектологического сопровождения
детей групп компенсирующей направленности с нарушениями опорно-двигательного
аппарата в МАДОУ № 44 «Веселые нотки»;
- адаптированная образовательная программа для детей, посещающих группы
компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (далее АОП ДО МАДОУ № 44 «Веселые нотки»).
Педагогическая целесообразность программы.
Программа «Веселый язычок» составлена на основе исследований педагогов А.В.
Семенович, В.Н. Шацкой, М. И. Фомичевой, Г. А. Волковой, В. А. Гринер, М.Ю.
Картушиной занимающихся вопросами дошкольной логоритмики и нейропсихологии.
Программа разработана с учетом основных принципов:
научности (подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий
научно обоснованными и практически апробированными методиками);
систематичности (системность и постепенность заключается в непрерывности,
регулярности, планомерности образовательного процесса);
сознательности
и
активности
(сознательное
и
активное
отношение
к
выполняемым заданиям);
повторения вырабатываемых двигательных навыков (только многократные
систематические
повторения
способствуют
образованию
здоровых
двигательных
стереотипов);
доступности
и
индивидуализации
(предусматривает
учёт
возрастных
особенностей, речевых и двигательных возможностей);
наглядности (предполагает показ выполняемого задания);
результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей
их достижения);
постепенного повышения требований (переход к новым, более сложным
упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся
навыков).
Программа «Веселый язычок» предназначена для детей подготовительной группы
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА).
Срок реализации: занятия проводятся с 1 октября по 31 мая. Периодичность
– 1 занятие в неделю по 25 мин.
1.2 Цели, задачи Программы
Цель: преодоление коммуникативных, речевых и моторных нарушений путем
развития и коррекции двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать психическую деятельность через развитие зрительного и слухового
внимания;
- стимулировать речевую активность через использование элементов логоритмики;
- формировать грамматический строй и связную речь;
- формировать длительный речевой выдох;
- формировать двигательные навыки;
- способствовать интеллектуальному, физическому и психическому развитию;
Развивающие:
- развивать произвольное внимание и саморегуляцию;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать психомоторные координации (обеспечивают нейробиологическую базу
речи);
- развивать межполушарное взаимодействие;
- развивать пространственные представления (соматогнозис);
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе,
- развивать слуховое внимание и фонематический слух;
- развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух, чувство ритма,
певческий диапазон голоса;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков,
физиологического и фонационного дыхания.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к
собеседнику;
-воспитывать организованность и самостоятельность;
1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, особенности
развития детей с НОДА определены и изложены в АОП ДО МАДОУ № 44 «Веселые
нотки» в п.1.3.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
При регулярном проведении нейрологоритмических занятий у детей произойдет
положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной
систем:
-
правильно и ритмично выполняет движения в музыкально-образных играх;
- проводит ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и
характером движений;
выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в
разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает
взрослый);
-умеет контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков,
слогов, слов, сочетать с выполнением гимнастических фигур;
- знает и выполняет пальчиковые фигуры, иллюстрирует ими стихи и сказки,
подчиняет действия музыкальному и речевому ритму;
правильно выполняет артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах;
ориентируется в пространстве и схеме собственного тела, выполняет различные
виды ходьбы и бега;
реагирует на смену движений;
обладает навыком моделирования различных действий, направленных на
воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ
руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования
предметов и их моделей);
прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого
звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных
инструментов;
с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические
движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Условия и сроки реализации программы.
Программа предполагает реализацию с октября по май в виде совместных занятий
с дошкольниками 6-7 лет.
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели. Количество занятий - 16. Время проведения
занятий – 30 минут (0, 5 часа).
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Построение занятий нейрологоритмики с элементами МЗО, базируется на
совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы.
Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала,
речевого и общего развития ребенка.
Методы и приемы обучения:
Наглядные: использование предметных и сюжетных картинок, иллюстраций,
игрушек,
фотографий;
метод
демонстрации
(при
выполнении
артикуляционной,
пальчиковой гимнастики, при упражнениях на координацию речи с движением), просмотр
презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа,
рассказ, заучивание и рассказывание стихов;
Практические: игровые, упражнения, соавторство, элементы театрализации;
пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, игры
с кинетическим песком, самомассаж биологически активных точек.
2.3. Особенности организации образовательной деятельности с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
Рекомендуемые педагогические технологии работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата):
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с
нарушениями
звукопроизношения
–
необходимость.
Они
подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие
ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком
письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха.
На нейрологоритмических занятиях используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Упражнения на координацию речи с движением развивают речевые способности
ребенка, формирует слухо-зрительно-двигательную координацию. Опора на разные
сенсорные
анализаторы
позволяет
достичь
максимальных
результатов
в
психо-
физическом развитии детей.
Глазодвигательные
упражнения,
лежащие
в
основе
межполушарного
взаимодействия.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.
Упражнения на развитие психомоторных координаций, благодаря которым дети
становятся более координированными и ловкими.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-
диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию
игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной
доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов,
фраз.
Пальчиковые игры и сказки. Развитие подвижности пальцев напрямую связано с
речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем
скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке
его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова
и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти
игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают
детей выполнять правила игры.
2.4. Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда и музыкального
руководителя:
Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя:
Занятия по нейрологоритмике проводятся совместно учителем-логопедом и
музыкальным руководителем.
Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при
проведении нейрологоритмики:
Оздоровительные:
•
Укреплять костно-мышечный аппарат.
•
Развивать дыхание.
•
Развивать координацию движений и моторные функции.
•
Формировать правильную осанку.
Воспитательно-образовательные:
•
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке,
движениях ритмическую выразительность.
•
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
•
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Коррекционные:
•
Развивать речевое дыхание.
•
Развивать артикуляционный аппарат.
•
Формировать просодические компоненты речи.
•
Развивать фонематическое восприятие.
•
Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет
развитие следующих направлений:
Учитель-логопед
Музыкальный руководитель
•постановка диафрагмально-речевого
дыхания;
•укрепление мышечного аппарата речевых
органов;
•
развитие слухового и зрительного
внимания и памяти;
•формирование артикуляторной базы для
исправления неправильно произносимых
звуков;
•коррекция нарушенных звуков, их
автоматизация и дифференциация;
•развитие фонематического слуха,
фонематических представлений;
•совершенствование лексико-
грамматической стороны речи;
•обучение умению связно выражать свои
мысли;
•развитие психологической базы речи;
•совершенствование мелкой и общей
моторики;
Развитие и формирование:
•слухового внимания и слуховой памяти;
•оптико-пространственных представлений;
•зрительной ориентировки на собеседника;
•координации движений;
•умения передавать несложный
ритмический рисунок шумовми
инструментам, хлопками;
•темпа и ритма дыхания и речи;
•орального праксиса;
•просодики;
•фонематического слуха.
•
выработка четких координированных
движений во взаимосвязи с речью;
•
развитие мелодико-интонационных и
просодических компонентов.
2.5. Учебно-тематический план по развитию музыкальных и речевых способностей
детей:
Месяц
Неделя
Название занятия
Октябрь
1-2 неделя
Вот и осень
3-4 неделя
Веселые зонтики
Ноябрь
5-6 неделя
В гости к деду
7-8 неделя
Игралочка
Декабрь
9-10 неделя
Снег-снежок!
11 неделя
Украшаем ёлочку
Январь
13-14 неделя
Приключения Снеговика
14-15 неделя
Зимняя сказка
Февраль
16-17 неделя
Зимние забавы
18-19 неделя
Моя семья
Март
20-21 неделя
Веселая прогулка
22-23 неделя
В гости к Веснушке
Апрель
24-25 неделя
Солнышко лучистое
26-27 неделя
Вместе весело играть
Май
28-29неделя
На весенней полянке
30 неделя
Здравствуй. лето!
2.6. Примерная структура занятия
Логоритмические занятия с элементами метода замещающего онтогенеза имеют
принцип игрового обучения.
Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный),
основной и заключительный:
Вводная часть
(3-5 минут)
развитие артикуляционной моторики, голоса,
дыхания, мимики;
глазодвигательное упражнение;
упражнение на развитие межполушарного
взаимодействия;
упражнения на развитие чувства ритма,
темпа;
упражнения на развитие координации речи с
движением;
упражнения на развитие координации пения с
движением;
слушание музыки для снятия напряжения;
Заключительная
часть
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
Основная
часть
(15 минут)
Ритуал приветствия
упражнения на ориентировку в пространстве;
упражнения на развитие координации движений,
регуляции мышечного тонуса.
2.7. Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
Формы работы с родителями:
Посещение родителями открытых занятий;
Индивидуальные и коллективные консультации;
Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой
педагогами работе;
Оформление информационных стендов для родителей.
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации педагогической диагностики
Диагностика
проводится
в
начале
учебного
года
учителем-логопедом
и
музыкальным
руководителем,
педагогом-
психологом
(дефектологом)
с
целью
исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма,
общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при
составлении планов нейрологоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми.
Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений
состояния
неречевых
психических
функций
детей
в
процессе
нейрологоритмических занятий. (Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного
возраста по методике Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева, Ю.О.Титова). Диагностика речевого
развития детей проводится по методическому пособию Н. В. Нищевой «Картинный
материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста». Результаты
диагностики учитываются при составлении планов занятий, индивидуальной работы с
детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить
динамику
изменений
состояния
речевых
функций
детей
в
процессе
нейрологоритмических занятий.
3.2. Система мониторинга
Исследование движений и действий
1.
Воспроизведение ритмических структур:
Балл
Критерии балловых оценок
0
Безошибочное выполнение.
1
Лишние импульсы с самокоррекцией.
2
Некорригируемые ошибки при воспроизведении отдельных ритмических
структур при правильной их оценке
3
Невозможность воспроизведения ни одной ритмической структуры при
правильной их оценке
2.
Реципрокная координация движений:
Заключительная
часть
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
Балл
Критерии балловых оценок
0
Плавные двуручные движения.
0,5
Замедленное вхождение в задание или неполное сжимание и распрямление
ладони; или замедленное, напряженное и координированное выполнение, или
выполнение движения в воздухе или с разведением на поверхности стола (один
из симптомов).
1
Несколько указанных симптомов одновременно.
1,5
Отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекцией после
указания на ошибку.
2
Отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной коррекцией
после указания на ошибку.
3
Невозможность
выполнения
данной
пробы,
только
поочередное
или
симметричное (уподобление) выполнение.
3.
Условные реакции выбора:
Балл
Критерии балловых оценок
0
Безошибочное выполнение
1
Единичные импульсивные реакции (эхопраксии) при ломке стереотипа с
возможностью самокоррекции.
2
Выраженная эхопраксия с коррекцией только после указания на ошибку.
3
Некорригируемая эхопраксия
4.
Праксис позы и оральный праксис
Балл
Критерии балловых оценок
0
Безошибочное выполнение..
0,5
Поиск 1–2 поз с последующим правильным выполнением.
1
Развернутый поиск в большинстве проб, единичные ошибки с самокоррекцией.
1,5
Многочисленные ошибки, корригируемые при внешней организации внимания
ребенка.
2
Многочисленные
ошибки,
не
полностью
корригируемые
при
внешней
организации деятельности ребенка.
3
Невозможность выполнения проб
Исследование гнозиса
1.
Акустический гнозис
Балл
Критерии балловых оценок
0
Правильная оценка всех предъявленных ритмических структур и не более двух
самокорригируемых ошибок при их воспроизведении по слуховому образцу.
0,5
Единичные
импульсивные
ошибки
восприятия
(дефекты
акустического
внимания) с самокоррекцией
1
Низкое акустическое внимание, ошибки корригируются при указании на них,
воспроизведение только после повторного предъявления
2
Многочисленные пере- и недооценки с частичной коррекцией, быстрое
забывание образца
3
Некорригируемые ошибки более чем в половине предъявленных для оценки или
воспроизведения ритмических структур.
3.3. Материально-технические обеспечение Программы
3.3.1.
Особенности
организации
предметно-пространственной
развивающей
образовательной среды
Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и
психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.
Нейрологоритмические
занятия
проводятся
в
просторном
помещении
с
использованием специального оборудования и материалов.
Оборудование: электронное фортепиано, зеркала, музыкальный центр, проектор,
экран, ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально
- ритмических упражнений.
Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты,
обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов.
Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки,
дудки, колокольчики, музыкальные коробочки, музыкальные снежки, палочки из разных
пород дерева.
Разнообразное спортивное оборудование.
3.4. Методическое обеспечение программы.
3.4.1. Информационно-методическое обеспечение реализации программы
Рабочая программа «Веселый язычок» базируется на основных положениях
программ и методических пособиях:
по логопедии:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищева
Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г.
В. Чиркиной;
Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Н.В.Нищева
по логоритмике
М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»
Н.В.Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей
работы в детском саду»
по нейропсихологической коррекции
А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»
3.4.2. Сборник песен:
1. Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения»
2. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В «Логопедичнские распевки»
3. Е. и С. Железновы «Пальчиковые игры»
3.4.3. Список используемой литературы
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.,
2006.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных
заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.
3. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая
гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009.
4. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5лет. - М.,
2005.
5. А.В. Семенович «Метод замещающего онтогенеза. Сборние нейропсихологических
программ».
6. «Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/В. Колганова, Е.Пивоварова, С.
Колганов, И. Фридрих. — М.: АЙРИС -пресс, 2020. -416 с.
7. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего
онтогенеза: Учебное пособие. – 12-е изд. – М.: Генезис, 2021. – 474 с.
8. Щербакова Н.А. "Музыкальный сундучок" Москва, Обруч,2012