Автор: Платонова Алина Михайловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР" Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: Балтаси
Наименование материала: «Земля у нас одна»
Тема: План - конспект учебного занятия для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной и социальной направленности «Земля у нас одна»
Раздел: полное образование
План - конспект учебного занятия для реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной и
социальной направленности «Земля у нас одна»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
.
Тема занятия: «Хозяйство России. Национальная экономика»
Цель
Формирование представления о национальной экономике страны.
Задачи урока
1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
давать определения понятиям по тематике урока;
использовать основные понятия для составления интеллект - карт;
называть особенности структуры национальной экономики;
классифицировать структуру национальной экономики;
приводить примеры секторов хозяйства;
называть виды предприятий;
определять отличительные черты отраслей;
называть и показывать объекты номенклатуры по тематике занятия доп.
образования.
2. Продолжить формирование универсальных учебных действий
на основе тематического содержания занятия доп. образования.
3. Сформировать условия для развития познавательного интереса
к проектной деятельности и повышения мотивации учения. Приобретаемые
навыки обучающихся:
создавать простые интеллект - карты;
использовать основные понятия темы для составления интеллект - карт;
проводить доказательные рассуждения, умения делать выводы.
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Формы организации работы:
Методы – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Закрепление в памяти обучающихся знаний и умений, необходимых для
дальнейшего обучения проходит в форме практической работы с использование
интеллект - карт
Форма проверки знаний обучающихся
Наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата.
Техническое обеспечение занятия:
Компьютеры с необходимым ПО.
Проектор.
Презентация к занятию.
Фотоаппарат
Листы А4
Цветные карандаши 1 комплект на парту
Содержание и материал занятия организованы по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности:
1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания занятия.
2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления занятия.
3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-
тематического направления занятия. Также предполагает углубленное изучение
содержания темы и доступ к около профессиональным и профессиональным
знаниям в рамках содержательно тематического направления занятия.
Проблема: Привлечение внимания обучающихся к современным проблемам
экономики России и основ структурирования хозяйства страны.
Ход занятия.
Таблица 1.1
Этап урока. Время
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Организационный
момент
4 мин
Приветствие обучающихся.
Проверка готовности к занятию.
Мотивация к усвоению нового
материала (1 сл.):
- Сегодня мы с вами начинаем
изучать новый раздел
«Хозяйство России».
- Скажите, что такое хозяйство?
- В какой последовательности и
почему возникали различные
виды хозяйства?
Постановка проблемного
вопроса: Какие современные
проблемы присутствуют в
экономике России и с какой
целью производят
структурирование хозяйства
страны? (2 сл.)
Давайте вместе сформулируем
тему и цели занятия. (3 сл.)
Организация рабочего
места
Ответы обучающихся
Обучающиеся
формулируют
самостоятельно тему и
цели занятия, записывают
в тетрадь проблемный
вопрос занятия.
Изучение нового
материала
5 мин
Мы приступаем к изучению
хозяйства страны или её
национальной экономике. А
главной задачей экономики
является обеспечение населения
продуктами питания, одеждой,
средствами первой
необходимости и другими
материальными благами, и
услугами. Общество любой
страны решает три основные
проблемы: - что производить; -
как производить; - для кого все
будет предназначено. (4 сл.)
Слушают рассказ учителя
3 мин
5 мин
Итак – хозяйство состоит из
отраслей. А что такое отрасль?
Найдите определение в
раздаточном материале и
запишите в тетрадь. (5 сл.)
Работа с текстом
раздаточного материала,
запись определения в
тетрадь.
Продолжение таблицы 1.1
Применение
изученного.
4 мин
12 мин
7 мин
Хозяйство часто делят на
две сферы:
производственная
(материальная) и
непроизводственная
(нематериальная). Найдите
в тексте раздаточного
материала характеристику
этих сфер. Работаем в
парах. (6 сл.)
Анализ рисунка в
раздаточном материале.
Приведите примеры.
- Какие отрасли являются
ведущими в
производственной сфере?
- Какие отрасли являются
ведущими в
непроизводственной сфере?
Самостоятельная работа в
малых группах. Работа с
раздаточным матриалом
Характеристика секторов
народного хозяйства.
Объяснение МОК. (7
сл.) Обучающиеся сами
делают вывод.
- При необходимости
учитель оказывает помощь.
Работа с текстом
раздаточного материала.,
оформление в тетради
- медицина, образование,
автомобилестроение….
-промышленность, торговля,
с/х, общественное питание.
- образование, культура,
искусство, здравоохранение,
управление, финансы и
кредит.
Групповая работа.
Анализируют данные
используя схему, отвечают на
вопросы, делают вывод.
Сравнивают результаты.
Окончание таблицы 1.1
Применение изученного.
Практическая работа.
36 мин
Начнем создавать интеллект -
карту используя алгоритм
составления (приложение 1) (8
сл.)
Обучающиеся создают свою
интеллект -
карту. (приложение 2)
Итог занятия,
самооценка. Домашнее
задание.
4 мин
Подведение результатов
занятия. Обсудите с детьми
созданные интеллект - карты.
Одинаковые ли они
получились? Почему?
Попросите детей дома написать
мини проект и придумать
интеллект - карту на тему
«Хозяйство моей семьи» (9 сл.)
Дают оценку своей
деятельности на уроке и
достигнутых результатов во
время изучения темы
занятия и составления
интеллект - карты.
Запись домашнего задания.