Напоминание

Типография «Игра для детей с расстройством аутистического спектра»


Автор: Козелова Светлана Ивановна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДС№8"
Населённый пункт: г. Трёхгорный, Челябинская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Типография «Игра для детей с расстройством аутистического спектра»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 города Трёхгорный

Методическая разработка

Типография

«Игра для детей с расстройством аутистического

спектра»

Подготовила:

Учитель -дефектолог

Козелова С.И.

г. Трёхгорный, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4-5

ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРЫ

6-9

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

10-12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

14

Приложение

15

2

АННОТАЦИЯ

Данная дидактическая игра поможет родителям и педагогам подобрать

ключик к детям с расстройством аутистического спектра.

С помощью представленной игры педагог может расположить ребенка

к себе, социализировать его, вовлекать в образовательный процесс, развивать

у

ребенка

нравственные

качества

и

интеллектуальные

способности,

корректировать коммуникативные и поведенческие умения.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Расстройство

аутистического

спектра

(сокращенно

РАС)

-

нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития.

Синдром детского аутизма впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Это

особое раннее нарушение психического развития ребенка.

Выделяется три основных признака данного синдрома: дефицит

способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и

общественные

связи,

ограниченные

интересы,

часто

повторяющиеся

поведенческие действия.

Основная характеристика: перманентный дефицит в социальной

коммуникации и социальном взаимодействии.

Частота встречаемости РАС у детей за последнее десятилетие

значительно увеличилась. Такие дети испытывают огромные трудности во

взаимодействии с другими людьми, в общении, социальной адаптации и

требуют специальной поддержки. Таких детей часто называют особенными,

соответственно и подход к ним должен быть особенным.

В настоящее время ФГОС НОО предъявляет определенные требования

к умениям учеников начальных классов, например, способность доносить и

аргументировать свою точку зрения относительно того или иного события.

Именно с проблемой отсутствия нагого навыка могут столкнуться дети с

РАС. Данная игра может помочь развить у ребенка нужные умения, в

частности коммуникативные.

Более трети детей с аутизмом проявляют интенсивный интерес к

буквам и цифрам. Вероятность такого интереса у них выше, чем у детей того

же возраста, не страдающих аутизмом.

Возникновение

интереса

к

письменной

речи

у

детей-аутистов

происходит одновременно с тем моментом в их развитии, когда они

демонстрируют сильный дефицит устной речи.

Для

поддержания

интереса

и

повышения

эффективности

коррекционного процесса необходимы разнообразие форм работы с детьми и

большая вариативность материала.

На своих занятиях я использую пособие «Типография». После мастер -

класса

"ТИПОГРАФИЯ

СВОИМИ

РУКАМИ"

родители

загорелись

изготовить СЕБЕ такое пособие для индивидуального пользования !!! (дома,

на даче, в поездках....) Пособие «Типография» не просто послужит ребёнку

средством освоения печати, альтернативной формой коммуникации, а

сделает процесс обучения более привлекательным, повышает мотивацию

детей.

4

Также данное пособие тренирует закрепление графического образа

букв, мелкую моторику кистей рук и зрительно – моторную координацию,

развивает внимание, память, повышается работоспособность.

Значение игры в жизни любого ребенка нельзя недооценивать. Игры

помогают развивать моторные навыки, когнитивные и коммуникативные

способности. Однако для детей с расстройством аутистического спектра

стандартная игра может оказаться сложной. Как родители, так и педагоги

должны уделять особое внимание тому, какие игры используются для

обеспечения взаимодействия и общения с ребенком с РАС.

Цель

игры

-

создать

условия

для

альтернативной

формы

коммуникации.

5

ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРЫ «ТИПОГРАФИЯ»

Название

этапа

Описание работы

Результат

1

подготовител

ьный

Собрать винные

пробки и купить

плотный фоамиран,

штемпельную

подушку и

штемпельную

краску, подготовить

коробку для игры,

карточки Домана

6

2

Основной –

изготовление

вырезать печатные

буквы из бумаги

обвести печатные

буквы на фоамиране

и вырезать буквы,

цифры,

геометрические

фигуры из

фоамирана

7

приклеить буквы,

цифры,

геометрические

фигуры в

зеркальном

отражении к винным

пробкам

Написать ту же

самую букву на

другой стороне

винной пробки

3

Итог

Изготовление БОКС

- АРТА

8

Размещение букв,

цифр,

геометрических

фигур в коробку

9

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Название

ИГРА «ТИПОГРАФИЯ»

ВАРИАНТ 1

Возраст: 3+

Цель: Создать условия для альтернативной формы коммуникации у детей с

расстройством аутистического спектра

Задачи:

Образовательные:

-мотивировать детей к работе в «Типографии»

-дать возможность детям РАС при помощи взрослого узнать, как печатать

-сформулировать у детей РАС потребность употреблять в речи слова,

которые напечатали

Коррекционно – развивающие:

- формировать умение печатать буквы, слоги, слова, геометрические фигуры,

цифры…

- формировать навык глобального чтения

- совершенствовать навыки произношения напечатанных слов

- развивать память, внимание, мышление, слуховое внимание

- развивать речь, мелкую моторику

- способствовать развитию устной речи

- расширять словарный запас

Воспитательные:

- воспитывать интерес к игре, усидчивость, аккуратность

- воспитывать отношение к чтению как к источнику знания и средству

общения с окружающими

Ход игры:

1.

Ребёнок подкладывает табличку к предмету (картинке)

10

2.

«прочитывает» её

3.

Печатает в «ТИПОГРАФИИ»

ВАРИАНТ 2

Возраст: 3+

Цель: Создать условия для альтернативной формы коммуникации у детей с

расстройством аутистического спектра

Задачи:

Образовательные:

-мотивировать детей к работе в «Типографии»

-дать возможность детям РАС при помощи взрослого узнать, как печатать

-сформулировать у детей РАС потребность рисовать

Коррекционно – развивающие:

- формировать умение печатать геометрические фигуры, объекты, состоящие

из геометрических фигур …

- развивать память, внимание, мышление, слуховое внимание

- развивать речь, мелкую моторику

- расширять словарный запас

Воспитательные:

11

- воспитывать интерес к игре, усидчивость, аккуратность

Ход игры:

Возьми круг напечатай снеговика по образцу

Возьми трапецию –сделай шапку

ВАРИАНТ 3-….

Выпуск февраль 2025 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12

СНЕГОВИК

Любой ребенок любит играть, но не любая игра подходить для ребенка

с расстройством аутистического спектра. Залогом успешного взаимодействия

с ребенком с РАС является установление прочного и доверительного

контакта, а игра, как ничто другое, в этом помогает.

Возможная

игра

даст

ребенку

новые

сенсорные

ощущения

и

разнообразные, положительные эмоциональные впечатления, которые в

дальнейшем станут основой его положительного взаимоотношения с

окружающим.

Данная игра будет полезна родителям, педагогам, работающим с

детьми с расстройством аутистического спектра, с детьми ОВЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

13

1. Горячева Т. Г, Никитина Ю.В. Расстройство аутистического спектра

у детей. Метод сенсорной коррекции: Учебно-методическое пособие. – М.:

Генезис, 2021. – 168с.

2. Ихсанова С.В. Система Диагностико-коррекционной работы с

аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2021. – 208с.

3. Либлинг М.М., Лаврентьева Н.Б. Обучение грамоте детей с

расстройствами аутистического спектра путем создания «Личного букваря» -

М.: Педагогика, 2018.

4. Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под

общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Сенсорные особенности детей с

расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое

пособие. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.

5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.

Пути помощи. М.: Теревинф, 2017. 288 с.

6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: - М.: Теревинф, 2018.

7. Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. Организация работы с ребенком с

аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2019.

– 64с.

8. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей:

альбом игровых коррекционных задач. – М.: «Плэйт», 2001. – 112с.

14

СНЕГОВИК СНЕЖИНКА СУГРОБ

КЛЮШКА ЛЫЖИ КОНЬКИ

15



В раздел образования