Автор: Козелова Светлана Ивановна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДС№8"
Населённый пункт: г. Трёхгорный, Челябинская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Типография «Игра для детей с расстройством аутистического спектра»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 города Трёхгорный
Методическая разработка
Типография
«Игра для детей с расстройством аутистического
спектра»
Подготовила:
Учитель -дефектолог
Козелова С.И.
г. Трёхгорный, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4-5
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРЫ
6-9
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
10-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
14
Приложение
15
2
АННОТАЦИЯ
Данная дидактическая игра поможет родителям и педагогам подобрать
ключик к детям с расстройством аутистического спектра.
С помощью представленной игры педагог может расположить ребенка
к себе, социализировать его, вовлекать в образовательный процесс, развивать
у
ребенка
нравственные
качества
и
интеллектуальные
способности,
корректировать коммуникативные и поведенческие умения.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Расстройство
аутистического
спектра
(сокращенно
РАС)
-
нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития.
Синдром детского аутизма впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Это
особое раннее нарушение психического развития ребенка.
Выделяется три основных признака данного синдрома: дефицит
способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и
общественные
связи,
ограниченные
интересы,
часто
повторяющиеся
поведенческие действия.
Основная характеристика: перманентный дефицит в социальной
коммуникации и социальном взаимодействии.
Частота встречаемости РАС у детей за последнее десятилетие
значительно увеличилась. Такие дети испытывают огромные трудности во
взаимодействии с другими людьми, в общении, социальной адаптации и
требуют специальной поддержки. Таких детей часто называют особенными,
соответственно и подход к ним должен быть особенным.
В настоящее время ФГОС НОО предъявляет определенные требования
к умениям учеников начальных классов, например, способность доносить и
аргументировать свою точку зрения относительно того или иного события.
Именно с проблемой отсутствия нагого навыка могут столкнуться дети с
РАС. Данная игра может помочь развить у ребенка нужные умения, в
частности коммуникативные.
Более трети детей с аутизмом проявляют интенсивный интерес к
буквам и цифрам. Вероятность такого интереса у них выше, чем у детей того
же возраста, не страдающих аутизмом.
Возникновение
интереса
к
письменной
речи
у
детей-аутистов
происходит одновременно с тем моментом в их развитии, когда они
демонстрируют сильный дефицит устной речи.
Для
поддержания
интереса
и
повышения
эффективности
коррекционного процесса необходимы разнообразие форм работы с детьми и
большая вариативность материала.
На своих занятиях я использую пособие «Типография». После мастер -
класса
"ТИПОГРАФИЯ
СВОИМИ
РУКАМИ"
родители
загорелись
изготовить СЕБЕ такое пособие для индивидуального пользования !!! (дома,
на даче, в поездках....) Пособие «Типография» не просто послужит ребёнку
средством освоения печати, альтернативной формой коммуникации, а
сделает процесс обучения более привлекательным, повышает мотивацию
детей.
4
Также данное пособие тренирует закрепление графического образа
букв, мелкую моторику кистей рук и зрительно – моторную координацию,
развивает внимание, память, повышается работоспособность.
Значение игры в жизни любого ребенка нельзя недооценивать. Игры
помогают развивать моторные навыки, когнитивные и коммуникативные
способности. Однако для детей с расстройством аутистического спектра
стандартная игра может оказаться сложной. Как родители, так и педагоги
должны уделять особое внимание тому, какие игры используются для
обеспечения взаимодействия и общения с ребенком с РАС.
Цель
игры
-
создать
условия
для
альтернативной
формы
коммуникации.
5
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРЫ «ТИПОГРАФИЯ»
Название
этапа
Описание работы
Результат
1
подготовител
ьный
Собрать винные
пробки и купить
плотный фоамиран,
штемпельную
подушку и
штемпельную
краску, подготовить
коробку для игры,
карточки Домана
6
2
Основной –
изготовление
вырезать печатные
буквы из бумаги
обвести печатные
буквы на фоамиране
и вырезать буквы,
цифры,
геометрические
фигуры из
фоамирана
7
приклеить буквы,
цифры,
геометрические
фигуры в
зеркальном
отражении к винным
пробкам
Написать ту же
самую букву на
другой стороне
винной пробки
3
Итог
Изготовление БОКС
- АРТА
8
Размещение букв,
цифр,
геометрических
фигур в коробку
9
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Название
ИГРА «ТИПОГРАФИЯ»
ВАРИАНТ 1
Возраст: 3+
Цель: Создать условия для альтернативной формы коммуникации у детей с
расстройством аутистического спектра
Задачи:
Образовательные:
-мотивировать детей к работе в «Типографии»
-дать возможность детям РАС при помощи взрослого узнать, как печатать
-сформулировать у детей РАС потребность употреблять в речи слова,
которые напечатали
Коррекционно – развивающие:
- формировать умение печатать буквы, слоги, слова, геометрические фигуры,
цифры…
- формировать навык глобального чтения
- совершенствовать навыки произношения напечатанных слов
- развивать память, внимание, мышление, слуховое внимание
- развивать речь, мелкую моторику
- способствовать развитию устной речи
- расширять словарный запас
Воспитательные:
- воспитывать интерес к игре, усидчивость, аккуратность
- воспитывать отношение к чтению как к источнику знания и средству
общения с окружающими
Ход игры:
1.
Ребёнок подкладывает табличку к предмету (картинке)
10
2.
«прочитывает» её
3.
Печатает в «ТИПОГРАФИИ»
ВАРИАНТ 2
Возраст: 3+
Цель: Создать условия для альтернативной формы коммуникации у детей с
расстройством аутистического спектра
Задачи:
Образовательные:
-мотивировать детей к работе в «Типографии»
-дать возможность детям РАС при помощи взрослого узнать, как печатать
-сформулировать у детей РАС потребность рисовать
Коррекционно – развивающие:
- формировать умение печатать геометрические фигуры, объекты, состоящие
из геометрических фигур …
- развивать память, внимание, мышление, слуховое внимание
- развивать речь, мелкую моторику
- расширять словарный запас
Воспитательные:
11
- воспитывать интерес к игре, усидчивость, аккуратность
Ход игры:
Возьми круг напечатай снеговика по образцу
Возьми трапецию –сделай шапку
ВАРИАНТ 3-….
Выпуск февраль 2025 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
12
СНЕГОВИК
Любой ребенок любит играть, но не любая игра подходить для ребенка
с расстройством аутистического спектра. Залогом успешного взаимодействия
с ребенком с РАС является установление прочного и доверительного
контакта, а игра, как ничто другое, в этом помогает.
Возможная
игра
даст
ребенку
новые
сенсорные
ощущения
и
разнообразные, положительные эмоциональные впечатления, которые в
дальнейшем станут основой его положительного взаимоотношения с
окружающим.
Данная игра будет полезна родителям, педагогам, работающим с
детьми с расстройством аутистического спектра, с детьми ОВЗ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
13
1. Горячева Т. Г, Никитина Ю.В. Расстройство аутистического спектра
у детей. Метод сенсорной коррекции: Учебно-методическое пособие. – М.:
Генезис, 2021. – 168с.
2. Ихсанова С.В. Система Диагностико-коррекционной работы с
аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2021. – 208с.
3. Либлинг М.М., Лаврентьева Н.Б. Обучение грамоте детей с
расстройствами аутистического спектра путем создания «Личного букваря» -
М.: Педагогика, 2018.
4. Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под
общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Сенсорные особенности детей с
расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое
пособие. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.
Пути помощи. М.: Теревинф, 2017. 288 с.
6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: - М.: Теревинф, 2018.
7. Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. Организация работы с ребенком с
аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
– 64с.
8. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей:
альбом игровых коррекционных задач. – М.: «Плэйт», 2001. – 112с.
14
СНЕГОВИК СНЕЖИНКА СУГРОБ
КЛЮШКА ЛЫЖИ КОНЬКИ
15