Напоминание

"Юный матетматик"


Автор: Ринус Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Проект по формированию математических представлений у дошкольников 4-5 лет
Тема: "Юный матетматик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема:

Общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-

дошкольника часто не приносят желаемых результатов. Многие родители

полагают, что главное при обучении математическим способностям — это

познакомить ребёнка с цифрами и научить его считать, складывать и

вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать.

Дидактическая игра с математическим содержанием требует усидчивости

и мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко,

раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания о счете и

величине, о геометрических фигурах

.

, развивает наблюдательность, память,

учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно

впитывая неоценимый математический опыт.

Если использовать дидактические игры и дидактические упражнения с

математическим содержанием в работе с детьми дошкольного возраста, то

формирование этих навыков у детей будет идти более успешнее.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей

посредством использования занимательных дидактических игр с

математическим содержанием в различных видах деятельности.

Задачи:

- развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;

- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез,

сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко,

оригинально мыслить);

- способствовать стремлению к достижению положительного результата,

настойчивости, находчивости и уверенности в себе;

- формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Участники проекта:

- воспитатели группы

- воспитанники (4-5лет)

- родители

Тип проекта:

- познавательно – игровой, долгосрочный

Предполагаемый результат:

У детей развивается интерес к занимательным играм с математическим

содержанием,

значительно

повышается

уровень

освоения

знаний

по

математическому развитию.

Дети проявляют любознательность и уверенность в себе. Дети уверенно

отвечают на вопросы взрослого, активно участвуют в обсуждениях.

Воспитывается

стремление

работать

согласованно,

умение

уступать

товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и

творческие способности детей.

Родители - активные участники образовательного процесса (оказывают

помощь в изготовлении и закреплении математического материала).

Этапы работы над проектом

I ЭТАП - Подготовительный

- Определение цели и задач проекта, мотива предстоящей деятельности,

прогнозирование результата. работа с родителями.

- Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение

предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

Дидактические и настольно-печатные игры:

««Подбери по форме»

«Мои первые цифры»

«Найди и назови»

«Правильный счет»

«Найди фигуру»

«Собери фигуру из палочек»

«На что похоже»

«Разделим и угостим друг друга»

«Помоги зайчатам»

«Математические пазлы»

«Сосчитай и найди цифру»

Наглядно-дидактические пособия:

подборка математических пословиц и поговорок, считалок, стихов,

загадок и сказок про цифры и геометрические фигуры. Различные

иллюстрации по теме;

картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пословиц и сказок

математического содержания;

раскраски с изображением различных геометрических фигур, цифр и

предметов похожих на них.Раскрашивание математических раскрасок

(по номерам).

Разработка ОД по ознакомлению с окружающим, рисованию,

аппликации:

Рисование: «Дикие животные из геометрических фигур», «Ветка

рябины», «Дымковская лошадка»;

Лепка: «Лебедь»,«Снеговик»,«Елка»,«Цветик-семицветик»;

Аппликация: «Город из геометрических фигур», «Ковер», «Дом для

поросенка»

Беседы: «Геометрические фигуры вокруг нас», «Зачем нам цифры?»,

«Как нам помогают знаки: больше, меньше и равно?».

II ЭТАП - Основной

Деятельность с детьми:

Рассматривание

иллюстраций

геометрических

фигур,

цифр

и

предметов похожих на них;

Ежедневно

считать

любые

предметы,

разделять

их

по

форме,

количеству и цвету;

Разучивание стихотворений о геометрических фигурах и цифрах;

Разгадывание загадок по теме;

Дидактические

игры:

«Пазлы

-

цифры»,

«Радужный

круг

с

прищепками», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Точки», «Сколько

точек

у

божьей

коровки?»,

«Найди

пару»,

«Продолжи

ряд»,

«Лабиринты», «Как расположены фигуры», «Угадай, где стоит»,

«Геоборд»,

«Судоку

из

картинок»,

«квадрат

Воскобовича»,

«Математическое лото»;

НОД:

o

Рисование: «Дикие животные из геометрических фигур», «Ветка

рябины», «Дымковская лошадка»;

o

Лепка: «Лебедь», «Снеговик», «Елка», «Цветик-семицветик»;

o

Аппликация: «Город из геометрических фигур», «Ковер», «Дом

для поросенка»;

o

Беседы: «Геометрические фигуры вокруг нас», «Зачем нам

цифры?», «Как нам помогают знаки: больше, меньше и равно?»;

Оформление выставок детских работ.

Взаимодействие с родителями:

Привлечение к изготовлению дидактических игр

Консультации:

o

«Обучение счету и основам математики дошкольников»

o

«Знакомство

со

счетом

и

цифрами.

Математические

дидактические задачи»

o

«Консультация для родителей по формированию элементарных

математических представлений»

o

«Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»

o

«Дидактические игры на умение детей ориентироваться в

пространстве»

o

«Математика - это интересно!»

III ЭТАП - Заключительный

Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.

Публикация материала на сайте ДОУ, в электронных СМИ.

Содержание деятельности по образовательным областям

ОО

Мероприятия

Задачи

Познавательное

развитие

Чтение

С.Маршак

«Веселый

счет»,

«Десять

рассказов»

считалок,

стихов,

загадок

на

закрепление счёта и

геометрических

фигур;

«Три

поросёнка»

«Два

жадных

медвежонка»

«Колобок»

«Три

медведя»

«Волк

и

семеро

козлят»

«Руковичка»

Дидактические игры

«Подбери по форме»

«Мои первые цифры»

«Найди

и

назови»

«Правильный

счет»

«Найди

фигуру»

«Собери

фигуру

из

палочек»

«На

что

похоже»

«Танграм»

«Колумбово яйцо»

«Математические

пазлы»

«Радужный

круг

с

прищепками»

«Сосчитай

и

найди

цифру»

«Пазлы - цифры»

Учить считать до 5 (на основе

наглядности),

пользуясь

правильными приемами счета:

называть

числительные

по

порядку; соотносить каждое

числительное только с одним

предметом

Учить

соотносить

форму

предметов

с

известными

геометрическими фигурами.

Совершенствовать

умение

группировать

предметы,

составлять целое из частей

Речевое развитие

Активизировать употребление

в речи названий предметов, их

частей,

материалов,

из

которых они изготовлены

Закреплять

в

речи

прилагательные

(круглый,

овальный, прямоугольный и

т.д.),

числительные

(количественные - один, два и

т.д.;

порядковые

-

первый,

второй и т.д.)

Приучать

детей

слушать

и

запоминать

сказки,

стихотворения,

загадки,

считалки.

Учить

составлять

рассказы, сказки о фигурах и

цифрах

Беседы

«Геометрические

фигуры вокруг нас».

«Зачем нам цифры?»

Социально-

коммуникативное

развитие

Чтение

математические

пословицы

и

поговорки про цифры

и фигуры.

Дидактические игры

«Помоги

зайчатам»

«Сколько

точек

у

божьей

коровки?»

«Найди

пару»

«Лабиринты»

«Продолжи

ряд»

«Как

расположены

фигуры»

«Угадай, где стоит»

«Разделим и угостим

друг

друга»

«Геоборд»

«Судоку из картинок»

«Математическое

лото»

«Точки»

«Квадрат

Воскобовича»

«Выложи узор»

Совершенствовать

умение

выполнять игровые действия,

поступать в соответствии с

правилами и общим игровым

замыслом

Учить коллективным играм,

формировать навыки добрых

взаимоотношений в игре

Формировать

умение

договариваться

о

распределении

коллективной

работы,

заботиться

о

своевременном

завершении

совместного задания.

Воспитывать

самостоятельность,

целенаправленность

и

саморегуляцию

собственных

действий

Приучать ориентироваться в

пространстве

Художественно-

эстетическое

развитие

Рисование

«Дикие животные из

геометрических

фигур»

«Ветка

рябины»

«Дымковская

лошадка»

«Рисуем по точкам»

«Штриховка

Формировать

и

закреплять

представления

о

форме

предметов,

величине,

расположении частей.

Обучать конструированию из

бумаги,

из

геометрических

фигур

(изображение

животного, цифры и т.д.)

геометрических

фигур»

«Математические

раскраски»

Лепка

«Лебедь»

«Снеговик»

«Елка»

«Цветик-семицветик»

Аппликация

«Город

из

геометрических

фигур»

«Ковер»

«Дом для поросенка»

Театральная

деятельность

«Теремок»

«Волк

и

семеро

козлят»

«Колобок»

«Репка»

Физическое

развитие

Пальчиковые игры

«Покупал

баран

баранки»

«Червячки»

«Котята»

«Пальчики»

«Дружба»

«Рыбки»

Подвижные

игры

«Найди

пару»

«Встань

на

свое

место»

«Кто

на

каком

месте?»

«Самолеты»

«Найди,

где

спрятано!»

«Займи

место»

«Не зевай, не ленись

Развивать

организованность,

самостоятельность,

инициативность,

умение

поддерживать

дружеские

взаимоотношения

со

сверстниками во всех формах

организации

двигательной

деятельности

и

по

двое

(трое,

четверо

и

т.д.)

становись!».

Прогнозируемые результаты проекта:

Дети:

1.Закрепят навыки счета в пределах 5, закрепят знания о геометрических

фигурах

(круг,

квадрат,

прямоугольник,

треугольник),

научатся

ориентироваться в пространстве.

2.Использование дидактических игр способствует развитию логического

мышления у дошкольников, внимания, памяти.

Родители:

1.Познакомятся с доступными дидактическими играми и занимательными

игровыми приемами по формированию элементарных математических

представлений.

2.Изготовят дидактические игры.

Воспитатели:

1.Обогатят свой педагогический опыт,

1.Обновят развивающую среду в группе. изготовят новые дидактические

игры,

подберут

игровые

задания

для

индивидуальной

работы

с

воспитанниками.

2.Привлекут родителей к образовательной деятельности.

3.Оформят картотеку пальчиковых игр.

Оценка эффективности проекта

1.У детей развивается интерес к математическим знаниям, умениям и

представлениям

при

помощи

занимательных

дидактических

игр

и

упражнений; речь детей активизируется, появляется больший интерес к

занятиям

по математике,

развивается

трудолюбие,

аккуратность,

доброжелательность.

2.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Оценка рисков

1.Вирусные заболевания воспитанников.

2.Нежелание родителей участвовать.

Презентация проекта:

Выставка детских работ по теме «Геометрические фигуры вокруг нас»:

«Город из геометрических фигур», «Дикие животные», «Ковер».

Занятие по познавательному развитию «Путешествие в страну Цифр»

Приложения:

Картотека физкультминуток с математическими понятиями

Подборка стихов и загадок про цифры и геометрические фигуры

Картотека математических считалок, пословиц и поговорок

Подборка консультаций для родителей

Методическая литература

1.

Помораева, Позина: Формирование элементарных математических

представлений. Средняя группа. ФГОС - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2.

Звонкин

А.К.

Малыши

и

математика.

Домашний

кружок

для

дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.

3.

Кузнецова

Е.В.

Учимся,

играя.

Занимательная

математика

для

малышей, в стихах. - М.: ИРИАС, 2006.

4.

Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.



В раздел образования