Автор: Ринус Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Проект по развитию познавательного интереса у воспитанников к художественным произведения посредством возрождения традиции семейного чтения
Тема: «Библиотека Малышкиных книжек»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Огонёк»
Проект
«Библиотека Малышкиных книжек»
Группа среднего дошкольного возраста «Ромашка»
Разработчики: Белан К. С. воспитатель
Ринус Л. Н. воспитатель
Паспорт проекта
Наименование
«Библиотека Малышкиных книжек»
Участники проекта
Воспитанники группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Родители (законные представители) воспитанников
Воспитатели группы
Цель проекта
Формирование у детей 4-5 лет интереса к книге и чтению и создание
условий для самостоятельного и совместного (с воспитателем и
другими детьми) взаимодействия с книгой.
Задачи проекта
1.
Познакомить детей с различными видами детских книг (сказки,
рассказы, стихи).
2.
Обогатить словарный запас детей и развить связную речь.
3.
Развивать воображение, творческое мышление и эмоциональную
отзывчивость.
4.
Воспитывать бережное отношение к книгам.
5.
Привлечь родителей к участию в проекте и чтению детям дома.
6.
Организовать в группе мини-библиотеку.
Этапы и сроки реализации
проекта
1 этап: Подготовительный - изучение и подборка материала по данной
теме (1 неделя)
2 этап: Основной
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта (1
неделя)
3 этап: Заключительный (2 неделя)
Цель:
создание
условий
для
самовыражения
и
воплощения
собственного замысла в совместной работе.
Результаты реализации
проекта
Дети знают:
•
Понимают, что книги бывают разные (сказки, рассказы, стихи).
•
Могут рассказать о своих любимых книгах и персонажах.
•
Знают некоторые новые слова и выражения из прочитанных книг.
•
Знают, что такое библиотека и для чего она нужна.
Родители:
•
Понимают важность чтения детям в дошкольном возрасте для их
развития.
•
Активно участвуют в чтении детям дома и в ДОУ.
•
Повышают уровень своей компетентности в выборе детской
литературы.
•
Улучшают взаимодействие с детским садом в вопросах приобщения
детей к чтению.
Педагоги:
•
Повышают свою компетентность в выборе детской литературы для
данного возраста.
•
Владеют разнообразными методами и приемами для работы с книгой
(чтение, обсуждение, игры и т.д.).
•
Создают стимулирующую среду для развития интереса к чтению у
детей.
•
Разрабатывают и внедряют новые формы работы с книгой.
Краткосрочный проект в средней группе «Библиотека Малышкиных
книжек»
Актуальность
В современном мире, где все больше внимания уделяется электронным гаджетам,
важно не забывать о роли книги в развитии ребенка. Книга развивает воображение, речь,
расширяет кругозор и формирует нравственные качества. Приобщение к чтению с раннего
возраста закладывает фундамент для успешного обучения в будущем.
Основная идея
Создание
в
группе
детского
сада
«Библиотеки
Малышкиных
книжек»
как
пространства для знакомства с книгами, стимулирования интереса к чтению и развития
любви к литературе.
Цель проекта:
Формирование у детей 4-5 лет интереса к книге и чтению и создание условий для
самостоятельного и совместного (с воспитателем и другими детьми) взаимодействия с
книгой.
Задачи проекта:
1.
Познакомить детей с различными видами детских книг (сказки, рассказы, стихи).
2.
Обогатить словарный запас детей и развить связную речь.
3.
Развивать воображение, творческое мышление и эмоциональную отзывчивость.
4.
Воспитывать бережное отношение к книгам.
5.
Привлечь родителей к участию в проекте и чтению детям дома.
6.
Организовать в группе мини-библиотеку.
Срок реализации: краткосрочный, с 24.03.25-04.04.25 г.
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Проблема проекта:
•
Низкий интерес некоторых детей к чтению.
•
Недостаточное внимание родителей к чтению детям дома.
Ожидаемый результат:
•
Создание в группе детского сада привлекательной и доступной мини-библиотеки.
•
Повышение интереса детей к книге и чтению.
•
Активное вовлечение родителей в процесс приобщения детей к чтению.
•
Развитие у детей любви к литературе и формирование читательских интересов.
•
Улучшение речевых навыков детей и расширение их словарного запаса.
Содержание проекта
1 этап: Подготовительный (1 неделя)
Обсуждение идеи проекта.
Подбор детской литературы для мини-библиотеки (с учетом возрастных
особенностей детей).
Подготовка места для новой мини-библиотеки (уголок в группе, полка, стеллаж).
2 этап: Основной (1 неделя)
Чтение художественной литературы: Ежедневное чтение воспитателем детских
книг (сказок, рассказов, стихов) с последующим обсуждением прочитанного.
Цель: развивать у детей интерес к чтению, обогащать их словарный запас,
формировать навыки слушания и понимания текста.
Беседы о книгах: Проведение бесед о любимых книгах, героях.
Цель: углублять понимание прочитанного, развивать речь и мышление детей,
формировать умение выражать свои мысли и чувства.
Игры и упражнения: «Я назову, а вы продолжите», «Сказочный мешочек».
Цель: развивать у детей речь, внимание и память, вспомнить героев сказок и
рассказов.
Рисование и аппликация: Создание творческих работ к любимым рассказам и
сказкам.
Цель: развивать творческие способности детей, закреплять знания о прочитанных
книгах, учить выражать свои впечатления в изобразительной форме.
Чтение детей с родителями дом
Цель: привлечь родителей к активному участию в проекте, создать условия для
совместного чтения и обсуждения книг дома.
Рекомендации родителям по чтению детям дома: создание памяток с подборкой
интересных рассказов и сказок по возрастной группе детей.
3 этап: Заключительный (2 неделя)
Организация выставки детских рисунков и аппликаций по мотивам прочитанных
книг.
Изготовление книжек Малышек родителей с детьми, дома.
Оформление уголка "Библиотека Малышкиных книжек".
Подведение итогов проекта: подготовка отчетной документации
Планируемые результаты
Дети знают:
Понимают, что книги бывают разные (сказки, рассказы, стихи).
Могут рассказать о своих любимых книгах и персонажах.
Знают некоторые новые слова и выражения из прочитанных книг.
Знают, что такое библиотека и для чего она нужна.
Родители:
Понимают важность чтения детям в дошкольном возрасте для их развития.
Активно участвуют в чтении детям дома и в ДОУ.
Повышают уровень своей компетентности в выборе детской литературы.
Улучшают взаимодействие с детским садом в вопросах приобщения детей к
чтению.
Педагоги:
Повышают свою компетентность в выборе детской литературы для данного
возраста.
Владеют разнообразными методами и приемами для работы с книгой (чтение,
обсуждение, игры и т.д.).
Создают стимулирующую среду для развития интереса к чтению у детей.
Разрабатывают и внедряют новые формы работы с книгой.
Схема реализации проекта
Модель трех вопросов
Что мы знаем?
Что хотим знать?
Как узнаем?
Книги помогают нам узнавать
новое и интересное.
Почему важно читать книги?
Обсуждение с детьми,
рассказы воспитателя,
приглашение библиотекаря.
Книги бывают разные.
Какие именно бывают книги?
Беседа о книгах их
разновидностях (стихи,
рассказы, сказки).
Мы знаем, что в книгах живут
сказочные герои и происходят
разные истории.
Как придумывать свои собственные
сказки и истории?
Игры – упражнения,
использование картинок и
иллюстраций, рисование
иллюстраций к придуманной
сказке.
У некоторых детей дома есть
свои любимые книги.
Какие интересные книги дети читают
дома с родителями?
Спросить взрослых,
родителей, выставка любимых
книг, сделанных своими
руками.
- Чтение художественной
литературы,
- Рассматривание тематических
иллюстраций,
- Беседы,
- Упражнения
- Совместная и самостоятельная
деятельность
- Рисование и аппликация
- Памятки
- Совместная работа педагогов с
родителями
- Чтение с детьми на дому
- Создание с детьми Книжек
Малышек
Проект «Библиотека Малышкиных
книжек»
Работа с родителями
Работа с детьми
Перспективный план мероприятий по проекту «Библиотека
Малышкиных книжек»
Срок реализации
Мероприятия с детьми и
родителями
Цель мероприятия
1 неделя
Беседа с детьми: «Какие книги мы
читаем дома».
Стимулировать обмен
впечатлениями о прочитанных
книгах, расширить кругозор и
словарный запас.
Упражнение «Я назову, а вы
продолжите»
Развивать у детей речь,
внимание и память, вспомнить
героев сказок и рассказов.
Чтение стихов «Все девчонки и
мальчишки», «Детские книги, важны
и прекрасны»
Развивать у детей речь,
внимание и память.
Чтение сказки «Четыре желания»
Развивать у детей речь,
внимание и память, вспомнить
героев сказок.
Чтение английской сказка «Три
поросенка» (обработка С. Михалкова)
Познакомить детей с
классической сказкой в
доступной и интересной форме,
развивать навыки восприятия
на слух, обогащать речь,
формировать представления о
добре и зле.
Упражнение «Сказочный мешочек»
Развивать у детей речь,
внимание и память, вспомнить
героев сказок и рассказов.
Рисование иллюстраций по любимым
сказкам детей
Развитие творческого
воображения, художественных
навыков, закрепление знаний о
любимых сказках,
самовыражение.
Памятки для родителей: «Зачем
читать детям, чем это полезно?».
Повышение родительской
грамотности в вопросах
детского чтения, мотивация к
совместному чтению,
информирование о
положительном влиянии чтения
на развитие ребенка.
2 неделя
Беседа с детьми: «Какие бывают на
свете книги».
Развивать у детей интерес к
чтению, обогащать их
словарный запас, формировать
навыки слушания и понимания
текста
Аппликация на тему сказки:
«Колобок»
Развитие мелкой моторики,
координации движений,
творческого мышления,
закрепление знаний о
содержании сказки, умение
работать с бумагой и клеем.
Организация выставки детских
творческих работ
Демонстрация детских
достижений, поощрение
творческой активности,
формирование позитивного
отношения к собственным
работам и работам других
детей.
Изготовление книжек Малышек
родителей с детьми, дома.
Стимулирование совместного
творчества детей и родителей,
развитие фантазии, навыков
ручного труда, укрепление
семейных связей.
Оформление уголка "Библиотека
Малышкиных книжек".
Создание привлекательного и
доступного пространства для
знакомства с книгами,
формирование интереса к
чтению.
Приложение 1
Упражнение 1:
«Я назову, а вы продолжите».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления,
памяти.
Ход игры:
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Младший и средний возраст
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Упражнение 2:
«Сказочный мешочек».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления,
памяти.
Ход игры:
Педагог заранее подготавливает мешочек с различными предметами из сказок
(яйцо, золотой ключик, красная шапочка и т.д.) ребенок вытягивает из мешка предмет
и пытается угадать из какой он сказки.
Приложение 2
Стихи для чтения
***
Все девчонки и мальчишки
Очень любят читать книжки.
Ведь читать их интересно,
Для развития полезно.
Книги разные бывают:
Веселят и поучают;
И с картинками, и без;
Про моря, волшебный лес.
И сегодня, в праздник книги,
Вам скажу я без интриги:
Если с книжкой с детства дружишь,
В жизни многое заслужишь.
***
Детские книги, важны и прекрасны,
Учат быть лучше, и верить в добро.
И, потому, так значительно важно,
Чтобы, они издавались легко!
Чтобы бумага от радости пела,
Чтобы детишки любили читать!
Творчество книги – прекрасное дело!
Вам ли, любители книги не знать?