Напоминание

Рекомендации по использованию картотеки дидактических игр по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни детей среднего дошкольного возраста


Автор: Решетникова Светлана Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 100 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень. Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации по использованию картотеки дидактических игр по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 100 города Тюмени

Консультация для воспитателей:

«Рекомендации по использованию картотеки

дидактических игр по формированию начальных

представлений о здоровом образе жизни детей

среднего дошкольного возраста»

Выполнила: старший воспитатель

Решетникова Светлана Анатольевна

Тюмень, 2025

Рекомендации

для

педагогов

по

использованию

картотеки

дидактических игр по формированию начальных представлений о здоровом

образе жизни детей среднего дошкольного возраста включают следующие

шаги:

1. Ознакомьтесь с содержанием картотеки: Изучите содержание

картотеки и ознакомьтесь с играми, заданиями и материалами, включенными

в нее. Понимание содержания поможет вам лучше использовать ресурсы и

планировать активности в соответствии с целями и потребностями детей.

2. Выберите подходящие игры и задания: Исходя из целей и задач,

которые вы хотите достичь, выберите игры и задания, наиболее подходящие

для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Учтите интересы и уровень развития детей, чтобы обеспечить эффективное и

интересное обучение.

3. Планируйте последовательность и прогрессию: Разработайте план,

определяющий последовательность и прогрессию игр и заданий в течение

периода работы. Учитывайте возрастные особенности детей и их уровень

развития, начиная с простых и основных понятий и постепенно переходя к

более сложным и углубленным аспектам здорового образа жизни.

4. Подготовьте необходимые материалы: Проверьте наличие всех

необходимых материалов и ресурсов для проведения игр и заданий из

картотеки. Убедитесь, что все материалы чистые, в хорошем состоянии и

безопасны для детей.

5. Создайте стимулирующую образовательную среду: Обеспечьте

удобную

и

стимулирующую

образовательную

среду,

которая

будет

способствовать активному участию детей. Разместите материалы и ресурсы

таким образом, чтобы они были доступны детям и могли быть легко

использованы во время игр и заданий.

6. Вовлекайте детей в процесс: Объясните детям правила игры и

задания, дайте им возможность задавать вопросы и высказывать свои идеи.

Поощряйте активное участие, взаимодействие и сотрудничество между

детьми. Создайте атмосферу поддержки и взаимного уважения.

7. Проводите рефлексию и обсуждение: После завершения игр и

заданий проведите рефлексию и обсуждение с детьми. Задавайте вопросы,

чтобы узнать, что они узнали и как они могут применить полученные знания

в своей жизни. Ответствуйте на их вопросы и поддерживайте обмен мыслями

и опытом.

8.

Сотрудничайте

с

родителями:

Информируйте

родителей

о

проводимых играх и заданиях, объясняйте им, как они могут поддержать и

продолжить работу дома. Предлагайте родителям материалы и ресурсы,

чтобы они могли активно участвовать в формировании здорового образа

жизни своих детей.

9. Оценивайте прогресс: Ведите наблюдение и оценку прогресса детей

в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни.

Используйте наблюдения и результаты для адаптации и корректировки

дальнейшей работы.

10. Продолжайте развивать и совершенствовать работу: Непрерывно

развивайте свои навыки и знания, ищите новые идеи и подходы к работе с

детьми. Обменивайтесь опытом с коллегами и изучайте новые исследования

и материалы, связанные с формированием здорового образа жизни детей.

Таким образом, использование картотеки дидактических игр для

формирования начальных представлений о здоровом образе жизни детей

среднего дошкольного возраста представляет эффективный и интересный

подход к обучению. Следуя рекомендациям по использованию картотеки,

педагоги могут создать стимулирующую образовательную среду, вовлечь

детей в активное участие и обсуждение, а также сотрудничать с родителями

для поддержки работы дома. Этот подход помогает детям развивать

представления о здоровом образе жизни, осознавать его важность и

применять полученные знания в повседневной жизни.

Для родителей рекомендации краткие:

- проводить с ребенком игры по такому порядку, который присутствует

в данной картотеке;

- не проводить больше 3 игр в день, иначе у ребенка будет перегруз

информации в голове, ребенок просто на просто ничего не запомнит;

- использовать дидактический материал в настольно-печатных игр. С

помощью наглядности ребенку будет проще запомнить информацию;

- не забывать повторять пройденный материал с ребенком (можно

проводить с ним беседы, во время режимных моментов задавать вопросы),

так ребёнок точно запомнит информацию, а если у него возникнут проблемы,

вы сразу об этом узнаете и сможете ему что-то подсказать (например:

правила поведения при мытье рук, пользу еды при завтраке, обеде или

ужине)

Картотека дидактических игр по формированию первоначальных

представлений о здоровом образе жизни у детей среднего

дошкольного возраста

1.

«

Правильно питаемся»

Цель: формирование у детей представления о важности правильного

питания для здоровья.

Задачи:

- закреплять знания о полезных и вредных продуктах;

- развивать внимание и память;

- научить работать в команде;

- воспитывать бережное отношение к здоровью.

Оборудование: карточки с изображениями продуктов, цветные

кружки для игры «Самые полезные продукты» или наборное полотно для

игры «Поварята».

Правила игры:

Объяснение цели и правил: воспитатель рассказывает детям, как будет

проходить игра, объясняет, что нужно делать.

Игровые действия: дети по очереди вытягивают карточки,

обсуждают, к какой категории относится продукт (полезный или вредный),

аргументируют свой выбор.

Размещение карточек: после обсуждения карточки размещаются на

соответствующих местах (например, на доске или столе).

Подведение итогов: проводится общее обсуждение, где дети могут

поделиться своими впечатлениями и новыми знаниями.

2.

«Полезные и вредные продукты»

Цель: формирование у детей представления о роли полезной и вредной

еды в жизни человека.

Задачи:

- знакомить детей с полезными и вредными продуктами питания, их

значением для здоровья человека;

- развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое

мышление, речь;

- воспитывать желание вести здоровый образ жизни, правильно питаться.

Оборудование: большие круги (тарелки) с символическими

обозначениями «запрещается» и «разрешается», магнитные предметные

картинки с изображением продуктов питания.

Ход игры:

Предварительная работа: беседа о вредной и полезной пище, рассказ

воспитателя о продуктах питания и их значении для жизни человека, игра

«Угости друга», отгадывание загадок о продуктах питания, чтение

художественной литературы.

Введение: например, воспитатель говорит, что в гости пришёл мишка,

который любит сладости, и предлагает показать ему, какие продукты

полезные, а какие вредные.

Объяснение правил: на доске две тарелочки, на одной из которых знак

«запрещается» — там будут вредные для здоровья продукты, на

другой — знак «разрешается» — там разместят только полезные продукты (в

которых есть витамины).

Игровые действия: дети берут картинку с изображением продуктов,

называют их и определяют, полезные или вредные они.

Подведение итогов: воспитатель вместе с детьми проверяет

правильность разложения продуктов питания. Если ребёнок допустил

ошибку, следует рассмотреть, по какой причине она была допущена.

Завершение: воспитатель говорит, что дети молодцы и помогают

мишке понять, что сладкое можно есть, но редко и немного.

Варианты игры: можно провести её в виде соревнований между

двумя командами, где одна выбирает полезные продукты, а

другая — вредные. Выигрывает та команда, которая раньше справится с

заданием и сделает это верно. Также можно провести игру по аналогии

«Найди лишнее»: ребёнку предлагается найти ошибку, например, вредный

продукт на тарелочке со знаком «разрешается» или наоборот.

3.

«Что для здоровья хорошо? Что для здоровья плохо?».

Цель: формирование представлений детей о правилах личной гигиены

и правильном, бережном отношением к своему здоровью,

Задачи:

- закрепить знания о том, что полезно, а что вредно для организма

человека.

Материал: круг с красными и зелёными секторами, на котором

имеются цифры от 1 до 6, карточки с изображением различных ситуаций на

красном или зелёном фоне, кубик, фишки.

Правила игры:

Раскладывается круг, на каждый сектор выкладывается карточка

соответствующего цвета изображением вниз. Остальные карточки

складываются стопками также изображением вниз.

Дети по очереди подбрасывают кубик. Цифра, выпавшая на кубике,

указывает сектор круга с тем же номером.

Ребёнок объясняет, что за ситуация показана на картинке, как она повлияет

на здоровье человека.

За правильный, подробный ответ ребёнок получает фишку и выкладывает на

свободный сектор карточку необходимого цвета.

Красный цвет обозначает, что вредно, плохо для здоровья, зелёный — то, что

полезно.

4.

Дидактическая игра-ходилка «Путешествие в страну

здоровья»

Цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

- систематизировать знания о здоровом образе жизни,

- воспитывать потребность в ЗОЖ.

Правила игры:

1.

В игре участвуют от 2 до 5 игроков. Игроки ставят фишки на старт,

очерёдность обговаривают заранее.

2.

В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперёд

ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка

игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других

игроков, или останавливаться на них.

3.

Если фишка останавливается на круге с изображением картинки, то ход

переносится по стрелке на несколько шагов назад, если изображено

вредное для здоровья занятие, и вперёд, если изображено полезное

занятие. При этом игрок должен пояснить, почему данное действие

вредное либо полезное.

4.

Если игрок не смог дать пояснение, то его фишка возвращается на

линию старта, а пояснения дают другие игроки.

5.

Побеждает игрок, который первый доберётся до финиша.

5.

Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров»

Цель: уточнять знания детей о составляющих здорового образа жизни,

развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Описание игры: она состоит из карточек и образов двух человечков. На

карточках изображены различные действия, привычки и продукты питания.

Человечков кладут на стол, а карточки в коробке перемешивают. Затем берут

одну карточку, не подглядывая, смотрят, что на ней изображено, говорят

остальным, полезно это для здоровья или вредно, и кладут рядом с

человечком.

2 вариант игры: выполнен в форме круга, который разделён на 8

частей. В каждой части есть краткое описание (подтема), а также картинки,

подходящие под описание этих частей. В центре круга зафиксирована

стрелка-рамка

с

надписью

«Здоровье».

Вращая

эту

рамку,

дети

останавливаются на каждой из тем и подробно рассказывают, что видят и как

это помогает быть здоровыми.

6.

«Что такое ЗОЖ»

Цель: формирование знаний детей о здоровом образе жизни.

Играют все дети. Есть несколько картинок картинок, на которых

изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на

укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,

б) выполнение физических упражнений, в) приём здоровой пищи, г)

игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми,

ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

7. «Отгадай загадку по картинке»

Цель: помочь детям запомнить предметы личной гигиены

Оборудование:

картинки

с

изображением

опасных

предметов.

Взрослый

загадывает

загадку,

а

дети

отгадывают

и

находят

соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем

опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый

предмет.

8. «Правила гигиены»

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы.

Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем

водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при

помощи жестов

и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание,

чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

9. «Мой день»

Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою

точку

зрения;

учит

находить

нарушения

закономерностей

в

последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных

режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом

(от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям,

почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать

последовательность, а ребёнок продолжает. Вариант 3. «Исправь ошибку».

Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её

в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

10. «Подбери пару»

Цели: соотносить предметы на картинках, с действиями закреплять

навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея,

мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки,

одежда, игрушки.

Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают

их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

11. «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным,

бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание,

память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и

позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля

изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается

поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями –

«что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант. Показ

картинок можно сопровождать двигательной

активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют

прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

12. «Утро начинается…»

Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня,

закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

Игровые правила: Нужно называть виды деятельности, проводимые

утром, днем, вечером, ночью.

Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности,

соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени

суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые

необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той

последовательности, в которой они должны выполняться. Количество

игроков 8-10 человек.

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному

развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.



В раздел образования