Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ


Автор: Ерофеева Яна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №15
Населённый пункт: Краснодарский край, г.Армавир, п.Заветный
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ

БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ: ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

Введение:

Безопасность

детей

на

дорогах

является

одной

из

первостепенных

задач,

стоящих

перед

обществом

и

системой

образования.

Дошкольный

возраст

критический

период

для

формирования основ безопасного поведения, поскольку именно в этот

период закладываются базовые представления о мире, усваиваются

модели поведения и формируются привычки. Особое значение имеет

освоение правил дорожного движения (ПДД), поскольку статистика

детского

дорожно-транспортного

травматизма

остается

тревожной.

Данная

исследовательская

работа

посвящена

анализу

психолого-

педагогических

предпосылок

формирования

у

детей

дошкольного

возраста

навыков

безопасного

поведения

на

дороге,

а

также

разработке практических стратегий, направленных на их эффективное

усвоение.

Актуальность проблемы и теоретические основы:

Дошкольники,

в

силу

возрастных

особенностей

своего

психофизического развития, обладают рядом характеристик, которые

делают их особенно уязвимыми на дороге. Это, прежде всего:

Недостаточно развитое восприятие: Ограниченное поле зрения,

трудности с оценкой расстояния, скорости и направления движения

транспортных средств. Дети могут фокусировать внимание на одном

объекте, упуская из виду другие.

Импульсивность и недостаточная саморегуляция: Склонность к

внезапным

действиям,

неумение

предвидеть

последствия,

повышенная

эмоциональность,

которая

может

привести

к

игнорированию опасности.

Слабо развитое чувство опасности: Дети не всегда осознают

реальную

угрозу,

исходящую

от

движущегося

автомобиля,

воспринимая его как нечто интересное, но не опасное.

Недостаточный

объем

знаний

и

навыков:

Отсутствие

или

неполное

усвоение

правил

поведения

на

улице,

непонимание

значения дорожных знаков и сигналов светофора.

В связи с этим, формирование навыков безопасного поведения

на дороге у дошкольников должно строиться на основе понимания

этих

возрастных

особенностей

и

применения

педагогических

подходов,

максимально

учитывающих

их.

Теоретической

базой

данного процесса являются:

Теория

поэтапного

формирования

умственных

действий

П.Я.

Гальперина:

Предполагает

освоение

навыков

через

поэтапное

преобразование внешних действий во внутренние. В контексте ПДД

это означает, что сначала ребенок осваивает действия на макете,

затем в условиях, приближенных к реальным, и, наконец, в реальных

условиях.

Принцип наглядности: Дети дошкольного возраста лучше всего

усваивают

информацию

через

непосредственное

восприятие.

Максимальное использование наглядных материалов, демонстраций,

имитаций является ключевым.

Игровой

метод: Игра

является

ведущим видом

деятельности

дошкольника,

через

который

он

познает

мир.

Интеграция

ПДД

в

игровую деятельность делает процесс обучения более эффективным

и увлекательным.

Формирование мотивации: Важно не просто заучить правила, а

сформировать

у

ребенка

внутреннюю

потребность

в

безопасном

поведении, осознание его значимости.

Основные компоненты навыков безопасного поведения на

дороге:

Формирование

навыков

безопасного

поведения

на

дороге

у

дошкольников включает освоение следующих ключевых компонентов:

Знание и понимание дорожных ситуаций:

Различение

элементов

дороги:

Проезжая

часть,

тротуар,

обочина, пешеходный переход, перекресток.

Понимание функций участников дорожного движения: Пешеход,

водитель, пассажир.

Знание

основных

дорожных

знаков:

“Пешеходный

переход”,

“Дети”,

“Осторожно,

дети!”,

“Место

для

парковки”,

“Движение

пешеходов запрещено”.

Понимание сигналов светофора: Красный, желтый, зеленый свет

для пешеходов и транспорта.

Различение

зон

опасности:

Проезжая

часть,

места

около

движущегося транспорта.

Усвоение правил безопасного поведения:

Правила перехода проезжей части: Переходить дорогу только по

пешеходному переходу (на зеленый сигнал светофора, убедившись в

безопасности).

Правила

движения

по

тротуару:

Идти

по

тротуару,

держась

правой стороны.

Правила

поведения

на

остановочных

пунктах:

Ожидать

транспорт только на остановке.

Правила

поведения

вблизи

проезжей

части:

Не

играть

на

проезжей

части,

не

выбегать

на

дорогу

из-за

препятствий

(припаркованные машины, кусты).

Правила

поведения

в

общественном

транспорте:

Соблюдать

порядок, не высовываться в окна.

Формирование умений и навыков:

Умение ориентироваться в дорожной обстановке: Определять

направление движения транспорта, оценивать расстояние.

Навык “безопасного перехода”: Остановиться у края тротуара,

посмотреть

налево,

затем

направо,

убедиться

в

отсутствии

приближающегося

транспорта,

затем

перейти

дорогу,

продолжая

контролировать дорожную обстановку.

Навык предвидения опасности: Умение замечать потенциально

опасные ситуации и реагировать на них.

Навык

использования

средств

пассивной

безопасности:

Например, пристегивание ремнем безопасности в автомобиле.

Развитие навыков самоконтроля и ответственности:

Умение тормозить свои импульсивные желания: Не поддаваться

сиюминутному порыву выбежать на дорогу.

Осознание

ответственности

за

свою

безопасность

и

безопасность

других:

Понимание,

что

нарушение

правил

может

привести к беде.

Психолого-педагогические

подходы

к

формированию

навыков:

Эффективное формирование навыков безопасного поведения на

дороге

у дошкольников

требует комплексного, систематического

и

дифференцированного подхода.

1. Интеграция в образовательный процесс:

Тематические

занятия:

Проведение

занятий,

посвященных

правилам дорожного движения, с использованием наглядных пособий,

дидактических игр, интерактивных материалов. Важно, чтобы занятия

были интересными, включали элементы игры, сюрприза.

Прогулки

и

экскурсии:

Организация

целевых

прогулок

с

наблюдением за дорожным движением, изучением дорожных знаков,

пешеходных переходов, работой светофора. Педагог комментирует

происходящее, акцентируя внимание на правилах.

Сюжетно-ролевые игры: Игры “Мы водители”, “Мы пешеходы”,

“Светофор” позволяют детям в игровой форме отработать модели

поведения,

усвоить

правила.

Для

этого

необходимо

создание

соответствующей предметно-пространственной среды (макет дороги,

рули, светофор, дорожные знаки).

Дидактические игры: Существует множество игр, направленных

на развитие различных аспектов ПДД: “Собери знак”, “Что лишнее?”,

“Угадай

знак”, “Разложи

по

порядку” (сигналы

светофора), “Найди

пару” (дорожный знак и его значение).

Чтение

художественной

литературы:

Использование

стихов,

рассказов,

сказок,

в

которых

затрагиваются

темы

безопасного

поведения

на

дороге

(например,

произведения

С.

Михалкова,

Ю.

Яковлева).

Обсуждение

сюжетов,

поступков

героев

помогает

осмыслить правила.

2. Использование наглядности и демонстрации:

Макеты и модели: Создание макетов дорог, перекрестков, улиц с

использованием

игрушечных

автомобилей,

светофоров,

дорожных

знаков. Дети могут сами моделировать различные дорожные ситуации

и искать правильные пути их разрешения.

Визуальные

материалы:

Плакаты

с

изображением

дорожных

знаков,

правил

поведения,

светофоров,

яркие

иллюстрации

к

литературным произведениям.

Демонстрация

безопасного

поведения:

Педагог

сам

должен

демонстрировать

безупречное

соблюдение

правил

дорожного

движения

на

прогулках, в

быту,

в

рамках

игровых

ситуаций.

Это

является мощным примером для детей.

Использование

видеоматериалов:

Просмотр

обучающих

мультфильмов и видеороликов, посвященных ПДД, адаптированных

для дошкольного возраста.

3. Формирование мотивации и ответственности:

Позитивное

подкрепление:

Похвала,

одобрение,

небольшие

поощрения за правильное поведение и проявление сознательности.

Объяснение

последствий:

Доступное

для

понимания

ребенка

объяснение, почему то или иное правило важно, какие опасности

могут возникнуть при его нарушении.

Привлечение детей к “созданию” правил: Например, обсуждение,

как сделать их прогулки безопаснее, какие правила им нужны.

Развитие эмпатии: Обсуждение того, как поступки пешеходов и

водителей влияют на других людей.

4. Работа с родителями:

Информирование:

Проведение

родительских

собраний,

консультаций,

выпуск

информационных

буклетов,

посвященных

безопасности детей на дороге.

Совместные

мероприятия:

Организация

совместных

акций,

конкурсов, творческих мастерских, направленных на изучение ПДД.

Обмен опытом: Стимулирование родителей к обсуждению своего

опыта обучения детей ПДД, обмену успешными методиками.

Демонстрация личного примера: Педагоги должны подчеркивать

важность того, чтобы родители сами соблюдали ПДД и обучали этому

своих детей.

Практические аспекты и конкретные методики:

«Путешествие по городу»: Организация ролевой игры, где дети

выступают в роли пешеходов, пассажиров, водителей. Использование

макета улицы с светофором, дорожными знаками. Педагог выступает

в роли регулировщика или опытного проводника.

«Светофорная

игра»:

Использование

цветных

карточек

или

шаров,

соответствующих

сигналам

светофора.

Дети

выполняют

разные действия в зависимости от цвета, который показывает педагог.

«Знатоки дорог»: Викторина или квест, где детям предлагается

ответить

на

вопросы

по

ПДД,

узнать

дорожные

знаки,

решить

транспортные задачи.

«Конструктор

дорог»:

Предложить

детям

из

различных

материалов (конструктор, картон, пластилин) создать свой город с

улицами,

дорогами,

пешеходными

переходами,

светофорами,

разместив их в соответствии с правилами.

«Я – пешеход!»: На прогулках, при переходе дороги, педагог

проговаривает каждый шаг: “Остановись у края тротуара. Посмотри

налево.

Посмотри направо.

Убедись,

что

машины далеко.

Теперь

зеленый. Идем. Продолжаем смотреть по сторонам.”

Особенности формирования навыков у разных возрастных

групп дошкольного возраста:

Младший

дошкольный

возраст

(3-4

года):

Основной

упор

делается на формирование элементарных представлений: тротуар –

для

пешеходов,

дорога

для

машин.

Знакомство

с

основными

цветами светофора и их значением. Использование простых сюжетно-

ролевых игр, стихов, коротких загадок.

Средний

дошкольный

возраст

(4-5

лет):

Расширение

представлений о дорожных знаках (“Пешеходный переход”, “Дети”).

Обучение

правилу:

“сначала

посмотреть

налево,

потом

направо”.

Игры

на

распознавание

дорожных

знаков,

составление

простых

макетов улиц.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет): Углубление знаний о

дорожных знаках, типах перекрестков. Обучение навыку “безопасного

перехода” с полным алгоритмом действий. Формирование понимания

опасности

игр

вблизи

проезжей

части.

Активное

использование

сюжетно-ролевых игр

с

более

сложными

сценариями,

проведение

викторин, квестов.

Оценка эффективности педагогических стратегий:

Эффективность

применяемых

стратегий

оценивается

по

следующим критериям:

Уровень

знаний:

Как

хорошо

дети

знают

основные

правила

дорожного движения, дорожные знаки, сигналы светофора.

Уровень

сформированности

навыков:

Как

точно

и

правильно

дети

выполняют

действия,

связанные

с

безопасным

переходом

дороги, ориентированием в дорожной обстановке.

Проявление

инициативы

и

самостоятельности:

Насколько

активно дети проявляют интерес к изучению ПДД, самостоятельно

применяют полученные знания в игровых ситуациях и в реальной

жизни.

Изменение

поведения:

Наблюдение за

поведением

детей

на

прогулках,

вблизи

дорог,

фиксация

случаев

сознательного

соблюдения правил или, наоборот, их нарушения.

Заключение:

Формирование

у

детей

дошкольного

возраста

навыков

безопасного поведения на дороге – это многогранный и непрерывный

процесс,

требующий

системного

подхода,

профессионализма

педагогов

и

активного

участия

родителей.

Понимание

психолого-

педагогических особенностей детей данного возраста, использование

разнообразных

форм

и

методов

обучения,

основанных

на

наглядности, игре и формировании мотивации, позволяет добиться

высоких результатов. Говорящая среда, наполненная информацией о

ПДД, визуальными подсказками и возможностями для практического

применения знаний, выступает как ключевой фактор, стимулирующий

развитие

у

детей

не

только

знаний,

но

и

устойчивых

навыков,

ответственного

отношения

к

собственной

безопасности

и

безопасности окружающих. Только комплексный и целенаправленный

подход

может

гарантировать,

что

подрастающее

поколение

будет

готово к безопасному участию в дорожном движении.



В раздел образования