Автор: Ерофеева Яна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №15
Населённый пункт: Краснодарский край, г.Армавир, п.Заветный
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ: ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
Введение:
Безопасность
детей
на
дорогах
является
одной
из
первостепенных
задач,
стоящих
перед
обществом
и
системой
образования.
Дошкольный
возраст
–
критический
период
для
формирования основ безопасного поведения, поскольку именно в этот
период закладываются базовые представления о мире, усваиваются
модели поведения и формируются привычки. Особое значение имеет
освоение правил дорожного движения (ПДД), поскольку статистика
детского
дорожно-транспортного
травматизма
остается
тревожной.
Данная
исследовательская
работа
посвящена
анализу
психолого-
педагогических
предпосылок
формирования
у
детей
дошкольного
возраста
навыков
безопасного
поведения
на
дороге,
а
также
разработке практических стратегий, направленных на их эффективное
усвоение.
Актуальность проблемы и теоретические основы:
Дошкольники,
в
силу
возрастных
особенностей
своего
психофизического развития, обладают рядом характеристик, которые
делают их особенно уязвимыми на дороге. Это, прежде всего:
Недостаточно развитое восприятие: Ограниченное поле зрения,
трудности с оценкой расстояния, скорости и направления движения
транспортных средств. Дети могут фокусировать внимание на одном
объекте, упуская из виду другие.
Импульсивность и недостаточная саморегуляция: Склонность к
внезапным
действиям,
неумение
предвидеть
последствия,
повышенная
эмоциональность,
которая
может
привести
к
игнорированию опасности.
Слабо развитое чувство опасности: Дети не всегда осознают
реальную
угрозу,
исходящую
от
движущегося
автомобиля,
воспринимая его как нечто интересное, но не опасное.
Недостаточный
объем
знаний
и
навыков:
Отсутствие
или
неполное
усвоение
правил
поведения
на
улице,
непонимание
значения дорожных знаков и сигналов светофора.
В связи с этим, формирование навыков безопасного поведения
на дороге у дошкольников должно строиться на основе понимания
этих
возрастных
особенностей
и
применения
педагогических
подходов,
максимально
учитывающих
их.
Теоретической
базой
данного процесса являются:
Теория
поэтапного
формирования
умственных
действий
П.Я.
Гальперина:
Предполагает
освоение
навыков
через
поэтапное
преобразование внешних действий во внутренние. В контексте ПДД
это означает, что сначала ребенок осваивает действия на макете,
затем в условиях, приближенных к реальным, и, наконец, в реальных
условиях.
Принцип наглядности: Дети дошкольного возраста лучше всего
усваивают
информацию
через
непосредственное
восприятие.
Максимальное использование наглядных материалов, демонстраций,
имитаций является ключевым.
Игровой
метод: Игра
является
ведущим видом
деятельности
дошкольника,
через
который
он
познает
мир.
Интеграция
ПДД
в
игровую деятельность делает процесс обучения более эффективным
и увлекательным.
Формирование мотивации: Важно не просто заучить правила, а
сформировать
у
ребенка
внутреннюю
потребность
в
безопасном
поведении, осознание его значимости.
Основные компоненты навыков безопасного поведения на
дороге:
Формирование
навыков
безопасного
поведения
на
дороге
у
дошкольников включает освоение следующих ключевых компонентов:
Знание и понимание дорожных ситуаций:
Различение
элементов
дороги:
Проезжая
часть,
тротуар,
обочина, пешеходный переход, перекресток.
Понимание функций участников дорожного движения: Пешеход,
водитель, пассажир.
Знание
основных
дорожных
знаков:
“Пешеходный
переход”,
“Дети”,
“Осторожно,
дети!”,
“Место
для
парковки”,
“Движение
пешеходов запрещено”.
Понимание сигналов светофора: Красный, желтый, зеленый свет
для пешеходов и транспорта.
Различение
зон
опасности:
Проезжая
часть,
места
около
движущегося транспорта.
Усвоение правил безопасного поведения:
Правила перехода проезжей части: Переходить дорогу только по
пешеходному переходу (на зеленый сигнал светофора, убедившись в
безопасности).
Правила
движения
по
тротуару:
Идти
по
тротуару,
держась
правой стороны.
Правила
поведения
на
остановочных
пунктах:
Ожидать
транспорт только на остановке.
Правила
поведения
вблизи
проезжей
части:
Не
играть
на
проезжей
части,
не
выбегать
на
дорогу
из-за
препятствий
(припаркованные машины, кусты).
Правила
поведения
в
общественном
транспорте:
Соблюдать
порядок, не высовываться в окна.
Формирование умений и навыков:
Умение ориентироваться в дорожной обстановке: Определять
направление движения транспорта, оценивать расстояние.
Навык “безопасного перехода”: Остановиться у края тротуара,
посмотреть
налево,
затем
направо,
убедиться
в
отсутствии
приближающегося
транспорта,
затем
перейти
дорогу,
продолжая
контролировать дорожную обстановку.
Навык предвидения опасности: Умение замечать потенциально
опасные ситуации и реагировать на них.
Навык
использования
средств
пассивной
безопасности:
Например, пристегивание ремнем безопасности в автомобиле.
Развитие навыков самоконтроля и ответственности:
Умение тормозить свои импульсивные желания: Не поддаваться
сиюминутному порыву выбежать на дорогу.
Осознание
ответственности
за
свою
безопасность
и
безопасность
других:
Понимание,
что
нарушение
правил
может
привести к беде.
Психолого-педагогические
подходы
к
формированию
навыков:
Эффективное формирование навыков безопасного поведения на
дороге
у дошкольников
требует комплексного, систематического
и
дифференцированного подхода.
1. Интеграция в образовательный процесс:
Тематические
занятия:
Проведение
занятий,
посвященных
правилам дорожного движения, с использованием наглядных пособий,
дидактических игр, интерактивных материалов. Важно, чтобы занятия
были интересными, включали элементы игры, сюрприза.
Прогулки
и
экскурсии:
Организация
целевых
прогулок
с
наблюдением за дорожным движением, изучением дорожных знаков,
пешеходных переходов, работой светофора. Педагог комментирует
происходящее, акцентируя внимание на правилах.
Сюжетно-ролевые игры: Игры “Мы водители”, “Мы пешеходы”,
“Светофор” позволяют детям в игровой форме отработать модели
поведения,
усвоить
правила.
Для
этого
необходимо
создание
соответствующей предметно-пространственной среды (макет дороги,
рули, светофор, дорожные знаки).
Дидактические игры: Существует множество игр, направленных
на развитие различных аспектов ПДД: “Собери знак”, “Что лишнее?”,
“Угадай
знак”, “Разложи
по
порядку” (сигналы
светофора), “Найди
пару” (дорожный знак и его значение).
Чтение
художественной
литературы:
Использование
стихов,
рассказов,
сказок,
в
которых
затрагиваются
темы
безопасного
поведения
на
дороге
(например,
произведения
С.
Михалкова,
Ю.
Яковлева).
Обсуждение
сюжетов,
поступков
героев
помогает
осмыслить правила.
2. Использование наглядности и демонстрации:
Макеты и модели: Создание макетов дорог, перекрестков, улиц с
использованием
игрушечных
автомобилей,
светофоров,
дорожных
знаков. Дети могут сами моделировать различные дорожные ситуации
и искать правильные пути их разрешения.
Визуальные
материалы:
Плакаты
с
изображением
дорожных
знаков,
правил
поведения,
светофоров,
яркие
иллюстрации
к
литературным произведениям.
Демонстрация
безопасного
поведения:
Педагог
сам
должен
демонстрировать
безупречное
соблюдение
правил
дорожного
движения
на
прогулках, в
быту,
в
рамках
игровых
ситуаций.
Это
является мощным примером для детей.
Использование
видеоматериалов:
Просмотр
обучающих
мультфильмов и видеороликов, посвященных ПДД, адаптированных
для дошкольного возраста.
3. Формирование мотивации и ответственности:
Позитивное
подкрепление:
Похвала,
одобрение,
небольшие
поощрения за правильное поведение и проявление сознательности.
Объяснение
последствий:
Доступное
для
понимания
ребенка
объяснение, почему то или иное правило важно, какие опасности
могут возникнуть при его нарушении.
Привлечение детей к “созданию” правил: Например, обсуждение,
как сделать их прогулки безопаснее, какие правила им нужны.
Развитие эмпатии: Обсуждение того, как поступки пешеходов и
водителей влияют на других людей.
4. Работа с родителями:
Информирование:
Проведение
родительских
собраний,
консультаций,
выпуск
информационных
буклетов,
посвященных
безопасности детей на дороге.
Совместные
мероприятия:
Организация
совместных
акций,
конкурсов, творческих мастерских, направленных на изучение ПДД.
Обмен опытом: Стимулирование родителей к обсуждению своего
опыта обучения детей ПДД, обмену успешными методиками.
Демонстрация личного примера: Педагоги должны подчеркивать
важность того, чтобы родители сами соблюдали ПДД и обучали этому
своих детей.
Практические аспекты и конкретные методики:
«Путешествие по городу»: Организация ролевой игры, где дети
выступают в роли пешеходов, пассажиров, водителей. Использование
макета улицы с светофором, дорожными знаками. Педагог выступает
в роли регулировщика или опытного проводника.
«Светофорная
игра»:
Использование
цветных
карточек
или
шаров,
соответствующих
сигналам
светофора.
Дети
выполняют
разные действия в зависимости от цвета, который показывает педагог.
«Знатоки дорог»: Викторина или квест, где детям предлагается
ответить
на
вопросы
по
ПДД,
узнать
дорожные
знаки,
решить
транспортные задачи.
«Конструктор
дорог»:
Предложить
детям
из
различных
материалов (конструктор, картон, пластилин) создать свой город с
улицами,
дорогами,
пешеходными
переходами,
светофорами,
разместив их в соответствии с правилами.
«Я – пешеход!»: На прогулках, при переходе дороги, педагог
проговаривает каждый шаг: “Остановись у края тротуара. Посмотри
налево.
Посмотри направо.
Убедись,
что
машины далеко.
Теперь
зеленый. Идем. Продолжаем смотреть по сторонам.”
Особенности формирования навыков у разных возрастных
групп дошкольного возраста:
Младший
дошкольный
возраст
(3-4
года):
Основной
упор
делается на формирование элементарных представлений: тротуар –
для
пешеходов,
дорога
–
для
машин.
Знакомство
с
основными
цветами светофора и их значением. Использование простых сюжетно-
ролевых игр, стихов, коротких загадок.
Средний
дошкольный
возраст
(4-5
лет):
Расширение
представлений о дорожных знаках (“Пешеходный переход”, “Дети”).
Обучение
правилу:
“сначала
посмотреть
налево,
потом
направо”.
Игры
на
распознавание
дорожных
знаков,
составление
простых
макетов улиц.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет): Углубление знаний о
дорожных знаках, типах перекрестков. Обучение навыку “безопасного
перехода” с полным алгоритмом действий. Формирование понимания
опасности
игр
вблизи
проезжей
части.
Активное
использование
сюжетно-ролевых игр
с
более
сложными
сценариями,
проведение
викторин, квестов.
Оценка эффективности педагогических стратегий:
Эффективность
применяемых
стратегий
оценивается
по
следующим критериям:
Уровень
знаний:
Как
хорошо
дети
знают
основные
правила
дорожного движения, дорожные знаки, сигналы светофора.
Уровень
сформированности
навыков:
Как
точно
и
правильно
дети
выполняют
действия,
связанные
с
безопасным
переходом
дороги, ориентированием в дорожной обстановке.
Проявление
инициативы
и
самостоятельности:
Насколько
активно дети проявляют интерес к изучению ПДД, самостоятельно
применяют полученные знания в игровых ситуациях и в реальной
жизни.
Изменение
поведения:
Наблюдение за
поведением
детей
на
прогулках,
вблизи
дорог,
фиксация
случаев
сознательного
соблюдения правил или, наоборот, их нарушения.
Заключение:
Формирование
у
детей
дошкольного
возраста
навыков
безопасного поведения на дороге – это многогранный и непрерывный
процесс,
требующий
системного
подхода,
профессионализма
педагогов
и
активного
участия
родителей.
Понимание
психолого-
педагогических особенностей детей данного возраста, использование
разнообразных
форм
и
методов
обучения,
основанных
на
наглядности, игре и формировании мотивации, позволяет добиться
высоких результатов. Говорящая среда, наполненная информацией о
ПДД, визуальными подсказками и возможностями для практического
применения знаний, выступает как ключевой фактор, стимулирующий
развитие
у
детей
не
только
знаний,
но
и
устойчивых
навыков,
ответственного
отношения
к
собственной
безопасности
и
безопасности окружающих. Только комплексный и целенаправленный
подход
может
гарантировать,
что
подрастающее
поколение
будет
готово к безопасному участию в дорожном движении.