Автор: Сайфуллин Харис Шикурович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ «Кузоватовский технологический техникум"
Населённый пункт: р.п.Старая Кулатка Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Алгоритм расчета производственной программы СТО по техническому обслуживанию автомобилей (для подготовки студентов к конкурсу профессионального мастерства «Мастер - золотые руки»)
Раздел: среднее профессиональное
Алгоритм
расчета производственной программы СТО по техническому
обслуживанию автомобилей и технологический расчет
производственных зон и участков.
(для подготовки студентов к конкурсу профессионального мастерства
«Мастер - золотые руки»)
Исходные данные
Таблица 1
№
вар
.
Марка
d
L
Т
см
С
1
ОКА
1300
2,2
700
17500
305
8
1
2
Волга
1000
2,4
650
19400
305
8
1
3
ВАЗ
950
1,9
800
16000
305
8
1
Задача №1
1 Расчет годового объема работ городских СТО
Годовой объем работ городских станций обслуживания включает ТО, ТР,
уборочно-моечные работы, предпродажную подготовку и противокоррозионную
обработку автомобилей.
1.1 Годовой объем работ по техническому обслуживанию и текущему
ремонту
чел.-ч
Где: N
CТO
– число автомобилей, обслуживаемых проектируемой СТО в год;
L
Г
- среднегодовой пробег автомобиля, км;
t -удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел-ч/1000 км.
1 вариант:
2 вариант:
3вариант:
В соответствии с ОНТП удельная трудоемкость ТО и ТР, выполняемых на
городских СТО, установлена в зависимости от класса автомобилей, в нашем
случае t= 2,0
Указанная трудоемкость может быть скорректирована при соответствующем
обоснованиив
зависимости
от
размера
СТО
(числа
рабочих
постов)
и
климатического района.
При известном числе заездов на СТО по видам работ используются
разовые трудоемкости,которые корректировке не подлежат.
1
1.2Годовой
объем
уборочно-моечных
работ
(в
человеко-часах)
определяется исходя из числа заездов d на станцию автомобилей в год и средней
трудоемкости работ
.
, т.е.
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО
и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР
принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е.
СТО УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на
УМР может быть принято из расчета одного заезда на L
З
= 900км. (800…
1000км)
Таким образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг
чел.-ч
1 вариант:
2 вариант:
3 вариант:
Отсюда делаем вывод, что:
чел.-ч
чел.-ч
чел.ч
1 вариант
2 вариант:
3 вариант:
Средняя трудоемкость одного заезда равна 0,15-0,25чел-ч при
механизированной (в зависимости от используемого оборудования) мойке.
1.3Годовой объем по приемке и выдаче автомобилей (чел.-ч)
чел.-ч
Где:
- разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче
автомобилей, чел.-ч.
чел.-ч
1 вариант:
2
2 вариант:
3 вариант:
1.4Годовой объем по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей
(чел.-ч)
,
Где:
- число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку
кузова;
-
разовая
трудоемкость
одного
заезда
на
работы
по
противокоррозионной
обработке
кузова.
Частота
проведения
работ
по
противокоррозионной обработке составляет 4 года, т.е. 0,25 заезда в год.
Следовательно;
1 вариант:
2 вариант:
3 вариант:
1.5Годовой объем работ по предпродажной подготовке
(чел.-ч)
чел.-ч
Где:
- трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля (3,5 чел.-
ч).
1 вариант:
2 вариант:
3 вариант:
1.6 Расчет общих трудозатрат СТО
Результаты расчета годовых объемов работ сводятся в табл. 2.
Таблица 2.
Годовые объемы работ, чел.-ч
Марка
автомобил
я
Виды воздействий
Общий
годовой
объем
работ,
Т
ОКА
3
Волга
ВАЗ
Задача №2
Распределение годовых объемов работ по видам работ и месту выполнения
В основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах.
Выполнение таких работ, как электротехнические; ремонт приборов системы
питания,
снятых
с
автомобиля;
обслуживание
аккумуляторных
батарей;
шиномонтаж; балансировка колес; ремонт камер и т.п., предусматривается в зоне
рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оснасткой, так
и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых
противопожарных и санитарно-гигиенических требований.
Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту
выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по
данным табл. 3.
2.1 Расчет ориентировочного количества рабочих постов СТО
,
Где: Т – общий годовой объем работ СТО, чел.-ч;
φ – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО
(φ = 1,1.Большее значение коэффициента принимается для станций с меньшим
количеством рабочих постов);
К
п
– доля постовых работ в общем объеме (К
п
= 0,75- 0,85);
Т
см
– продолжительность смены;
Р
п
– сред. число рабочих, одновременно работающих на посту (Р
п
= 0,9 – 1.1);
п
– коэффициент использования рабочего времени поста (
п
= 0,9).
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4
2.2 Определение коэффициента корректирования К
п
удельной трудоемкости
ТО и ТР
;
1 вариант: К
п1
= ; К
п2
= ;
2 вариант: К
п1
= ; К
п2
= ;
3 вариант: К
п1
= ; К
п2
= ;
Где: К
п1
-
коэффициента корректирования в зависимости от количества
рабочих постов СТО из пункта 2.7 ОНТП;
К
п2
-коэффициента корректирования в зависимости от
климатических условий в табл. №14 ОНТП.
2.3 Определение удельной трудоемкости ТО и ТР;
t
= t
н
. К
п1
. К
п2
Где:t
н
- удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел-ч/1000 км.(табл. 52 ОНТП)
1 вариант: t
= t
н
. К
п
=
2 вариант: t
= t
н
. К
п
=
3 вариант: t
= t
н
. К
п
=
2.4 –Расчет объема работ ТО и ТР по каждому виду работ;
2.5 - Расчет распределения объема работ по месту их выполнения по
каждому виду ТО и ТР.
( табл.№3)
1 вариант:
Таблица 3
Распределение трудоемкости работ ТО и ТР по видам работ для дорожных
станций
Виды работ
Объём
работ ,
%
Распределение
трудоёмкости
Т, чел/час
На
рабочие
посты
На
производстве
нные
уч-ки
1 Диагностические
2 ТО в полном объёме
3 Смазочные
4 Регулировочные по
установке углов
передних колёс
5 Ремонт и
5
регулировка
тормозной системы
6 Электротехнические
7 По приборам
системы питания
8Аккумуляторные
9Шиномонтажные
10Ремонт узлов
систем и агрегатов
11 Кузовные и
арматурные
12 Окрасочные и
протвокоразионные
13 Обойные
14 Слесарно-
механические
Итого
2 вариант:
Таблица 3
Распределение трудоемкости работ ТО и ТР по видам работ для дорожных
станций
Виды работ
Объё
м
работ
%
Распредел
ение
трудоёмко
сти
Т чел
На
рабо
чие
пост
ы
На
производств
енные
уч-ки
1
Диагностическ
ие
2 То в полном
объёме
3 Смазочные
4
Регулировочн
6
ые по
установке
углов
передних
колёс
5 Ремонт и
регулировка
тормозной
системы
6
Электротехни
ческие
7 По приборам
системы
питания
8Аккумулятор
ные
9Шиномонтаж
ные
10Ремонт
узлов систем и
агрегатов
11 Кузовные и
арматурные
12
Окрасочные и
протвокоразио
нные
13 Обойные
14 Слесарно-
механические
Итого
3вариант:
Таблица 3
Распределение трудоемкости работ ТО и ТР по видам работ для дорожных
станций
7
Виды работ
Объё
м
работ
%
Распредел
ение
трудоёмко
сти
Т чел
На
рабо
чие
пост
ы
На
производств
енные
уч-ки
1
Диагностическ
ие
2 То в полном
объёме
3 Смазочные
4
Регулировочн
ые по
установке
углов
передних
колёс
5 Ремонт и
регулировка
тормозной
системы
6
Электротехни
ческие
7 По приборам
системы
питания
8Аккумулятор
ные
9Шиномонтаж
ные
10Ремонт
узлов систем и
агрегатов
11 Кузовные и
арматурные
12
8
Окрасочные и
протвокоразио
нные
13 Обойные
14 Слесарно-
механические
Итого
Задача №3
Расчет числа производственных рабочих
Расчет потребности производственных рабочих основывается на
планируемом годовом объеме работ по техническому обслуживанию и текущему
ремонту и на нормативном годовом фонде времени рабочего .
При расчете различают технологически необходимое (явочное) и штатное
количество производственных рабочих.
Технологически необходимое количество рабочих для выполнения работ на
постах и участках, а так же штатное количество производственных рабочих
рассчитывается по формулам:
Годовой фонд времени штатного рабочего меньше фонда времени
технологически необходимого рабочего за счет предоставления отпусков и
невыходов по уважительным причинам.
Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО
приводятся в табл. 4.
3.1-
Расчет общей численности производственных рабочих по каждому
виду работ
;
9
3.2-
Расчёт технологически необходимого числа производственных рабочих
по каждому виду работ
;
3.3-
Расчёт штатного числа производственных рабочих по каждому виду
работ
.
Вариант№1
Таблица 4.
Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТОА
Вид работ
Годовой
объем
работ,
чел.-ч
Р
т
Р
ш
расчетное
принятое
расчетно
е
принятое
ТО – ТР
1. Диагностические
2. ТО в полном объеме
3. Смазочные
4. Регулировочные по
установке углов передних
колес
5. Ремонт и регулировка
тормозов
6. Электротехнические
7. По приборам системы
питания
8. Аккумуляторные
9. Шиномонтажные
10. Ремонт узлов, систем и
агрегатов
11. Кузовные и арматурные
(жестяницкие, медницкие,
сварочные)
12. Окрасочные и
противокоррозионные
13. Обойные
14. Слесарно-механические
УМР
Приемка и выдача
Противокоррозионная
10
обработка
Предпродажная подготовка
ИТОГО:
Вариант№2
Таблица 4.
Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТОА
Вид работ
Годовой
объем
работ,
чел.-ч
Р
т
Р
ш
расчетное
принятое
расчетно
е
принятое
ТО – ТР
1. Диагностические
2. ТО в полном объеме
3. Смазочные
4. Регулировочные по
установке углов передних
колес
5. Ремонт и регулировка
тормозов
6. Электротехнические
7. По приборам системы
питания
8. Аккумуляторные
9. Шиномонтажные
10. Ремонт узлов, систем и
агрегатов
11. Кузовные и арматурные
(жестяницкие, медницкие,
сварочные)
12. Окрасочные и
противокоррозионные
13. Обойные
14. Слесарно-механические
УМР
Приемка и выдача
11
Противокоррозионная
обработка
Предпродажная подготовка
ИТОГО:
Вариант№3
Таблица 4.
Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТОА
Вид работ
Годовой
объем
работ,
чел.-ч
Р
т
Р
ш
расчетное
принятое
расчетно
е
принятое
ТО – ТР
1. Диагностические
2. ТО в полном объеме
3. Смазочные
4. Регулировочные по
установке углов передних
колес
5. Ремонт и регулировка
тормозов
6. Электротехнические
7. По приборам системы
питания
8. Аккумуляторные
9. Шиномонтажные
10. Ремонт узлов, систем и
агрегатов
11. Кузовные и арматурные
(жестяницкие, медницкие,
сварочные)
12. Окрасочные и
противокоррозионные
13. Обойные
14. Слесарно-механические
УМР
12
Приемка и выдача
Противокоррозионная
обработка
Предпродажная подготовка
ИТОГО:
Задача №4.
Расчет числа постов по видам работ
Соответствие возможностей станции потребностям в обслуживании и
ремонте
автомобилей
определяется
их
производственной
мощностью
и
пропускной способностью. Производственная мощность станции оценивается
количеством рабочих постов Х.
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и
вспомогательные.
Рабочие посты – это автомобиле-места, оснащенные соответствующим
технологическим
оборудованием
и
предназначенные
для
технического
воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически
исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР,
кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).
Число рабочих постов:
Где: T
П
–годовой объем постовых работ, чел-ч;
φ – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО
(φ = 1,1.Большее значение коэффициента принимается для станций с меньшим
количеством рабочих постов);
К
п
– доля постовых работ в общем объеме (К
п
= 0,8);
Т
см
– продолжительность смены;
Р
п
– среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (Р
п
= 1);
п
– коэффициент использования рабочего времени поста (
п
= 0,9).
4.1-
Расчет числа рабочих постов ТО и ТР
;
4.2-
Расчет числа рабочих постов УМР
;
4.3-
Расчет числа рабочих постов по противокоррозионной обработке
кузовов автомобилей;
4.4- Расчет числа рабочих постов по приемке выдаче автомобилей;
13
4.5-
Расчет
числа
рабочих
постов
по
предпродажной
подготовке
автомобилей;
4.6- Расчет общего количества рабочих постов.
Резул. расчета числа постов ТО и ТР по видам работ заносим в табл. 7
Вариант№1
Таблица 7
Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Вид работ
Годовой объем
работ, чел.-ч
Число рабочих постов
расчетное
принятое
- расчет числа рабочих постов
ТО и ТР;
- расчет числа рабочих постов
УМР;
- расчет числа рабочих постов
по
противокоррозионной
обработке
кузовов
автомобилей;
- расчет числа рабочих постов
по
приемке
выдаче
автомобилей;
- расчет числа рабочих постов
по предпродажной подготовке
автомобилей;
- расчет общего количества
рабочих постов.
Итого:
Вариант№2
Таблица 7
Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Вид работ
Годовой объем
работ, чел.-ч
Число рабочих постов
расчетное
принятое
- расчет числа рабочих постов
ТО и ТР;
14
- расчет числа рабочих постов
УМР;
- расчет числа рабочих постов
по
противокоррозионной
обработке
кузовов
автомобилей;
- расчет числа рабочих постов
по
приемке
выдаче
автомобилей;
- расчет числа рабочих постов
по предпродажной подготовке
автомобилей;
- расчет общего количества
рабочих постов.
Итого:
Вариант№3
Таблица 7
Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Вид работ
Годовой объем
работ, чел.-ч
Число рабочих постов
расчетное
принятое
- расчет числа рабочих постов
ТО и ТР;
15
- расчет числа рабочих постов
УМР;
- расчет числа рабочих постов
по
противокоррозионной
обработке
кузовов
автомобилей;
- расчет числа рабочих постов
по
приемке
выдаче
автомобилей;
- расчет числа рабочих постов
по предпродажной подготовке
автомобилей;
- расчет общего количества
рабочих постов.
Итого:
Задача №5.
Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения.
( По Напольскому стр. 23-26)
5.1- Расчет количества автомобиле-мест ожидания постановки автомобиля на
посты ТО и ТР;
5.2- Расчет количества автомобиле-мест для готовых к выдаче автомобилей;
16
5.3- Расчет количества автомобиле - мест на открытой стоянке.
17