Напоминание

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С РЕБЕНКОМ С ОВЗ В ДОО


Автор: Свиридова Ирина Владимировна
Должность: УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ
Учебное заведение: ГКДОУ ,, ДЕТСКИЙ САД N1 ,, ЯГОДКА,,
Населённый пункт: Ставропольский край, город Благодарный
Наименование материала: Статья
Тема: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С РЕБЕНКОМ С ОВЗ В ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С

РЕБЕНКОМ С ОВЗ В ДОО

В

современном

образовательном

процессе

особое

внимание

уделяется

инклюзивному

обучению,

направленному

на

поддержку

детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из

ключевых

специалистов,

работающих

с

такими

детьми,

является

учитель-дефектолог.

Его

роль

в

дошкольном

образовательном

учреждении (ДОО) крайне важна, так как именно он помогает ребенку

развивать навыки, компенсировать недостатки и адаптироваться к

учебной и социальной среде. Рассмотрим основные принципы работы

учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ в ДОО.

1. Индивидуальный подход

Основным

принципом

работы

учителя-дефектолога

является

индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети с ОВЗ могут иметь

различные нарушения, такие как задержка психоречевого развития,

проблемы с моторикой, слухом, зрением и другие. Поэтому важно

провести

тщательную

диагностику

и

на

основе

ее

результатов

разрабатывать персонализированную программу обучения, учитывая

не только диагноз, но и личные особенности ребенка, его сильные

стороны и интересы.

2. Комплексность воздействия

Работа с детьми с ОВЗ требует комплексного подхода. Учитель-

дефектолог

взаимодействует

не

только

с

ребенком,

но

и

с

его

родителями, медицинскими специалистами, психологами и другими

педагогами.

Важно

создать

единую

команду,

которая

будет

поддерживать

ребенка

на

всех

уровнях

-

образовательном,

эмоциональном и социальном. Это позволит детям с ОВЗ не только

развивать необходимые навыки, но и чувствовать себя уверенно и

комфортно в социальной среде.

3. Адаптация образовательного процесса

Одним

из

важнейших

аспектов

работы

учителя-дефектолога

является

адаптация

образовательной

программы

и

учебных

материалов под потребности детей с ОВЗ. Важно, чтобы материалы

были

доступны

и

понятны

ребенку,

с

учетом

его

физических

и

интеллектуальных особенностей. Это может включать использование

альтернативных

методов

подачи

информации,

специальных

обучающих

технологий,

а

также

адаптацию

пространственного

и

физического окружения.

4. Развитие социальных и коммуникативных навыков

Дети с ОВЗ, как правило, имеют трудности в сфере общения и

взаимодействия

с

окружающими.

Задача

учителя-дефектолога

-

развивать у них коммуникативные навыки, обучать детей социальным

правилам, помогать им выстраивать отношения с другими детьми и

взрослыми. Это может включать игры на развитие речи, упражнения

на взаимодействие, а также работу над эмоциональным состоянием

ребенка.

5. Использование коррекционно-развивающих методов

Для

детей

с

ОВЗ

важно

использовать

коррекционно-

развивающие

методы,

которые

способствуют

их

интеграции

в

общество.

Это

могут

быть

игры

и

упражнения,

направленные

на

развитие

речи,

памяти,

внимания,

моторики

и

других

навыков.

Учитель-дефектолог

активно

использует

такие

методики,

как

логопедические

занятия,

арт-терапия,

трудотерапия,

развивающие

игры с использованием специализированных материалов.

6. Психологическая поддержка

Работа

учителя-дефектолога

также

включает

оказание

психологической поддержки детям с ОВЗ. Очень важно, чтобы дети

чувствовали

себя

уверенно

и

комфортно

в

образовательном

процессе, несмотря на свои особенности. Учитель должен создавать

доверительную

атмосферу,

в

которой

ребенок

будет

открыт

для

взаимодействия,

а

также

активно

сотрудничать

с

психологами

и

родителями для мониторинга психологического состояния ребенка.

7. Постоянная рефлексия и профессиональное развитие

Учитель-дефектолог должен постоянно совершенствовать свои

знания и

навыки, следить за новыми

методиками

и

подходами в

работе с детьми с ОВЗ. Это включает участие в семинарах, тренингах,

курсах повышения квалификации, а также регулярное взаимодействие

с коллегами для обмена опытом.

Заключение

Работа

учителя-дефектолога

с

детьми

с

ОВЗ

в

дошкольных

образовательных учреждениях - это не только педагогическая, но и

психологическая, социальная и эмоциональная поддержка ребенка.

Каждый ребенок уникален, и задача педагога - найти индивидуальный

путь для его развития, с учетом всех особенностей и потребностей.

Применение

комплексного

подхода,

адаптация

образовательного

процесса,

использование

коррекционно-развивающих

методик

и

постоянное профессиональное развитие - вот основные принципы,

которые лежат в основе успешной работы учителя-дефектолога.



В раздел образования