Автор: Клепикова Светлана Витальевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ "Умка" города Ноябрьска
Населённый пункт: Ноябрьск Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная образовательная программа социально- гуманитарной направленности Скоро в школу для детей 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Умка» города Ноябрьска
Рассмотрено:
На заседании педагогического
Совета
Протокол № 7
от 20.05.2025
Согласовано
Заместитель заведующего
_________Н.А. Новикова
Утверждено:
И. о. заведующего МАДОУ
«Умка»
Н.А. Новикова____________
приказ № 154-од
от 20.05.2025
Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Скоро в школу»
Уровень освоения программы: одноуровневая, стартовый
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год, 37 часов
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Первеева Екатерина Александровна
г. Ноябрьск, 2025 год
1
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы (далее – программа) - «Скоро в школу»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: одноуровневая, стартовый
Программа
составлена
на
основе
пособий
Р.Н.
Бунева,
Е.В. Буневой, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке
к обучению грамоте для детей 6-7 лет, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические
рекомендации,
Л.Г,
Петерсон,
Е.Е.
Кочемасова.
Игралочка:
Математика
для
дошкольников.
(«Школа
2000…»),
Л.Г.
Петерсон,
Е.Е.
Кочемасова.
Игралочка:
Методические рекомендации, Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два –
ступенька…Математика для дошкольников. («Школа 2000…»), А.А. Вахрушев, Е.Е.
Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников, А.А. Вахрушев, Е.Е.
Кочемасова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации, О.А. Куревина, Г.Е.
Селезнёва. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации.
Нормативно-правовая основа разработки:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024);
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
до
2030
года,
утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
-
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих про-грамм (включая разноуровневые программы)»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
-
Приказ ДО ЯНАО от 01.09.2023 № 769 «Требования к дополнительной
образовательной программе, реализуемой в соответствии с социальным сертификатом»;
-
Постановление Правительства ЯНАО от 22.09.2023 № 743-П «Об отдельных
вопросах реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с
социальным сертификатом»;
-
Постановлением Администрации города Ноябрьск от 14.07.2023 П-1459 «Об
утверждении Порядка организации предоставления дополнительного образования детей в
муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования город
Ноябрьск»;
-
Приказ ДО Администрации города Ноябрьска от 26.09.2023 №1640 «Об
утверждении требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
муниципальном
образовании
город
Ноябрьск
в
соответствии
с
социальным
сертификатом»;
2
-
Устав МАДОУ «Умка»
-
Образовательная программа дошкольного образования
Актуальность
программы
в том, что она готовит ребёнка к новым формам
общения, новому отношению к себе, к окружающему миру, формирует более точное
представление о школе и роли ученика в ней, позволяет усвоить систему первоначальных
знаний, основы общих умений и навыков, таких как умение ориентироваться в тетради, в
книге, умение правильно держать карандаш, вырабатывать умение слушать педагога,
отвечающего сверстника, работать в паре, группе и т.д.
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на целостное
освоение материала: ребенок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает
социально-коммуникативные навыки, совершенствуется в практической деятельности,
реализуется в речевом общении с окружающими.
Отличительной особенностью программы и организации учебного процесса
является то, что программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной
эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей
творческий потенциал.
Педагогическая
целесообразность
программы
обусловлена
тем,
что
оптимальное содержание программы подготовки детей к школьному обучению не
дублирует
программу
1
класса
начальной
школы
и
соответствует
возрастным
особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Принципы и подходы к реализации программы:
1. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания,
методов и форм работы возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития.
2. Принцип научности заключается в том, что воспитанникам на каждом шагу их
обучения предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой, знания.
3. Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе
разнообразных иллюстраций, различных плакатов, карточек, что способствует лучшему
восприятию и запоминанию изучаемого материала.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что знания,
умения и навыки формируются в системе, когда каждый элемент учебного материала
логически связан с другим, последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению
нового.
5. Принцип активности заключается в том, что собственная познавательная
активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на
темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Адресат программы.
Программа адресована детям (девочкам, мальчикам) от 6 до 7 лет.
Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции
детей. Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает
характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического
общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе,
живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми
спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика.
Развивается
связная
речь.
В
высказываниях
детей
отражаются
как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
Дети
начинают
активно
употреблять
обобщающие
существительные,
синонимы,
антонимы, прилагательные и т.д.
3
Программа
будет
интересна
и
полезна
детям,
кто
желает
развивать
интеллектуальную, мотивационную и эмоционально-волевую сферы, подготовиться к
обучению в школе.
Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие.
Объем программы, срок освоения:
Объем программы - 37 часов (1 занятие в неделю).
Срок реализации программы: 1 год, 34 недели.
Форма обучения: очная, индивидуально-групповая
Режим
занятий
-
периодичность
и
продолжительность
устанавливается
в
зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки
обучающихся. Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Общее
количество часов в неделю – 1 час на 1 группу. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1
часу. Последние три недели меняется режим занятий, занятия проводятся 2 раза в неделю,
каждое по одному часу.
Особенности организации образовательного процесса, формы организации
образовательной программы традиционная.
Организационные формы обучения - занятия индивидуальные, групповые. Состав
группы – не менее 5 человек, постоянный, набор свободный.
Формы организации деятельности: коллективные (занятия проводятся по одному
направлению со всем коллективом учащихся); индивидуально-групповые (занятия
проводятся с отдельными группами учащихся).
Формы организации учебного занятия: открытое занятие, практическое занятие,
развлечение. Сопутствующей формой обучения является совместная игровая деятельность
педагога с детьми по развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-
волевой сферы.
Перечень видов учебных занятий
№
Тип учебного занятия
Виды учебных занятий
1.
Изучения нового материала
Цели:
Деятельностная:
научить
детей
новым
способам
нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий,
расширить знания учеников за счет включения новых
определений, терминов, описаний.
-
беседа
-
игра
-
самостоятельная работа
-
практическая работа,
практикум,
-
занятия смешанного типа.
2.
Закрепления изученного материала
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к
рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей
находить причину своих затруднений, научить самоанализу
действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия,
способы действия и скорректировать при необходимости.
-
беседа
-
игра
-
самостоятельная работа
-
практическая работа,
практикум,
-
занятия смешанного типа.
3.
Обобщения и систематизации знаний
Цели:
Деятельностная:
научить
детей
структуризации
полученного знания, развивать умение перехода от частного
к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание,
повторить изученный способ действий в рамках всей
изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение
строить
теоретические
предположения
о
дальнейшем
-
беседа
-
игра
-
самостоятельная работа
-
практическая работа,
практикум,
-
занятия смешанного типа.
4
развитии темы, научить видению нового знания в структуре
общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его
значение для последующего обучения.
4.
Оценки и коррекции знаний
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и
взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие
осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных
навыков и самопроверка учеников.
-
самостоятельная работа
-
игра
-
практическая работа,
практикум
Особенности структуры учебного занятия
Каждое занятие по принципу «от простого – к сложному», постоянно усложняя
материал, развивая и обогащая содержание обучения детей. Единство и преемственность
основных
видов
деятельности
(игровой
и
образовательной)
обеспечивают
интегрированность
коммуникативных,
познавательных,
ценностно-ориентационных,
предметно-преобразовательных, художественных оснований творческой деятельности,
охрану, укрепление здоровья малышей.
Форма подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
1.
начальный контроль (октябрь – игра «Что? Где? Когда?»)
2.
текущий контроль (в течение всего учебного года – наблюдение);
3.
промежуточный контроль (декабрь – развлечение «В гостях у Знатока»);
4.
итоговый контроль (май – игра «Умники и умницы»).
Промежуточный контроль предусматривает участие в развлечения «В гостях у
Знатока», в ходе которого педагог наблюдает за результатами детей.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по
программе и в форме игры «Умники и Умницы».
Применяются следующие формы оценки результативности: входной контроль – в
начале учебного года; промежуточный контроль – после первого полугодия; итоговый
контроль – в конце года.
1.2.
Цель и задачи программы
Программа способствует достижению цели: формирование готовности каждого
ребёнка к школьному обучению, создание образовательной среды, способствующей
развитию
интеллектуальной,
мотивационной
и
эмоционально-волевой
сферы
дошкольника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации,
готовность к активному сотрудничеству.
Задачи:
Предметные (образовательные):
-
формирование умений, навыков работы с разнообразными материалами,
-
формирование умения работать коллективно для достижения общего
результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности,
-
расширение словарного запаса.
Метапредметные (развивающие):
-
развитие
творческих
и
конструктивных
способностей
с
учётом
индивидуальных возможностей каждого ребёнка,
-
развивать
любознательность,
активность,
инициативность,
самостоятельность дошкольников,
5
-
развитие мышления, внимания, усидчивости, зрительного восприятия,
воображения детей.
Воспитательные (личностные):
-
формирование предпосылок общеучебных умений и навыков,
-
способствование
познавательному,
эмоциональному
и
нравственному
развитию ребёнка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными
особенностями детей,
-
осуществление взаимодействие с родителями (законными представителями),
ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
1.3.
Содержание программы
1.3.1.
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела,
темы
Количество занятий
Формы
контроля
Всего
Теория
Практика
1
По дороге к азбуке
16
3
13
Игры и
упражнения
2
Раз – ступенька, два -
ступенька
14
2
12
Игры и
упражнения
3
Здравствуй, мир
6
1
5
Игры и
упражнения
4
Итоговый мониторинг -
игра «Умники и умницы»
1
-
1
Игры и
упражнения
Итого
37
6
31
1.3.2.
Содержание учебного плана
Раздел 1. По дороге к Азбуке (16 ч.)
Теория (3 ч.)
Обогащение словарного запаса детей,
знакомство с классификацией звуков:
согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, звуковой
анализ состава слогов и слов; дифференциация понятий «звук» и «буква», соотнесение
букв и звуков.
Практика (13 ч.)
Употребление
новых
слов
в
собственной
речи
(конструирование
словосочетаний и предложений), ответы на вопросы, участие в диалоге, подробный
пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по
сюжетной картинке, по серии картинок, выделение звука в начале, конце и середине
слова, определение положения звука в слове, выделение в слове гласных звуков,
согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных, «чтение» и
составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений, звуковой
анализ состава слогов и слов, работа по развитию мелкой моторики руки.
Контроль: игра «Умники и умницы»
Раздел 2. Раз - ступенька, два – ступенька (14 ч.)
Теория (2 ч.)
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по
цвету, форме, размеру, материалу.
6
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком.
Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений
равенства и неравенства.
Установление
равночисленности
двух
совокупностей
(групп)
предметов
с
помощью составления пар (равно — не равно, больше на... — меньше на...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп
предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении
части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и
сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка,
стакан и т. п.).
Натуральное число, как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии,
многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных
величин.
Практика (12 ч.)
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование
следующего
числа
путем
прибавления
единицы.
Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.
Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на...) на
наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на — над — под, слева — справа— по середине, спереди —
сзади, сверху — снизу, выше — ниже, шире — уже, длиннее короче, толще — тоньше,
раньше — позже, позавчера — вчера — сегодня — завтра — послезавтра, вдоль, через и
др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью
плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой
формы.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из
палочек.
Сравнение
предметов
по
длине,
массе,
объему
(непосредственное
и
опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора
единой мерки при сравнении величин.
7
Контроль: игра «Умники и умницы»
Раздел 3. Здравствуй, мир (6 ч.)
Теория (1 ч.)
Времена года. Осень - время года, месяцы, приметы осени во дворе и парке.
Собираемся в лес, съедобные и ядовитые грибы, как вести себя в лесу. Зима - время года,
месяцы зимы, помощь животным. Весна - время года, месяцы весны, приметы, прилёт
птиц.
Растительный и животный мир. Поле и огород, крестьяне, машины для помощи
сбора урожая. Разнообразие овощей, съедобные и несъедобные части. Сад и уход за ним,
разнообразие фруктов, ягод и орехов.
Практика (5 ч.)
Экспериментирование,
наблюдение
за
сезонными
изменениями
в
природе.
Практическая работа по выращиванию всходов, условия жизни растений, уход за
комнатными растениями.
Контроль: игра «Умники и умницы»
1.4.
Планируемые результаты
Личностные:
Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
Развитие интереса и внимания к слову, к его эмоциональной окраске.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Межпредметные:
Приобретение навыков работы в коллективе.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости.
Предметные:
Овладение детьми основы общих умений и навыков.
Овладение детьми определенными знаниями и умениями в различных сферах
деятельности.
- 1.5. Воспитательная работа
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере
образования целью воспитания обучающихся является:
-
создание
условий
для
самоопределения
и
социализации
на
основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитательный
компонент
программы
направлен
на
решение
следующих
воспитательных задач:
- воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре и
речи, ее традициям,
- развитие человечности и добротворчества,
- развитие доброжелательности в оценке творческих работ сверстников и
критическое отношение к своей работе,
- воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы,
- формирование у дошкольников гражданской нравственной позиции,
- создание условий и предоставление возможностей для реализации социальной
активности и социального творчества детей.
8
Для
решения
поставленных
воспитательных
задач
и
достижения
цели
обучающиеся привлекаются к участию и подготовке к мероприятиям детского сада
(викторины, интеллектуальные игры, утренники, развлечения).
Основные
целевые
ориентиры
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены:
- ребенок испытывает чувство привязанности к родному дому, семье, близким
людям,
- различает основные проявления добра и зла,
- уважает традиционные ценности, ценности общества и семьи,
- способный проявлять заботу о других людях,
- проявляет ответственность за свои действия и поведение,
- владеет основами речевой культуры, умеет слушать и слышать собеседника,
способен взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих дел и
интересов,
- любознательный, наблюдательный, самостоятельный, проявляет инициативу в
различных видах деятельности,
- стремится к сбережению и укреплению собственного здоровья,
- понимает ценность труда в семье и обществе на основе уважения к людям труда и
результатам их деятельности,
- воспринимает прекрасное и стремится к отображению его в продуктивных видах
деятельности.
Формы и методы воспитания
Основной формой обучения и воспитания является занятие, в ходе которого дети
получают информацию, имеющую воспитательное значение: ситуативные беседы,
рассказы, советы, вопросы, чтение художественной литературы, игровые методы,
демонстрация педагогом собственной нравственной позиции, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению.
Условия воспитания, анализ результатов
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой педагога и детей,
спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это
необходимые условия обучения и воспитания.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического
наблюдения за поведением воспитанников, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур, используются только в виде
агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
Реализация календарного плана воспитательной работы осуществляется в
соответствии с Календарным планом воспитательной работы МАДОУ «Умка» на 2024-
2025 учебный год.
№ Название события, мероприятия
Сроки
Практический
результат
и
информационный
продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
1
Игра «Что? Где? Когда?»
октябрь
Информация в соцсетях
2
Развлечение «В гостях у Знатока»
декабрь
Информация в соцсетях
3
Международный день родного языка
февраль
Информация в соцсетях
9
4
Международный день детской книги
апрель
Информация в соцсетях
5
Игра «Умники и Умницы»
май
Информация в соцсетях
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обуч
ения
Дата
начала
обучения
по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
Всего
учебных
недель
Количест
во
учебных
дней
Количест
во
учебных
часов
Режим
занятий
Сроки
проведения
аттестации
1 год
обуч
ения
01.10.2025
31.05.2026
34
34
37
1 занятие в
неделю
по 1 часу
Последние три
недели
меняется
режим занятий,
занятия
проводятся 2
раза в неделю.
Промежуточ
ная:
24.12.25 г.
Итоговая:
26.05.26 г.
2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы «Скоро в школу» помещение должно быть светлым,
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их
окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе
обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности
труда.
2.2.1. Материально-технические условия
Интерактивная доска
Наглядный и раздаточный материал
Цветные и простые карандаши
Ручки шариковые
Рабочие тетради
Ластик
Линейка
Мел белый и цветной
Карточки для звукового анализа слова
Касса цифр и букв
2.2.2. Информационное обеспечение
Календарный учебный график
Нормативно-правовые документы
Справочная учебно-методическая литература и периодические издания
Записи аудио, видео
10
Специальная литература
Периодические издания
2.2.3. Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим
педагогическое образование, соответствующее требованиям профессионального стандарта
педагога дополнительного образования.
Педагог владеет умениями реализовывать психолого-педагогическую диагностику
и анализировать полученные результаты, необходимыми для оценки результативности
программы.
2.3. Формы аттестации и контроля
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
5.
начальный контроль (октябрь – игра «Что? Где? Когда?»)
6.
текущий контроль (в течение всего учебного года – наблюдение);
7.
промежуточный контроль (декабрь – развлечение «В гостях у Знатока»);
8.
итоговый контроль (май – игра «Умники и умницы»).
Промежуточный контроль предусматривает участие в развлечения «В гостях у
Знатока», в ходе которого педагог наблюдает за результатами детей.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по
программе и в форме игры «Умники и Умницы».
Применяются следующие формы оценки результативности: входной контроль – в
начале учебного года; промежуточный контроль – после первого полугодия; итоговый
контроль – в конце года.
2.4. Оценочные материалы
Характеристика уровней развития по разделу «По дороге к Азбуке»
Низкий уровень Ребенок имеет представление: о словесном составе речи: слово,
предложение, слог, звук; о звуковом составе речи: звуки гласные, согласные - твердые,
мягкие;
об ударении; об интонации; о гласных и согласных звуках. Не может обозначать
гласные и согласные звуки фишками; проводить звуковой анализ слов; последовательно
интонационно
выделять
звуки
в
слове;
сравнивать
звуки
по
их
качественным
характеристикам (гласный, согласный, твердый, мягкий); проводить сравнительный
звуковой анализ; выделять ударный слог, ударный гласный звук; составлять предложения
из 3 -4 слов, делить предложения на слова называть их по порядку; составлять схемы слов
и предложений; подбирать слова к представленной модели; проводить словоизменение.
Средний уровень Ребенок имеет представление: о словесном составе речи: слово,
предложение, слог, звук; о звуковом составе речи: звуки гласные, согласные - твердые,
мягкие;
об ударении; об интонации; о гласных и согласных звуках. Затрудняется
обозначать гласные и согласные звуки фишками; проводить звуковой анализ слов;
последовательно интонационно выделять звуки в слове; сравнивать звуки по их
качественным характеристикам (гласный, согласный, твердый, мягкий); проводить
сравнительный звуковой анализ; выделять ударный слог, ударный гласный звук;
составлять предложения из 3 -4 слов, делить предложения на слова называть их по
11
порядку; составлять схемы слов и предложений; подбирать слова к представленной
модели; проводить словоизменение.
Высокий уровень Ребенок имеет представление: о словесном составе речи: слово,
предложение, слог, звук; о звуковом составе речи: звуки гласные, согласные - твердые,
мягкие;
об ударении; об интонации; о гласных и согласных звуках. Умеет обозначать
гласные и согласные звуки фишками; проводить звуковой анализ слов; последовательно
интонационно
выделять
звуки
в
слове;
сравнивать
звуки
по
их
качественным
характеристикам (гласный, согласный, твердый, мягкий); проводить сравнительный
звуковой анализ; выделять ударный слог, ударный гласный звук; составлять предложения
из 3 -4 слов, делить предложения на слова называть их по порядку; составлять схемы слов
и предложений; подбирать слова к представленной модели; проводить словоизменение.
Характеристика уровней развития по разделу «Раз - ступенька, два -
ступенька»
Низкий уровень
Ребенок затрудняется оперировать числами и цифрами в
пределах
10;
использовать
счётные
и
вычислительные
навыки;
устанавливать
количественные отношения в пределах известных чисел; понимать закономерности
построения числового ряда; классифицировать предметы по выделенному признаку;
определять относительность пространственных характеристик, расположение предметов
относительно друг друга и описывать маршруты движения; ориентироваться на
ограниченной плоскости (листе бумаги, странице тетради); использовать временные
решать
простые
арифметические
задачи
на
числах
первого
десятка,
объяснять
производимые действия; сравнивать предметы по величине путём непосредственного
соизмерения, опосредованного измерения ориентировки в днях недели, месяцах года,
ориентироваться по календарю.
Средний уровень Ребенок с небольшой помощью педагога может оперировать
числами и цифрами в пределах 10; использовать счётные и вычислительные навыки;
устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел; понимать
закономерности построения числового ряда; классифицировать предметы по выделенному
признаку; определять относительность пространственных характеристик, расположение
предметов относительно друг друга и описывать маршруты движения; ориентироваться на
ограниченной плоскости (листе бумаги, странице тетради); использовать временные
решать
простые
арифметические
задачи
на
числах
первого
десятка,
объяснять
производимые действия; сравнивать предметы по величине путём непосредственного
соизмерения, опосредованного измерения ориентировки в днях недели, месяцах года,
ориентироваться по календарю.
Высокий уровень Ребенок может оперировать числами и цифрами в пределах 10;
использовать
счётные
и
вычислительные
навыки;
устанавливать
количественные
отношения в пределах известных чисел; понимать закономерности построения числового
ряда; классифицировать предметы по выделенному признаку; определять относительность
пространственных характеристик, расположение предметов относительно друг друга и
описывать маршруты движения; ориентироваться на ограниченной плоскости (листе
бумаги, странице тетради); использовать временные решать простые арифметические
задачи на числах первого десятка, объяснять производимые действия; сравнивать
предметы
по
величине
путём
непосредственного
соизмерения,
опосредованного
измерения ориентировки в днях недели, месяцах года, ориентироваться по календарю.
Характеристика уровней развития по разделу «Здравствуй, мир»
Низкий уровень Ребенок не называет деревья, кустарники, травянистые растения
ближайшего природного окружения, уголка природы, имеет представление о росте и
развитие растений, выделяет общие и отличительные признаки растений, не имеет
12
представление о сезонных состояниях и изменениях в жизни растений, системе
потребностей растений как живых организмов и местопребывания. Не называет
животных: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения. Не
выделяет видовые признаки, особенности внешнего строения, органы чувств, размер
животного.
Не
имеет
представление
о
системе
потребностей
животных
и
приспособленности к среде их обитания, особенностях жизнедеятельности животных по
сезонам. Имеет представления о временах года и сезонных изменениях в неживой
природе.
Средний уровень Ребенок называет некоторые деревья, кустарники, травянистые
растения ближайшего природного окружения, уголка природы, имеет представление о
росте и развитие растений, выделяет общие и отличительные признаки растений, имеет
неустойчивое представление о сезонных состояниях и изменениях в жизни растений,
системе потребностей растений как живых организмов и местопребывания. Называет
некоторых
животных:
зверей,
птиц,
рыб,
насекомых,
земноводных
ближайшего
окружения. Затрудняется выделять видовые признаки, особенности внешнего строения,
органы чувств, размер животного. Имеет представление о системе потребностей
животных и приспособленности к среде их обитания, особенностях жизнедеятельности
животных по сезонам. Имеет представления о временах года и сезонных изменениях в
неживой природе.
Высокий уровень Ребенок называет некоторые деревья, кустарники, травянистые
растения ближайшего природного окружения, уголка природы, имеет представление о
росте и развитие растений, выделяет общие и отличительные признаки растений, имеет
представление о сезонных состояниях и изменениях в жизни растений, системе
потребностей растений как живых организмов и местопребывания. Называет некоторых
животных: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения. Выделяет
видовые признаки, особенности внешнего строения, органы чувств, размер животного.
Имеет представление о системе потребностей животных и приспособленности к среде их
обитания, особенностях жизнедеятельности животных по сезонам. Имеет представления о
временах года и сезонных изменениях в неживой природе.
2.5. Методическое обеспечение программы
2.5.1. Описание методов и приемов обучения
Методы:
По источнику и передачи и восприятию информации:
а) словесный (заключается в проведение короткого рассказа, беседе перед началом
практических занятий);
б) наглядный (использование иллюстраций, видео фильмов);
в) практический (предполагает непосредственную работу по заданной теме);
По дидактическим задачам:
а) приобретение знаний (т.е. дети приобретают знания);
б) формирование умений и навыков (подразумевает формирование правильных
элементов бега, прыжков, подачи мяча, его ловли и т.д.,);
в) применение знаний (использование и воплощение теоретических знаний на
последующих практических занятиях);
г)
творческая
деятельность
(предполагает
возможность
использования
индивидуальных качеств и способностей ребенка);
По характеру деятельности:
13
а) объяснительно-иллюстративный (изложение заданной темы педагогом, должно
быть доходчиво и наглядно, в результате чего – самостоятельная работа учащихся);
б) репродуктивный (копирование и повтор работ педагога).
2.5.2. Описание образовательных технологий
Здоровьесберегающие
технологии
(обеспечение
ребенку
возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни, соблюдение правил безопасности)
Технология исследовательской деятельности (формирование у дошкольников
основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления, на
занятиях применяются элементы эвристических бесед, постановка и решение вопросов
проблемного характера, использование художественного слова, дидактические игры,).
Информационно-коммуникационные
технологии
(образования
с
использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная
доска, планшет и др.).
Личностно-ориентированные
технологии
ставят
в
центр
всей
системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и
дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация
имеющихся природных потенциалов.
Игровая технология
(строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем).
2.7. Список литературы
Для педагога:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024);
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
4.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих про-грамм (включая разноуровневые программы)»;
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
7.
Приказ ДО ЯНАО от 01.09.2023 № 769 «Требования к дополнительной
образовательной программе, реализуемой в соответствии с социальным сертификатом»;
8.
Постановление Правительства ЯНАО от 22.09.2023 № 743-П «Об отдельных
вопросах реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с
социальным сертификатом»;
9.
Постановлением Администрации города Ноябрьск от 14.07.2023 П-1459 «Об
утверждении Порядка организации предоставления дополнительного образования детей в
14
муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования город
Ноябрьск»;
10.
Приказ ДО Администрации города Ноябрьска от 26.09.2023 №1640 «Об
утверждении требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
муниципальном
образовании
город
Ноябрьск
в
соответствии
с
социальным
сертификатом»;
11.
Устав МАДОУ «Умка»
12.
Образовательная программа дошкольного образования
Для родителей и детей:
13.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по
развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет.
14.
Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации.
15.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Наши прописи.
16.
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…Математика
для дошкольников. («Школа 2000…»)
17.
А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для
дошкольников.
18.
А.А.
Вахрушев,
Е.Е.
Кочемасова.
Здравствуй,
мир!:
Методические
рекомендации.
15
Приложение
Методика проведения игры «Умники и Умницы»
«Раз – ступенька, два – ступенька»
1. Д/и «Сосчитай-ка»
Материал: 10 любых предметов. Инструкция: Сосчитай все предметы в прямом
порядке от 1-10 и в обратном от 10-1.
Д/и «Засели соседей» (состав числа)
Как узнать, каких предметов больше, каких меньше?
Д/и «Железная дорога»
В Числограде необычные дороги – числовые отрезки. Давайте вспомним «правила
дорожного движения»: что происходит с числом при движении влево, вправо? (При
движении вправо числа увеличиваются, а при движении влево – уменьшаются).
Найдите ошибки и справьте их. Обоснуйте свой ответ. (6>9 – неверно. Число 6
находится на числовом отрезке левее числа 9. Значит 6<9)
2. Д/и «Веселые задачки»
Задание выполняется с опорой на наглядный материал: дети в процессе чтения
условий задач выкладывают на столе палочки или геометрические фигуры.
а) У меня и Аллочки десять счетных палочек,
Две из них сломались, Сколько же осталось?
б) Мила и Аллочка купили по 2 лимона, а Володя купил 3 лимона. Сколько
лимонов купили все дети? Сколько лимонов купили девочки? На сколько лимонов Мила
купила меньше, чем Володя?
3. Д/и «Волшебный мешочек»
Ребенок, не заглядывая, на ощупь определяет форму фигуры, определяя признаки
отличия, выражая их свойства словами (у шара нет граней, ребер и вершин, а у куба и
параллелепипеда есть и т.д., общее у фигур – они объемные).
4. Д/и «Путешествие Зайчишки»
Медвежонок и лисенок пригласили зайчишку в гости. Расскажи, как добраться до
них?
В гостях зайчишке предложили посмотреть фотографию. Кто на фотографии стоит
слева от медвежонка? Какая ель выше, которая справа или слева? Кто стоит между
медвежонком и лисенком и т.д.
5. Д/и «Путешествие по клеточкам»
На листе бумаги - нарисуй круг в правом верхнем углу; квадрат в левом
нижнем и т. д.
«Графический диктант» - одна клетка вверх, две клетки вправо, две клетки вверх,
одна вправо, две вниз, две вправо, одна вниз, пять влево.
6. Д/и «Время»
Материал: модель часов, 3 циферблата часов. Инструкция: Сова объявила по
птичьему радио: «Местное время ровно 2 часа». Какие часы показывают это время?
«Сейчас ровно 5 часов вечера» - Поставь стрелки часов так, чтобы они показывали
это время.
«Игра с мячом» - инструкция: дети стоят по кругу, назови день недели, месяц.
«По дороге к азбуке»
1.
Выделение звука в слове.
Инструкция. «Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ты звук [К] в
слове МАК?» и т.д.
16
2.
Выделение начального ударного гласного звука из слова, выделение ударного
слога.
Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове АНЯ? ОЛЯ? ИРА?
Какой звук ты слышишь в слове МАК? КОТ?
Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА? ОТЕЦ?
МЯЧ? ЛАПА? РАК? Звук, необходимый для выделения произносится, интонировано, т. е.
выделяя его голосом.
3.
Определение места звука в слове (сначала глобально: в начале, в конце, в
середине). Инструкция: «Где находится звук [С] в слове САД? в слове ФОКУС? в слове
ЛИСА?»
Затем более точно: «На каком месте стоит звук [С] в слове САНИ? в слове ОСА? в
слове НОС?» Ответы ребенка: «В слове САНИ звук [С] на первом месте; в слове ОСА на
втором; в слове НОС на третьем месте». Звук [С] произносится интонировано в
изолированном положении и в составе слов.
4.
Звуковой анализ слов
Набор слов: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК
и т. д. Принцип отбора слов, предлагаемых для количественного фонематического анализа,
заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и
акустическим признакам, например, [С], | Ш], [Р] и др., то остальные звуки слова должны
быть простыми в этом
5.
Составление предложений и схем к ним.
Инструкция: Придумай предложение из 3-(4,5) слов. По картинке, по заданным
словам, самостоятельно. Составить схему, выдерживая грамматические правила (большая
буква в начале предложения, деление слов на слоги разной слоговой структуры слова
пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка).
6. Инструкция: раздели слова на слоги. Игра «Пирамида» и т.п.
«Здравствуй мир»
«Растения»
1. Рассмотри картинку с изображением растения (ий), вспомни и назови.
Организовать Д\и «Четвертый лишний».
2. Как растет растение? Расположи (нарисуй) картинки с изображением частей
растений по порядку роста растения.
3. Назови части растений. Почему части растений нужно расположить именно так?
Зачем растению корень, ствол, листья, цветы, плод? Организовать Д\и «Путаница».
Назови отличительные признаки деревьев и кустов. Организовать Д\и «Детки на
ветке».
4. Рассмотри и выбери картинки с изображением растений в осенний, зимний,
весенний, летний период. Что бывает с растениями осенью, зимой, весной, летом?
5. Что нужно делать, чтобы растение росло?
«Животные»
1. Рассмотри картинку с изображением животных, вспомни и назови: (дикие,
домашние).
Составь группы: «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «земноводное
животное»
Организовать Д\и «Зоологическое лото».
2. Найди модели к группам животных «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».
Назови видовые особенности внешнего строения.
Организовать Д\и «Четвертый лишний».
17
3. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что
сначала, что потом?
Где живет животное? Как приспосабливается к среде обитания? Чем питается?
Как передвигается?
Организовать Д\и «Кто, где живет?».
4. Как приспосабливаются животные к сезонным изменениям в природе?
«Круглый год»
1. Назови объекты «неживой природы». Почему мы их так называем?
Какая взаимосвязь между «живой» и «неживой» природой? Назови примеры?
2. Какие времена года ты знаешь? Как они следуют друг за другом?
Сколько месяцев в году? Назови их.
Назови сезонные приметы года (осени, зимы, весны, лета) в «неживой» природе.
18
Диагностическая таблица освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной
направленности «Скоро в школу» для детей 6-7 лет
№
Фамилия, имя ребенка
Оценка результатов выполнения заданий
Общая сумма баллов
Уровень развития
По дороге к Азбуке
Раз ступенька, два ступенька
Здравствуй мир
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
19