Автор: Клепикова Светлана Витальевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ "Умка" города Ноябрьска
Населённый пункт: Ноябрьск Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Технология развития пространственного мышления
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Умка» города Ноябрьска
Рассмотрено:
На заседании педагогического
Совета
Протокол № 7
от 20.05.2025
Согласовано
Заместитель заведующего
_________Н.А. Новикова
Утверждено:
И. о. заведующего МАДОУ
«Умка»
Н.А. Новикова____________
приказ № 154-од
от 20.05.2025
Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Технология развития пространственного мышления и графических умений»
для детей 6-7 лет
Уровень освоения программы: одноуровневый, стартовый
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год, 37 часов
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Родина Ирина Александровна
г. Ноябрьск, 2025 год
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Наименование
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы (далее – программа) - «Технология развития пространственного мышления и
графических умений»
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень программы: одноуровневая, стартовый.
Программа составлена на основе
учебного пособия «Технологии развития
пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет» М.А. Габовой.
Нормативно-правовая основа разработки:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024);
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
-
Письмо
Минобрнауки
России
от
18.11.2015
№
09-3242
«О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих про-грамм (включая разноуровневые программы)»;
-
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования»;
-
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-
21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
-
Приказ ДО ЯНАО от 01.09.2023 № 769 «Требования к дополнительной
образовательной программе, реализуемой в соответствии с социальным сертификатом»;
-
Постановление Правительства ЯНАО от 22.09.2023 № 743-П «Об отдельных
вопросах реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с
социальным сертификатом»;
-
Постановлением Администрации города Ноябрьск от 14.07.2023 П-1459 «Об
утверждении Порядка организации предоставления дополнительного образования детей в
муниципальных
образовательных
учреждениях
муниципального
образования
город
Ноябрьск»;
-
Приказ
ДО
Администрации
города
Ноябрьска
от
26.09.2023
№1640
«Об
утверждении требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
муниципальном образовании город Ноябрьск в соответствии с социальным сертификатом»;
-
Устав МАДОУ «Умка»
-
Образовательная программа дошкольного образования
Актуальность
программы
заключается
в
том,
что
она
позволяет
создать
необходимую
базу
для
формирования
у
детей
полноценных
умений
оперировать
графической информацией, которые, в свою очередь, будут способствовать дальнейшему
росту познавательных способностей детей и формированию элементов учебной деятельности
Сопутствующей формой обучения
является совместная деятельность педагога с
детьми, связанная с экспериментированием со светом, конструированием из бумаги.
Отличительной особенностью
программы и организации учебного процесса
является включение регионального компонента в темы: «Жители геометрической тайги»,
«Тайны лесных жителей», «Лесной переполох». Задания предлагаются детям в игровой
форме - путешествия, все задания объединяются общим сюжетом. При выполнении заданий
детьми предусматривается смена видов деятельности. Все графические работы выполняются
на отдельных листах бумаги (нелинованной или клетчатой – в крупную или мелкую клетку),
которые затем можно подшить в тетрадь или папку.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что участниками
реализации данной программы могут быть дети старшего дошкольного возраста, уровень
развития познавательной сферы у которых выше возрастной нормы и очень высокий.
Принципы и подходы к формированию программы:
1. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания,
методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.
2. Принцип научности заключается в том, что воспитанникам на каждом шагу их
обучения предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и
при этом используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам
изучаемой науки.
3. Принцип наглядности заключается в том, что запоминание ряда предметов,
представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее,
чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
4. Принцип систематичности заключается в том, что знания, умения и навыки
формируются в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала
логически связан с другим, последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению
нового.
5. Принцип активности заключается в том, что собственная познавательная
активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп,
глубину и прочность овладения учебным материалом.
Аннотация программы: в процессе реализации программы знакомятся с принципом
переносной и поворотной симметрии, учатся использовать его при чтении и создании
изображений. Также дошкольники анализируют геометрическую форму и графический
состав изображений, читают графические изображения и создают свои по образцу и по
собственному
замыслу;
анализируют
количественный
состав,
пространственное
расположение графических изображений и их частей.
Адресат программы.
Программа адресована детям (девочкам, мальчикам) от 6 до 7 лет.
Программа будет интересна и полезна детям, желающим овладеть графическими
умениями и пространственным мышлением.
Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие.
Объем программы, срок освоения:
Объем программы - 37 часов (1 занятие в неделю).
Срок реализации программы: 1 год, 34 недели.
Форма обучения: очная, индивидуально-групповая
Режим занятий - периодичность и продолжительность устанавливается в зависимости
от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся.
Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Общее количество часов в неделю
– 1 час на 1 группу. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Последние три недели
меняется режим занятий, занятия проводятся 2 раза в неделю, каждое по одному часу.
Особенности
организации
образовательного
процесса,
формы
организации
образовательной программы традиционная.
Организационные формы обучения
- занятия индивидуальные, групповые. Состав
группы – не менее 5 человек, постоянный, набор свободный.
Формы организации деятельности: коллективные (занятия проводятся по одному
направлению
со
всем
коллективом
учащихся);
индивидуально-групповые
(занятия
проводятся с отдельными группами учащихся).
Формы организации учебного занятия: открытое занятие, практическое занятие,
развлечение. Сопутствующей формой обучения является совместная деятельность педагога с
детьми по развитию графических умений и пространственного мышления.
Перечень видов учебных занятий
№
Тип учебного занятия
Виды учебных занятий
1. Изучения нового материала
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам
нахождения
знания,
ввести
новые
понятия,
термины.
Содержательная:
сформировать
систему
новых
понятий,
расширить
знания
учеников
за
счет
включения
новых
определений,
терминов,
описаний.
-
беседа
-
игра
-
самостоятельная работа
-
практическая работа, практикум,
-
занятия смешанного типа.
2. Закрепления изученного материала
Цели:
Деятельностная:
формировать
у
учеников
способность
к
рефлексии
коррекционно-
контрольного типа, научить детей находить причину
своих затруднений, научить самоанализу действий и
способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная:
закрепить
усвоенные
знания,
понятия, способы действия и скорректировать при
необходимости.
-
беседа
-
игра
-
самостоятельная работа
-
практическая работа, практикум,
-
занятия смешанного типа.
3.
Обобщения и систематизации знаний
Цели:
Деятельностная:
научить
детей
структуризации
полученного знания, развивать умение перехода от
частного к общему и наоборот, научить видеть
каждое новое знание, повторить изученный способ
действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать
умение строить теоретические предположения о
дальнейшем
развитии
темы,
научить
видению
нового знания в структуре общего курса, его связь с
уже приобретенным опытом и его значение для
последующего обучения.
-
беседа
-
игра
-
самостоятельная работа
-
практическая работа, практикум,
-
занятия смешанного типа.
4. Оценки и коррекции знаний
Цели:
Деятельностная:
научить
детей
способам
самоконтроля
и
взаимоконтроля,
формировать
способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная:
проверка
знания,
умений,
приобретенных навыков и самопроверка учеников.
-
самостоятельная работа
-
игра
-
практическая работа, практикум
Особенности структуры учебного занятия
Учебные занятия строятся на основе сказки-путешествия, которая активизирует
познавательную сферу детей, предлагаемые героями задания предполагают проявление
творчества,
заинтересованности.
В
доступной
форме
детям
разъясняются
сложные
геометрические понятия и отношения, основные графические операции. Каждое занятие и
встреча с героем – это эпизод путешествия.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы:
развитие познавательных процессов у детей 6-7 лет.
Задачи программы:
- способствовать развитию интереса детей к деятельности с графическими
изображениями,
- развивать конструктивное мышление детей в действиях с графическими объектами,
- формировать представления о проекциях объемных предметов, обеспечивать
освоение детьми способов изображения геометрических тел в одной и двух плоскостях
проекций,
- способствовать развитию самостоятельности и творческой активности детей в
совместной деятельности.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
п/п
Наименование раздела,
темы
Количество занятий
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
1
Раздел 1.
Страна Графика и ее жители
10
1
9
Игра, упражнения
2
Раздел 2.
Путешествия с Квадругом
9
1
8
Игра, упражнения
3
Раздел 3.
Приключения
в
области
Стерео
8
1
7
Игра, упражнения
4
Раздел 4.
Путешествие
в
страну
Знаний
10
1
9
Игра, упражнения
Итого
37
4
33
1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Страна Графика и ее жители (10 ч.)
Теория (1 ч.)
Познакомить детей с плоскостными фигурами, их основными элементами.
Практика (9 ч.)
Учить анализировать графические изображения на плоскости. Учить пользоваться
чертежно-графическими инструментами, совершенствовать умения детей ориентироваться в
пространстве по основным пространственным направлениям, способствовать освоению
детьми умений применять графические инструменты для построения простых графических
изображений.
Контроль: викторина «В стране знаний»
Раздел 2. Путешествия с Квадругом (9 ч.)
Теория (1 ч.)
Обобщать и систематизировать знания детей о плоскостных геометрических фигурах,
их элементах и свойствах
Практика (8 ч.)
Учить детей выделять составные части в изображении и самим создавать графическое
изображение,
способствовать
освоению
детьми
способов
построения
графических
изображений геометрических фигур.
Контроль: викторина «В стране знаний»
Раздел 3. Приключения в области Стерео (8 ч.)
Теория (1 ч.)
Познакомить
с
объемными
фигурами,
учить
читать
чертежи
графических
изображений, ориентироваться по карте.
Практика (7 ч.)
Учить создавать чертежи графических изображений, создавать карту, создавать
объемные фигуры, развивать умения детей преобразовывать конструкции, модели в
соответствии с изменением графических изображений.
Контроль: викторина «В стране знаний»
Раздел 4. Путешествие в страну Знаний (10 ч.)
Теория (1 ч.)
Познакомить с понятиями «анализ» и «классификация».
Практика (9 ч.)
Учить анализировать и классифицировать. Учить составлять из части целое. Учить
составлять связные предложения, способствовать развитию у детей познавательной
активности.
Контроль: викторина «В стране знаний»
1.4.
Планируемые результаты
Личностные:
-
развитие
самостоятельности
и
творческой
активности
детей
в
деятельности
с
графическими изображениями объектов,
-
развитие внимания, умение анализировать.
Метапредметные:
-
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (синтез, анализ, моделирование) для изучения
различных сторон окружающей действительности,
-
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ
и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей,
поиск аналогов.
Предметные:
-
обобщение и систематизация представления детей о геометрических фигурах, телах, их
элементах и свойствах, основных пространственных направлениях,
-
совершенствование умения детей ориентироваться в пространстве (двухмерном,
трехмерном) по основным пространственным направлениям,
-
формирование представления о точке и линии как о средствах языка графики,
-
развитие умения детей декодировать графические изображения, анализировать их
графический состав,
-
способствование освоению детьми умений применять графические инструменты для
построения простых графических изображений,
-
развитие конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями:
разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур,
-
совершенствование представления о трехмерности объектов в практической деятельности,
-
способствовать развитию умений детей читать разнообразные графические изображения
трехмерных объектов, использовать их в практической деятельности (конструирование,
моделирование),
-
формирование представления о проекциях объемных предметов, обеспечивать освоение
детьми способов изображения геометрических тел и трехмерных объектов в одной, двух,
трех плоскостях проекций,
-
развитие умения детей преобразовывать конструкции, модели в соответствии с
изменениями графических изображений.
1.5.
Воспитательная работа
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере
образования целью воспитания обучающихся является:
- создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитательный
компонент
программы
направлен
на
решение
следующих
воспитательных задач:
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки,
- привлечение родителей к совместным интеллектуальным мероприятиям ДОУ,
популяризация обучающихся участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня,
- воспитание дисциплинированности,
- воспитание нравственных качеств, целеустремленности, самостоятельности и
творческой активности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели обучающиеся
привлекаются к участию в интеллектуальных мероприятиях различного уровня.
Основные
целевые
ориентиры
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены:
- ребенок испытывает чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям,
- различает основные проявления добра и зла,
- уважает традиционные ценности, ценности общества и семьи,
- способный проявлять заботу о других людях,
- проявляет ответственность за свои действия и поведение,
- любознательный, наблюдательный, самостоятельный, проявляет инициативу в
различных видах деятельности,
- стремится к сбережению и укреплению собственного здоровья,
- понимает ценность труда в семье и обществе на основе уважения к людям труда и
результатам их деятельности.
Формы и методы воспитания
Основной формой обучения и воспитания является занятие, в ходе которого дети
получают информацию, имеющую воспитательное значение: ситуативные беседы, рассказы,
советы, вопросы, игровые методы, демонстрация педагогом собственной нравственной
позиции, личный пример педагога, приучение к вежливому общению.
Условия воспитания, анализ результатов
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой педагога и детей,
спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это
необходимые условия обучения и воспитания.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения
за поведением воспитанников, их общением, отношениями
детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур, используются только в виде
агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
Реализация
календарного
плана
воспитательной
работы
осуществляется
в
соответствии с Календарным планом воспитательной работы МАДОУ «Умка» на 2025-
2026 учебный год.
№ Название события, мероприятия
Сроки
Практический результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение
цели события
1
Викторина «В стране знаний»
октябрь
Информация в соцсетях
2
Развлечение
«Приключения
в
стране Геометрии»
декабрь
Информация в соцсетях
4
Викторина «В стране знаний»
май
Информация в соцсетях
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обуч
ения
Дата
начала
обучения
по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
Всего
учебных
недель
Количест
во
учебных
дней
Количест
во
учебных
часов
Режим
занятий
Сроки
проведения
аттестации
1 год
обуч
ения
01.10.2025
31.05.2026
34
34
37
1 занятие в
неделю
по 1 часу
Последние три
недели
меняется
режим занятий,
занятия
проводятся 2
раза в неделю.
Промежуточная:
24.12.25 г.
Итоговая:
26.05.26 г.
2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы «Технология развития пространственного мышления и
графических умений» помещение должно быть
светлым, соответствовать санитарно-
гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо
осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог
должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
2.2.1. Материально-технические условия
Карандаши, ручки, фломастеры, маркеры,
Линейки, циркуль, трафареты, лекала,
Листы бумаги – линованной и клетчатой,
Цветная бумага или картон (для изготовления моделей геометрических фигур)
Графические изображения, изображения орнаментов, мозаик,
Геометрические конструкторы («Танграм», «Пифагор» и т.п.)
2.2.2. Информационное обеспечение
Календарный учебный график
Нормативно-правовые документы
Справочная учебно-методическая литература и периодические издания
Специальная литература
2.2.3. Кадровое обеспечение
Программа
реализуется
педагогом
дополнительного
образования,
имеющим
педагогическое образование, соответствующее требованиям профессионального стандарта
педагога дополнительного образования.
Педагог владеет умениями реализовывать психолого-педагогическую диагностику и
анализировать полученные результаты, необходимыми для оценки результативности
программы.
2.3. Формы аттестации и контроля
Для
отслеживания
результативности
образовательного
процесса
используются
следующие виды контроля:
1.
начальный контроль (сентябрь – викторина «В стране знаний»)
2.
текущий контроль (в течение всего учебного года – наблюдение);
3.
промежуточный контроль (декабрь – развлечение «Приключения в стране Геометрии»);
4.
итоговый контроль (май – викторина «В стране знаний»)
Промежуточный контроль предусматривает участие в развлечении «Приключения в
стране Геометрии»), в ходе которых педагог наблюдает за умениями детей.
Итоговый контроль
проводится по сумме показателей за всё время обучения по
программе и в форме викторины «В стране знаний»
Применяются следующие формы оценки результативности: входной контроль – в
начале учебного года; промежуточный контроль – после первого полугодия; итоговый
контроль – в конце года.
2.4. Оценочные материалы
Характеристика уровней развития пространственного мышления
Низкий уровень — ребенок затрудняется в определении, различении и назывании
основных пространственных направлений, местоположения объектов относительно других
объектов в трехмерном и двухмерном реальном пространстве; испытывает трудности при
определении и назывании формы объектов и их частей; не обобщает объекты по наличию/от-
сутствию пространственных признаков, не выделяет закономерности в пространственном
расположении объектов; не отражает последовательность своих действий и их результаты в
речи.
Средний уровень — ребенок определяет и называет форму объектов и их частей,
расчленяет реальные объекты и образы на части и воссоздает их с незначительными
затруднениями; обобщает объекты по признакам формы, структуры, пространственного
расположения;
испытывает
некоторые
трудности
при
оперировании
объектами
в
воображаемом трехмерном и двухмерном пространстве, в реальном не затрудняется;
способен выразить словесно результат своих действий, но испытывает затруднения в
отражении способов достижения результата, в доказательстве суждений.
Высокий уровень — ребенок определяет и называет пространственные направления,
отношения между объектами как в реальном, так и в воображаемом трехмерном и двухмер-
ном пространстве; не испытывает трудностей в определении и назывании формы объектов и
их частей, в расчленении объектов и воссоздании их из частей в реальном и мысленном пла-
не, в обобщении объектов по форме и пространственному расположению; свободно
выражает в речи результаты деятельности и способы их достижения, доказывает свои
суждения, использует геометрическую терминологию.
Характеристика уровней графических умений
Низкий уровень
— ребенок не кодирует и не преобразовывает графическую
информацию; испытывает значительные трудности при декодировании графических
изображений, в определении формы и пространственного расположения изображенных
объектов и их частей, в анализе графического состава изображений; выполняет некоторые
графические операции, но без применения графических инструментов.
Средний уровень
— ребенок успешно декодирует графическую информацию,
анализирует графический состав изображений; испытывает трудности при кодировании и
преобразовании графической информации; создает изображения по образцу; графические
инструменты не использует; построенные изображения искажены по форме или пространс-
твенному расположению объектов; успешнее оперирует изображениями плоских объектов.
Высокий уровень — ребенок успешно декодирует, кодирует и преобразовывает
графическую информацию, создает изображение по образцу, по словесной инструкции и по
замыслу; правильно и четко передает форму и пространственное расположение двухмерных
и трехмерных объектов и их частей; выполняет графические операции; применяет графи-
ческие инструменты.
2.5. Методическое обеспечение программы
2.5.1. Описание методов и приемов обучения
Методы:
по источнику и передачи и восприятию информации:
а) словесный (заключается в проведение короткого рассказа, беседе)
б) наглядный (использование иллюстраций, графических изображений, схем и т.п.);
в) практический (предполагает непосредственную работу по заданной теме);
по дидактическим задачам:
а) приобретение знаний (дети приобретают знания);
б) формирование умений и навыков (подразумевает правильное использование рабочих
материалов; умение работать в разных техниках и различными приемами);
в) применение знаний (использование и воплощение теоретических знаний на
последующих практических занятиях);
г) творческая деятельность (предполагает возможность использования индивидуальных
качеств и способностей ребенка в его работе);
по характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный (изложение заданной темы педагогом, должно быть
доходчиво и наглядно, в результате чего – самостоятельная работа учащихся);
б) репродуктивный (копирование и повтор работ педагога).
2.5.2. Описание образовательных технологий
Здоровьесберегающие технологии (обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу
жизни,
соблюдение
правил
безопасности
во
время
выполнения
упражнений
с
инструментами)
Технология исследовательской деятельности
(формирование у дошкольников
основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления, на
занятиях применяются элементы эвристических бесед, постановка и решение вопросов
проблемного характера, использование художественного слова, дидактические игры,).
Информационно-коммуникационные технологии (образования с использованием
современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска и др.).
Личностно-ориентированные
технологии
ставят
в
центр
всей
системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и
дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация
имеющихся природных потенциалов.
Игровая
технология
(строится
как
целостное
образование,
охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем)
2.7. Список литературы
Для педагога:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024);
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
4.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих про-грамм (включая разноуровневые программы)»;
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-
21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
7.
Приказ ДО ЯНАО от 01.09.2023 № 769 «Требования к дополнительной
образовательной программе, реализуемой в соответствии с социальным сертификатом»;
8.
Постановление Правительства ЯНАО от 22.09.2023 № 743-П «Об отдельных
вопросах реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с
социальным сертификатом»;
9.
Постановлением Администрации города Ноябрьск от 14.07.2023 П-1459 «Об
утверждении Порядка организации предоставления дополнительного образования детей в
муниципальных
образовательных
учреждениях
муниципального
образования
город
Ноябрьск»;
10.
Приказ ДО Администрации города Ноябрьска от 26.09.2023 №1640 «Об
утверждении требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
муниципальном образовании город Ноябрьск в соответствии с социальным сертификатом»;
11.
Устав МАДОУ «Умка»
12.
Образовательная программа дошкольного образования
13.
Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. Для
воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение. 1992, 1992. – 159 с.
14.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость:
Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
15.
Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном
образовательном учреждении: Метод пособие. – М.: Изд-воНЦ ЭНАС,2006. – 144с.
16.
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности и
спорте: Учебное пособие для студ. высших.учеб. завед. – М.: Академия, 2002. – 296 с.
17.
Николаева Н.И. Школа мяча. – СПб.:Детство-Пресс, 2008. – 96 с.
Для родителей и детей:
1. Габова М.А. Технология развития пространственного мышления и графических
умений у детей 6-7 лет: Учебное пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 136 с.
2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для
дошкольников. – М., 1998.
3. Шевелев К.В. Основы геометрии для дошкольников. Точки, линии, фигуры. – М.,
2001.
4.
Шевелев
К.В.
Основы
геометрии
для
дошкольников.
Фигуры,
размеры,
пространство. – М., 2001.
Приложение
Диагностические таблицы освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
«Технология развития пространственного мышления и графических умений» для детей 6-7 лет
Уровни развития пространственного мышления детей.
№
Фамилия, имя ребенка
возраст
Оценка результатов выполнения заданий
Общая
сумма
баллов
Уровень
развития
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Уровни развития графических умений детей
№
Фамилия, имя ребенка
возраст
Оценка результатов выполнения заданий
Общая
сумма
баллов
Уровень
развития
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Фамилия, имя ребенка _________________________________ Дата обследования __________________
Оценка результатов выполнения заданий 1 (пространственное мышление)
№
Ответы ребенка
Оценка результатов
Баллы
1
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
До 2 фигур
3-5 фигур
6-7 фигур
2
Нет ответа,
отрицание
Без доказательства
С доказательством
3
Нет ответа,
утверждение
Без доказательства
С доказательством
4
Нет ответа
1-2 фигуры, без
объяснения
2-3 фигуры, с
объяснением
5
квадрат
треугольник-
ник
круг
прямо-
уголь-
ник
овал
пяти-
уголь-
ник
До 2 фигур
3-4 фигуры
5-6 фигур
6
До 1 варианта
2 варианта
3-4 варианта
7
Нет ответа
Без доказательства
С доказательством
8
Нет ответа
Обобщение
Верно
9
Нет ответа
Обобщение
Верно
10
1 фигура
2 фигуры
3 фигуры
11
1-2 фигуры
3-5 фигур
6 фигур
12
До 1 фигуры
2 фигуры
3 фигуры
13
Нет ответа
Ошибка в выборе
Верный выбор
14
До 1 фигуры
2 фигуры
3 фигуры
15
Верно 2-3 шага
5-6 шагов
Без ошибок
Общая оценка результатов, уровень развития
Средний балл
Сумма
баллов
Фамилия, имя ребенка ___________________________ Дата __________________
Оценка результатов выполнения заданий 2 (графические умения)
№
Ответы ребенка
Оценка выполнения заданий
Оценка в баллах
1
Не декодировано
С ошибками
Верно
2
Не декодировано
Без опоры
С опорой
3
Не декодировано
Без опоры
С опорой
4
Не декодировано
С ошибками
Верно
5
Не декодировано
С ошибками, без
инструментов
Верно, с инструментами
6
До 1 варианта
2 варианта, без
инструментов
3-4 варианта, с
инструментами
7
Нет ответа
Не соответствует
Соответствует
8
Нет ответа
Изображения от руки
Применение инструментов
9
Нет ответа
Изображения от руки
Применение инструментов
10
Не декодировано
С ошибками
Верно
11
Не декодировано
С ошибками
Верно
12
Нет ответа, 1 штриховка
2 направления штриховки
3 направления штриховки
13
Нет ответа
Не соответствует
Соответствует
14
Нет ответа
С ошибками
Верно
15
Не верно
Верное начало
Верное продолжение
Общая оценка результатов, уровень развития
Средний балл
Сумма баллов
Методика проведения викторины «В стране знаний»
ЗАДАНИЕ 1
Задача 1. Выявить особенности представлений детей о геометрических фигурах, умения
воспринимать, различать и называть их независимо от пространственного расположения, опираясь
на существенные признаки и их связь с геометрической терминологией.
Задача 2. Выявить особенности умений детей декодировать графическую информацию,
читать графические изображения двухмерных и трехмерных объектов, соотносить изображение
фигуры с ее названием.
Содержание
Ребенку предлагается лист с изображениями 7 фигур, расположенных в ряд и
пронумерованных (рис. 1). Требуется дать название каждой фигуре.
Инструкция:
«Ты - помнишь сказку о Белоснежке и ее друзьях-гномах? Сколько их было?
Каждый гном построил себе дом, но не простой, а в виде какой-либо геометрической
фигуры. Все эти дома изображены на этом листе. Каждый дом имеет свой номер. Назови форму
каждого дома, дай название каждой фигуре».
Верный ответ: 1 — квадрат, 2 — треугольник, 3 — овал, 4 — куб, 5 — прямоугольник,
6 — ромб (допускается ответ «четырехугольник»), 7 — шестиугольник (допускается ответ
«многоугольник»).
Оценка результатов 1: верно названы до 2 фигур — 1 балл. Верно названы 3-5 фигур — 2
балла. Верно названы 6-7 фигур — 3 балла.
Оценка результатов 2: Изображение не декодировано -1 балл. Изображение декодировано
с ошибками — 2 балла. Изображение декодировано верно, без ошибок — 3 балла.
Примечание:
Фигуры № 2 (треугольник) и № 5 (прямоугольник) изображены в
непривычном пространственном расположении, повернуты. Это позволяет выявить подвер-
женность ребенка стереотипам в изображении фигур на плоскости.
ЗАДАНИЕ 2
Задача 1. Выявить особенности умений детей различать пространственные отношения
между объектами на плоскости; выделять и обобщать существенные признаки фигур; доказывать
или опровергать истинность высказывания.
Задача 2. Выявить особенности умений читать графическую информацию о плоских и
объемных объектах, соотносить название фигуры с ее изображением, использовать графическое
изображение для доказательства истинности высказывания.
Содержание
Ребенку предлагается лист с изображениями 7 геометрических фигур, расположенных в ряд
и пронумерованных (как в задании 1). Требуется определить истинность высказывания: «Слева от
треугольника и справа от куба расположены четырехугольники».
Инструкция:
«Белоснежка считает, что слева от домика в форме треугольника и справа от домика в
форме куба располагаются домики, имеющие форму четырехугольника. (Повторить: «Слева от
треугольника и справа от куба расположены четырехугольники».) Права ли Белоснежка? Как ты
рассуждал? *
Верный ответ и примерный образец рассуждения: да, Белоснежка права. Слева от
треугольника находится квадрат, у него четыре угла, значит, это четырехугольник. Справа от куба
изображен прямоугольник, у него тоже четыре угла, значит, он тоже четырехугольник.
Оценка результатов 1: Отрицание высказывания ил и отсутствие ответа — 1 балл.
Подтверждение
истинности
высказывания
без
доказательства,
объяснения
—
2
балла.
Доказательство истинности высказывания — 3 балла.
Оценка результатов 2: Отсутствие ответа, изображение не декодировано — 1 балл.
Доказательство истинности высказывания без опоры на графическое изображение — 2 балла.
Доказательство истинности высказывания с опорой на графическое изображение — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 3
Задача 1. Выявить особенности умений детей выделять существенные признаки фигур,
обобщать их форму, исключать по отсутствию признаков; доказывать или опровергать истинность
высказывания.
Задача 2.
Выявить особенности умений декодировать графическую информацию,
соотносить название фигуры с ее изображением, использовать графическое изображение при
доказательстве истинности высказывания.
Содержание
Ребенку предлагается лист с изображениями 7 фигур, расположенных в ряд и
пронумерованных (как в задании 1). Требуется определить истинность высказывания: «Фигуры №
2, 3 и 7 — многоугольники».
Инструкция:
«Гномы из домиков № 2, 3 и 7 думают, что их домики имеют форму многоугольника.
(Повторить: «Фигуры № 2, 3 и 7 — многоугольники».) Согласен ли ты с гномами? Почему?».
Верный ответ и примерный образец рассуждения: нет, гномы не правы. Фигура № 2 —
треугольник — имеет три угла, это многоугольник. У фигуры № 7 — 6 углов, это тоже
многоугольник. А у фигуры № 3-овала - нет ни одного угла, это не многоугольник. Значит, не все
фигуры — многоугольники.
Оценка результатов 1: Утверждение истинности высказывания или отсутствие ответа — 1
балл. Отрицание истинности высказывания без доказательства, пояснения — 2 балла.
Доказательство отрицания истинности высказывания — 3 балла.
Оценка результатов 2: Отсутствие ответа, изображение не декодировано — 1 балл.
Доказательство без опоры на графическое изображение — 2 балла. Доказательство с опорой на
графическое изображение — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 4
Задача 1. Выявить особенности умений обобщать форму по существенным признакам
независимо от пространственного расположения фигур, исключать по отсутствию самостоятельно
выделенного признака, доказывать свой выбор.
Задача 2. Выявить особенности умений читать изображения двухмерных и трехмерных
объектов, использовать графическое изображение для доказательства выбора объекта.
Содержание
Ребенку предлагается лист с изображениями 7 фигур, расположенных в ряд и
пронумерованных (как в задании 1). Требуется определить, какая фигура не похожа на другие, и
доказать свой выбор.
Инструкция:
«Один из гномов сказал Белоснежке: «Мой домик по форме не похож на другие домики». В
каком домике мог жить этот гном? (Повторить: «Какая фигура не похожа на другие?») Расскажи,
как мог рассуждать этот гном*.
Верный ответ и примерный образец рассуждения: Возможны три варианта ответов в
зависимости от признака, выделяемого в фигурах.
Фигура № 3 — овал — не имеет углов и сторон, изображается кривой линией. Остальные
фигуры имеют углы и стороны, изображаются прямыми линиями.
Фигура № 7 — шестиугольник — не выпуклая, остальные фигуры выпуклые.
Фигура № 4 — куб — объемная, остальные фигуры плоские.
Оценка результатов 1: Отсутствие ответа — 1 балл. Выделена одна фигура с объяснением
или две фигуры без объяснения — 2 балла. Выделены 2—3 фигуры с объяснением — 3 балла.
Оценка результатов 2: Изображение не декодировано, отсутствие ответа — 1 балл.
Доказательство выбора фигуры без опоры на графическое изображение — 2 балла. Доказательство
выбора фигуры с опорой на графическое изображение — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 5
Задача
1.
Выявить
особенности
умений
ориентироваться
на
плоскости
листа,
устанавливать взаимно-обратные пространственные отношения между объектами, изменять точку
отсчета, передавать в изображении форму фигур и их пространственное расположение.
Задача 2. Выявить особенности умений кодировать графическую информацию; создавать
изображение в соответствии с заданными условиями; точно передавать форму фигур при помощи
линий — прямых, кривых; использовать чертежно-графические инструменты.
Содержание
Ребенку предлагается рабочий лист, карандаши, ручка, линейка, трафареты и шаблоны с
фигурами. Требуется изобразить фигуры, соблюдая определенные условия: изобразить круг,
квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и пятиугольник так, чтобы: круг был между
треугольником и прямоугольником, прямоугольник был справа от круга, треугольник был выше
овала, но ниже квадрата, пятиугольник был справа от овала и под кругом.
Инструкция:
«У Белоснежки сегодня день рождения. Гномы испекли для нее печенье в форме
геометрических фигур и хотят красиво разложить его на блюде. Помоги гномам разложить
печенье. Изобрази круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и пятиугольник так, чтобы:
круг был между треугольником и прямоугольником, прямоугольник был справа от круга,
треугольник был выше овала, но ниже квадрата, пятиугольник был справа от овала и под кругом.
Можешь использовать все предметы, лежащие на столе».
Инструкцию допускается повторить не более трех раз.
Оценка результатов 1: верно передана форма и расположение до 2 фигур или отсутствие
ответа — 1 балл. Верно, передана форма и расположение 3-4 фигур — 2 балла. Верно, передана
форма и расположение 5-6 фигур — 3 балла.
Оценка результатов 2: Информация не закодирована, отсутствие ответа — 1 балл.
Информация закодирована с ошибками, без применения графических инструментов — 2 балла.
Информация закодирована, верно, с применением чертежно-графических инструментов — 3
балла.
Примечание: Все фигуры есть на предлагаемых шаблонах, но их нужно выбрать среди
других фигур. При оценке учитывается передача пространственных отношений между фигурами.
Сами фигуры могут быть повернуты.
ЗАДАНИЕ 6
Задача 1. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму по заданному
условию: расчленять квадрат на четыре равные части, определять и называть их форму.
Задача 2. Выявить особенности умений преобразовывать графические изображения по
заданному условию: делить фигуру на части прямыми линиями; использовать графически
инструменты.
Содержание
Ребенку предлагается ответить на вопрос: «Если разделить квадрат на четыре равные части,
то какой они могут быть формы?», а затем изобразить способы деления квадрата на 4 равные
части прямыми линиями. Предлагаются рабочий лист с изображенными на нем 6 квадратами,
карандаш, ручка, фломастер, линейка, трафареты с фигурами.
Инструкция:
«Гномы приготовили к празднику торт квадратной формы. Любителями тортов считают
себя 3 гнома и Белоснежка. На сколько частей нужно разделить торт? А если разделить квадрат на
4 равные части, то какой они могут быть формы? Изобрази, как это сделать прямыми линиями, на
этих квадратах».
Верный ответ: Форма полученных частей может быт квадратной, прямоугольной и
треугольной в двух вариантах (рис. 2). Возможны 4 основных варианта деления квадрата на 4
равные части прямыми линиями (другие варианты получаются из основных поворотом линии или
всего квадрата).
Примечание:
предлагается больше изображений контуров квадрата, чем возможно
вариантов деления, чтобы исключить подсказку в количестве вариантов.
Оценка результатов 1: Отсутствие ответа или указание одного варианта формы частей —
1 балл. Указание двух вариантов формы — 2 балла. Указание 3-4 вариантов формы — Л балла.
Оценка результатов 2: Отсутствие ответа или один вариант графического деления, линии
неровные, без использования графических инструментов — 1 балл. Выполнение двух способов
графического деления, линии ровные, части соразмерные, без использования графических
инструментов — 2 балла. Выполнение 3—4 способов графического деления, линии прямые, части
соразмерные, использование графических инструментов при построении — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 7
Задача 1. Выявить особенности умений производить мысленные пространственные
преобразования объекта (поворотную симметрию) на основе анализа графической структуры
объекта и выделения закономерностей; доказывать спой выбор.
Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение, выбирать
соответствующее условиям; строить графическое изображение на основе образца.
Содержание
Ребенку предлагается лист с изображением трех квадратов, разделенных на 4 сектора и
определенным образом раскрашенных, расположенных в определенной последовательности; и
лист с изображением 6 квадратов, разделенных на 4 сектора и раскрашенных (рис. 3). Требуется
выявить закономерность расположения трех данных квадратов и из шести квадратов выбрать
один, который может продолжить ряд. Затем предлагается изобразить на рабочем листе
выбранную фигуру.
Инструкция:
«Подготовка к празднику продолжается. Гномы, которые не любят торт (сколько их?),
очень любят пряники. Три пряника они уже выбрали и уложили в коробку в ряд. Помоги гномам
выбрать еще один пряник и продолжить ряд, не нарушая последовательности. Почему ты выбрал
именно этот пряник? А теперь изобрази недостающий пряник в коробке».
Верный ответ и примерный образец рассуждения: нужно выбрать пряник № 3. Все
пряники в ряду расположены так, что каждый следующий поворачивается вправо — вниз — влево
— вверх (или по часовой стрелке) на одну закрашенную часть. У недостающего пряника должна
быть заштрихована левая верхняя часть, закрашена левая нижняя часть.
Оценка результатов 1: Отсутствие ответа, неверный выбор без пояснения — 1 балл.
Верный выбор без доказательства 2 балла. Верный выбор с доказательством — 3 балла.
Оценка результатов 2: Отсутствие изображения — 1 балл. Изображение искаженное, не
соответствующее образцу (выбранному объекту) — 2 балла. Изображение соответствует вы-
бранному образцу — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 8
Задача 1. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму объекта,
воссоздавать ее из частей на основе принципа зеркальной симметрии; действовать в двухмерно» и
трехмерном воображаемом пространстве; определять и называть форму.
Задача 2. Выявить особенности умений создавать графическое изображение объекта по его
части, передавать форму названной фигуры, использовать графические инструменты.
Содержание
Ребенку показывают квадратный лист бумаги, сгибают его пополам и ножницами вырезают
из его середины прямоугольник (рис. 4). Не разворачивая листа, предлагают ребенку назвать
форму получившегося отверстия и изобразить на рабочем листе, как будет выглядеть лист, если
его
развернуть.
Предлагаются
карандаши,
ручки,
линейка,
трафареты.
После
оценки
продемонстрировать лист, развернув его.
Инструкция:
«Праздник удался на славу. Все веселились, пели, танцевали. И только гном из квадратного
домика был чем-то озабочен. Друзья спросили у него, почему он не веселится со все лги вместе.
Оказалось, гном хочет вырезать в своем домике окошко, но не знает, как это лучше сделать. Гном
хочет сложить модель своего домика, вырезанную из бумаги, пополам (показать сгибание листа) и
выпилить такое отверстие (показать). Какой же формы получится окошко в домике? Нарисуй
домик с окошком. Можешь использовать любые инструменты, лежащие на столе».
Верный ответ: получится окошко квадратной формы (рис. 5).
Возможно построение отверстия по частям, достраивание прямоугольника до квадрата.
Оценка результатов 1: Отсутствие ответа — 1 балл. Обобщенный ответ (четырехугольник,
прямоугольник) — 2 балла. Верный ответ — 3 балла.
Оценка результатов 2: Отсутствие изображения — 1 балл. Изображение четырехугольника,
прямоугольника, выполненное от руки, несимметричное, с неровными линиями — 2 балла.
Изображение квадрата, симметричное, выполненное с использованием графических инструментов
— 3 балла.
ЗАДАНИЕ 9
Задача 1.
Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму объекта,
воссоздавать ее из частей на основе принципа зеркальной симметрии; действовать в двухмерном и
трехмерном воображаемом пространстве; определять и называть форму.
Задача 2. Выявить особенности умений создавать графическое изображение объекта по его
части, передавать форму названной фигуры, использовать графические инструменты.
Содержание
Ребенку показывают квадратный лист бумаги. Складывают его пополам, затем еще раз
пополам (чтобы получился квадрат) и срезают внутренний уголок (рис. 6). Не разворачивая лист,
предлагают ребенку назвать форму получившегося отверстия и изобразить, как будет выглядеть
лист, если его развернуть. Предлагаются карандаши, ручки, линейка, трафареты. После оценки
продемонстрировать лист, развернув его.
Инструкция:
«Белоснежка придумала, как еще можно вырезать окошко. Она предложила сложить
квадрат пополам, еще раз пополам (показать сгибание) и отрезать только один уголок (показать).
Какой формы получится окошко в домике? Нарисуй домик с окошком. Можешь использовать
любые инструменты, лежащие на столе».
Верный ответ: получится ромб или квадрат (рис.7).
Оценка результатов 1: Отсутствие ответа, неверный ответ (например, треугольник) — 1
балл. Обобщенный ответ (четырехугольник) — 2 балла. Верный ответ — 3 балла.
Оценка
результатов
2:
Отсутствие
изображения
—
1
балл.
Изображение,
соответствующее названной фигуре, построенное без помощи графических инструментов — 2
балла. Изображение, соответствующее названной фигуре, построенное при помощи графических
инструментов — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 10
Задача 1. Выявить особенности умений определять форму объекта и его частей, находить
фигуры на изображении, называть их, обобщать; составлять фигуры из частей.
Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение, вычленять части
изображения, показывать их по контуру.
Содержание
Ребенку
предлагается
изображение
(чертеж)
и
требуется
определить,
сколько
четырехугольников изображено на чертеже, показать все фигуры по контуру (рис. 8).
Инструкция:
«Один из гномов получил письмо от своих родственников. В конверте была и фотография
семейства Четырехугольников, но, к сожалению, без подписи. Гном задумался: кто же здесь
изображен и сколько их? Помоги гному определить, сколько четырехугольников изображено на
чертеже».
Верный ответ:
на чертеже 4 четырехугольника: 1 квадрат, 1 квадрат из двух
треугольников, 1 прямоугольник из двух квадратов, 1 трапеция или четырехугольник из квадрата
и треугольника.
Оценка результатов 1: Выделение и называние 1 квадрата — 1 балл. Выделение и
называние
квадратов
и
прямоугольника
—
2
балла.
Выделение
и
называние
всех
четырехугольников — 3 балла.
Оценка результатов 2:
Изображение не декодировано — 1 балл. Изображение
декодировано не полностью, с ошибками — 2 балла. Изображение декодировано верно — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 11
Задача 1. Выявить особенности умений выделять фигуры заданной формы на изображении,
характеризовать их пространственное расположение и размеры; составлять фигуры из частей.
Задача 2. Выявить особенности умений декодировать графическую информацию,
вычленять части изображения, показывать их по контуру.
Содержание.
Ребенку предлагается изображение (чертеж) и требуется найти на нем 6 треугольников,
показать их и охарактеризовать их пространственное расположение (р.9).
Инструкция:
«Гном из треугольного домика принес и показал всем фотографию своих родственников.
Он сказал, что здесь изображены 6 разных Треугольников. Помоги Белоснежке отыскать их и
расскажи, что где изображено.
Верный ответ: 1 треугольник самый большой, он делится на 2 треугольника поменьше
(слева и справа), 1 треугольник сверху, он делится на два маленьких треугольника (вверху слева и
вверху справа).
Оценка результатов 1: Выделение и показ 1-2 фигур — 1 балл. Выделение и показ 3-5
фигур без характеристики их пространственного расположения — 2 балла. Выделение и показ
всех фигур с характеристикой их пространственного расположения — 3 балла.
Оценка результатов 2:
Изображение не декодировано — 1 балл. Изображение
декодировано не полностью, с ошибками — 2 балла. Изображение декодировано верно — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 12
Задача 1. Выявить особенности умений изменять точку отсчета при ориентировке на
реальном трехмерном объекте, соотносить форму граней объекта и форму изображения
(проекции); характеризовать положение объекта в пространстве.
Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение трехмерного
объекта; выполнять штриховку прямыми линиями — горизонтальными, вертикальными,
наклонными.
Содержание
Ребенку предлагается модель параллелепипеда (все три измерения различны), лежащая на
столе, и изображение этой модели на рабочем листе сверху, спереди и сбоку (проекции) (рис. 10).
Предлагается определить, какому направлению соответствует каждая проекция, и заштриховать
изображения определенным образом: вид сбоку — горизонтальными линиями, вид спереди —
вертикальными линиями, вид сверху —наклонными линиями.
Инструкция:
«Белоснежка принесла с почты посылку для гнома из домика в форме куба и положила ее
на стол (посылка — модель параллелепипеда). Как выглядит посылочный ящик сверху? Найди эту
фигуру на чертеже и заштрихуй ее наклонными линиями с наклоном вправо. Гном смотрит на
ящик спереди. Что он видит? Заштрихуй нужную фигуру вертикальными линиями (пояснить —
сверху вниз). А что можно увидеть сбоку? Заштрихуй эту фигуру горизонтальными линиями
(пояснить — слева направо).
Верный ответ: рис. 11.
Примечание: Штриховка выполняется от руки. Расстояние между линиями не задается.
Оценка результатов 1: Отсутствие ответа или верный выбор одной проекции — 1 балл.
Верный выбор двух проекций — 2 балла. Верный выбор трех проекций — 3 балла.
Оценка результатов 2: Отсутствие ответа или штриховка в одном направлении, линии
неровные, расстояния между ними не одинаковые — 1 балл. Штриховка в двух направлениях,
линии достаточно ровные — 2 балла. Штриховка в трех направлениях, линии прямые, расстояния
между ними одинаковые — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 13
Задача 1. Выявить особенности умений изменять точку отсчета при ориентировке на
изображении трехмерного объекта, устанавливать соответствие между формой грани объекта и
формой проекции.
Задача 2. Выявить особенности умении читать графические изображения трехмерных
объектов — наглядное изображение и чертеж в трех видах, устанавливать соответствие между
ними, строить наглядное изображение трехмерного объекта по образцу.
Содержание
Ребенку предлагается чертеж в трех видах конструкции (куб + четырехугольная правильная
пирамида) и два наглядных изображения, одно из которых соответствует чертежу (рис. 12).
Требуется выбрать подходящее наглядное изображение и построить его на рабочем листе по
образцу.
Инструкция:
«Распечатав посылку, гном обнаружил в ней письмо и рисунки. Из письма он узнал, что его
дядя Куб предлагает гному соорудить на своем домике башенку и посылает чертеж домика с
башней и изображения двух домиков с башнями. Но дядя не написал, какой же из домиков
изображен на чертеже. Помоги гному, выбери нужный рисунок домика и изобрази его».
Верный ответ: данному чертежу соответствует наглядное изображение № 1.
Оценка результатов 1: Отсутствие ответа или неверный выбор — 1 балл. Верный выбор
без пояснения — 2 балла. Верный выбор с объяснением — 3 балла.
Оценка результатов 2: Отсутствие изображения — 1 балл. Изображение не соответствует
выбранному объекту, искажено по форме и величине — 2 балла. Изображение соответствует
образцу по форме, величине, линии прямые — 3 балла.
ЗАДАНИЕ 14
Задача 1. Выявить особенности умений ориентироваться в воображаемом двухмерном и
трехмерном пространстве, устанавливать пространственные отношения между объектами,
выделять фигуру из фона.
Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение, преобразовывать
графическое изображение по заданному условию.
Содержание
Ребенку на рабочем листе предлагается изображение контуров фигур (квадрат, овал,
треугольник), «наложенных» друг на друга (рис. 13). Требуется раскрасить фигуры таким образом,
чтобы сверху лежал красный треугольник, а зеленый овал был под желтым квадратом.
Инструкция:
«Несколько гномов нарисовали на картоне свои домики, раскрасили и вырезали их, а затем
положили в стопку на стол. Сколько рисунков на столе? Какой формы фигуры?
Раскрась фигуры таким образом, чтобы сверху лежал красный треугольник, а. зеленый овал
был под желтым квадратом».
Верный ответ: рис. 14.
Примечание: Задание предполагает мысленное манипулирование плоскими объектами в
трехмерном пространстве.
Объекты непрозрачные (вырезаны из картона), поэтому при раскрашивании их цвета не
смешиваются.
Оценка результатов 1: верно передано расположение 1 фигуры (треугольника) или
отсутствие ответа — 1 балл. Верно передано расположение 2 фигур — 2 балла. Верно передано
расположение всех фигур — 3 балла.
Оценка результатов 2:
Изображение не декодировано, не преобразовано — 1 балл.
Изображение преобразовано с ошибками — 2 балла. Изображение преобразовано верно — 3
балла.
ЗАДАНИЕ 15
Задача 1.
Выявить особенности умений ориентироваться на листе бумаги в клетку,
действовать
в
заданном
пространственном
направлении,
устанавливать
закономерности
чередования на основе принципа переносной симметрии.
Задача
2.
Выявить
особенности
умений
строить
графическое
изображение
последовательно, достраивать изображение по образцу.
Содержание
Ребенку предлагается на части рабочего листа в клетку построить изображение, следуя
инструкции, а затем продолжить его самостоятельно, выделив закономерность, по своему образцу.
Инструкция:
«Гномы хотят построить забор вокруг своих домиков. Но, прежде чем строить, Белоснежка
посоветовала им изобразить свой замысел. Помоги гномам: Одна клетка вправо. Одна клетка
вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка
вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Две клетки
вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх».
Верный ответ: рис. 15.
Оценка результатов 1: Ошибки в пространственном направлении уже на 2-3 шаге — 1
балл. Ошибки в пространственном направлении на 5—8 шаге — 2 балла. Изображение без ошибок
— 3 балла.
Оценка результатов 2: Изображение неверное уже в первой части — 1 балл. Первая часть
бордюра изображена верно, продолжение искажено — 2 балла. Изображение без искажений — 3
балла.
Обработка результатов диагностики «Технология развития пространственного мышления и
графических умений»
Результаты выполнения задач каждого типа в баллах суммируются, затем вычисляется
средний оценочный балл, по которому определяются уровни развития пространственного
мышления и уровни развития графических умений детей.
Средний оценочный балл
Уровни развития
1—1,6 балла
Низкий уровень
1,7—2,3 балла
Средний уровень
2,4—3 балла
Высокий уровень