Автор: Клепикова Светлана Витальевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ "Умка" города Ноябрьска
Населённый пункт: город Ноябрьск Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности Развивай-ка
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Умка» города Ноябрьска
Рассмотрено:
На заседании педагогического
Совета
Протокол № 7
от 20.05.2025
Согласовано
Заместитель заведующего
_________Н.А. Новикова
Утверждено:
И. о. заведующего МАДОУ
«Умка»
Н.А. Новикова____________
приказ № 154-од
от 20.05.2025
Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Развивай-ка»
Уровень освоения программы: одноуровневая, стартовый
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год, 37 часов
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Коротовских Наталья Сергеевна
г. Ноябрьск, 2025 год
1
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Наименование
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы (далее – программа) - «Развивай-ка»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: одноуровневая, стартовый.
Программа составлена на основе пособия «Комплекс занятий по формированию у
детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи» А.В. Ястребовой,
О.И. Лазаренко.
Нормативно-правовая основа разработки:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024);
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
до
2030
года,
утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
-
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих про-грамм (включая разноуровневые программы)»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
-
Приказ ДО ЯНАО от 01.09.2023 № 769 «Требования к дополнительной
образовательной программе, реализуемой в соответствии с социальным сертификатом»;
-
Постановление Правительства ЯНАО от 22.09.2023 № 743-П «Об отдельных
вопросах реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с
социальным сертификатом»;
-
Постановлением Администрации города Ноябрьск от 14.07.2023 П-1459 «Об
утверждении Порядка организации предоставления дополнительного образования детей в
муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования город
Ноябрьск»;
-
Приказ ДО Администрации города Ноябрьска от 26.09.2023 №1640 «Об
утверждении требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
муниципальном
образовании
город
Ноябрьск
в
соответствии
с
социальным
сертификатом»;
-
Устав МАДОУ «Умка»
-
Образовательная программа дошкольного образования
Актуальность
программы
заключается
в
том,
что
она
позволяет
создать
необходимую базу для обобщения и систематизации знаний детей, обогащения их
словарного
запаса,
усвоения
грамматических
категорий,
развития
связной
речи,
формирование
навыков
творческого
мышления,
произвольности
поведения
и
деятельности в целом, т.е. тех качеств личности, которые помогают ребенку овладеть
учебной деятельностью.
Отличительная особенность программы состоит в том, что развитие устной речи
ребенка осуществляется с разных сторон через разные формы - артикуляционная
2
гимнастика, различные упражнения, работа с различными видами головоломок и
конструкторов. Все разделы обязательно включены в каждое занятие.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
том,
что
участниками реализации данной программы могут быть дети старшего дошкольного
возраста, уровень речевого развития которых средний или ниже возрастной нормы.
Принципы и подходы к формированию программы
1. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания,
методов и форм работы возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития.
2. Принцип научности заключается в том, что воспитанника на каждом шагу их
обучения предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой
знания
и при этом используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к
методам изучаемой науки.
3. Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе
разнообразных иллюстраций, различных плакатов, карточек, что способствует лучшему
восприятию и запоминанию изучаемого материала.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что знания,
умения и навыки формируются в системе, когда каждый элемент учебного материала
логически связан с другим, последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению
нового.
5. Принцип активности заключается в том, что собственная познавательная
активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на
темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Аннотация программы.
Программа ориентирована на целостное освоение
материала: ребенок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает социально-
коммуникативные навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в
речевом общении с окружающими.
Адресат программы.
Программа адресована детям (девочкам, мальчикам) от 5 до 6 лет.
Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции
детей. Возникшие и развивающиеся у детей потребности самоутверждения и признания
их
возможностей
со
стороны
взрослых
создают
условия
для
формирования
самостоятельности,
инициативы,
познавательных
интересов,
произвольности
деятельности и произвольности в общении, творчества. Старший дошкольник при
постановке перед ним определенных задач пытается найти реальные пути их решения, но
он может решать их и «в уме». К пяти-шестилетнему возрасту ребенок овладевает
сенсорными эталонами. Он не только различает цвет, форму, величину предметов и их
положение в пространстве, но и может правильно их назвать, соотнести предметы по
величине.
Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития памяти. Ребенок старшего
возраста уже может запоминать произвольно. Ребенок пяти-шести лет уже практически
может сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям
окружающих его людей, добиваться достижения поставленной цели, преодолевать
трудности, но в то же время он легко отвлекается от своих намерений на любое
привлекательное для него обстоятельство.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением
новых знаний, появлением новых качеств и потребностей.
Возраст пяти-шести лет является сенситивным к развитию речи и речевой
деятельности. Именно в этой период развития у детей появляется чутье к языковым
явлениям, формируются своеобразные общие лингвистические способности. Развитие
речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно пополняется словарный
запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие;
во-вторых,
речь
обеспечивает
перестройку
познавательных
процессов
(внимания,
3
восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом расширение словаря,
развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно
зависят от условий жизни и воспитания.
Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по
отношению к языковым явлениям. Эта активность выражается в словообразованиях, в
умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием. К шести годам
ребенок уже в определённой мере овладевает в разговорной речи сложной системой
грамматических отношений.
Программа будет интересна и полезна тем детям, кто желает разнообразить свою
речь, сделать ее красивой и грамотной.
Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие.
Объем программы, срок освоения:
Объем программы - 37 часов (1 занятие в неделю).
Срок реализации программы: 1 год, 34 недели.
Форма обучения: очная, индивидуально-групповая
Режим занятий
- периодичность и продолжительность устанавливается в
зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки
обучающихся. Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Общее
количество часов в неделю – 1 час на 1 группу. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1
часу. Последние три недели меняется режим занятий, занятия проводятся 2 раза в неделю,
каждое по одному часу.
Особенности организации образовательного процесса, формы организации
образовательной программы традиционная.
Организационные формы обучения - занятия индивидуальные, групповые. Состав
группы – не менее 5 человек, постоянный, набор свободный.
Формы организации деятельности: коллективные (занятия проводятся по одному
направлению со всем коллективом учащихся); индивидуально-групповые (занятия
проводятся с отдельными группами учащихся).
Формы организации учебного занятия: открытое занятие, практическое занятие,
развлечение. Сопутствующей формой обучения является совместная деятельность
педагога с детьми по развитию речемыслительной деятельности и устной речи.
Перечень видов учебных занятий
№
Тип учебного занятия
Виды учебных занятий
1
Изучения нового материала
Деятельностная
цель:
научить
детей
новым
способам нахождения знания, ввести новые понятия,
термины.
Содержательная цель: сформировать систему новых
понятий,
расширить
знания
учеников
за
счет
включения новых определений, терминов, описаний.
Беседа
Игра
Самостоятельная
деятельность
Практическая работа
Занятия смешанного типа
2
Закрепления изученного материала
Деятельностная
цель:
формировать
у
учеников
способность
к
рефлексии
коррекционно-
контрольного типа, научить детей находить причину
своих затруднений, научить самоанализу действий и
способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная цель: закрепить усвоенные знания,
понятия, способы действия и скорректировать при
необходимости.
Беседа
Игра
Самостоятельная
деятельность
Практическая работа
Занятия смешанного типа
3
Обобщения и систематизации знаний
Деятельностная цель: научить детей структуризации
Беседа
Игра
4
полученного знания, развивать умение перехода от
частного к общему и наоборот, научить видеть
каждое новое знание, повторить изученный способ
действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная
цель:
научить
обобщению,
развивать
умение
строить
теоретические
предположения
о
дальнейшем
развитии
темы,
научить видению нового знания в структуре общего
курса, его связь с уже приобретенным опытом и его
значение для последующего обучения.
Самостоятельная
деятельность
Практическая работа
Занятия смешанного типа
4
Оценки и коррекции знаний
Деятельностная
цель:
научить
детей
способам
самоконтроля
и
взаимоконтроля,
формировать
способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная цель: проверка знания, умений,
приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Беседа
Игра
Самостоятельная
деятельность
Практическая работа
Занятия смешанного типа
Особенности структуры учебного занятия
Занятие состоит из 2 частей:
1 часть – формирование культуры устной речи,
2 часть – формирование творческого мышления.
Основное содержание первой части складывается из следующих разделов:
артикуляционные упражнения, развитие речевого дыхания, развитие мимической
выразительности, формирование речевого голоса, воспитание интонационной
выразительности.
Вторая часть направлена на развитие творческого мышления и формирование
предпосылок полноценной учебной деятельности через освоение трех блоков умений.
Первый блок – умение четко, в полном объеме воспринимать учебный материал,
т.е. полноценное восприятие и понимание учебного материала в соотнесении с
заложенными в нем учебными задачами и целями.
Второй блок – умение продуктивно осуществлять различные виды классификаций
и обобщений, которые по своим психологическим механизмам находятся в прямом
соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности школьников: анализ,
синтез, абстракция, обобщение.
Третий блок – умение осуществлять контрольные действия и самоконтроль, особая
роль самоконтроля проявляется в его связанности с развитием внимания.
Сопутствующей формой обучения является совместная деятельность педагога с
детьми по развитию речемыслительной деятельности и устной речи.
Форма подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
1.
начальный контроль (сентябрь – игра «Знатоки»)
2.
текущий контроль (в течение всего учебного года – наблюдение);
3.
промежуточный контроль (декабрь – развлечение «В гостях у Речевичка»);
4.
итоговый контроль (май – игра «Знатоки»).
Промежуточный контроль
предусматривает участие в развлечения «В гостях у
Речевичка», в ходе которого педагог наблюдает за речью детей.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по
программе и в форме игры «Знатоки»).
Применяются следующие формы оценки результативности: входной контроль – в
начале учебного года; промежуточный контроль – после первого полугодия; итоговый
5
контроль – в конце года.
1.2.
Цель и задачи программы
Программа способствует достижению цели:
формирование речемыслительной
деятельности и культуры устной речи.
Задачи:
Предметные (образовательные):
-
развитие артикуляционного аппарата и синхронизация его движений с
движениями кистей рук,
-
развитие речевого дыхания,
-
формирование выразительных средств мимики, жестов и движений,
-
формирование речевого голоса (умения регулировать его силу и высоту),
-
воспитание интонационной выразительности,
-
формирование творческого мышления,
-
формировать умение ориентироваться на листе бумаги,
-
формирование умения четко, в полном объеме воспринимать учебный
материал,
-
формирование
умения
продуктивно
осуществлять
различные
виды
классификаций и обобщений, которые по своим психологическим механизмам находятся
в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности школьников:
анализ, синтез, абстракция, обобщение,
-
формирование умения осуществлять контрольные действия и самоконтроля,
Метапредметные (развивающие):
-
развитие фонематического слуха,
-
развитие умения ориентироваться на листе бумаги,
-
развитие зрительного и слухового внимания, памяти,
-
развитие навыков творческого, креативного мышления.
Воспитательные (личностные):
-
формировать у дошкольников самостоятельность, инициативность,
ответственность, навык использования универсальных действий в процессе организации
разнообразных видов деятельности.
-
воспитывать личность, способную взаимодействовать с социальной средой
для выражения своего творческого потенциала.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
п/п
Наименование раздела,
темы
Количество часов
Формы
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Раздел 1.
Развитие
общих
речевых
навыков
10
1
9
Беседы
Упражнения
2
Раздел 2.
Развитие языкового анализа,
синтеза, представлений
10
1
9
Беседы
Упражнения
3
Раздел 3.
Работа с геометрическим
материалом
9
1
8
Беседы
Упражнения
4
Раздел 4.
Конструирование
связного
8
1
7
Беседы
Упражнения
6
высказывания
Итого
37
4
33
1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Развитие общих речевых навыков (10 ч.)
Теория (1 ч.)
- познакомить детей с особенностями речевого дыхания;
- формировать четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, необходимые для
полноценной дикции;
- развитие гибкости и подвижности отдельных частей речевого аппарата;
- совмещение движений артикуляционного аппарата и обеих кисте рук,
(биоэнергопластика),
- пользоваться мимическими мышцами, жестом в соответствии с ситуацией;
- распознавать эмоциональное состояние человека по его мимике;
-менять ритм, темп и силу голоса;
- пользоваться силой, высотой голоса, выделять голосом ударный слог, изменять
темп, тембр речи.
Практика (9 ч.)
Упражнения: «Бегемотик», «Расческа», «Качели», «Улыбочка-Трубочка», «Иголка»,
«Щетка - сметка», «Лошадка».
Контроль: итоговое занятие (игра «Знатоки»)
Раздел 2. Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (10 ч.)
Теория (1 ч.)
-уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения гласных звуков (а,
у,и,о,ы,э)
уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения согласных звуков
(п, пь, бь,т,д,ть,дь,в,ф,вь,фь,с,сьз,зь,ц;ш,ж,г,к,х,м,мь,л,ль,н,нь,р,рь,ч,щ);
Практика (9 ч.)
- воспринимать текст на слух, развивать слуховое восприятие, внимание и память;
- выделять заданный звук, четко его артикулируя;
- выделять ударный слог в слове;
- на слух воспринимать стихотворный текст;
- развивать слуховое восприятие, внимание и память.
Контроль: итоговое занятие (игра «Знатоки»)
Раздел 3. Работа с геометрическим материалом (9 ч.)
Теория (1 ч.)
- ориентировка на листе бумаги;
- понятие «левая и правая рука»;
- развивать умение ориентироваться в формах и цвете геометрических фигур;
- знакомить с
Танграмом, задания по конструированию различных фигур из
треугольников,
- в процессе выполнения заданий по составлению различных фигур из спичек у детей
закрепляется и совершенствуется умение осуществлять целенаправленные поисковые
действия умственного и практического плана, развивается смекалка;
Практика (8 ч.)
- быстро находить геометрические фигуры определенного цвета и формы,
- развитие умения составлять геометрические фигуры из определенного количества
спичек, пользуясь приемом построения и пристроения к одной фигуре, взятой за основу,
другой фигуры;
7
- упражнять детей в самостоятельном поиске путей составления фигур на основе
предварительного
обдумывания
хода
решения,
развивать
умения
формулировать
предположительные способы решения поставленной задачи.
- развитие умения составлять геометрические фигуры из определенного количества
спичек, пользуясь приемом построения и пристроения к одной фигуре, взятой за основу,
другой фигуры.
- производить анализ и синтез объекта (в данном случае — ряда фигур);
- выбирать недостающие в заданном ряду;
Контроль: итоговое занятие (игра «Знатоки»)
Раздел 4. Конструирование связного высказывания (8 ч.)
Теория (1 ч.)
- начало формирования конструирования связного учебного высказывания на
занимательном материале «Волшебная открытка»,
-
закреплять
и
совершенствовать
умения
и
навыки
конструирования
связного
высказывания типа доказательства,
-
-формировать
умения
конструировать
развернутое
связное
высказывание
(умозаключение).
Практика (7 ч.)
- формировать предпосылки связного учебного высказывания;
- полноценное речевое дыхание закрепляется с опорой на рисунок, на котором
изображена «звуковая волна» красного цвета (отрабатываются гласные звуки) синего
цвета (отрабатываются твердые согласные звуки), зеленого цвета (отрабатываются
мягкие согласные звуки). В процессе выполнения этого задания закрепляются
правильная артикуляция звуков, синхронизация звука с движениями пальцев рук и
глаз,
- формировать умения конструировать предварительные суждения по планированию
предстоящей работы, то есть умения вербализовать в виде учебного высказывания
зрительный и мыслительный анализ задачи, предвосхищать и представлять возможные
изменения в фигуре.
Контроль: итоговое занятие (игра «Знатоки»)
1.4.
Планируемые результаты
Личностные:
-
развито речевое дыхание;
-
развита
интонационная
выразительность
(речь
интонационно
выразительна,
мелодична, ребенок может произносить фразы с разным темпом, ритмом, ставя фразовое
и логическое ударение, паузы);
Метапредметные:
-
внимательно слушает ответы товарищей и оценивает их, активно участвует в
коллективном решении учебных и речевых задач, оценивает, насколько речевое
поведение (свое и товарищей) соответствуют ситуации общения;
Предметные:
-
ребенок свободно и раскрепощенно соединяет движения артикуляционного
аппарата с движениями обеих рук;
-
активно пользуется мимическими мышцами в зависимости от эмоционального
состояния;
-
свободно пользуется основными свойствами голоса – высотой, тембром, силой;
-
ребенок внимательно слушает речь педагога, понимает его вопросы и точно
отвечает на них;
-
ребенок способен конструировать развернутое связное высказывание.
8
-
ориентируется на листе бумаги, в форме, цвете и размере геометрических фигур,
-
развит самоконтроль;
-
составляет фигуры-силуэты, ориентируясь на образец, и по замыслу из деталей
«Танграма», игр «Колумбово яйцо», «Монгольская игра»;
-
путем анализа и синтеза выбирает недостающую фигуру;
-
преобразует одну фигуру из счетных палочек в другую.
-
1.5. Воспитательная работа
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере
образования целью воспитания обучающихся является:
-
- создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитательный компонент программы направлен на решение следующих
воспитательных задач:
-
- воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской
культуре и речи, ее традициям,
-
- развитие человечности и добротворчества,
-
- развитие доброжелательности в оценке творческих работ сверстников и
критическое отношение к своей работе,
-
- воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы,
-
- формирование у дошкольников гражданской нравственной позиции,
-
- создание условий и предоставление возможностей для реализации
социальной активности и социального творчества детей.
Для
решения
поставленных
воспитательных
задач
и
достижения
цели
обучающиеся привлекаются к участию и подготовке к мероприятиям детского сада
(утренники, развлечения).
Планируемые результаты:
-
- ребенок испытывает чувство привязанности к родному дому, семье,
близким людям,
-
- различает основные проявления добра и зла,
-
- уважает традиционные ценности, ценности общества и семьи,
-
- способный проявлять заботу о других людях,
-
- проявляет ответственность за свои действия и поведение,
-
-
владеет
основами
речевой
культуры,
умеет
слушать
и
слышать
собеседника, способен взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих
дел и интересов,
-
-
любознательный,
наблюдательный,
самостоятельный,
проявляет
инициативу в различных видах деятельности,
-
- стремится к сбережению и укреплению собственного здоровья,
-
- понимает ценность труда в семье и обществе на основе уважения к людям
труда и результатам их деятельности,
-
- воспринимает прекрасное и стремится к отображению его в продуктивных
видах деятельности.
Формы и методы воспитания
-
Основной формой обучения и воспитания является занятие, в ходе которого
дети получают информацию, имеющую воспитательное значение: ситуативные беседы,
рассказы, советы, вопросы, чтение художественной литературы, игровые методы,
демонстрация педагогом собственной нравственной позиции, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению.
Условия воспитания, анализ результатов
9
-
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой педагога и
детей, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов –
это необходимые условия обучения и воспитания.
-
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением воспитанников, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе.
-
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур, используются только
в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
-
-
Календарный план воспитательной работы
-
Реализация календарного плана воспитательной работы осуществляется в
соответствии с Календарным планом воспитательной работы МАДОУ «Умка» на 2025-
2026 учебный год.
-
№
Название события, мероприятия
Сроки
Практический
результат
и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели события
1
Квест – игра «Путешествие в сказочную
страну»
январь
Информация в соцсетях
2
Международный день родного языка
февраль
Информация в соцсетях
3
Международный день детской книги
апрель
Информация в соцсетях
4
Итоговое занятие (игра «Знатоки»)
май
Информация в соцсетях
-
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучен
ия
Дата
начала
обучения
по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
Всего
учебных
недель
Количест
во
учебных
дней
Количест
во
учебных
часов
Режим
занятий
Сроки
проведения
аттестации
1 год
обучен
ия
01.10.2025
31.05.2026
34
34
37
1 занятие в
неделю
по 1 часу
Последние три
недели
меняется
режим
занятий,
занятия
проводятся 2
раза в неделю.
Промежуто
чная:
24.12.25 г.
Итоговая:
26.05.26 г.
2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы «Развивай-ка» помещение должно быть
светлым,
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их
окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе
обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности
труда.
10
2.2.1. Материально-технические условия
Карандаши цветные (18 карандашей)
Ручки шариковые
Карандаш простой
Линейки деревянные
Песочные часы
Головоломка "Танграм"
Головоломка "Монгольская игра"
Головоломка "Колумбово яйцо"
Блоки Дьенеша
Счетные палочки
Набор геометрических фигур цветных
Набор магнитных карточек "Геометрические фигуры: изучаем форму, цвет, размер" 120
карточек
Набор геометрических тел
Доска-мольберт магнитно-маркерная + для мела
2.2.2. Информационное обеспечение
Календарный учебный график
Нормативно-правовые документы
Справочная учебно-методическая литература и периодические издания
Записи аудио, видео
Специальная литература
Периодические издания
2.2.3. Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим
педагогическое образование, соответствующее требованиям профессионального стандарта
педагога дополнительного образования.
Педагог владеет умениями реализовывать психолого-педагогическую диагностику
и анализировать полученные результаты, необходимыми для оценки результативности
программы.
2.3. Формы аттестации и контроля
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
5.
начальный контроль (сентябрь – игра «Знатоки»)
6.
текущий контроль (в течение всего учебного года – наблюдение);
7.
промежуточный контроль (декабрь – развлечение «В гостях у Речевичка»);
8.
итоговый контроль (май – игра «Знатоки»).
Промежуточный контроль
предусматривает участие в развлечения «В гостях у
Речевичка», в ходе которого педагог наблюдает за речью детей.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по
программе и в форме игры «Знатоки»).
Применяются следующие формы оценки результативности: входной контроль – в
начале учебного года; промежуточный контроль – после первого полугодия; итоговый
контроль – в конце года.
2.4. Оценочные материалы
11
Характеристика уровней развития культуры устной речи детей
Низкий
уровень
—
ребенок
затрудняется
в
соединении
движения
артикуляционного аппарата с движениями рук, у него развито речевое дыхание, ребенок
испытывает трудности в пользовании мимическими мышцами в зависимости от
эмоционального состояния, пользуется основными свойствами голоса – высотой,
тембром, силой, у него недостаточно развита интонационная выразительность (речь
интонационно невыразительна, мелодична, ребенок может произносить фразы с разным
темпом, ритмом, затрудняется в постановке фразового и логического ударения, паузы),
ребенок внимательно слушает речь педагога, понимает его вопросы, но не отвечает на
них, внимательно слушает ответы товарищей, но не оценивает их, участвует в
коллективном решении учебных и речевых задач только по инициативе педагога или
товарищей.
Средний уровень — ребенок соединяет движения артикуляционного аппарата с
движениями руки, у него развито речевое дыхание, ребенок может пользоваться
мимическими
мышцами
в
зависимости
от
эмоционального
состояния,
свободно
пользуется основными свойствами голоса – высотой, тембром, силой, у него развита
интонационная выразительность (речь интонационно выразительна, мелодична, ребенок
может произносить фразы с разным темпом, ритмом, ставя фразовое и логическое
ударение, паузы), ребенок внимательно слушает речь педагога, понимает его вопросы и
отвечает на них, внимательно слушает ответы товарищей и оценивает их, участвует в
коллективном решении учебных и речевых задач.
Высокий уровень — ребенок свободно и раскрепощенно соединяет движения
артикуляционного аппарата с движениями обеих рук, у него развито речевое дыхание,
ребенок может
активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от
эмоционального состояния, свободно пользуется основными свойствами голоса –
высотой, тембром, силой, у него развита интонационная выразительность (речь
интонационно выразительна, мелодична, ребенок может произносить фразы с разным
темпом, ритмом, ставя фразовое и логическое ударение, паузы), ребенок внимательно
слушает речь педагога, понимает его вопросы и точно отвечает на них, внимательно
слушает ответы товарищей и оценивает их, активно участвует в коллективном решении
учебных и речевых задач, оценивает, насколько речевое поведение (свое и товарищей)
соответствуют ситуации общения, ребенок способен конструировать развернутое связное
высказывание.
Характеристика уровней развития творческого мышления детей
Низкий уровень — ребенок не ориентируется на листе бумаги, в форме, цвете и
размере геометрических фигур, у ребенка слабо развит самоконтроль, затрудняется
составляет фигуры-силуэты, ориентируясь на образец из деталей «Танграма», игр
«Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», с трудом выбирает
недостающую фигуру, преобразует одну фигуру из счетных палочек в другую с помощью
педагога или товарищей.
Средний уровень — ребенок ориентируется на листе бумаги, в форме, цвете и
размере геометрических фигур, у ребенка развит самоконтроль, составляет фигуры-
силуэты, ориентируясь на образец, но затрудняется в составлении фигур по замыслу из
деталей «Танграма», игр «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра»,
путем анализа и синтеза выбирает недостающую фигуру, преобразует одну фигуру из
счетных палочек в другую с небольшой помощью педагога или товарищей.
Высокий уровень — ребенок ориентируется на листе бумаги, в форме, цвете и
размере геометрических фигур, у ребенка развит самоконтроль, составляет фигуры-
силуэты, ориентируясь на образец, и по замыслу из деталей «Танграма», игр «Колумбово
яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», путем анализа и синтеза выбирает
недостающую фигуру, преобразует одну фигуру из счетных палочек в другую.
12
2.5. Методическое обеспечение программы
2.5.1. Описание методов и приемов обучения
Методы:
по источнику и передачи и восприятию информации:
а) словесный (заключается в проведение короткого рассказа, беседе перед началом
практических занятий);
б) наглядный (использование иллюстраций, таблиц, схем, показ мультимедийных
материалов);
в) практический (предполагает непосредственную работу по заданной теме);
по дидактическим задачам:
а) приобретение знаний (т.е. дети приобретают знания);
б) формирование умений и навыков (подразумевает правильное использование
рабочих материалов);
в) применение знаний (использование и воплощение теоретических знаний на
последующих практических занятиях);
г)
творческая
деятельность
(предполагает
возможность
использования
индивидуальных качеств и способностей ребенка в его работе);
по характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный (изложение заданной темы педагогом, должно
быть доходчиво и наглядно, в результате чего – самостоятельная работа учащихся);
б) репродуктивный (копирование и повтор работ педагога).
2.5.2. Описание образовательных технологий
Здоровьесберегающие
технологии
(обеспечение
ребенку
возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни, проведение в ходе занятия динамических пауз (комплексы физ.
минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную
гимнастику, гимнастику для глаз, подвижные игры, ритмопластика, логоритмика,
релаксация).
Технология исследовательской деятельности (формирование у дошкольников
основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления, на
занятиях применяются элементы эвристических бесед,
постановка и решение вопросов
проблемного
характера,
наблюдения,
подражание
голосам
и
звукам
природы,
использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и
творчески развивающие, ситуации).
Информационно-коммуникационные
технологии
(
образования
с
использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная
доска, планшет и др.).
Личностно-ориентированные
технологии
ставят
в
центр
всей
системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и
дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация
имеющихся природных потенциалов.
Игровая технология
(с
троится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем)
2.7. Список литературы
Для педагога:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024);
13
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
4.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих про-грамм (включая разноуровневые программы)»;
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
7.
Приказ ДО ЯНАО от 01.09.2023 № 769 «Требования к дополнительной
образовательной программе, реализуемой в соответствии с социальным сертификатом»;
8.
Постановление Правительства ЯНАО от 22.09.2023 № 743-П «Об отдельных
вопросах реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с
социальным сертификатом»;
9.
Постановлением Администрации города Ноябрьск от 14.07.2023 П-1459 «Об
утверждении Порядка организации предоставления дополнительного образования детей в
муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования город
Ноябрьск»;
10.
Приказ ДО Администрации города Ноябрьска от 26.09.2023 №1640 «Об
утверждении требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
муниципальном
образовании
город
Ноябрьск
в
соответствии
с
социальным
сертификатом»;
11.
Устав МАДОУ «Умка»
12.
Образовательная программа дошкольного образования
13.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений,
формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.:
АРКТИ, 1996.
14.
Цвинтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб: Лань, 1996.
Для детей и родителей:
15.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений,
формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.:
АРКТИ, 1996.
16.
Цвинтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб: Лань, 1996.
14
Приложение
Диагностическая таблица освоения детьми дополнительной
общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Развивай-
ка» для детей 5-6 лет
№
Фамилия,
имя ребенка
Оценка результатов выполнения заданий
Общая сумма баллов
Уровень развития
Культура устной речи
Творческое мышление
Артикуляция
Речевое дыхание
Мимическая
выразительность
Речевой голос
Интонационная
выразительность
Работа с
геометрическим
материалом
Сериация
Работа с
геометрическим
Работа с счетными
палочками
Работа с
головоломками
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
15