Здоровьесберегающие технологии в коррекционно - образовательном процессе
Автор: Богданова Надежда Викторовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: ДОУ Детский сад №9 Населённый пункт: г.Приозерск Наименование материала: статья Тема: Здоровьесберегающие технологии в коррекционно - образовательном процессе Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №9»
Здоровьесберегающие технологии в
коррекционно – образовательном процессе
Автор: учитель – логопед Богданова Н.В.
г. Приозерск
2016 г.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
–
это
прежде
всего
технологии
воспитания
валеологической
культуры
или
культуры
здоровья
детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к
здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения
оберегать,
поддерживать
и
сохранять
его,
обретение
валеологической
компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической
самопомощи и помощи.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня
коммуникативных
умений
и
навыков
(А.Г.
Арушанова,
О.С.
Ушакова,
Т.А.
Ткаченко,
Ю.В.Филлипова,
Л.М.Шипицына)
-
все
это
определяет
необходимость
повышения
знаний
о
важности
коррекционно-развивающей
работы и развития речи детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается
количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
-
нарушение
артикуляционных
укладов,
либо
органов
артикуляционного
аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы,
скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико – пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой)
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику
речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе
по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов
речевой
деятельности,
но
и
формирование
определенных
психических
процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к
воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной
культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и
педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В последние годы среди учителей - логопедов получила широкое применение
здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную
роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с
указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В.
И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику
здоровьесберегающих
образовательных
технологий,
т.е
такой
организации
образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное
обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а
наоборот
способствуют
его
укреплению.
Оздоровительные
технологии
в
образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровьесберегающей
и
здоровьеразвивающей
среды,
обеспечивающей
благоприятную
гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.
В своей работе в процессе коррекционно – образовательной деятельности с
ребенком
на
индивидуальном
занятии
или
с
подгруппой
детей
(4
–
7
воспитанников) я использую следующие сдоровьесберегающие технологии:
Артикуляционная гимнастика:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных
движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых
для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в
сложные.
Здоровьесберегающие
технологии в
логопедической работе
артикуляционная
гимнастика
пальчиковая
гимнастика
логоритмика
дыхательная
гимнастика
релаксация
физкультминутки
имаготерапия
биоэнергопластика
су-джок
терапия
самомассаж
зрительная
гимнастика
логопедический
массаж
песочная
терапия
Упражнения
для
артикуляционной
гимнастики
нельзя
подбирать
произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые
необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности
и
переключаемости
органов,
отработки
определённых
положений
губ,
языка,
правильного
произношения
всех
звуков,
так
и
для
каждого
звука
той
или
иной
группы.
Упражнения
должны
быть
целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя
из
правильной
артикуляции
звука
с
учётом
конкретного
его
нарушения
у
ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика,
способствующая
развитию
и
укреплению
грудной
клетки.
Упражнения
дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально –
речевого
дыхания
(оно
считается
наиболее
правильным
типом
дыхания).
Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме
оздоровительного
выдоха.
Кроме
оздоровительного
значения,
выработка
правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией
звукопроизношения.
Зрительная гимнастика.
Девяносто
процентов
всей
информации
об
окружающем
мире
человек
получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка
огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна
всем
в
целях
профилактики
нарушений
зрения.
Специалистами
по
охране
зрения разработаны различные упражнения.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей
дошкольного
возраста
представлений
о
необходимости
заботы
о
своем
здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления
здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной,
необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она
проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему
качеству зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по
3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные
тренажеры.
Гимнастику
можно
проводит
по
словесным
указаниям,
с
использованием стихов, потешек.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и
быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики
не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики
практиковать расслабляющие упражнения.
Физкультминутки.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его
речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей
моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие
чувства
ритма
и
координации.
Таким
образом,
развитие
общей
моторики
способствует развитию речи.
Оздоровительные
паузы
–
физминутки,
проводятся
в
игровой
форме
в
середине
занятия.
Они
направлены
на
нормализацию
мышечного
тонуса,
исправление
неправильных
поз,
запоминание
серии
двигательных
актов,
воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с
определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих
логопедические занятия.
Пальчиковая гимнастика.
В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития
мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с
детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной
связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и
наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует
развитию речи ребенка.
У
детей
при
ряде
нарушений
речи
отмечается
общая
моторная
недостаточность,
а
также
отклонения
в
развитии
движений
пальцев,
выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны
с речевой функцией.
Пальчиковым
гимнастикам
на
коррекционных
занятиях
уделяется
особое
внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию,
выработке
основных
элементарных
умений,
формированию
графических
навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с
собственно речевыми упражнениями.
Су
–
джок
терапия
-
это
одно
из
направлений
ОННУРИ
медицины,
разработанной
южно-корейским
профессором
Пак
Чже
Ву.
В
переводе
с
корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики
заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся
отраженными
рефлекторными
проекциями
внутренних
органов,
мышц,
позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия),
указывающих
на
ту
или
иную
патологию.
Обладая
большим
количеством
рецепторных
полей,
кисть
и
стопа
связанна
с
различными
частями
человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела,
на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» - связанные с
этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапия может помочь
организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами,
мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной
светом,
семенами
(биологически
активными
стимуляторами)
и
прочими
воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам,
расположенных
на
кистях
рук
и
стопах.
Воздействие
на
точки
стоп
осуществляется
во
время
хождения
по
ребристым
дорожкам,
коврикам
с
пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование
активных
точек,
расположенных
на
пальцах
рук
при
помощи
различных
приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на
большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые
пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Массаж и самомассаж.
Массаж
–
это
метод
лечения
и
профилактики,
представляющий
собой
совокупность
приемов
механического
воздействия
на
различные
участки
поверхности
тела
человека.
Механическое
воздействие
изменяет
состояние
мышц,
создает
положительные
кинестезии
необходимые
для
нормализации
произносительной стороны речи.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж
предваряет
артикуляционную,
дыхательную
и
голосовую
гимнастику.
Правильный
подбор
массажных
комплексов
способствует
нормализации
мышечного
тонуса
органов
артикуляции,
улучшает
их
моторику,
что
способствует коррекции произносительной стороны речи.
Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим
трудом
поддаются
коррекции
педагогическими
методами,
эта
процедура
особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов:
задержка
речевого
развития,
дислалия,
дизартрия,
задержка
психического
развития,
то
в
данных
случаях
можно
воспользоваться
данным
методом
коррекции.
При
системном
проведении
массажа
улучшается
функция
рецепторов
проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с
мышцами
и
сосудами.
Виды
развивающего
массажа,
используемые
в
логопедической практике:
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- плантарный массаж (массаж стоп);
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- массаж язычной мускулатуры.
Самомассаж
–
это
массаж,
выполняемый
самим
ребёнком,
страдающим
речевой
патологией,
это
динамические
артикуляционные
упражнения,
вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции
активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет
приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических
ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и
нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ
века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью
специально подобранных техник.
Релаксация
-
произвольное
или
непроизвольное
состояние
покоя,
расслабленности,
связанное
с
полным
или
частичным
мышечным
расслаблением.
Возникает
вследствие
снятия
напряжения,
после
сильных
переживаний
или
физиче ских
усилий.
Бывает
н е п р о и з вол ь н о й
(расслабленность
при
отходе
ко
сну)
и
произвольной,
вызываемой
путем
принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих
покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Комплекс
упражнений
на
релаксацию
используется
для
обучения
детей
управлению
собственным
мышечным
тонусом,
приёмам
расслабления
различных
групп
мышц.
На
логопедических
занятиях
можно
использовать
релаксационные
упражнения
по
ходу
занятия,
если
у
детей
возникло
двигательное
напряжение
или
беспокойство.
Упражнения
проводятся
под
музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим
–
сконцентрировать
внимание,
снять
возбуждение,
расслабить
мышцы,
что
необходимо для исправления речи.
Все
вышеперечисленные
компоненты
проводятся
мной
ежедневно,
либо
меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие
речи детей дошкольного возраста с ТНР.
В
результате
использования
приемов
здоровьесберегающих
технологий
в
логопедии:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется
правильное,
осмысленное
чтение,
пробуждается
интерес
к
процессу
чтения
и
письма,
снимается
эмоциональное
напряжение
и
тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении
предметного материала.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
Это
оказывает
чрезвычайно
благотворное
влияние
на
активизацию
интеллектуальной
деятельности
детей,
развивает
координацию
движений
и
мелкую моторику.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость
движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Статические упражнения
способствуют
развитию
мышечной
силы,
динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную
артикуляционную и пальчиковую позу.
Применение
биоэнергопластики эффективно
ускоряет
исправление
дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими
ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы,
идущие
к
коре
головного
мозга
от
языка.
Под
любое
артикуляционное
упражнение педагог(воспитатель или логопед) может самостоятельно подобрать
разнообразные движения руки. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а
то, какон это сделает.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде
всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики
являются речь, музыка и движения.
Главная
задача
в
логопедической
ритмике
–
улучшение
речи
через
развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения
чувства ритма.
Логоритмические
занятия
способствуют
развитию
всех
компонентов
речи,
слуховых
функций,
речевой
функциональной
системы,
двигательной
сферы,
ручной
и
артикуляционной
моторики,
памяти,
внимания,
познавательных
процессов,
творческих
способностей
детей,
воспитывают
нравственно - эстетические и этические чувства.
Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает
благотворное
влияние
на
здоровье
ребенка:
в
его
организме
происходит
перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной,
речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и
оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые
и
пальчиковые
игры.
В
ход
занятий
вводятся
элементы
психогимнастики,
активной и пассивной музыкотерапии.
Пескотерапия.
Использование
пескотерапии
в
коррекционно-образовательном
процессе
способствует развитию образного мышления, которое в свою очередь помогает
в постановке правильной связной речи. Составив композицию на песке, ребенок
придумывает
сюжетную
линию
повествования
и
эмоционально
окрашивает
свой рассказ.
Имаготерапия
–
занятия
театрализованной
деятельностью
детей
дают
положительную
динамику
в
качественном
развитии
воображения,
формировании
его
творческого
компонента.
Обеспечивают
становление
знаково-символической
функции
мышления,
произвольного
внимания,
коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию
многих компонентов личности.
Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)
Основана
на
идентификации
с
образом
любимого
героя
(сказки,
мультфильма, игрушки)
Используется
при нарушениях поведения
при страхах
при нарушении коммуникативной сферы
Куклотерапию, как часть имаготерапии, можно легко использовать в работе с
детьми
с
нарушениями
речи.
Работа
с
куклой
помогает
самостоятельно
каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и
делать
поведение
куклы
максимально
выразительным,
что
развивает
артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого
организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.
Таким
образом,
рассмотрев
множество
приёмов
и
методов
по
здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно
сделать
вывод,
что
использование
здоровьесберегающих
технологий
в
коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может
быть свободным, радостным, счастливым.