Напоминание

«Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра»


Автор: Глотова Вера Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Североуральск, Свердловской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра»
Раздел: среднее образование





Назад




Глотова Вера Геннадьевна,

учитель географии МАОУ СОШ №1,

г. Североуральска, Свердловской области.

Методическая разработка урока «Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая

пустыня, тундра и лесотундра» с использованием инфографики «Тундра», Технологии

развития критического мышления, приема «Тонкие и толстые вопросы», работы с

текстом (в рамках формирования читательской грамотности: использование сплошных

и не сплошных текстов на уроках географии)

Тема урока. Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и

лесотундра.

Цели урока:

Обучающая цель: Формирование у учащихся знаний о природно-хозяйственных зонах

России, особенностях природы, хозяйственной деятельности населения и адаптации

человека к условиям проживания в арктической пустыне, тундре и лесотундре.

Развивающая цель:

Развитие у школьников навыков самостоятельного поиска и анализа информации,

сравнительного анализа природных условий и хозяйственного освоения территорий,

формирование

экологического

сознания

через

изучение

специфики

природопользования в экстремальных условиях северных регионов.

Воспитательная цель:

Воспитание уважения к традициям коренных народов Севера, осознания важности

бережного отношения к природе и рационального использования ресурсов северных

районов страны.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

1. Ознакомить учащихся с географическим положением, климатическими условиями и

основными природными ресурсами арктической пустыни, тундры и лесотундры.

2. Сформулировать представление о хозяйственном освоении указанных зон, выявить

характерные черты сельского хозяйства, промыслов и промышленности.

3. Изучить особенности традиционного образа жизни и хозяйствования коренных

малочисленных народов Севера (ненцев, саамов, нганасан и др.).

4. Рассмотреть проблемы охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия в

условиях интенсивного промышленного освоения северных территорий.

Развивающие задачи:

1. Развивать у учащихся умение анализировать карту природных зон, устанавливать

причинно-следственные

связи

между

природными

условиями

и

характером

хозяйственной деятельности.

2. Формировать навыки сопоставления и сравнения природных условий разных зон,

выявления общих черт и отличительных особенностей.

3. Развивать критическое мышление через обсуждение проблем устойчивого развития

и экологических последствий промышленной экспансии в северные регионы.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Ученик будет знать географическое положение, климатические условия, ресурсы и

хозяйственное использование арктической пустыни, тундры и лесотундры.

- Ученик сможет характеризовать традиционные виды хозяйственной деятельности и

образ жизни коренных жителей этих зон.

- Ученик получит представление о проблемах экологии и охране природы в районах

Крайнего Севера.

Метапредметные:

- Развитие навыков анализа и синтеза информации, умения выделять главное и

второстепенное.

- Развитие коммуникативных навыков через обсуждение и обмен мнениями в классе.

- Формирование умения работать с различными источниками информации (карта,

текст учебника, дополнительные материалы).

Личностные:

- Осознание значимости культурного наследия и традиций коренных народов Севера.

- Понимание важности экологически грамотного поведения и рационального

использования природных ресурсов.

- Чувство сопричастности к проблемам и перспективам развития российского Севера.

Задание 1. (Работа с не сплошным текстом в тетради)

Используя содержание инфографики «Тундра», составьте краткую географическую

характеристику природной зоны тундры и запишите её в тетрадь. (время выполнения

10 мин).

Задание 2. (Работа со сплошным текстом параграфа 32 «Северные безлесные зоны» с.

128.) Используя текст параграфа, конкретизируйте примерами из текста составленную

вами характеристику природной зоны тундры.

Устно ответьте на вопросы: Какие особенности географического положения, природы

тундры были высказаны вами верно? Какую информацию инфографики вы не

использовали в своей характеристики природной зоны, но в тексте учебника она

содержалась? Какая информация вашей характеристики содержала географические

ошибки, на которые вам «указал» текс учебника? (время работы 7-10 мин)

Задание 3. Для закрепления изученного материала. (Работа со сплошным текстом,

использования технологии ТРКМ, прием «Тонкие толстые вопросы»)

Прочитайте текст. Составьте вопросы к тексту и ответьте на них (Количество

вопросов от трех (толстые вопросы) до пяти (тонкие вопросы)

Ту

F

ндра (от фин. tunturi — безлесная плоская вершина; русское диалектное

сендуха) — вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной

растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или

речными водами, сильно заболоченная местность.

Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры

бывают болотистые, торфянистые, каменистые. Южную границу тундры принимают

за начало Арктики. С севера тундра ограничена зоной арктических пустынь. Иногда

термин «тундра» применяют и к аналогичным природным зонам Антарктики.

Несмотря на стереотипный для русского человека образ тундры как бескрайней

равнины, европейская часть тундровой зоны России в действительности имеет

гористый рельеф. Здесь, конечно, есть равнины, однако они чередуются с холмами,

горами и даже скалами высотой в сотни метров. Исторически этот рельеф сложился в

результате движения гигантского ледника, который около 10 тыс. лет назад

продвинулся сюда из Скандинавии. За счет колоссального давления ледник углубил

здесь низины, сгладил вершины гор, образовал множество моренных гряд, вывернул

из глубин земли скальные породы. Поскольку ледник двигался из Скандинавии на

юго-восток,

следы

его

деятельности

наиболее

ярко

выражены

на

Кольском

полуострове, на севере Финляндии

и Карелии и в северо-западной части

Архангельской области

На более восточных территориях, где ледник постепенно утрачивал свою силу,

ландшафт становится более плоским. Таким образом, распространяясь в сложной зоне

движения древнего ледника, слово тундра приспосабливалось к «географической

непрерывности» ландшафта, в результате чего его семантика прошла путь от «гора»

до «равнина».

Тундра. «Безлесная гора» → «безлесная равнина» → «заболоченная низина»,

«болото» → «торф», «болотный мох».

Главная черта тундры — заболоченные низменности в условиях сурового

климата, высокой относительной влажности, сильных ветров и многолетней мерзлоты.

Деятельность человека в тундре приводит к разрушению тонкого почвенного

слоя В результате бесконтрольной охоты существенно сокращаются редкие виды

фауны зоны. Хозяйственное использование территорий в плане добычи полезных

ископаемых приводит к разрушению ландшафта, а также загрязнению среды отходами

производства. Существует угроза таяния вечной мерзлоты в результате повышения

температуры и парникового эффекта.

ТАБЛИЦА ТОНКИХ И ТОЛСТЫХ ВОПРОСОВ

«Тонкие»

-

вопросы,

требующие

простого односложного ответа:

Кто?

Что?

Когда?

Как звали?

Сколько?

Где?

Верно ли?

«Толстые

вопросы»

-

вопросы

требующие

подробного,

развернутого

ответа:

Объясните, почему …?

Каковы цели…?

В чём различие …?

В чем причины…?

Каковы цели …?

Предположите, что было бы если …?

Запишите вопросы в тетради и ответьте на них.

Критерии оценивания.

Пять тонких вопросов и ответов на них оценка «3»

Пять вопросов, три из которых тонкие, два – толстые – оценка «4»

Три толстых вопроса – оценка «5».

(Время на выполнение работы 15 мин)

Беседа. Обсуждение результатов работы.

Домашнее задание. Используя текст параграфа, карту атласа «Природные зоны»,

дополнительные источники информации, составьте инфорграфику «Арктические

пустыни», составьте к ней 3 токих и 3 толстых вопроса.

Инфографика «Тундра»

Рабочие поселки- порты на

берегу Северного Ледовитого

океана



В раздел образования