"Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения"
Автор: Иванова Людмила Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения" Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с
правилами дорожного движения
Иванова Людмила Викторовна, воспитатель муниципального бюд-
жетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбини-
рованного вида № 64 г. Белгород
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы позна-
комим
ребенка
с
правилами
дорожного
движения,
научим
его
навыкам
культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на
проезжей части.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей груп-
пы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорож-
ного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой
поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Обучение
дошкольников
культуре поведения на улице тес-
но связано с развитием у детей
ориентировке
в
пространстве.
Кроме того, нельзя воспитать дис-
циплинированного
пешехода,
если с детства не прививать такие
важные
качества,
как
внимание,
собранность,
ответственность
и
осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причи-
ной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированно-
му поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообща-
емые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше
знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не зна-
чит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое за-
крепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. За-
нятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста
детей и окружающих условий.
При
обучении
детей
в
до-
школьных учебных заведениях пра-
вилам
дорожного
движения
обяза-
тельно должны присутствовать раз-
личные
методические
материалы.
Это детская художественная и мето-
дическая литература, конспекты за-
нятий, картины, плакаты, диафильмы, кинофильмы, пособия для игр и заня-
тий.
Очень хорошо, если на участках детских садов оборудуются специаль-
ные автоплощадки, которые представляют собой уменьшенную копию дорог
с
перекрестками
нескольких
типов.
С
помощью
игровых
транспортных
средств (велосипеды, машины с педалями) на таких площадках дети получа-
ют практические знания о правилах движения и дорожных знаках.
Существуют правила дорожного движения для дошкольников также и
для групповых походов или перевозок детей в сопровождении воспитателей.
При пеших передвижениях дети строятся обычно в два ряда, идут только по
тротуару или обочине. Переходить дорогу необходимо только в положенных
местах, при этом воспитатель должен стоя на середине дороги держать крас-
ный флажок, пока все дети не перейдут на другую сторону. Перевозки групп
детей осуществляются только специальными автобусами под управлением
квалифицированных водителей. Число перевозимых детей должно соответ-
ствовать количеству посадочных мест. Как при пеших прогулках, так и при
перевозках детей, группу должны сопровождать двое взрослых.
Рекомендации по обучению детей ПДД:
При выходе из дома.
2
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ре-
бенка, нет ли приближающегося транспорта.
Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, при-
остановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.
Придерживайтесь правой стороны.
Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ре-
бенка за руку.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом
машин со двора.
Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки вези-
те только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу
Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги.
Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся маши-
ны.
Не стойте с ребенком на краю тротуара.
Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к
повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как
оно движется по инерции.
При переходе проезжей части
Переходите
дорогу
только
по
пешеходному
переходу
или
на
пере-
крестке.
Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
3
Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно
дорогу.
Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или ку-
стов, не осмотрев предварительно улицу.
Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели дру-
зей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внима-
тельно следить за началом движения транспорта.
Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить
надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта
Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, вы-
бежать на проезжую часть.
Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверя-
ми).
Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное
место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на
дорогу).
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах:
Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмот-
рите улицу в обоих направлениях.
Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не
опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе
иметь запас времени.
Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим пове-
дением формируется ежедневно под руководством родителей.
Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами,
что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
4
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил
дорожного движения.
Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок
должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком
«Пешеходный переход».
Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В против-
ном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой
на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут
с большой скоростью и т.д.
Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предвари-
тельно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её по-
вторяли.
Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Правила дорожного движения для детей
(детские стихи про правила безопасности на дороге)
Не беги через дорогу!
Перейти через дорогу
Поводов найдется много:
То с мороженым киоск,
То котенок, то барбос.
Но и ради осьминога
Не беги через дорогу.
Вася бегать так любил,
И его автобус сбил.
5
Он теперь живет в больнице,
Даже выходить боится.
У него несчастный вид –
Бедный Вася – инвалид.
Не видать ему футбола,
Не ходить с друзьями в школу.
Вряд ли стоила того
Опрометчивость его.
С мамой через дорогу
Способ безопасный самый:
Перейти дорогу с мамой.
Уж она не подведет,
Нас за ручку доведет.
Но гораздо будет лучше,
Если нас она научит,
Как без бед и по уму
Сделать это самому.
Подземный переход
Рассказала мама Роде
О подземном переходе,
По которому народ
Под дорогою идет.
Родион с подружкой Татой
Носят с той поры лопаты –
Чтоб под трассой на пути
Ход прорыть и перейти.
Было б проще им, однако,
Переход найти по знаку.
6
Светофор
Учит дедушка Егора
Говорить со светофором:
«У него язык простой –
Смотрит красным глазом – стой!
А зажжет зеленый глаз –
Значит, пропускает нас.
И, пока не смотрит красным,
На дороге безопасно».
Вертит головой Егор:
«Где же дядя-светофор?»
Мы его узнаем сразу –
Одноногий и двуглазый.
«Зебра»
Рассказал Илья Володе,
Что с сестрой по зебре ходит,
И, пока они идут,
Все авто стоят и ждут.
Но решил Володя: «Жалко
Зебру брать из зоопарка!»
Ну никак он не поймет,
Что та зебра-переход –
Не скакун четвероногий,
А полоски на дороге.
Посмотри налево, посмотри направо!
У шоссе брат учит Славу:
«Взгляд налево, взгляд направо!
7
Если нет машин вблизи,
То иди, не тормози!
Если же машина близко,
Стой, как во поле редиска!»
Слава сразу загрустил:
«Долго тут еще расти?»
Светофор автомобильный
Показал Валера Дане
Светофор с тремя глазами,
Что глядит зачем-то вбок
Прямо на машин поток,
И они, определенно,
Едут на сигнал зеленый.
Даня к выводу пришел:
«Светофор с ума сошел!»
И пожаловался маме.
Но она сказала Дане:
«Делать вывод не спеши –
Светофор тот для машин.
Значит должен пешеход
Делать всё наоборот!
Для машин зажжется красный –
Пешеходам безопасно!
Для машин зеленый свет –
Пешеходам хода нет!
Если желтый загорится,
Жди, какой потом включится».
Больше Даню с этих пор
Не обманет светофор.
8
На дороге не играй
Ян, Тимур, Олег и Валя
Близ шоссе в футбол играли.
Вале пас, Олегу пас,
Ян Тимуру пас, и раз! –
Промахнулся Ян немного –
Мяч упрыгал на дорогу.
Будет там теперь лежать,
Ведь нельзя за ним бежать.
Их водители ругают:
«На дороге не играют!»
Обходи автобус сзади, а трамвай спереди
Говорит Сережа Наде:
«Обойди автобус сзади!
И при этом на трамвай
Тапочкой не наступай!
Мы ж с тобой учили вроде –
Спереди трамвай обходят!
А теперь…» Он сам не знал,
Как обходят самосвал...
Источники:
1.
Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. – М.: «Транс-
порт», 2009. – 125 с.
2.
Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.
М.: «Просвещение», 2003. – 195 с.
9
3.
Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах
дорожного движения. – М.: «Просвещение», 2005. – 124 с.
4.
Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». – М.: «Просвещение»,
2009. – 97 с.
5.
Юрянин П.Ю. Светофор. – М.: Издательство «Детская литера-
тура», 2001. – 96 с.
10