Напоминание

"Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения"


Автор: Иванова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с

правилами дорожного движения
Иванова Людмила Викторовна, воспитатель муниципального бюд- жетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбини- рованного вида № 64 г. Белгород Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы позна- комим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей груп- пы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорож- ного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Обучение дошкольников культуре поведения на улице тес- но связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дис- циплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причи- ной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированно- му поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообща- емые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не зна- чит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое за-
крепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. За- нятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. При обучении детей в до- школьных учебных заведениях пра- вилам дорожного движения обяза- тельно должны присутствовать раз- личные методические материалы. Это детская художественная и мето- дическая литература, конспекты за- нятий, картины, плакаты, диафильмы, кинофильмы, пособия для игр и заня- тий. Очень хорошо, если на участках детских садов оборудуются специаль- ные автоплощадки, которые представляют собой уменьшенную копию дорог с перекрестками нескольких типов. С помощью игровых транспортных средств (велосипеды, машины с педалями) на таких площадках дети получа- ют практические знания о правилах движения и дорожных знаках. Существуют правила дорожного движения для дошкольников также и для групповых походов или перевозок детей в сопровождении воспитателей. При пеших передвижениях дети строятся обычно в два ряда, идут только по тротуару или обочине. Переходить дорогу необходимо только в положенных местах, при этом воспитатель должен стоя на середине дороги держать крас- ный флажок, пока все дети не перейдут на другую сторону. Перевозки групп детей осуществляются только специальными автобусами под управлением квалифицированных водителей. Число перевозимых детей должно соответ- ствовать количеству посадочных мест. Как при пеших прогулках, так и при перевозках детей, группу должны сопровождать двое взрослых.
Рекомендации по обучению детей ПДД:
При выходе из дома. 2
 Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ре- бенка, нет ли приближающегося транспорта.  Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, при- остановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности. При движении по тротуару.  Придерживайтесь правой стороны.  Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.  Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ре- бенка за руку.  Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.  Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки вези- те только по тротуару. Готовясь перейти дорогу  Остановитесь, осмотрите проезжую часть.  Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.  Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.  Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся маши- ны.  Не стойте с ребенком на краю тротуара.  Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.  Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. При переходе проезжей части  Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на пере- крестке.  Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.  Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. 3
 Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.  Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.  Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или ку- стов, не осмотрев предварительно улицу.  Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели дру- зей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.  При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внима- тельно следить за началом движения транспорта.  Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.  При посадке и высадке из транспорта  Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, вы- бежать на проезжую часть.  Подходите для посадки к двери только после полной остановки.  Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверя- ми).  Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах:
 Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмот- рите улицу в обоих направлениях.  Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.  Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим пове- дением формируется ежедневно под руководством родителей.  Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. 4
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход». Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В против- ном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предвари- тельно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её по- вторяли. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Правила дорожного движения для детей
(детские стихи про правила безопасности на дороге)
Не беги через дорогу!
Перейти через дорогу Поводов найдется много: То с мороженым киоск, То котенок, то барбос. Но и ради осьминога Не беги через дорогу. Вася бегать так любил, И его автобус сбил. 5
Он теперь живет в больнице, Даже выходить боится. У него несчастный вид – Бедный Вася – инвалид. Не видать ему футбола, Не ходить с друзьями в школу. Вряд ли стоила того Опрометчивость его.
С мамой через дорогу
Способ безопасный самый: Перейти дорогу с мамой. Уж она не подведет, Нас за ручку доведет. Но гораздо будет лучше, Если нас она научит, Как без бед и по уму Сделать это самому.
Подземный переход
Рассказала мама Роде О подземном переходе, По которому народ Под дорогою идет. Родион с подружкой Татой Носят с той поры лопаты – Чтоб под трассой на пути Ход прорыть и перейти. Было б проще им, однако, Переход найти по знаку. 6

Светофор
Учит дедушка Егора Говорить со светофором: «У него язык простой – Смотрит красным глазом – стой! А зажжет зеленый глаз – Значит, пропускает нас. И, пока не смотрит красным, На дороге безопасно». Вертит головой Егор: «Где же дядя-светофор?» Мы его узнаем сразу – Одноногий и двуглазый.
«Зебра»
Рассказал Илья Володе, Что с сестрой по зебре ходит, И, пока они идут, Все авто стоят и ждут. Но решил Володя: «Жалко Зебру брать из зоопарка!» Ну никак он не поймет, Что та зебра-переход – Не скакун четвероногий, А полоски на дороге.
Посмотри налево, посмотри направо!
У шоссе брат учит Славу: «Взгляд налево, взгляд направо! 7
Если нет машин вблизи, То иди, не тормози! Если же машина близко, Стой, как во поле редиска!» Слава сразу загрустил: «Долго тут еще расти?»
Светофор автомобильный
Показал Валера Дане Светофор с тремя глазами, Что глядит зачем-то вбок Прямо на машин поток, И они, определенно, Едут на сигнал зеленый. Даня к выводу пришел: «Светофор с ума сошел!» И пожаловался маме. Но она сказала Дане: «Делать вывод не спеши – Светофор тот для машин. Значит должен пешеход Делать всё наоборот! Для машин зажжется красный – Пешеходам безопасно! Для машин зеленый свет – Пешеходам хода нет! Если желтый загорится, Жди, какой потом включится». Больше Даню с этих пор Не обманет светофор. 8

На дороге не играй
Ян, Тимур, Олег и Валя Близ шоссе в футбол играли. Вале пас, Олегу пас, Ян Тимуру пас, и раз! – Промахнулся Ян немного – Мяч упрыгал на дорогу. Будет там теперь лежать, Ведь нельзя за ним бежать. Их водители ругают: «На дороге не играют!»
Обходи автобус сзади, а трамвай спереди
Говорит Сережа Наде: «Обойди автобус сзади! И при этом на трамвай Тапочкой не наступай! Мы ж с тобой учили вроде – Спереди трамвай обходят! А теперь…» Он сам не знал, Как обходят самосвал...
Источники:
1. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. – М.: «Транс- порт», 2009. – 125 с. 2. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М.: «Просвещение», 2003. – 195 с. 9
3. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: «Просвещение», 2005. – 124 с. 4. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». – М.: «Просвещение», 2009. – 97 с. 5. Юрянин П.Ю. Светофор. – М.: Издательство «Детская литера- тура», 2001. – 96 с. 10


В раздел образования