Автор: Садырева Людмила Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: г. Верхний Уфалей, Челябинской области
Наименование материала: разработка урока
Тема: Умножение многочлена на многочлен
Раздел: среднее образование
Тема: Умножение многочлена.
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по
теме умножение многочленов
2. Развивать творческую и познавательную активности учащихся, логическое
мышление, память.
3. Формировать интерес к математике, коммуникативную и эмоциональную
культуру
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний
Ход урока.
Орг. Момент
Здравствуйте, меня зовут Людмила Леонидовна, сегодня я проведу у вас урок
алгебры и хочу пожелать всем нам успешной, плодотворной работы. Я
предлагаю вам быть дешифраторами. А вы знаете, кто это?
(слайд 1) Дешифратор Дешифратор в Энциклопедическом словаре:
- устройство для автоматической расшифровки сообщения и перевода
содержащейся в нем информации на язык воспринимающей системы. Людей,
которые работают с данным устройством, тоже называют дешифраторами.
На уроке мы будем расшифровывать различную информацию. Начнём нашу
работу. У вас на столах лежат рабочие карты дешифратора, с которой мы
будем работать весь урок. Все нашли. Запишите число в рабочей карте.
Прочитайте задание 1, это задание вы выполняете в парах и
расшифровываете слово. Как только закончите работу, положите ручки.
Задание 1. Устный счёт. Запишите в таблицу буквы, соответствующие
найденным ответам.
О 2,8 · 5 (14)
Н 900 : 150 (6) Л 3,6 : 9 (0,4)
Ч – 7 · 12 (-84)
Г - 7,5 : 2,5 (- 3)
М 12,3 – 4,8 (7,5)
Е 386 + 214 (600)
7,5
6
14
- 3
14
- 84
0,4
600
6
м
н
о
г
о
ч
л
е
н
(слайд 2) Прочитайте слово, которое вы расшифровали. Молодцы, хорошо.
Оцените себя. Отметку поставьте с специальной графе справа.
1
Скажите, пожалуйста, что такое многочлен? (многочленом называется
сумма одночленов)
Я многочлен от слова «много»
Во мне всегда сидит тревога:
Как одночлены все собрать?
В какую сумму записать?
Какие действия в примерах вы выполняли, чтобы расшифровать слово?
(умножение, деление, сложение и вычитание)
А можно ли совершать эти действия с многочленом, как вы думаете? (да)
Какие действия с многочленами вы уже умеете делать? (складывать,
вычитать, умножать)
С каким из этих действий будем работать сегодня? Определите тему
урока?
(слайд 3) В рабочих картах записываем тему урока: «Умножение
многочленов»
(слайд 4) Как сказал греческий учёный философ Аристотель «Ум
заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».
Сегодня, мы будем закреплять, и отрабатывать умение умножать
многочлены. Помните, в начале урока мы договорились, вы сегодня
дешифраторы. В течение всего урока будем расшифровывать одно очень
важное для нашей темы слово.
После выполнения каждого задания будет открываться 1 буква в слове.
(слайд 5) Задание 2. Выполните умножение многочленов.
(4х + у)(2х – у) = 4х ∙2х + у ∙ 2х – 4х ∙ у – у ∙ у = 8х
2
+ 2ху – 4ху – у
2
=
= 8х
2
– 2ху – у
2
Молодцы, хорошо. Оцените себя. Для нас отрыта первая БУКВА П
(слайд 6) Найдите в картах Задание 3. Прочитайте задание. С этим
заданием вы работаете по рядам. От каждого ряда нужен один
представитель к доске. Вместо точек вам надо записать выражения.
а) (4а – 3)(2а + 5) = 8а
2
– __ + 20а ____ 15 = 8а
2
___ 14а – ____
(4а – 3)(2а + 5) = 8а
2
– 6а + 20а – 15 = 8а
2
+ 14а – 15
б) (3х – 5)(5х + 4) = 15х
2
– ___ + 12х _____ 20 = 15х
2
____ 13х – ___
(3х – 5)(5х + 4) = 15х
2
– 25х + 12х – 20 = 15х
2
– 13х – 20
2
в) (2а – 4)(3а + 8) = 6а
2
– ____ + 16а _____ 32 = 6а
2
____ 4а – ____
(2а – 4)(3а + 8) = 6а
2
– 12а + 16а – 32 = 6а
2
+ 4а – 32
Хорошо, сравните своё решение с решениями на доске. Оцените
себя. Открываем вторую букву это БУКВА О
(Слайд 7) Следующее прочитайте задание. Задание 4. Найдите ошибку в
записи.
а) (2а – 1)(3а + 2) = 6а
2
– 3а + 4а + 2 = 6а
2
+ а + 12
(2а – 1)(3а + 2) = 6а
2
– 3а + 4а – 2 = 6а
2
+ а – 2
б) (2а – 5)(3 – 4а) = 6а – 15 + 8а + 20а = 18а – 15
(2а – 5)(3 – 4а) = 6а – 15 – 8а
2
+ 20а = – 8а
2
+ 26а – 15
Молодцы, хорошо, оцените себя. И для нас открыта третья БУКВА Л
(слайд 8) Задание 5. Решите уравнение по вариантам. Самопроверка.
а) (2х + 4)(3х – 3) – 6х
2
= 0
б) (х + 4)( 4х – 12) – 4х
2
= 0
Самопроверка.
а) (2х + 4)(3х – 3) – 6х
2
= 0
б) (х + 4)( 4х – 12) – 4х
2
= 0
6х
2
– 6х + 12х – 12 – 6х
2
= 0
4х
2
– 12х + 16х – 48 – 4х
2
= 0
6х – 12 = 0
4х – 48 = 0
6х = 12
4х = 48
х = 12 : 6
х = 48 : 4
х = 2 Ответ: 2
х = 12 Ответ: 12
Оцените себя. Вам открыта БУКВА И
(слайд 9) Задание 6. Прочитайте задание. Установите соответствие,
соедините стрелочкой тождественно равные выражения. Эту работу вы
выполняете в парах.
(а + 3)(а – 3)
х
2
– х + 20
(х + 4)(х – 5)
х
2
– 2х – 80
(х – 10)(х + 8)
а
2
– 9
3
Оцените работу. Следующая БУКВА Н
(слайд 10) Задание 7. Дешифраторы немного волшебники, я предлагаю вам
арифметический фокус.
Задумайте однозначное число
Увеличьте его на 2
Умножьте результат на задуманное число
Прибавьте 10
Вычтите квадрат задуманного числа
Вычтите удвоенное задуманное число
У вас получилось 10.
У кого получилось 10, тот верно выполнил все вычисления.
Для нас открыта следующая БУКВА О.
(слайд 11) Задание 8. Продолжите равенство
а) (a + b)( b – 8) = ab – 8a ______________
(a + b)( b – 8) = ab – 8a + b
2
– 8b
б) (х – 2)(х + 5) = х
2
________________
(х – 2)(х + 5) = х
2
+ 5х – 2х – 10 = х
2
+ 3х – 10
Хорошо, оцените себя. А теперь поднимите руку те, кто поставил себе за
урок 8 пятёрок, молодцы. А кто поставил 7 пятёрок, поднимите руку,
хорошо. Кто 6 пятёрок, вы тоже хорошо поработали на уроке. Домашнее
задание у вас записано в рабочих картах. При верном выполнении всех
заданий отметка 5, двух заданий отметка 4, выполнение теста задания
отметка 3
Выполните тест и обведите кружком букву, соответствующую правильному
ответу.
1 вариант 2 вариант
1. Выполните умножение: 1. Выполните умножение:
(а-2)(а
2
-3а+6) (х-2)(х
2
+2х-3)
а) а
3
-5а
2
+12а-12 а) х
3
-7х+6
б) а
3
-5а
2
-12
б) х
3
+4в
2
-4в +6
в) а
3
-а
2
+12а
в) в
3
+4в
2
-7в +6
2. Является ли тождеством 2. Является ли тождеством
выражение: выражение:
4
(х-2)(х+2)= х
2
-4 (3-х)(3+х) = 9-х
2
а) да а) да
б) нет
б) нет
3. Выполните умножение.
3. Выполните умножение.
(6а+х)(2а-3х)
(6а+х)(2а-3х)
4. Решите уравнение
4. Решите уравнение
(х-1)(2+х) = 1106+х
2
(х-1)(2+х) = 1106+х
2
И последняя нам открыта БУКВА М.
Решив правильно все задания какое слово получилось? ПОЛИНОМ,
кто знает, что оно означает?
В переводе с греческого, многочисленный, то есть многочлен имеет
второе название полином.
Мы собрали полином
И узнали всё о нём
А сейчас мы про урок
Подберём всего семь строк.
Ребята, на каждую букву этого слова подберите ответ на вопрос. Каким
был для вас урок?
П О Л И Н О М
О
Л
О
Д
Ц
Ы
Спасибо за урок. Урок окончен.
5